'

ИТОГОВОЕ сочинение (ИЗЛОЖЕНИЕ)

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

ИТОГОВОЕ сочинение (ИЗЛОЖЕНИЕ) 05 декабря 2014 г.


Слайд 1

Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачей выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Итоговое сочинение позволит проверить речевые компетенции обучающегося, умение обращаться к литературному материалу, выбирать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.


Слайд 2

Темы сочинений 102. Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 202. «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина) 302. Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс. 401. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? 502. Что важнее: любить или быть любимым


Слайд 3

Критерий 1 Критерий № 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».


Слайд 4

Критерий 2 Аргументация. Привлечение литературного материала Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».


Слайд 5

Критерий 3 Композиция и логика рассуждения Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».


Слайд 6

Критерий 4 Качество письменной речи Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».


Слайд 7

Критерий 5 Грамотность Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).


Слайд 8

Рекомендации по квалификации ошибок При проверке сочинения (изложения) учитываются следующие виды ошибок: 1) несоответствие содержания сочинения теме или подмена темы; 2) фактические ошибки, связанные с отсутствием у пишущего достоверной информации по обсуждаемой теме, незнанием (или слабым знанием) текста художественных произведений, историко-литературного и культурно-исторического контекста, неверным или неточным использованием терминов и понятий


Слайд 9

3) логические ошибки, связанные с нарушением законов логики как в пределах одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста, например: сопоставление (противопоставление) различных по объему и содержанию понятий, использование взаимоисключающих понятий, подмена одного суждения другим, необоснованное противопоставление, установление неверных причинно-следственных связей, несоответствие аргументации заявленному тезису; неправильное формирование контраргументов; отсутствие связи между сформулированной проблемой и высказанным мнением в связи с обозначенной в сочинении проблемой; неиспользование или неправильное использование средств логической связи, неправильное деление текста на абзацы;


Слайд 10

4) речевые (в том числе стилистические) ошибки, нарушение стилевого единства текста; 5) грамматические ошибки; 6) орфографические и пунктуационные ошибки; 7) несоблюдение требуемого объема.


Слайд 11

Фактические ошибки Нарушение требования достоверности в передаче фактического материала вызывает фактические ошибки, представляющие собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей. Выделяются две категории фактических ошибок. 1. Фактические ошибки, связанные с привлечением литературного материала (искажение историко-литературных фактов, неверное именование героев, неправильное обозначение времени и места события; ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т. п.); неверное указание даты жизни писателя или времени создания художественного произведения, неверные обозначения топонимов, ошибки в употреблении терминологии, неправильно названные жанры, литературные течения и направления и т. д.


Слайд 12

2. Ошибки в фоновом материале – различного рода искажения фактов, не связанных с литературным материалом. Фактические ошибки можно разделить на грубые и негрубые. Если экзаменуемый утверждает, что автором «Евгения Онегина» является Лермонтов, или называет Татьяну Ларину Ольгой – это грубые фактические ошибки. Если же вместо «Княжна Мери», выпускник написал «Княжна Мэри», то эта ошибка может оцениваться экспертом как фактическая неточность или описка и не учитываться при оценивании работы.


Слайд 13

Муж Веры разрешает позвонить ей в последний раз А. Шолохов – мальчик сидел возле бара


Слайд 14

В 1 т «Войны и мира» описываются события Первой мировой войны Это роман о войне 1812 года, где князь Андрей лежит на поле и видит небо «Война и мир» – конец 19 века Книги учат взаимопониманию между разными поколениями. Так Николай Ростов доверил выбор невесты своей матери, Петруша не пошел на войну, чтобы не расстраивать мать. Роман-апопея Евгений Базаров - книголюб


Слайд 15

Логические ошибки Логическая ошибка – нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов. Логические ошибки включают широкий спектр нарушений в построении развернутого монологического высказывания на заданную тему, начиная с отступлений от темы, пропуска необходимых частей работы, отсутствия связи между частями и заканчивая отдельными логическими несообразностями в толковании фактов и явлений. К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся:


Слайд 16

1) нарушение последовательности высказывания; 2) отсутствие связи между частями высказывания; 3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли; 4) раздробление микротемы другой микротемой;


Слайд 17

5) несоразмерность частей высказывания; 6) отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.; 7) нарушение причинно-следственных связей; 8) нарушение логико-композиционной структуры текста


Слайд 18

Не уподобляйтесь животным! Зная таких великих русских писателей как Пушкин, Лермонтов, хотелось бы обратиться к роману Л. Толстого «Война и мир» Петя погибает от шальной пули, выстреленной в него Без сострадания человек подобен животному, которое не способно на помощь другим людям в трудной ситуации


Слайд 19

Речевые ошибки Речевая (в том числе стилистическая) ошибка – это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.


Слайд 20

К речевым (в том числе стилистическим) ошибкам следует относить: 1) употребление слова в несвойственном ему значении; 2) употребление иностилевых слов и выражений; 3) неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств;


Слайд 21

4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений; 5) смешение лексики разных исторических эпох; 6) нарушение лексической сочетаемости (слова в русском языке сочетаются друг с другом в зависимости от их смысла; от традиций употребления, вызванных языковой практикой (слова с ограниченной сочетаемостью);


Слайд 22

7) употребление лишнего слова (плеоназм); 8) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология); 9) необоснованный пропуск слова; 10) бедность и однообразие синтаксических конструкций; 11) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.


Слайд 23

Разграничение видов речевых (в том числе стилистических) ошибок особенно важно при оценивании работ отличного и хорошего уровня. В то же время следует помнить, что соблюдение единства стиля – самое высокое достижение пишущего. Поэтому отдельные стилистические погрешности, допущенные школьниками, предлагается считать стилистическими недочетами.


Слайд 24

Проведенная апробация выявила следующие речевые ошибки: нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы, немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.


Слайд 25

Убил старушку (Раскольников) Наташа освобождает свои повозки Как низок лик войны Показывает вид Иностранный писатель Джек Лондон Князь Андрей – человек зажиточный


Слайд 26

К наиболее частотным ошибкам относятся следующие: 1. Неразличение (смешение) паронимов: Хищное (вместо хищническое) истребление лесов привело к образованию оврагов; В конце собрания слово представили (вместо предоставили) известному ученому; В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом на: взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь, а глагол заглянуть, который необходимо употребить в этом предложении, имеет дополнение с предлогом в).


Слайд 27

2. Ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним место; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены).


Слайд 28

3. Ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, а не веселый и мажорный не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака).


Слайд 29

4. Нарушение лексической сочетаемости: В этом книжном магазине очень дешевые цены; Леонид вперед меня выполнил задание; Узнав об аварии, начальник скоропостижно прибыл на объект.


Слайд 30

Грамматические ошибки Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте. Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.


Слайд 31

Грамматические ошибки состоят в ошибочном словообразовании, ошибочном образовании форм частей речи, в нарушении согласования, управления, видовременной соотнесенности глагольных форм, в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, в смешении прямой и косвенной речи в нарушении границ предложения.


Слайд 32

Орфографические ошибки Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях, например: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина


Слайд 33

На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Напомним соответствующий фрагмент из «Норм оценки знаний, умений и навыков по русскому языку». Среди орфографических ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.


Слайд 34

К негрубым относятся ошибки 1) в исключениях из правил; 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; 4) в написании и и ы после приставок; 5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.).


Слайд 35

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку


Слайд 36

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.


Слайд 37

При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие ошибки: 1. В переносе слов. 2. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта). 3. В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог. 4. При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).


Слайд 38

В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент... (дон Педро и Дон Кихот). 6. Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант). 7. На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).


Слайд 39

Графические ошибки Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной.


Слайд 40

Пунктуационная ошибка Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим


Слайд 41

В соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков по русскому языку» исправляются, но не учитываются следующие пунктуационные ошибки: 1) тире в неполном предложении; 2) обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным; 3) запятые при ограничительно-выделительных оборотах; 4) различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми; 5) в передаче авторской пунктуации.


Слайд 42

Среди пунктуационных ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки 1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется.


Слайд 43

После ранения, когда Андрей лежал под дубом и думал о смысле жизни, увидел чистое небо Аустерлица и могучую крону старого дуба, понял, что жизнь его только началась. Петька Ростов Николай Ростов и французский барабанщик Роман о войне 1812 года, где князь Андрей лежит на поле и видит небо Болезни пересиливают лекарства и иммунитет людей (о войне 1812 г.) Хотел получить свой Тулон Андрей мечтает получить свой Титул


Слайд 44

В 1 томе «Войны и мир» происходят события - Первая мировая война Наташа освобождает свои повозки У Андрея на Аустерлице проснулось сострадание к людям


Слайд 45

Лермонтов «Старуха Изергиль» В. Быков «Сашка» Данко вскоре упал без сознания, но люди шли дальше, не замечая, как лежал несчастный Данко Раскольников не осознал, что творит глупость Если б он проявил чуточку сострадания к этой старухе, он бы ее не убил Убил старушку Желтков рассказывает о безответной любви Веры к нему


Слайд 46

Андрей Соколов борется за сохранение человечества от фашизма Лермонтов – поэт одиночка Бэла умирает от разбойника, который мстит Печорину за его лучшего друга Бывший офицер Печорин Начитанный Штольц Евгений Базаров – книголюб В прошлом веке книги были на вес золота Роман-апопея


Слайд 47

Литературные книги «Война и мир» – конец 19 века Николай Ростов доверил выбор невесты своей матери Петруша (Петя Ростов) не пошел на войну Анатоль Курагин – кутила и бабник Господин из Сан-Франциско работал не покладая рук


Слайд 48

Доставили в плен несколько французских мальчиков, которые отважно сражались за свою Родину Князь Андрей – человек зажиточный Пушкин, Лермонтов, Тургенев пытались вырвать читателя из скучных трудовых будней Рассказ «На дне» показывает нам, что будет с нами , если мы будем лениться Рассказ «Прощание с Матерым»


Слайд 49

А. Шолохов – мальчик сидел возле бара Ф. Фриц Джеральд «Великий Гетсби» М. Горький «Олеся» Хэмангуэйа «Старик и море» Сборник произведений Бальзака «Человеческая комедия» Иностранный писатель Джек Лондон Одиозный Долохов ОДИОЗНЫЙ (от латинского odiosus - ненавистный, противный), известный своими отрицательными качествами, вызывающий резко неприязненное отношение.


Слайд 50

Висев на волоске, Соня пыталась помогать… Выброс книги Гаджеты заняли плотную и большую нишу Проживающие ночлежки Показывает вид Как низок лик войны Беспощадно друг перед другом


Слайд 51

Открывается живописная картина – поле боя, много раненых и убитых, тысячи жертв Если общество не возьмется за ум, оно деградирует Не всегда дома бывает электричество, чтобы играть в комп, и тут мы обращаемся к книгам – они отвлекают от скуки «А зори здесь тихие» – героини умирают по глупости Не уподобляйтесь животным! Не стоит сильно вдаваться в работу, надо и отдыхать.


Слайд 52

Зная таких великих русских писателей как Пушкин, Лермонтов, хотелось бы обратиться к роману Л. Толстого «Война и мир» Сострадание – качество, которое необходимо иметь каждому уважающему себя человеку Я считаю, что книги несправедливо подвергли нападкам общества Одно время читать книги считалось зазорным «Война и мир» является обязательным для изучения школьникам в Российской Федерации


Слайд 53

Ремарк очень хорошо показал пользу сострадания Знаменитый на весь мир Л. Толстой Сейчас на улице дети не кормят бездомных животных Во всей литературе можно увидеть сострадание Рассмотрим литературное произведение «На дне» Без сострадания человек подобен животному, которое не способно на помощь другим людям в трудной ситуации


Слайд 54

Муж Веры разрешает Желткову позвонить ей в последний раз


Слайд 55

Книги «Гарри Поттер» С. Коллинз «Голодные игры» А. Твардовский «Рассказ танкиста»


×

HTML:





Ссылка: