'

Годичный семинар подготовки к экзамену по русскому языку (9, 11 кл.) Лекционно-практический материал

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Годичный семинар подготовки к экзамену по русскому языку (9, 11 кл.) Лекционно-практический материал


Слайд 1

I. Приступая к работе, изучи теорию Словарь терминов


Слайд 2

Антитеза (из греческого) – противоположение, сопоставление логически противоположных понятий, образов, сюжетных, композиционных элементов (редко, да метко) Антонимы (из греческого) – пары слов с противополож-ными значениями (война - мир, черное – белое, ночь – день)


Слайд 3

Афоризм (из греческого) – обобщение, глубокая мысль в лаконичной, форме, отличающаяся выразительностью и явной неожиданностью Абстрактная лексика (из латинского) – совокупность слов с отвлеченным значением качества, состояния, свойства, действия (холод, жара, любовь)


Слайд 4

Идея произведения главная мысль текста выражена в нескольких (одном) предложениях текста подсказка темы текста предложение, без которого текст потерял бы свой смысл может соотноситься с заглавием текста ответ, который писатель дает на свои вопросы мысль, которая лежит в основе произведения не просто логическое умозаключение, выраженное в отдельных фразах, а художественная идея выражается в художественных образах, в развитии сюжета


Слайд 5

Гипербола – преувеличение размеров или других свойств предмета, явления («В сто сорок солнц закат пылал») Динамичное повествование (динамика повествования) –повествование, полное движения, действия


Слайд 6

Жанр – вид литературного произведения рассказ; повесть; роман (эпопея); очерк; заметки; новелла. Завязка – зарождение конфликта, действия в повествовании; то событие, без которого не было бы сюжета; начало повествования.


Слайд 7

Композиция – построение произведения, расположение его элементов. Композиция скрепляет их, подчиняет художественной идее, замыслу автора


Слайд 8

Композиционная схема текста (повествования, описания, рассуждения) – построение текста каждого типа речи по определенной схеме


Слайд 9

Композиционная схема повествования: завязка (однажды, как-то раз…) развитие действия (затем, далее…) кульминация (неожиданно, вдруг…) развязка (вот и…, наконец-то…, так и…)


Слайд 10

Композиционная схема описания: приглашение к совосприятию взгляд 1 (на______) взгляд 2 (на________)… эмоциональное обобщение (вывод)


Слайд 11

Композиционная схема рассуждения: тезис доказательство (аргументация) вывод (промежуточный)… новые


Слайд 12

Коннотация (из латинского) - субъективное осмысление происходящего Контекст (из латинского) – относительно законченная часть текста


Слайд 13

Контекстуальный (синоним) – это словосочетание, значение которого можно оценить только в данном контексте (суша – берег) Конфликт (из латинского) – столкновение, борьба героев, идеи, точек зрения, на которых строится развитие сюжета в художественном произведении


Слайд 14

Кульминация – момент наибольшей остроты конфликта, высшая точка напряжения действия в повествовании Лирическая проза – так чаще всего называют эмоционально насыщенную, пронизанную авторским чувством художественную прозу


Слайд 15

Метафора (из греческого) - вид тропа, когда слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Общеязыковые (стальные нервы, вода бежит) Поэтические (золото волос – С. Есенин) Метафоры


Слайд 16

Метафору нередко составляет «игра» существительных, каждое из которых «теряет» свое прямое значение и приобретает в условиях контекста новое – образное (стрелы молний, стрелы любви, стрелы времени) Метафора может быть глагольной, в этом случае художественный образ создается взаимодействием глагола и существительного (существительного с предлогом, например: горит ненавистью, пламенеет любовь, небо рассыпалось в клочья)


Слайд 17

Метонимия – перенос значения с одного понятия на другое по принципу смежности (Мы читаем Чехова. Вместо: Мы читаем произведения Чехова) Мотив – образ, повторяющийся в одном произведении или во многих произведениях писателя ( Мотив судьбы, мотив бегства)


Слайд 18

Образ – форма отражения действительности искусством и средство познания мира (Образ моря, образ солнца, образ любви). Образы людей могут иметь обобщенное значение, обозначать определенный тип героев (героический образ, образ «лишнего человека», образ «маленького человека») Предметные образы (образы неодушевленных объектов); некоторые из них могут играть в произведении роль так называемых художественных деталей: портретная деталь, предметно - бытовая деталь, деталь пейзажа, деталь интерьера, языковая деталь


Слайд 19

Оксюморон (из греческого) – один из художественных тропов, сочетание противоположных по смыслу определений, понятий, сочетание несочетаемого (грустная радость) Стилистическая группа, соединение противоположных или контрастных по смыслу слов («Оптимистическая трагедия» В. Вишневский; «Мертвые души» Н. Гоголь; «Горячий снег» Ю. Бондарев)


Слайд 20

Параллелизм (из греческого) - аналогия в построении сюжета, образа, а также однородное построение двух и более предложений. Прямой «Травой зарастают могилы – давностью зарастает боль» Шолохов М. Отрицательный – подчеркнуть совпадение основных признаков сопоставляемых явлений Уж как пал туман на синё морё, А печаль-тоска – в ретиво сердце


Слайд 21

Пародия (из греческого) – перепев, противопеснь. Произведение, подражающее другому произведению, автору или течению с целью осмеяния (Дон Кихот Сервантеса: осмеяние рыцарских романов; басни И.А. Крылова; произведения А.С. Пушкина) Сведение «высокого», образного языка в низкий, смешной план (солнцеподобный плебей; худородный рыцарь; чудаковатый герой)


Слайд 22

Парадокс – суждение, резко противоречащее привычной логике вещей, но глубокое по значению. «Трус умирает много раз, храбрец только однажды» В. Шекспир «Торопись медленно» «Чем хуже, тем лучше» Б. Шоу


Слайд 23

Парафраз (пересказ, перифразом) – изложение своими словами какого-либо литературного произведения: стихотворного – прозой прозаического – стихами Перевод «Слова о Полку Игореве» Пересказ мифов Древней Греции


Слайд 24

Проблематика – совокупность вопросов (проблем), которые автор ставит в произведении Олицетворение – перенос человеческих свойств на неодушевленные предметы и явления, когда о них говорят как о человеческих существах (елки шепчутся, туча плачет)


Слайд 25

Развернутое повествование – представленное протяженным во времени Развитие действия – от завязки до кульминации развертывание событий повествования


Слайд 26

Развязка действия - исход конфликта, разрешение его Риторический вопрос - одна из стилистических фигур, такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Р.в. не предполагает ответа, а лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность


Слайд 27

Синонимы (из греческого) – слова, которые близки по смыслу, значению (рисковать – дерзать – осмеливаться) Выражая одно и то же понятие, они отличаются оттенками значения. Используя синонимические ряды, можно добиться более точного выражения мысли Символ – многозначный образ, имеющий, помимо своего прямого значения, еще дополнительное, более глубокое, эмоционально– иносказательное. Море – символ свободы, небо – символ вечности


Слайд 28

Сравнение – сопоставление, уподобление одного предмета или явления другому (И полз, и прятался, как змей) Сюжет (фабула) – последовательность событий, развитие действия в произведении


Слайд 29

Текст – связная речь – напечатанная, написанная; содержание какого– либо словесного произведения, авторского сочинения без комментариев; отрывок из словесного произведения. Тональность повествования – общий стиль повествования, основной «смысловой» мотив текста.


Слайд 30

Троп (из греческого) – слово в переносном значении. К тропам относятся различные виды переносных значений. Основной вид тропа – метафора. Троп усиливает эмоциональную, оценочную окраску речи, позволяет дать индивидуальную характеристику явления.


Слайд 31

Экспозиция – изложение событий и обстоятельств, предшествующих основному действию произведения. О главном герое сообщают имя, социальный статус, ситуацию, в которой оказался в данный момент герой.


Слайд 32

Экспрессивный (из латинского) - содержащий, сообщающий экспрессию, острую выразительность Экспрессивная лексика – слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д. ( глупышка, ворчун, рифмоплет)


Слайд 33

Эмоциональная лексика – слова, имеющие выраженную языковыми средствами эмоциональную окраску: междометия (браво! Черт побери!) слова, служащие обозначением чувств, настроений, переживаний или средством выражения эмоциональной оценки (грубость, злоба, ненависть, отвращение, печаль, страх; гадкий, мерзкий, негодный, подлый, скверный; ласковый, любимый, славный, чудесный).


Слайд 34

Эпитет (из греческого) - слово, определяющее предмет или явление, выделяющее его свойства, качества или признаки. Эпитетом как правило является образное прилагательное, вступившее во «взаимодействие» с существительным (золотое сердце, ледяной взгляд)


Слайд 35

Задание 1. Определи тему и идею текста. Однажды мы ночевали на Черном озере, в высоких зарослях, около большой кучи старого хвороста. Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги. Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная горбатая спина черной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником. Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. Лодка закачалась. Рыба вынырнула снова. Должно быть, это была гигантская щука. Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть ее, как бритвой. Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой. Мы бросили удить и начали грести к берегу, к своему биваку. Рыба все время шла рядом с лодкой. (К.Г.Паустовский)


Слайд 36

Задание 2. Определи композиционную схему текста. Путь в лесах – это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и наконец лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки. Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах – звучание вечера, догоревшего дня. (К.Г.Паустовский)


Слайд 37

Задание 3. Прочитай определение глаголов (глагольных форм) активного и неактивного действия. Глаголы (глагольные формы), которые обозначают интенсивное, энергичное действие, требующее определенных усилий, можно определить как глаголы активного действия. Часто при помощи таких слов создается картина, полная движения, действия каких-либо предметов (героев) или ярко выраженного эмоционального состояния героя. Например: Играют волны – ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы, - он счастия не ищет И не от счастия бежит ! (М.Ю.Лермонтов)


Слайд 38

Задание 4. Найди в предложениях глаголы (глагольные формы) активного действия и определи их роль. Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие темную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото. (Н.В.Гоголь)


Слайд 39

Задание 5. Прочитай определение глаголов (глагольных форм) неактивного действия: Глаголы (глагольные формы), которые обозначают действие не интенсивное, не стремительно развивающееся, а спокойное, плавное, можно определить как глаголы неактивного действия. Например: Горничная вошла в комнату с графином на серебряном подносе. Одинцова остановилась, велела ей уйти, и села опять, и опять задумалась. Коса ее развилась и темной змеей упала к ней на плечо. Лампа еще долго она оставалась неподвижною, лишь изредка проводя пальцами по своим рукам, которые слегка покусывал ночной холод. Ср. Горничная вбежала; женщина вздрогнула.


Слайд 40

Задание 6. Найди глаголы (глагольные формы) неактивного действия и определи их роль: Между тем чай был выпит; давно запряженные кони продрогли на снегу; месяц бледнел на западе и готов уж был погрузиться в черные свои тучи, висящие на дальних вершинах, как клочки разодранного занавеса; мы вышли из сакли. Вопреки предсказаниям моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другою гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отлогости гор, покрытые девственными снегами. (М.Ю.Лермонтов)


Слайд 41

Задание 7. Прочитай определение глаголов (глагольных форм) состояния: Глаголы, обозначающие беспокойство, влюбленность, ожидание чего-либо или кого-либо, уверенность в ком- или чем-либо, отчаяние, страх, радость, ненависть и т.д., можно определить как глаголы состояния. Например: Я вас понимаю и одобряю вас вполне. Мой бедный брат, конечно, виноват: за то он и наказан. Или: Но Базаров и тут остался холоден как лед; он понимал, что Павлу Петровичу хотелось повеликодушничать. Или: Фенечка покраснела, но взглянула на Павла Петровича. (И.С.Тургенев)


Слайд 42

Задание 8. Найди глаголы (глагольные формы) состояния и определи их роль. С души как бремя скатится, Сомненье далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко… (М.Ю.Лермонтов)


Слайд 43

Задание 9. Прочитай определение глаголов говорения: Глаголы, которые обозначают способы выражения мысли: вопрос – спросить, восклицание – воскликнуть, ответ – отвечать, шепот – шептать, крик – кричать и т.д., можно определить как глаголы говорения. Например: Я говорил тебе: ни счастия, ни славы Мне в мире не найти… (М.Ю.Лермонтов)


Слайд 44

Задание 10. Найди глаголы говорения и определи их роль: - Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! Откуда ты взялся? (А.П.Чехов)


Слайд 45

Задание 11. Прочитай определения наречий порядка действия и повествования: Наречия, которые обозначают какой-либо из этапов действия и повествования, можно определить как наречия порядка действия и повествования (однажды, сначала, затем, потом, когда, после, давным-давно, наконец, итак, так). Например: Когда Грэй поднялся на палубу « Секрета», он несколько минут стоял неподвижно, поглаживая рукой голову сзади на лоб, что означало крайнее замешательство. (А.Грин)


Слайд 46

Задание 12. Найди наречия порядка действия и повествования и определи их роль: Давно тому назад, в городе Тифлисе, жил один богатый турок… (М.Ю.Лермонтов)


Слайд 47

Задание 13. Прочитай определение наречий поворота действия и повествования: Наречия, которые помогают определить неожиданное изменение в повествовании (действии героя) – его поворот, можно определить как наречия поворота действия и повествования. Например: Вдруг он слышит страшный топот… (А.П.Чехов)


Слайд 48

Задание 14. Найди наречия поворота действия и повествования и определи их роль: Но вот наступает весенний месяц март… (А.П.Чехов)


Слайд 49

Задание 15. Используя данные Сравнительной таблицы типов речи, определи тип речи текста: Васютка поднял одну шишку, осмотрел ее со всех сторон и покачал головой: - Эх и пакость же ты! Бранился Васютка так, для солидности. Он ведь знал, что кедровка – птица полезная: она разносит по тайге семена кедра. Наконец Васютка облюбовал дерево и полез на него. Наметанным глазом он определил: там, в густой хвое, упрятались целые выводки смолистых шишек. Он принялся колотить ногами по разлапистым веткам кедра. Шишки так и посыпались вниз. Васютка слез с дерева, собрал их в мешок. Потом оглядел окружающий лес и облюбовал еще один кедр. - Обобью и этот, - сказал он.- Тяжеловато будет, пожалуй, да ничего, донесу. Вдруг впереди Васютки что-то сильно захлопало. Он вздрогнул от неожиданности и тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу. «Глухарь!» - догадался Васютка, и сердце его замерло. Стрелял он и уток, и куликов, и куропаток, но глухаря подстрелить ему еще не доводилось. (По В.Астафьеву)


Слайд 50

Сравнительная таблица типов речи


Слайд 51

Тема Повествование - рассказ о событии и герое («Хамелеон», А.Чехов; «Лапти», И.Бунин), - о герое и событии («Лошадиная фамилия» А.Чехова; «Юшка» А.Платонова) Описание - авторское восприятие объекта или предмета описания (описание летнего дня в Малороссии) - передача его характерных черт и особенностей (элегия «Море» В.А.Жуковского, фрагмент элегии «К морю» А.С.Пушкина) Рассуждение - анализ явлений или состояний героев (вступление к роману «Герой нашего времени», монолог Печорина в главе «Княжна Мери» М. Ю. Лермонтова. « Во всякой книге предисловие…служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики)


Слайд 52

Идея Повествование - обличить социальную несправедливость и в то же время высмеять желание героев рассказа угождать «по чину» («Хамелеон» А. П. Чехова): - пробудить в читателе сострадание к «маленькому человеку». («Юшка» А. Платонова) Описание - нарисовать портрет героя, передать особенности его характера (описание Печорина в главе «Максим Максимыч» М. Ю. Лермонтова); - передать восприятие объекта или предмета описания (моря, неба, рощи, гор и т.д. Пейзажные зарисовки в романе «Герой нашего времени», «Война и мир»), - выразить свое чувство (любовь, ненависть и т.д.) к изображаемому (Элегия В.А.Жуковского «Море»). Рассуждение - исследовать вопрос, заявленный в тезисе рассуждения (« Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины». « Герой нашего времени»)


Слайд 53

Заглавие Повествование Ключевые слова: случай («Случай из практики»), событие («В овраге»), рассказ, история, письмо о ком-то… или кого-то ( «О любви», «Моя жизнь»), а также имя, фамилия, прозвище, качество характера, род занятий, смысл жизни, мечта, чувства главного героя («Ионыч», «Человек в футляре», «Душечка», «Попрыгунья», «Крыжовник») Описание Ключевое слово - существительное, которое обозначает объект или предмет описания (элегия В.Жуковского «Море», отрывок- описание летнего дня в Малороссии в повести Н.В. Гоголя «Сорочинская ярмарка»; описание Герасима в повести И.С.Тургенева «Муму», описание Юшки в рассказе А. Платонова «Юшка»). Рассуждение Ключевые слова, обозначающие: - объект исследования, анализа («Герой нашего времени». М. Ю. Лермонтова, статьи В.Г.Белинского) - вопрос, заданный автором своему читателю ( « Кто виноват?» А.И. Герцен, статья Л.Н.Толстого « Так что же нам делать?») -ответ на вопрос, заявленный в тезисе (статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний», повесть И.С.Тургенева «Довольно», статья Л.Н.Толстого « Не могу молчать»)


Слайд 54

Вопрос к тексту Повествование О чем или о ком рассказывается? Описание Каким автор увидел (небо, море, летний день, героя произведения, его поступок)? Рассуждение - Почему это интересует писателя, автора статьи и может быть важно для читателя? - Каково мнение писателя по данному вопросу, теме?


Слайд 55

Композиционная схема Повествование 1. экспозиция: у Булдеева разболелись зубы 2. завязка: пробовал лечить их разными народными средствами 3. развитие действия: совет приказчика Ивана Евсеича 4. кульминация: приказчик не смог вспомнить фамилию акцизного 5. развязка: помощь приказчика запоздала. («Лошадиная фамилия» А.П.Чехова)


Слайд 56

Композиционная схема Описание 1.Вступление: приглашение к совосприятию красоты летнего дня (Как упоителен. Как роскошен летний день в Малороссии!) 2. Детальное изображение объекта или предмета изображения: сначала автор приглашает рассмотреть небо, затем обращает свой взгляд на степь, потом - на реку 3. Возвращение автора к основной теме описания, эмоциональное обобщение и вывод (…как полно сладострастия и неги малороссийское лето!) (« Сорочинская ярмарка», описание летнего дня в Малороссии Н.В.Гоголя)


Слайд 57

Композиционная схема Рассуждение 1. Тезис: И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды… 2. Доказательство: Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?.. 3. Вывод: А годы проходят – все лучшие годы!


Слайд 58

Языковые средства и композиционные особенности Повествование 1. Преимущественное употребление глаголов и существительных со значением действия, состояния* сравнительно с другими частями речи (Он полоскал рот водкой… прикладывал больному зубу табачную копоть…мазал щеку йодом… А.П.Чехов. Или: Павлу Петровичу скоро полегчало; но в постели пришлось ему пролежать около недели И.С.Тургенев)


Слайд 59

Языковые средства и композиционные особенности Описание 1. Употребление существительных, передающих -восприятие цвета, запаха, формы, вкусовые, осязательные ощущения (зелень, аромат. теплынь); - со значением пространственного расположения предмета (высота, глубина, ширь); -активного и неактивного действия*(бормотание, шепот, крик, драка) (Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом... За ущельем и впереди нас темно-синие вершины горы, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохранившем последний отблеск зари... и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякивание русского колокольчика.)


Слайд 60

Языковые средства и композиционные особенности Рассуждение 1. Употребление существительных с отвлеченным значением* ( на – ость, - изм, -ени: удивление, волнение, оптимизм, отсталость и т.д. Всякое упоминание о минувшей печали или радости болезненно ударяет в мою душу и извлекает из нее все те же звуки…)


Слайд 61

Языковые средства и композиционные особенности Повествование 2. Использование цепочки однородных сказуемых - глаголов активного* или неактивного* действия, передающих последовательность повествования (Иван Евсеич поднял глаза к потолку и зашевелил губами)


Слайд 62

Языковые средства и композиционные особенности Описание 2. Использование цепочки однородных сказуемых - глаголов активного и неактивного действия- при описании движения, действия предмета или героя ( ...на бегу Казбич выхватил из чехла ружье и выстрелил, с минуту он оставался неподвижен, пока не убедился, что дал промах; потом завизжал, ударил ружье о камень, разбил его вдребезги, повалился на землю и зарыдал, как ребенок.) - Употребление глаголов выражения состояния типа горячится в споре, болеет душой за дело при описании характера героя: (Что за глаза! Они так и сверкали, будто два угля.) - Употребление глаголов, передающих ощущение цвета, запаха, вкуса, пространственного расположения типа зеленеют (рощи), пышет жаром, виднеется (лес), горчит (зной) при описании природы: (Налево чернело глубокое ущелье…).


Слайд 63

Языковые средства и композиционные особенности Рассуждение 2. Использование цепочки однородных сказуемых – глаголов активного и неактивного действия – как способ создания эмоциональности тезиса и вывода, развернутого, убедительного доказательства (Действительно, трудно не любоваться истинными произведениями искусства, трудно не преклоняться перед талантом народных художников, сумевших сохранить и преумножить традиции древней культуры, завещанные им дедами и прадедами) - Использование глаголов с модальным значением* типа быть, находиться, знать, видеть, слышать, спорить, думать, говорить, считать, полагать… (Заметьте, любезный доктор, - сказал я, - что без дураков было бы на свете очень скучно… Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заранее, что обо всем можно спорить до бесконечности, и потому не спорим; мы знаем почти все сокровенные мысли друг друга; одно слово – для нас целая история; видим зерно каждого нашего чувства сквозь тройную оболочку…)


Слайд 64

Языковые средства и композиционные особенности Повествование 3. Преимущественное употребление глаголов в прошедшем времени (Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой)


Слайд 65

Языковые средства и композиционные особенности Описание 3.Преимущественное употребление глаголов настоящего времени ( В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет). Но: иногда в описании используются и глаголы прошедшего времени, например в рассказах А.П. Чехова, И.А.Бунина: «Низкое солнце блестело ослепительно. Белый, холодный туман затоплял реку....»


Слайд 66

Языковые средства и композиционные особенности Рассуждение 3. Употребление в одном тексте глаголов неопределенной формы и настоящего или прошедшего времени (Невозможно перечислить приметы всех времен года. Поэтому я пропускаю лето и перехожу к осени, к первым ее дням, когда уже начинает «сентябрить» Или: Я понимал, что такой словарь нужно составить так, чтобы его можно было читать, как книгу)


Слайд 67

Языковые средства и композиционные особенности Повествование 4. Употребление наречий порядка действия и повествования* типа: сначала, однажды, потом, затем, уже, позднее, скоро, завтра, утром, вечером, а после того как, между прочим, наконец, напоследок…(Между прочим и приказчик Булдеева Иван Евсеич пришел к нему и посоветовал лечиться заговором) Но такие наречия могут и отсутствовать в текстах повествования. Тогда их легко восстановить в начале каждого нового абзаца (См. Однажды у отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы.) - Использование наречий поворота действия* вдруг, неожиданно, вдруг откуда ни возьмись, внезапно, срочно, быстро, когда, мгновенно…(Когда взобрались на длинный, бесконечный холм, ветер еще пронзительнее засвистел в ушах: волки поежились и остановились. Б Зайцев) Но такие наречия могут и отсутствовать в текстах повествования. Тогда их легко восстановить в начале того абзаца, в котором происходит поворот действия. ( См. Вдруг Иван Евсеич тупо поглядел на доктора, как-то дико улыбнулся и, не сказав в ответ ни одного слова, всплеснув руками, побежал к усадьбе с такой быстротой, точно за ним гналась бешеная собака)


Слайд 68

Языковые средства и композиционные особенности Описание 4.Употребление прилагательных и наречий, передающих восприятие цвета, запаха, звука, вкусовые ощущения, со значением пространственного расположения типа упоителен, золотой, соленый, теплый, верхний, далекий. (Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов…)


Слайд 69

Языковые средства и композиционные особенности Рассуждение 4. Употребление вопросительных слов в тезисной части. Это происходит почему как когда зачем сколько (времени) неужели это возможно и т.д. (Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала, зная, что меня встретит?.. и как мы встретимся?.. и потом, она ли это?..) Краткость, сжатость тезисной части. Преобладание простых предложений над сложными. Использование слов и выражений рассуждения в доказательной части типа потому что, так как, оттого что, в результате чего во-первых, к счастью, безусловно, наконец…(... я говорю смело «зависть», потому что привык себе во всем признаваться…)


Слайд 70

Языковые средства и композиционные особенности Рассуждение Распространенное содержание доказательной части. – Преобладание сложных предложений, простых осложненных над простыми неосложненными в доказательной части. Употребление слов и выражений вывода типа следовательно, значит, разумеется, поэтому, вот почему, и поэтому, значит…( И как, в самом деле, смеет кавказский армеец наводить стеклышко на московскую княжну?) Краткость, сжатость вывода. Частое употребление в качестве тезиса и вывода конструкции с тире между подлежащим и сказуемым (Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России (тезис). Или: Одно слово – для нас целая история (вывод). Или: А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его – я княжеская дочь!..(вывод)


Слайд 71

Языковые средства и композиционные особенности Повествование 5. Употребление конструкций, указывающих на развитие повествования типа: что же было дальше? (Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы? Или: Ты хочешь знать, что делал я На воле?)


Слайд 72

Языковые средства и композиционные особенности Описание 5. Употребление конструкций эмоционального восприятия, восклицания типа: как хорош (летний день!) (Таков уж был человек, бог его знает! Или: Славная была эта Бэла!) - Употребление предложений, содержащих адресный вопрос типа: любишь ли ты (смотреть на ночное звездное небо?) (Знаете ли вы украинскую ночь?)


Слайд 73

Языковые средства и композиционные особенности Рассуждение 5. Употребление вопросительных и восклицательных конструкций, приглашающих к рассуждению типа: почему же (так происходит?), нельзя (допускать подобного!) ( А все, чай, французы ввели моду скучать? Или: Послушай, Бэла, ведь нельзя же ему век сидеть здесь, как пришитому к твоей юбке: он человек молодой, любит погоняться за дичью...)


Слайд 74

Языковые средства и композиционные особенности Описание 6.Использование в тексте прямой речи, диалога, оформленных при помощи глаголов говорения : спросить, сказать, ответить, прошептать, пролепетать, прокричать, прошипеть… (- Вспомнил? – спросил генерал. - Никак нет, ваше превосходительство.)


Слайд 75

Языковые средства и композиционные особенности Повествование 6. Использование сравнительных оборотов (…а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею).


Слайд 76

Языковые средства и композиционные особенности Рассуждение 6. Использование утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных слов да и нет (Что если сделать по-другому? Или: Да, это древнее время.)


Слайд 77

Языковые средства и композиционные особенности Повествование 7. Использование тропов (День за днем тускнели его мечты)


Слайд 78

Языковые средства и композиционные особенности Описание 7. Использование тропов (Душа у Кондрата Семеныча была добрая, открытая)


Слайд 79

Языковые средства и композиционные особенности Рассуждение 7. Использование тропов (Настоящий, хороший композитор, сочиняя музыку, отдает ей все свои душевные силы, все свое сердце, весь свой ум)


Слайд 80

Чтение текста похоже на Повествование просмотр последовательно сменяющихся кадров фильма: сначала ты видишь первый эпизод на экране, затем второй и т.д.


Слайд 81

Чтение текста похоже на Описание - внимательное изучение рисунка: сначала ты смотришь на то, что изображено в центре рисунка, затем на то, что изображено слева, справа, на заднем плане, и т.д.; - раскрашивание художественного полотна словами-красками.


Слайд 82

Чтение текста похоже на Рассуждение упражнение: тебе необходимо найти ответ на поставленный автором текста вопрос.


Слайд 83

Задание 16. Используя данные Сравнительной таблицы типов речи, докажи, что данный текст – описание. Тайга…Тайга... Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным темным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дольше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проемы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них. (В.Астафьев)


Слайд 84

Задание 17 . Пользуясь Сравнительной таблицей типов речи, определи, какие признаки повествования выделены в приведенном ниже тексте. В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось…он отвел от глаз бинокль, нагнулся и…апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицмейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают. Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться. (А.П.Чехов)


Слайд 85

Задание 18. Найди признаки повествования в тексте: Ясный, зимний день…Мороз крепок, трещит, и у Наденьки, которая держит меня под руку, покрываются серебристым инеем кудри на висках и пушок над верхней губой. Мы стоим на высокой горе. От наших ног до самой земли тянется покатая плоскость, в которую солнце глядится, как в зеркало. Возле нас маленькие санки, обитые ярко-красным сукном. - Съедемте вниз, Надежда Петровна! – умоляю я.- Один только раз! Уверяю вас, мы останемся целы и невредимы. Но Наденька боится. Все пространство от ее маленьких калош до конца ледяной горы кажется ей страшной, неизмеримо глубокой пропастью. У нее замирает дух и прерывается дыхание, когда она глядит вниз, когда я только предлагаю сесть в санки, но что же будет, если она рискнет полететь в пропасть! Она умрет, сойдет с ума. - Умоляю вас! – говорю я. – Не надо бояться! Поймите же, это малодушие, трусость! Наденька наконец уступает, и я по лицу вижу, что она уступает с опасностью для жизни. Я сажаю ее, бледную, дрожащую, в санки, обхватываю рукой и вместе с нею низвергаюсь в бездну. (А.П.Чехов)


Слайд 86

Задание 19. Докажи, что данный текст не является повествованием. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как « последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом… Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? зачем тут страсти, желания, сожаления?.. (М.Ю. Лермонтов)


×

HTML:





Ссылка: