'

ЖОСТОВСКИЙ БУКЕТ

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

ЖОСТОВСКИЙ БУКЕТ Выполнено : Журкина Е.Э.


Слайд 1

Подмосковная деревня Жостово стала символом уникального народного искусства. Здесь уже более полутора веков многие жители владеют мастерством украшения всего одной вещи подноса. В их руках бытовой предмет обрел качества художественного произведения. Собранные в букет или раскинувшиеся садовые и полевые цветы украшают поднос и несут людям ощущение радости жизни, пробуждают в них восхищение красотой и многообразием природы. В декабре 2005 года жостовцы отметили 180-летие промысла. История возникновения жостовских подносов 2


Слайд 2

Вначале 1810–х годов предприимчивая семья крестьян Вишняковых – братья Тарас, Егор и Филипп – организовали в деревне Жостово производство лаковых табакерок. Примером для Вишняковых послужила табакерочная фабрика П.Коробова – П.Лукутина в сельце Данилково (ныне - Федоскино). История возникновения жостовских подносов 3 Из ранних произведений мастерской Вишняковых сохранились лишь две шкатулки из папье-маше. Ассортимент продукции, выпускаемой Вишняковыми, со временем расширялся, и значительное место в нем стали занимать разнообразные подносы.


Слайд 3

В это время на Руси получил широкое распространение заморский напиток – чай. Он уверенно вытеснил традиционный русский сбитень, медовуху и разнообразные травяные настои. Возник целый ритуал – чаепитие. Тульские мастера едва успевали изготавливать самовары. Непременным участником чаепития стали подносы. История возникновения жостовских подносов 4


Слайд 4

История возникновения жостовских подносов 5 Однако долгое время в центральной части России были в ходу подносы из папье-маше. Их изготавливали в местах традиционных лаковых промыслов наряду с табакерками, шкатулками и прочими предметами обихода. В Москве, в богатых домах, были и металлические расписные подносы, но делали их на Урале или Санкт-Петербурге.


Слайд 5

Лакированные подносы с росписью были известны в России уже в ХVIII веке. Славились уральские подносы из Нижнего Тагила. При этом функции подноса не исчерпывались подачей блюд при сервировке стола. Поднос мог вставляться в специальное углубление в столе и служить столешницей. На первых художественно- промышленных выставках ХIX века в Петербурге экспонировались подносы – картины разных российских фабрик. Это были дорогие изделия с ландшафтной и жанровой живописью. История возникновения жостовских подносов 6


Слайд 6

Первое упоминание об изготовлении Вишняковыми расписных металлических подносов встречается в материалах Петербургской выставки Российских мануфактурных изделий 1839 года. Изготовление подносов считалось прибыльным дело, и опыт Осипа Вишнякова поддержали не только в Жостове, но и в соседних деревнях. К середине ХIX века здесь сложился крупный крестьянский промысел: росписью подносов занимались 22 мастерские. История возникновения жостовских подносов 7 Мастерские Вишняковых оставались законодателем моды в росписи подмосковных подносов на протяжении всего XIX века. На выставках их подносы признавались лучшими по росписи, качеству лака и полировки. Секрет успеха заключался в том, что железо покрывали грунтом, многократно лакировали и тщательно полировали как с лицевой, так и с оборотной стороны.


Слайд 7

Другой крупной мастерской, в которой также изготавливали и шкатулки из папье-маше, и металлические подносы, была мастерская Цыгановых в деревне Новосильцево. Подносы Цыгановых отличались от вишняковских. Сохранились подносы с цветочным обрамлением по краю поля, с серебристыми графическими цветами. Произведения Цыгановых также неоднократно награждались медалями на выставках. История возникновения жостовских подносов 8


Слайд 8

Каких только подносов не изготавливали мастера! Трактирные, или «скатерные» достигали размеров стола, а маленькие «закусочные» - не больше тарелки. Форма у них была самой разнообразной – это и шести-восьмиугольные, овальные, прямоугольные, гитарные, круглые и даже треугольные подносы для угловых столиков. Формирование жостовской манеры росписи 9


Слайд 9

К середине 19 века в Жостове формируется своя оригинальная художественная манера, приемы и технологические особенности росписи. Основным мотивом становиться цветочный букет на черном или красном фоне. В основе жестовского искусства лежит свободный кистевой мазок, находящийся в прямой связи с традицией народной росписи на деревянных и берестяных изделиях. Традицией становится импровизация нанесения рисунка. Художник пишет не с натуры или образца, а ориентируется на свое воображение и композиционные приемы, отточенные практикой поколений. Основной мотив росписи – цветочный букет – имеет несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод и птиц. Формирование жостовской манеры росписи 10


Слайд 10

Изготавливается поднос из обычного листового железа. Выкованные изделия перед росписью тщательно шлифуются, затем покрываются двухслойным грунтом на основе каолина и сажи. После повторной шлифовки на поднос наносится несколько слоев цветного лака с полировкой каждого слоя. После завершения подготовительного процесса поднос поступает к живописцу. Особенности производства 11


Слайд 11

При росписи жостовских подносов используются маслянные краски на скипидаре, наносимые мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой. Первая – «подмалевок», когда мастер широкой кистью, без предварительного рисунка, набрасывает силуэт композиции и определяет основной колорит. Особенности росписи 12


Слайд 12

Затем поднос покрывают прозрачным лаком, полируют и возвращают художнику. Сильными сочными мазками полупрозрачной краски художник подчеркивает затененные места – наносит «тенежку», после чего осуществляет «бликовку» - выполняет белилами блики на цветах и листьях, подчеркивая их объемы. Особенности росписи 13


Слайд 13

Завершают работы по выявлению основных форм букета «чертежка» и «посадка семенцов» - прорисовка тонкими линиями прожилок, лепестков, изображение пестиков и тычинок. Особенности росписи 14 И наконец в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор – делается «привязка».


Слайд 14

Борта подноса украшаются тонким декоративным орнаментом. После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями маслянного лака с просушкой и полировкой. Последняя операция – наводка зеркального блеска – выполняется ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка. Особенности росписи 15


Слайд 15

Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, ее грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает черным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т.д. Этапы росписи. Грунтовка. 16


Слайд 16

Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. Этапы росписи. Замалевок. 17


Слайд 17

Следующий этап росписи после замалевка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенежка» созвучно слову «тень». У цветов появляется объем, обозначаются теневые места растений. Этапы росписи. Тенежка. 18


Слайд 18

Пожалуй, самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть – утончаются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции. Этапы росписи. Прокладка. 19


Слайд 19

Наложение бликов выявляет свет и объем. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит. Этапы росписи. Бликировка. 20


Слайд 20

Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специально тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи – рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов. Этапы росписи. Чертежка. 21


Слайд 21

Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживляется в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном. Этапы росписи. Привязка. 22


Слайд 22

Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным. Этапы росписи. Уборка. 23


Слайд 23

Цель. Знакомство с традиционным русским художественным промыслом — «Жостовская роспись». Организация занятия. Это вводное занятие, на котором дети получают самое общее представление о данном виде народного промысла, его истории и этапах развития. Вначале преподаватель рассказывает об истории возникновения декоративной росписи по металлу. Привлечение дополнительного материала из альбомов, слайдов, плакатов усилит наглядность занятия. Обратите внимание детей на то, что основным мотивом жостовский росписи является букет на черном лаковом фоне. Роспись данного промысла отличается тщательной выписанностью каждого цветка и тонкой колористической гаммой, которая достигается благодаря последовательному нанесению слоев росписи. Используя наглядный ряд с изображением этапов послойного жостовского письма, учитель знакомит с технологией изготовления подносов. Дети активно участвуют в разговоре, находя различия в двух рядом рас­положенных картинках. В тех случаях, когда технологический процесс более очевиден, хороший эффект в усвоении материала дают наводящие вопросы. Например, обсуждая грунтовку, спросите, какого цвета кроме черного могут быть подносы? Или обсуждая привязку, что к чему привязывают и каким образом? Или, например, от какого слова происходит термин уборка (убранство)? Почему художник вставляет холст в рамку? И так далее. Методические рекомендации. Занятие №1. Искусство Жостова. 24


Слайд 24

Цель. Знакомство с построением традиционных жостовских орнаментов, украшающих борта подносов. Организация занятия. Дети внимательно рассматривают представленные образцы орнаментов, слушают рассказ педагога о принципах построения орнамента в народном искусстве. Жостовские мастера для «уборки» борта подноса применяют как геометрические, так и растительные орнаменты. Методические рекомендации. Занятие №2. Жостовский орнамент. 25 Выполнение задания. Дети выполняют упражнения на повтор главных элементов жостовского орнамента. Все элементы орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.


Слайд 25

Цель. Знакомство с типами и формами цветов в жостовской росписи. Освоение этапа росписи подносов — «уборка». Организация занятия. Дети внимательно рассматривают цветы, изображенные на подносе, и с помощью педагога определяют их названия. Для упрощения диалога каждому цветку присваивается номер. Преподаватель может построить интересный рассказ на сопоставлении цветов садовых и полевых. Методические рекомендации. Занятие №3. Цветы садовые и полевые. 26 Выполнение задания. Детям предлагается самостоятельно сделать уборку борта подноса жостовским орнаментом. Правило: поднос (или альбом) нужно поворачивать вокруг его оси так, чтобы рука с кисточкой всегда находилась в удобном положении. Правильные ответы: 1. Роза; 2. Георгин; 3. Пион; 4. Нарцисс; 5. Ирис; 6. Тюльпан; 7. Василек; 8. Анютины глазки; 9. Ромашка; 10. Мак; 11. Лилия; 12. Яблоня; 13. Колокольчик.


Слайд 26

Цель. Знакомство с жостовским кистевым мазком и простейшими элементами росписи. Организация занятия. Учитель объясняет, что подобно тому, как дом строится из кирпичиков, изделие собирается из мелких деталей конструктора, а слова составляются из букв — точно так же букеты состоят из цветов, цветы из лепестков, а лепестками чаще всего в росписи являются различного вида кистевые мазки. Выполнение задания. Дети выполняют кистью упражнение на повтор различных типов мазков и простейших элементов росписи. Для воспроизведения мазка необходим определенный навык, который появляется в процессе работы. Методические рекомендации. Занятие №4. Азбука кистевых мазков. 27


Слайд 27

Цель. Знакомство с традиционным жостовским узором — пятилистником (цветком яблони). Организация занятия. Преподаватель демонстрирует подносы (репродукции), на которых представлен данный тип цветов, рассказывает подробно об этих цветах, о цветовой гамме, о времени цветения, приводит истории и легенды, связанные с этим растением. Затем еще раз, на данном конкретном примере, объясняет принцип послойной проработки изображения в жостовской росписи. Выполнение задания. Дети копируют предложенные варианты изображения цветов. В альбоме показана последовательность исполнения росписи пятилистника. Каждое последующее изображение цветка (сверху вниз) отличается от предыдущего появлением дополнительного слоя прорисовки (см. левый ряд). Методические рекомендации. Занятие №5. Пятилистник (цветок яблони). 28 Чтобы цветок получался ровным и красивым, необходимо мысленно провести линию равновесия и наносить лепестки в последовательности 1, 2, 3, 4, 5. При этом жостовские мастера поворачивают поднос так, чтобы пятилистник всегда был расположен сердечком вниз. Однако при работе в альбоме, если дети будут слишком рьяно вращать альбом, есть риск размазать рукой предыдущие рисунки, поэтому педагогу следует предостеречь их от этого.


Слайд 28

Цель. Знакомство с декоративным изображением цветка «Лилия» в жостовской росписи. Проводится аналогично занятию № 5. Методические рекомендации. Занятие №6. Цветок «Лилия». 29


Слайд 29

Цель. Освоение художественного элемента жостовской росписи «листочек». Организация занятия. В жостовской росписи листочки являются обязательной составляющей букета. Чаще всего они зеленые, но могут быть и других цветов — желтые или коричневые. Листочки сильно варьируют по форме. Как правило, это упругие одиночные листья розы, но иногда встречаются розетки — это когда на одном стебле крепится несколько пластин характерной для данного растения формы. Методические рекомендации. Занятие №7. «Листочек». 30 Выполнение задания. При работе над элементом «листочек» следует особое внимание обратить на его форму. Листочек имеет тонкие начало и конец и утолщенную середину. Рисуют листья чаще всего кистями №4 или № 5, а чертежку осуществляют кистями №2 или №3. Листочек в жостовской росписи, как правило, составной, то есть написан при помощи нескольких мазков.


Слайд 30

Цель. Освоение мазковой техники жостовского письма и соблюдение пропорций при изображении различных типов цветов. Организация занятия. Дети внимательно рассматривают типы цветов и листьев, полагаясь на свой вкус, составляют из этих цветов и листьев букет. Игровой момент: «Мастер из Жостова начал составлять букет, но не закончил начатую им работу. Дорисуйте букет.» Методические рекомендации. Занятие №8. Цветы в корзине. 31


×

HTML:





Ссылка: