'

Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: www.shepelenko.ucoz.ru

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: www.shepelenko.ucoz.ru Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2 Рамонского муниципального района Воронежской области


Слайд 1

Иван Сергеевич Тургенев. Роман «Отцы и дети». (10 класс) (1 часть)


Слайд 2

Подумай и ответь… - Каково ваше первое впечатление от произведения? Какие проблемы романа являются современными и для нас? Отношение к природе, отношения отцов и детей. - Чему можно поучиться у главного героя? Сила воли, самообладание в сценах с П.П.Кирсановым, Одинцовой; Евгений – враг всего застойного, ничего не принимает на веру, мыслит не по шаблону, стремится разобраться во всём самостоятельно. - Что порицается в романе? Чрезмерное увлечение заграничными новинками – через образ Павла Петровича Кирсанова.


Слайд 3

Создание Роман посвящён памяти русского разночинца В.Г.Белинского, был создан в период революционной ситуации в России (1859 – 1862) и отмены крепостного права. 60-е годы – время появления на арене общественной борьбы новой социальной силы – разночинцев-демократов, время ожесточённых идейных споров между ними и дворянами-либералами по коренным вопросам русской жизни. Тургенев ставит перед собой задачу в романе максимально объективно изобразить представителя нового поколения, выявить его сильные и слабые стороны.


Слайд 4

Подумай и ответь… - Открыв первую страницу романа, мы читаем: «Посвящается памяти В.Г.Белинского». Как вы думаете, почему автор посвятил свой роман именно Белинскому? Как это могло отразиться на страницах романа? Белинский был для Тургенева не только авторитетным критиком, отличавшимся резкостью, верностью, глубиной суждений, но и весьма характерным представителем демократического общества 40-х годов. Тургенев очень ценил Белинского. Демократизм критика послужили в какой-то мере источником качеств, похожих на Базарова.


Слайд 5

Создание Тургенев отобразил в романе перелом общественного сознания и размежевания общества в сложную эпоху реформ в стране. Россия переживала основательную ломку социальных, политических, духовных и нравственных отношений. Это были годы бурных споров о будущем России. Роман написан в 1861г, а издан в 1862г. Действие романа начинается 20 мая 1859г, т.е. он написал после реформы, а события показаны пореформенные: «…преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?...»


Слайд 6

Название Название романа указывает на конфликт поколений, благодаря смене которых происходит развитие любого общества. За спором двух поколений ясно виден социальный конфликт нового со старым. Речь в романе идёт не только о различии поколений, но и о противостоянии дворянства, сходящего с исторической сцены, и демократической интеллигенции, выдвигающейся в центр общественной жизни страны и представляющей её будущее. Размежевание общества отражено в противостоянии Евгения Базарова, разночинца-демократа («дети») и братьев Кирсановых, лучших из дворян-либералов («отцы»).


Слайд 7

Сюжет Сюжет романа построен на столкновении нигилиста Евгения Базарова с миром аристократов; на противопоставлении их мировоззрений и взглядов на самые злободневные вопросы времени и общества. Дворянин-аристократ Тургенев не разделял взглядов революционных демократов, но пытался понять их и представить читателю объективно. Задачи автора: 1. Создать портрет современного нигилиста, непохожего на «нигилистов» дворянского (прошлого) поколения. 2. Создать не «паспортный» портрет нигилиста, а портрет – «прогноз» современного нигилизма.


Слайд 8

Обратимся к словарю… Нигилизм – одно из множества современных идейных течений, популярно среди «детей» (молодёжи), обусловленное их неприятием мировоззрения «отцов» (старшее поколение); коренное изменение точки зрения на мир, на смысл человеческого существования и традиционных жизненных ценностей. Нигилист – разночинец-демократ по происхождению, естествоиспытатель, а не философ по убеждениям, просветитель общества. Разночинец – интеллигент, выходец из недворянских классов – мелкого чиновничества, духовенства.


Слайд 9

Особенности композиции Базаров – центральный образ Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав герой не появляется лишь в двух, в остальных является главным действующим лицом. Все остальные персонажи сгруппированы вокруг него и раскрываются во взаимоотношениях с ним.


Слайд 10

Главы I - XI Составление характеристики героев Охарактеризуйте героев по плану: - Внешность - Происхождение - Воспитание - Черты характера, образование - Общественно-политические взгляды - Отношения с окружающими - Речь, лексика.


Слайд 11

Главы I - XI Система образов романа «Отцы и дети» Базаров Н.П.Кирсанов П.П.Кирсанов Аркадий Кирсанов Одинцова Ситников, Кукшина Родители Через кольцевую композицию показана эволюция героя Все лица романа группируются вокруг Базарова, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттесняют те или иные его черты, подчёркивают его превосходство, ум, силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов.


Слайд 12

Главы I - XI. Подумай и ответь… - Как Аркадий относится к своему отцу? - Какие взаимоотношения между ними?


Слайд 13

Главы I - XI. Имение Кирсановых «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами».


Слайд 14

Главы I - XI. Подумай и ответь… - Какие первые впечатления сложились у Базарова и Кирсанова друг о друге? На основании чего они возникли? Знал ли что-нибудь Базаров о людях, к которым он приезжает в гости? Аркадий лишь говорил ему, что его родители – «добрые люди». Аркадий позднее рассказывает биографию дяди. П.П.Кирсанов тоже ничего не знает о Базарове; Н.П.Кирсанов – мало: по дороге Аркадий представил своего друга как доброго приятеля, чудесного малого. Значит, главное – внешний вид, облик героя. - Что особенно выделил автор в портрете Базарова? Что даёт портрет для понимания характера этого человека? Иронию и спокойствие выдаёт улыбка Базарова, самоуверенность и ум видны в его лице. Одежда обличает в нём демократизм и простоту привычек; обнажённые красные руки говорят о трудной судьбе. То, что это не дворянин, а человек другого круга, Кирсановы увидели сразу.


Слайд 15

Главы I - XI. Подумай и ответь… Управление имением - Кто из братьев занимался делами по управлению имением и почему? Николай Петрович Кирсанов Павел Петрович Кирсанов


Слайд 16

Главы I - XI. Подумай и ответь… - Какие черты характера Павла Петровича вы бы могли назвать, прочитав его портретное описание? Аристократизм, изысканность вкусов, стремление к франтовству и желчность характера; архаичность и бессмысленность аристократизма сразу бросаются в глаза. - Что вы можете сказать о Николае Петровиче? Выглядит более демократично, его не смущает запылённая одежда, но и у него «Пальто и клетчатые панталоны», а не «балахон с кистями». Базаров увидел в нём доброту и робость. По описанию его прошлого мы видим, что он стремится не отстать от века.


Слайд 17

Главы I - XI. Подумай и ответь… - Расскажите историю жизни Павла Петровича. Пытается оправдать поведение своего дяди. - С какой целью Аркадий рассказывает биографию дяди? - Как воспринял её Базаров? Верна ли фраза Аркадия, что Павел Петрович «скорее сожаления достоин, чем насмешки», можно ли согласиться с Аркадием? Базаров не принимает образ жизни П.П.Кирсанова. Павел Петрович вошёл в жизни по проторённой дороге – пошёл по стопам своего отца. - А по каким стопам идёт Базаров? Его слова – «Всякий человек сам себя воспитывать должен».


Слайд 18

Сравнительная характеристика братьев


Слайд 19

Сравнительная характеристика братьев


Слайд 20

Сравнительная характеристика братьев


Слайд 21

Главы I - XI. Определение «нигилиста» в романе «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип». (Аркадий, глава V)


Слайд 22

Главы I - XI. «в теперешнее время» самодержавно-крепостнический строй и религию искусство за непрактичность аристократизм пустословие, безделие либералов поверхностность брак (как юридические отношения) романтику чувств природу отвлечённую теоретическую науку авторитеты Что отрицает Базаров?


Слайд 23

Главы I - XI. Подумай и ответь… Диалог этой главы и большинства других является характерной особенностью композиции романа. - Как вы думаете, что преобладает в главе: описание, повествование, диалог? - Как можно объяснить такое количество диалогов в романе? Большое количество диалогов обусловлено содержанием романа. Наличие острого конфликта придаёт произведению драматичность, а преобладание диалогов с авторскими замечаниями говорит об известной сценичности романа. В X главе происходит открытый идеологический конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми.


Слайд 24

Главы I - XI. Подумай и ответь… Основные линии спора: - Об отношении к дворянству, аристократии и её принципам - О принципе деятельности нигилистов - Об отношении к народу - О взглядах на искусство и природу - Выделите основные вопросы спора. Есть ли между ними связь?


Слайд 25

Главы I - XI. Подумай и ответь… Из этого диалога следует, что Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения. Эту систему Базаров разбивает простыми доводами. Убеждения, что аристократы – основа общественного блага, разбиваются меткими замечаниями Базарова: от аристократов нет никакой пользы, их основное занятие – ничегонеделание. Они заботятся только о себе, о своём внешнем виде. Аристократизм – бесполезное слово. - Первая мысль спора (8 глава), возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича. Кто победил в этом споре? 1 линия спора – об отношении к дворянству, аристократии, её принципам Итог спора: Павел Петрович «побледнел» и не заводил больше разговора об аристократизме.


Слайд 26

Главы I - XI. Подумай и ответь… Нигилисты действуют обдуманно, исходят из принципа полезности для общества. Они отрицают общественный строй, т.е. самодержавие, религию. Базаров замечает, что «свобода», о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт впрок. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность. - Каковы принципы нигилистов, что они отвергают? 2 линия спора – о принципах нигилистов - Какие недостатки можно заметить во взглядах Базарова? Строить на разрушенном месте он не считает своим делом. У Базарова нет положительной программы.


Слайд 27

Главы I - XI. Подумай и ответь… Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы по сравнению с Базаровым. - Каково отношение Кирсанова к этой позиции Базарова? 2 линия спора – о принципах нигилистов - Есть ли в романе единомышленники Базарова? Нигилистами себя считают Ситников и Кукшина.


Слайд 28

Главы I - XI. Подумай и ответь… Ситников хлопочет по откупам отца; Кукшина «действительно помещица», - так говорит она о себе, исправно управляет своим имением. Оба героя восприняли лишь внешнюю форму нигилизма. - Что мы знаем об этих героях? 2 линия спора – о принципах нигилистов - В чём разница отношения автора к Базарову и Кукшиной с Ситниковым? Тургенев уважительно относится к Базарову и с иронией, пренебрежительно к Ситникову и Кукшиной, потому что убеждения Базарова глубже и искреннее, а у этих людей они фальшивые. Кукшина – карикатура на тех, кто рядится под новых людей. Подобные ей не могут быть настоящими учениками Базарова, т.к. у них нет идеологической основы нигилизма. Ситников и Кукшина – подражатели Базаров.


Слайд 29

Главы I - XI. Подумай и ответь… Базаров вставал утром рано (не как баре), со слугами разговаривает без барского тона, хотя и подтрунивает над ними; Дуняшу не могло не привлечь, что Базаров обратился к ней на «Вы» и спросил о её здоровье. Фенечка чувствует себя с Базаровым свободно. Павел Петрович не умеет разговаривать с крестьянами, он сам признаёт это. Для него крестьяне – грязные мужики, без которых, правда, не обойтись. Николай Петрович, вынужденный больше общаться с крестьянами, более демократичен, он называет камердинера «братцем», но сами простые люди относятся к Кирсановым, как к господам, а Павла Петровича боятся. - Кого крестьяне скорее признают? Докажите текстом. 3 линия спора – о русском народе


Слайд 30

Главы I - XI. Подумай и ответь… По мнению Павла Петровича, русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества. Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типы «либерализм», «прогресс». У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа. - Каким представляют себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров? 3 линия спора – о русском народе


Слайд 31

Главы I - XI. Подумай и ответь… Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок (песенка спета, слыхали мы эту песню много раз, туда и дорога, от копеечной свечи Москва сгорела). Павел Петрович не использует в речи пословицы, искажает слова, использует много иностранных слов. - Ярким свидетельством связи героя с народом может служить их речь. Что вы можете отметить в языке Базарова и Павла Петровича? 3 линия спора – о русском народе


Слайд 32

Главы I - XI. Подумай и ответь… И да, и нет. Прав, понимая, что новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам. Не прав Павел Петрович в том, что художники-передвижники, как он считает, абсолютно отказывались от традиций. Он говорит, что новые художники «бессильны и бесплодны до гадости». Базаров отрицает и старое, и новое искусство: «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его». - Павел Петрович, побеждённый во всём остальном, нашёл слабое место у Базарова и решает взять реванш. Он считает, что нигилизм, «эта зараза», уже далеко распространился и захватил область искусства. Прав ли Павел Петрович, говоря так о художниках-шестидесятниках? 4 линия спора – о расхождении во взглядах на искусство и природу


Слайд 33

Главы I - XI. Подумай и ответь… Базаров плохо знает искусство. Он не занимался искусством не потому, что не мог, а потому, что его интересовала только наука, т.к. он видел в науке силу: «Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта». Пушкина не знает и отрицает. Это было свойственно части демократической молодёжи 60-х годов, которая отдавала предпочтение изучению науки. - Вспомните, что ещё Базаров говорит об искусстве в других главах? Как можно оценить эту позицию? 4 линия спора – о расхождении во взглядах на искусство и природу - Кто же является противником Базарова в споре? Как показана ошибочность представлений об искусстве и Базарова, и П.П.? Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы.


Слайд 34

Главы I - XI. Подумай и ответь… Он не отрицает её вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь. Но Аркадий и Николай Петрович не спорят с ним, а возражают в форме робких вопросов. - Как смотрит Базаров на природу? 4 линия спора – о расхождении во взглядах на искусство и природу - Как решается эта линия спора? В 11 главе появляются пейзажи. Все приметы вечера утверждаю существование вечной красоты. Так решается последняя линия спора.


Слайд 35

Главы I - XI. Образ Фенечки Она по-своему красива, способна заинтересовать, вся «беленькая и мягкая, с тёмными волосами и глазами, с красными детски пухлявыми губками и нежными ручками». Дала Николаю Петровичу любовь, доброту, уважение, которые он заслужил. Перед нами образ «нежной традиционности», «женской обычности». Ласковая и тихая, она ведёт хозяйство, нянчится с ребёнком. Её не волнуют проблемы бытия, вопросы мировой значимости. С детства она видела своё счастье и покой в семье, и обрела его.


Слайд 36

Главы I - XI. Образ Фенечки Николай Петрович Кирсанов Любит Фенечку по-отечески нежно и преданно, счастлив от того, что имеет от неё сына. Отношение к героине


Слайд 37

Главы I - XI. Образ Фенечки Павел Петрович Кирсанов Фенечка внешностью напоминает ему княгиню Р, любовь к которой сожгла жизнь Павлу Петровичу. Поэтому Фенечка притягивает его и заставляет страдать от воспоминаний. Отношение к героине


Слайд 38

Главы I - XI. Образ Фенечки Аркадий Кирсанов Отнёсся к Фенечке доброжелательно и воспринял выбор отца как должное. В сыне Фенечки не видит соперника-наследника. Отношение к героине


Слайд 39

Главы I - XI. Образ Фенечки Евгений Базаров Федосья Николаевна ему понравилась, у него появились мысли «приударить за ней» при случае. Отношение к героине


Слайд 40

Главы XII - XXIV. Ученики Базарова. Аркадий Кирсанов Пытается понять, вникнуть, гордится дружбой, внешне подражать не пытается.


Слайд 41

Главы XII - XXIV. Ученики Базарова.


Слайд 42

Главы XII - XXIV. Ученики Базарова.


Слайд 43

Главы XII - XXIV. Ученики Базарова.


Слайд 44

Как складываются взаимоотношения героев? Главы XII - XXIV. Ученики Базарова. Преклонение Аркадия перед Базаровым (Базаров – гость в имении Кирсановых) Знакомство приятелей с Одинцовой (намечаются разногласия, обусловленные разным восприятием женской красоты и разным отношения к женскому полу: Базаров – циник; Аркадий – романтик) В имении Одинцовой начинается отдаление приятелей друг от друга (ревность) (глава XVII)


Слайд 45

Как складываются взаимоотношения героев? Главы XII - XXIV. Ученики Базарова. Отъезд Базарова и Аркадия из имения Одинцовой («тайное недовольствие» друг другом, «невысказанные подозрения») (глава XIX) Аркадий прозревает относительно взглядов и самолюбия Базарова (глава XIX) Приятели у родителей Базарова (резкое столкновение: «Но никакая дружба долго не выдержит таких столкновений») (глава XXI)


Слайд 46

Как складываются взаимоотношения героев? Главы XII - XXIV. Ученики Базарова. Отъезд Базарова и Аркадия из дома стариков Базаровых («Аркадий был недоволен им») (глава XXII) Базаров остался в Марьино (имении Кирсановых), Аркадий уехал в Никольское (имение Одинцовой)


Слайд 47

Евдоксия Кукшина Главы XII - XXIV. Лже-ученики Базарова. Виктор Ситников Пародия, карикатура


Слайд 48

Главы XII - XXIV. Лже-ученики Базарова. Саркастическое изображение Виктора Ситникова Сын откупщика, считающий себя учеником Базарова, но презираемый им. Постоянно неуверен в себе, суетлив, что проявляется в портрете: «Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом». Глупость и поверхностность героя проявляются в полном непонимании идей и воззрений, последователем которых Ситников себя объявил.


Слайд 49

Главы XII - XXIV. Лже-ученики Базарова. Пародийность Евдоксии Кукшиной - самоуверенные рассуждения о том, чего не понимает; - каша в голове из различных понятий, - неуместное употребление терминов; - стремление казаться исключительно «передовой», «развитой», «прогрессисткой» и невежественность, необразованность; - яростное желание не отстать от моды, заставившее её объявить себя «эмансипированной»; мгновенное переключение с химии на архитектуру; - приписывание себе изобретения какой- то мастики, открытия законов архитектуры.


Слайд 50

Главы XII - XXIV. Лже-ученики Базарова. Неестественность Кукшиной Беспорядок среди вещей, окружающих героиню, отсутствие уюта в доме, в котором гостиная скорее походит на рабочий кабинет, где на запылённых столах разбросаны бумаги, письма, неразрезанные журналы, везде валяются окурки папирос. Сама Кукшина наделена «маленькой и невзрачной фигуркой», в которой «не было ничего безобразного; но выражение её лица неприятно действовало на зрителя.


Слайд 51

Главы XII - XXIV. Лже-ученики Базарова. Дурные манеры, неряшливость - Уверенность, что дурные манеры и развязность – проявление прогрессивности и свободомыслия. - Неопрятность в одежде. - Появление на балу в несуразном наряде, растрёпанной – желание шокировать, эпатировать собравшихся, заставить о себе говорить, привлечь внимание нарушением общепринятых норм. - Презрительные отзывы о местном обществе и отъезд с бала в числе последних.


Слайд 52

Главы XII - XXIV. Лже-ученики Базарова. Отношение к лже-ученикам Базаров: «Ситниковы нам необходимы… Мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!» Позиция И.С.Тургенева: если нигилизм Базарова преувеличить, то возникнут Ситников и Кукшина. В этом трагедия Базарова, утверждавшего: «Нас не так мало, как вы полагаете».


×

HTML:





Ссылка: