'

Н

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

СЛОВАРЬ ПО ИСКУССТВУ Н МОУ Ильинская СОШ. Учитель ИЗО,МХК Лебедь С.Г.


Слайд 1

Наби, набиды (от древнееврейского наби - пророк) самоназвание группы французских художников, существовавшей в конце 1880-х - начале 1900-х гг. (живописцы М. Дени, П. Серюзье, К. Руссель, П. Рансон, П. Боннар, Э. Вюйяр, график Ф. Валлоттон, скульптор А. Майоль). П. Рансон. Три купальщицы с ирисами.


Слайд 2

Набойка, набивка вид декоративно-прикладного искусства; ручной способ получения цветного узора на ткани при помощи рельефных форм, а также сама ткань с узором, полученным способом набойки. Формами служат резные деревянные доски либо наборные медные пластины с гвоздиками. На ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по форме специальным молотком. Художественные особенности заключаются в графическом лаконизме линий и обобщенности цветовых пятен. Известна с древности у многих народов мира.


Слайд 3

Набросок произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло исполненное художником. Главное назначение - быстрая фиксация отдельных наблюдений или замыслов в процессе текущей работы художника. Может исполнятся с натуры либо по памяти или воображению. В. Серов. Портрет Эжена Изаи. 1903 г. Бумага, итальянский карандаш


Слайд 4

произведение скульптуры или какое-либо архитектурное сооружение, предназначенное для увековечение памяти умершего и установки на его могиле (в отличие от гробницы, вмещающей в себя тело умершего, и ложного надгробия - кенотафа). В Древней Греции надгробием служили статуи и стелы с изображением умершего. Основным типом в Западной Европе с XI века стала тумба (пустая каменная или бронзовая коробка, прикрытая плитой со статуарным, рельефным или гравированным портретом умершего; устанавливались над захоронением, обычно - в интерьере церкви). Надгробие И. П. Мартос. Надгробие С. С. Волконской. 1782 г., мрамор


Слайд 5

Назарейцы (Nazarener) прозвище немецких и австрийских художников, образовавших в 1809 году в Вене "Союз святого Луки". Полуироничное наименование произошло от "алла назарена" - традиционного названия прически с длинными волосами, известной по автопортретам А. Дюрера и вновь введенной в моду Ф. Овербеком; наименование одновременно указывало на религиозные устремления членов Союза" П. фон Корнелиус. Прощание Зигфрида. Около 1816-1817 гг.


Слайд 6

Наивное искусство одна из областей искусства примитива XVIII-XX вв., включающая изобразительные виды народного искусства, творчество художников-самоучек. Федоренко Ф. Автопортрет с другом. 1996 г.


Слайд 7

Наличник декоративное обрамление оконного проема. Состоит обычно из фронтона, 2 вертикальных тяг (часто колонок или полуколонок) и подоконной части, нередко украшенных резьбой. Термин применяют обычно к русской архитектуре XV- начала XVIII вв.


Слайд 8

Намазлык постилочный коврик для молитвы у тюркоязычных народов, исповедующих ислам. Изготавливают из различных материалов, в разнообразных техниках; наибольшей художественной ценностью обладают ворсовые намазлыки. Намазлык. Шелк, вышивка тамбуром. Конец XIX в.


Слайд 9

Наос главное помещение (святилище) античного храма, где находилось скульптурное изображение божества; то же, что целла. Храм Зевса в Олимпии. V век до н.э. Реконструкция


Слайд 10

Народная картинка то же, что лубок. Кот. Гравюра на дереве. Россия


Слайд 11

Народное творчество художественное, народное искусство, художественная деятельность трудового народа, в частности создаваемые и бытующие в народных массах архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство: художественно обработанные орудия труда, постройки, домашняя утварь и бытовая обстановка, одежда и ткани, игрушки, лубок т. д. К числу важнейших художественно-технологических процессов, распространенных в народном творчестве, относятся гончарство, ткачество, вышивка, резьба, роспись декоративная, ковка, литье, гравирование, чеканка и т. д.


Слайд 12

Народные художественные промыслы одна из форм народного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства). Многие промыслы своими корнями уходят в глубокую древность, когда сложились домашние промыслы и деревенское ремесло. В конце XIX-начале XX вв. во многих странах началось возрождение промыслов. Отрасли промыслов разнообразны. Это - вышивка, керамика, художественные лаки, ковроделие, художественная обработка дерева, камня, металла, кости, кожи и т. д.


Слайд 13

Нартекс, нарфик, притвор входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианского храмов. Предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся. Храм Воскресения Христова. [Спас на крови]. Петербург.


Слайд 14

Нарцисс (греч. миф) прекрасный юноша, сын беотийского речного бога Кефиса и нимфы Лириопы. Родителям Нарцисса было предсказано, что он доживет до старости, если никогда не увидит своего лица. Нарцисс вырос юношей необычайной красоты, его любви добивались многие женщины, но он был безразличен ко всем. Наказан богиней правосудия Немесидой: возвращаясь с охоты, Нарцисс заглянул в незамутненный источник и, увидев свое отражение, влюбился в него. Умер от любви к себе. Боги превратили его в цветок. Н. Пуссен. Нарцисс и Эхо. 1629-1633 гг.


Слайд 15

Нарышкинский стиль, нарышкинское барокко, московское барокко наименование стилевого направления в русской архитектуре конца XVII-начале XVIII вв. Происходит от фамилии бояр Нарышкиных, в чьих имениях в Москве и близ нее строились нарядные многоярусные церкви (Покрова в Филях, 1690-1693 гг. и др.). Им свойственны симметричность композиции, логичность соотношения масс и размещения пышного белокаменного декора, в котором свободно истолкованный ордер, заимствованный из западноевропейской архитектуры, зрительно связывает все части постройки. Церковь Покрова в Филях. 1690-1693 гг.


Слайд 16

Насечка техника художественной обработки металла, дерева, кости, рога; рисунок гравируется на поверхности металла и в штрихи забивается тонкая проволочка (золотая, серебряная и др.). Позволяет создавать гибкий, тонкий, эффектно мерцающий рисунок, часто в виде сплошной орнаментальной вязи. Известна с древнейших времен (в Индии, Средней Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, Кавказе), широко распространилась в средние века, применяется и поныне. Суханов А. Шкатулка для шахмат. Сталь, бронза, воронение, полировка, огранка, наводка золотом, позолота, насечка серебром и золотом, "стальные алмазы". 1782 г.


Слайд 17

Наскальное искусство все виды изображений: живопись, рисунки, петроглифы, рельефы, выполненные на каменных блоках, валунах, скалах, сводах пещер в отличие от мобильного искусства.


Слайд 18

Насталик почерк, один из "шести стилей" классической арабской каллиграфии.


Слайд 19

Насх почерк, один из "шести стилей" классической арабской каллиграфии.


Слайд 20

Нательное искусство различные узоры и рисунки, временно наносимые на тело одной или несколькими красками. Нательные росписи, покрывающие лицо, грудь или все тело, чаше всего связаны с ритуальными танцами. Различные виды этой древнейшей формы изобразительного искусства широко распространены у народов Африки, Австралии и Океании. Распространено и в наши дни в схожих формах (бодиарт).


Слайд 21

Натура (от латинского natura - природа) в изобразительном искусстве, объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п.), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. В выборе натуры и ее интерпретации проявляются мироощущение художника, его творческая задача. Непосредственно с натуры выполняются этюды, наброски, зарисовки, часто - портрет, пейзаж, натюрморт.


Слайд 22

Натурализм (от латинского naturalis -природный, естественный) 1. Направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США и стремившееся к объективно точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. 2. Идеологические и стилевые тенденции, художественный метод, противостоящие реализму, выражающиеся в во внешне жизнеподобном воспроизведении реальности, но без ее идейного осмысления, художественного обобщения, критической оценки и отбора. Ф. фон Штук. Возвращение весны. 1909 г.


Слайд 23

Национальная галерея (Natioal Gallery) в Лондоне, одно из лучших в мире собраний западноевропейской живописи. Основан в 1824 году на базе коллекции Дж. Дж. Ангерстайна. Содержит многие прославленные произведения (в том числе "Мадонна в скалах" Леонардо да Винчи, "Портрет супругов Арнольфини" Я. ван Эйка, "Венера с зеркалом" Д. Веласкеса, работы Дуччо, П. Уччелло, Пьеро делла Франческа, Джов. Беллини, Тициана, Х. Хольбейна Младшего, Рембрандта, П. де Хоха, Т. Гейнсборо, У. Хогарта, Ф. Гойи, Дж. Констебла, П. Сезанна, В. ван Гога и др.


Слайд 24

Национальная галерея искусства (Natioal Gallery of Art) в Вашингтоне, одно из богатейших художественных собраний США. Основана в 1937, открыта в 1941 году. Основу коллекции составили крупные частные собрания; в галерее хранятся многочисленные шедевры западноевропейской и американской живописи (в том числе полотна Рафаэля, Джорджоне, Тициана, Ф. Клуэ, Рембрандта, Я. Вермера, Т. Гейнсборо, Э. Мане, Э. Дега, скульптура Донателло, Ж. А. Гудона.


Слайд 25

Национальный музей (Muzeum Narodowe) в Варшаве, крупнейший художественный музей Польши. Основан в 1862 году. Включает памятники древнеегипетского, античного и византийского искусства, произведения европейской живописи и скульптуры XV-XX вв., богатую коллекцию польского, европейского и восточного декоративно-прикладного искусства, графическое и нумизматическое собрания.


Слайд 26

Национальный музей (Muzeum Narodowe) в Кракове, один из крупнейших художественных музеев Польши. Основан в 1879 году. Включает собрание польского изобразительного и декоративно-прикладного искусства XIV-XX вв., дальневосточной и европейской живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, нумизматическая коллекция.


Слайд 27

Национальный музей (Museo Nazionale) в Неаполе, один из крупнейших музеев античного искусства в Италии. Основан в XVIII веке. Включает произведения искусства из собрания семей Фарнезе, Борджа и др., а также памятники обнаруженные раскопками на юге Италии, главным образом в Помпеях и Геркулануме. Обладает обширным собранием скульптуры (главным образом древнеримской), монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного искусства, нумизматической коллекцией. 


Слайд 28

Национальный музей (Natioal museum) в Стокгольме, крупнейший художественный музей Швеции. Основан в 1792 году. Обширное собрание европейской живописи, скульптуры и графики, памятники античного и восточного искусства. Среди живописных экспонатов - "Заговор Юлия Цивилиса" Рембрандта, картины Эль Греко, Ж. Б. С. Шардена, Ф. Гойи, О. Ренуара, П. Сезанна, живописцев Швеции и др. скандинавских стран, русские иконы и картины.


Слайд 29

Национальный музей современного искусства (Musee National d`Art Moderne) в Париже, одно из крупнейших собраний западно-европейского и американского изобразительного искусства XX вв. Основан в 1937 году. В музее представлены как авангардистские, так и реалистические тенденции и направления, в том числе живопись А. Матисса, П. Пикассо, Ж. Брака, С. Дали, В. В. Кандинского, П. Боннара, А. Модильяни, М. Утрилло, А. Марке, скульптура А. Майоля, Э. А. Бурделя, А. Колдера, О. Цадкина и др.


Слайд 30

Национальный художественный музей Беларуси в Минске. Основан в 1939 году (до 1957 года - Картинная галерея БССР). Основу коллекции составили произведения белорусских, русских и зарубежных художников, а также произведения декоративно-прикладного искусства, которые до 1917 года находились в частных собраниях. И. Т. Хруцкий. Битая дичь, овощи и грибы. 1854 г.


Слайд 31

Небоскреб высотное здание в несколько десятков этажей. Сооружение небоскребов началось в 1880-х гг. в США с изобретением стального каркаса и пассажирских лифтов и было вызвано плотностью городской застройки и дороговизной земельных участков. Небоскреб Эмпайр стейт билдинг в Нью-Йорке (1930-1931 гг., архитектурная фирма "Шрив, Лэм и Хармон") насчитывает 102 этажа, "Сирс и Робак" в Чикаго (1970-1974 гг., фирма "СОМ") - 109 этажей.


Слайд 32

Неоидеализм направление в немецком искусстве, объединявшее в 1860-1880 гг. живописца Х. фон Маре, скульптора А. Хильдебранда и эстетика К. Фидлера и др. Полемизируя как с академическим эклетизмом и натурализмом, так и с реализмом, следуя "вечным" идеалам красоты, представители неоидеализма стремились возродить монументальность и пластическую ясность классического искусства, рассматривали искусство как способ преодоления "хаоса" действительности, а формотворчество - как выражение особой "формы видения" художника. А. фон Хильдебранд. Юноша. 1884 г., мрамор


Слайд 33

Неоимпрессионизм (от французского neo-impressionnisme) течение в живописи, возникшее во Франции около 1885 года (главные представители - Ж. Сёра и П. Синьяк). Приверженцы неоимпрессионизма стремились приложить к искусству современные открытия в области оптики, придав методический характер приемам разложения сложных тонов на чистые цвета (дивионизм, пуантилизм). Ж. Сёра. Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жат. 1884-1886 гг.


Слайд 34

Неоклассицизм, неоклассика термин, обозначающий художественные явления последней трети XIX-XX вв., которым присуще обращение к традициям античного искусства, искусства эпохи Возрождения или классицизма. Употребляется также (как правило, в зарубежном искусствознании) для обозначения классицизма в искусстве 2-й половины XVIII- первой трети XIX века, в отличие от классицизма XVII- 1-й половины XVIII вв. Возникновение обусловлено стремлением противопоставить некие "вечные" эстетические ценности тревожной и противоречивой реальности Э. А. Бурдель. Пенелопа. 1909-1912 гг.


Слайд 35

Неопластицизм одна из ранних разновидностей абстрактного искусства. Создан к 1917 году нидерландским живописцем П. Мондрианом и др. художниками входившими в объединение "Стиль". Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к "универсальной гармонии", выразившееся в строго уравновешенных комбинациях крупных прямоугольных фигур, четко разделенных перпендикулярными линиями черного цвета и окрашенных в локальные цвета основного спектра (с добавлением белого и серого тонов). П. Мондриан. Композиция


Слайд 36

Неопримитивизм совокупность художественных приемов, свойственных искусству конца XIX-XX в. и заключающихся в нарочитом упрощении художественных средств и форм ради достижения наибольшей выразительности, - например, использование яркого, локального цвета, искаженного рисунка, простой композиции и т. п. Поль Гоген. Жена короля. 1896 г.


Слайд 37

Неореализм направление в итальянской живописи и графике середины 1940-х - середины 1950-х гг. Художники-неореалисты (Р. Гуттузо, Г. Мукки, А. Пиццинато, К. Леви, Р. Веспиньяни, Дж. Дзигайна и др.) стремились к правдивому отражению действительности во всей остроте ее противоречий, к утверждению в искусстве новых духовных ценностей и новых героев - людей труда, с их жизненной стойкостью и внутренним достоинством, к воплощению героики борьбы против фашизма и отстаивания социальной справедливости, к передаче как широкой панорамы, так и повседневных коллизий народной жизни. Р. Гуттузо


Слайд 38

Нептун (лат. миф) один из древних римских богов, связывался с водою, влагой. Позднее отождествлялся с греческим богом Посейдоном. Считался покровителем коневодства и конных состязаний. В честь Нептуна в Риме был воздвигнут храм. Л. Бернини. Нертун и Тритон. 1620 г., мрамор


Слайд 39

Нервюра (от латинского nervus - жила, сухожилие) арка из тесаных клинчатых камней, ребро дугообразной формы в готических сводах, тоже что гурт. Образует каркас, облегчающий кладку свода.


Слайд 40

Нереиды (греч. миф) нимфы моря, дочери морского бога Нерея и океаниды Дориды. Изображались Нереиды в виде прекрасных девушек в легких одеждах, окруженных морскими чудовищами, чаще на спинах дельфинов или тритона. Арнольд Беклин. Тритон и нереида. 1877 г.


Слайд 41

Нет арт, Net art направление в искусстве возникшее в 1990-х гг., преставляющее художников, работающих с компьютером - сетевое искусство; произведения, созданные в интернете, для интернета: выставляющиеся, существующие, функционирующие в сети. Произведение нет арта чаще всего не функционально. Н. Агафонов, С. Збарасский. Анимационный баннер http://art.has.it


Слайд 42

Неф (от латинского navis - корабль) вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов. Брунеллески. Сан-Лоренцо. Флоренция. Проект 1418 г.


Слайд 43

Нефтида в Египте супруга бога Сета и сестра богов Осириса и Исиды. Изображалась в виде женщины, увенчанной прямоугольной короной, символизирующей дворец. Исида и Нефтида


Слайд 44

Нидерландское искусство единая художественная школа, развивавшаяся в средние века на территории исторической провинции Нидерланды (современная территория Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и части северо-восточной Франции), входившей в конце XIV-XV вв. в состав Бургундии, а с 1477 года до конца XVI века - в состав империи Габсбургов. Здесь сложился один из важнейших очагов западноевропейского искусства средних веков и Возрождения. И. Босх. Сад земных наслаждений. Около 1500 г., фрагмент


Слайд 45

Ниелло (от латинского niger - черный) техника декорирования металлических изделий (чернь).


Слайд 46

Нике, Ника (греч. миф) "победа" - олицетворение победы. В развитой греческой религии изображение Ники - атрибут Зевса и Афины. Нике - богиня победы не только в сражении, но и в состязаниях. В искусстве Нике изображалась крылатой девой с лавровым венком, часто на колеснице. Наиболее известна статуя Ники Самофракийской. Нике - одно из прозвищ Афины как богини победы. Ника Самофракийская. II век до н. э., мрамор


Слайд 47

Нимфей в античной архитектуре святилище, посвященное нимфам. Сооружались над источниками и состояли из алтаря, открытого водоема или здания с фонтаном или бассейном; к началу 1 века до н. э. распространились в виде архитектурно обработанной стены с нишами и фонтаном.


Слайд 48

Нимфы (греч. миф) "девы" - многочисленные божества, олицетворявшие силы и явления природы. Различали нимф морских, речных вод, источников, ручьев (океаниды, нереиды, наяды), гор (ореады), долин (напеи), лугов (лимнады), деревьев (дриады, гамадриады) и др. Нимфы ведут беспечную и веселую жизнь. Многие нимфы способны предсказывать будущее, исцелять раны и вдохновлять поэтов. В искусстве нимф изображали в виде прекрасных обнаженных или полуобнаженных девушек. Жан Гужон. Две нимфы. Фонтан Невинных. Париж. 1547-1549 гг.


Слайд 49

Ниша (от итальянского nicchia) углубление в стене здания или сооружения для установки статуй, ваз, размещения встроенных шкафов и пр.


Слайд 50

«Новые дикие», новые фовисты течение в изобразительном искусстве 1980-1990-х гг. Движение возникло в конце 70-х гг. в Германии на волне нового интереса к экспрессионизму и фовизму. Художники течения тяготели к импульсивной эмоциональности самовыражения, противостоящей концептуальному искусству, гиперреализму. Живопись, графика и скульптура «новых диких» (Г. Базелиц, А. Кифер, А. Пенк в Германии, И. Борофский, Дж. Шнабель в США) обычно сохраняя фигуративность, отличаются своеобразным «варварским лиризмом», включает массу загадочных знаков, поэтому в Италии работы мастеров этого плана (Ф. Клементе, Э. Кукки, М. Палладино) обозначают обычно как «искусство-шифр» (arte cifra). Georg Baselitz, Man of Faith, 1983


Слайд 51

Новая вещественность, магический реализм (Neue Sachlichkeit) течение в немецкой живописи и графике 1920-х гг. Возникшее как реакция на индивидуалистический бунт и формалистические крайности дадаизма и экспрессионизма, оно было связано с очередной волной неоклассицизма в западноевропейском искусстве и сближалось в общих установках с такими современными ему течениями, как метафизическая живопись в Италии и так называемый неоэнгризм во Франции. Herbert Ploberger, Stilleben mit Ananas, 1929


Слайд 52

Новгородская школа одна из наиболее значительных школ древнерусского искусства в XII-XV вв., сложившаяся в Новгороде. Свойственные школе черты - особая полнокровность, конкретность, энергичный лаконизм стиля. Во 2-й половине XII века на смену монументальным соборам предшествующей эпохи приходят сравнительно небольшие, 1-главные, 4-столпные церкви (Спаса на Нередице, 1199 г. и др.). Одновременно и в живописи формируется самобытный новгородский стиль с его энергичной манерой письма, экспрессивной трактовкой образов (в росписях церквей Георгия в Старой Ладоге, около 1167 г., Спаса на Нередице и др.). Феофан Грек. Столпник. Роспись Троицкого придела в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1378 г


Слайд 53

Нок археологическая культура, распространенная около 900 г. до н. э. - II века н. э. в Нигерии. Особое место среди находок занимают терракотовые головы различных размеров (от нескольких сантиметров до натуральной величины) ярко выраженного африканского типа, отличающиеся острой, почти гротескной выразительностью, энергичной лепкой обобщенных объемов, отчетливой и сочной моделировкой основных черт лица. Найдены также украшенные орнаментом скульптурные изображения животных, украшения из жемчуга, фрагменты посуды, каменные полированные топоры и тёсла. Нок. Мужская голова Терракота


Слайд 54

Нонконформизм условное название художественных течений, не вписывавшихся в официальное советское искусство и существовавших в рамках андерграунда в 1960-1980-х гг. О. Рабин. Натюрморт с рыбой и газетой "Правда". 1968 г.


Слайд 55

Нонфигуративное искусство устаревшее и малоупотребительное наименование различных направлений абстрактного искусства. М. Тоби. Белое странствие


Слайд 56

Носовое украшение (корабельное) - вырезанный из дерева бюст или фигура на "носу" судна. Считалось, что в фигуре заключалась душа корабля, к ней относились с большим уважением; отправляться в путь без такой фигуры представлялось крайне неразумным. 


Слайд 57

Нумизматика (от латинского numisma – монета) вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением монет, а также медалей, жетонов, орденов, значков и их источниковедческим анализом. Нумизматика выросла из собирательства редких или по каким-то причинам представлявших интерес для коллекционеров монет и в этом смысле близка к антикварному и музейному делу. Монета. Зевс и Гера.


Слайд 58

Нут в Египте богиня неба, супруга бога земли Геба; входила в Девятку богов Гелиополя.


Слайд 59

Нэцкэ произведения японской миниатюрной декоративно-прикладной пластики из дерева, слоновой кости и металла. Получили распространение в конце XVII-XIX вв. С помощью нэцкэ (имеющего сквозные отверстия для шнура) к поясу кимоно прикрепляются трубка, кисет и др. Наиболее известные типы: объемные в виде отдельных фигурок, иногда составляющих целые композиции; плоские дисковидные, часто с рельефной металлической вставкой в центре. Фигурные нэцкэ, нередко отличаются острой эмоциональной выразительностью, сохраняют общую монолитность формы при тонкой проработке отдельных правдиво трактованных деталей.


Слайд 60

Ню (от французского nu - нагой, раздетый) один из жанров изобразительного искусства, посвященный изображению нагого тела, преимущественно женского. Зародился в эпоху Возрождения в рамках мифологического, аллегорического, исторического и бытового жанров. Ж. О. Д. Энгр. Турецкая баня. 1863 г


Слайд 61

Нюанс (от французского nuance) оттенок, тонкое различие; в изобразительном искусстве - едва заметный переход одного цветового тона в другой (в живописи), одной светотеневой градации в другую (в скульптуре, графике). Совокупность оттенков (нюансировка) применяется для достижения более тонкой моделировки объекта изображения. К. Моне. Руанский собор. Первый свет. 1892-1894 гг.


×

HTML:





Ссылка: