'

«ТВОРЧЕСТВО БЕЛГОРОДСКОГО ПОЭТА ВИТАЛИЯ НИКОЛАЕВИЧА ВОЛОБУЕВА . ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ и влияние русских классических традиций. Роль современного поэта в обществе и сохранении духовности».

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

«ТВОРЧЕСТВО БЕЛГОРОДСКОГО ПОЭТА ВИТАЛИЯ НИКОЛАЕВИЧА ВОЛОБУЕВА . ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ и влияние русских классических традиций. Роль современного поэта в обществе и сохранении духовности». Выполнил: ученик 10 «В» класса МБОУ СОШ № 47 Остапенко Герман г.Белгород, 2012 г .


Слайд 1

Почему мы так часто возвращаемся к хорошо изученным, исследованным произведениям классиков, и так мало уделяем внимания своим современникам, поэтам, живущих с нами в одном ритме и одном городе в то же время умеющим так распорядиться нашей речью, использовать обыденные слова, что берет за душу. Как и во все времена, судьбы многих современных поэтов достаточно трагичны. Их имена становятся известными только после смерти. Вероятно, легче оценить созданное по прошествии времени, когда само время голосует забвением за неталантливых. Но я чувствую в этом небрежении к современным поэтам некоторую несправедливость. Мне показалось интересным сделать сравнительный анализ поэтического творчества известных классиков и нашего современника, одного из белгородских поэтов. Принимает ли поэзия черты современного себе общества? Меняется ли сам принцип и стиль стихосложения? Как изменяется поэзия во времени? Должны ли наши современники иметь какие-то особенные качества, чтобы в наше технократическое время суметь стать и оставаться поэтом? Влияет ли современная поэзия на сохранение духовности? Сохраняется ли преемственность традиций от классиков? Особенности лирики В.Н. Волобуева. Влияние творчества поэтов-классиков на творческую деятельность автора. Так же современные поэты любят свою малую родину и пишут о ней? Является ли и в наши дни родная природа частью души поэта? Мир природы в поэзии Волобуева. Романтический оптимизм – новая гармония современной поэзии? В литературоведении имеется достаточное количество исследований по отдельным перечисленным мной аспектам, но нигде не встречался подобный анализ относительно белгородского автора, нашего современника. В этом заключается принципиальная новизна моей работы. Меня заинтересовал этот комплекс вопросов, и я попробовал на них ответить в первую очередь себе. Мне известны многие замечательные поэты Белгородчины. Это и Анатолий Папанов, и Игорь Чернухин, и Михаил Дъяченко, и Олег Сикарев, и Виталий Волобуев. Творчество именно этого талантливого белгородца я решил исследовать в своей работе, так как лично с ним знаком. Это для меня не простая задача. Место Виталия Николаевича Волобуева в современной российской литературе не определено, ещё не изучено, так как постоянно появляются новые произведения: автор находится в расцвете творческих сил. Исчерпывающих литературоведческих исследований по творчеству поэта найти не удалось. Данная тема, на мой взгляд, действительно актуальна, свежа.


Слайд 2

Краткая биография поэта. Виталий Николаевич Волобуев родился в 20 мая 1956 г. в хуторе Дружный Яковлевсого р-на. . Родной дом поэта, 1956 г. Дед пропал без вести на Великой Отечественной войне, когда до Победы было еще далеко. Отец ушел воевать в восемнадцать, но до Берлина не дошел из-за ранения.


Слайд 3

Мать Евдокия Емельяновна Беседина. 1995 Отец Николай Митрофанович Волобуев. 1995


Слайд 4

После школы, с 1973 года, исключая два года службы в Московской пожарной охране (1974-1976), до 1990 года работал трактористом в колхозе. В настоящее время работает программистом. Всерьез стал заниматься литературой с 1979 года, когда познакомился с литературной студией "Современник" в Белгороде Потом были областные литературные семинары и в 1983 году в Воронеже вышла книжка стихов "Песня жаворонка".        В 1984 году участвовал во Всесоюзном совещании молодых писателей. В 1985 же году поступил заочно в Московский литературный институт им. Горького в 1991 г. закончил отделение поэзии.        В последние годы принимает участие в мастерских поэзии на фестивалях "Оскольская лира" и "Нежегольская тропа". Член Союза писателей России.


Слайд 5

Один из авторов Белгородского общественно-политического и литературно-художественного журнала "Звонница" Последнее увлечение - Интернет. Публикуется на сайте Стихи.ru.


Слайд 6

Для начала подумаем, что такое поэт и поэзия в прошлом и в наше время. Совпадают ли разнесенные во времени определения. Словарь великорусского языка В. Даля дает такое определение: «Поэзия – это изящество в письменности; все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и, притом, более мерной речью». «Поэт – человек, одаренный природою способностью чувствовать, сознавать поэзию и передавать ее словами, творить изящное, стихотворец». В наше время многие искусствоведческие журналы и газеты размещают статьи о современной русской поэзии. В некоторых, состояние современной поэзии принято считать крайне тяжелым – классики давно почили в бозе, все хорошие стихи написаны, а современные поэты мало на что способны. В других же, наоборот, описывается возрождение современной русской поэзии, которое происходит вот уже на протяжении нескольких десятилетий. Кто же из них прав? Поэзия сама по себе вещь очень изменчивая, а русская поэзия в особенности. Русская поэзия всегда переживала времена упадка и подъема и то, что когда-то было современными стихами, теперь стало классикой, а ведь тогда, как и сейчас, никто об этом и не думал. Современная поэзия обладает всеми признаками техногенного общества – вместо классических типографских изданий, используется гораздо более доступный Интернет, да и стиль многих современных стихов мало напоминает классику. Однако главное ведь не то, чтобы современная поэзия соответствовала канонам, а то, чтобы современные поэты создавали что-то, что трогало бы душу человека, заставляло остановиться на минутку в бесконечной гонке со временем… Что изменилось со временем в стихотворном потоке? Есть ли надежда на то, что талант вспомнит, чему служит? Да, современная поэзия настолько многогранна, порой смела, что ее невозможно воспринимать однозначно. Но чувствующий читатель всегда различит, если написано без вдохновения, на заказ, в угоду мимолетной моде. Слепое подражательство богемным знаменитостям - это поток, в котором может затеряться талант. Этим грешны порой современные поэты. Но, к счастью, этого лишен Виталий Николаевич. О поэтах-классиках сказано, пожалуй, все. Им посвящены многотомные сборники, исследования, дипломные и кандидатские работы. Литературоведы, по-моему, находят в произведениях классиков даже то, чего, может быть, совсем и не подразумевали сами авторы. Классика спасена от критики тем, что она априори считается национальным достоянием. Исследователи смогли сделать анализ стиха из интуитивного, субъективного, очень личного процесса совсем иным – четко структурированным, догматичным. Такой подход, на мой взгляд, излишне технологичен. Да, таким путем мы может отобрать настоящие стихи от примитивного рифмосложения. Но не теряем ли мы при таком разборе чего-то более важного?


Слайд 7

Новизна, порой анархичность современной поэзии делает ее разносторонней. Ее непросто загнать в рамки канонов и пытаться анализировать по схеме. Самоирония, внимание к деталям, ритмичность и музыкальность, подражание сразу нескольким стилям, попытки создать в каждом стихотворении чуть ли не собственную религию или собственное направление – все это присуще современным творцам. Осуждать ли их за это? Нет! Меняется время, и стихотворцы становятся смелее, выходят за границы, точнее раздвигают их до новых открытий. Главное, что, на мой взгляд, отличает поэзию во все времена от рифмованного текста – духовность. Главное качество, которое объединяет, на мой взгляд, поэтов всех времен, и которое необходимо иметь современникам, чтобы стать и оставаться поэтом – не безразличность к нравственным устоям общества. Я согласен с утверждением, что в наше время встала проблема возрождения духовности. Не согласен, что духовность - архаизм. Жизнь даже нетворческого человека, простого обывателя без нее не возможна. Считаю, что современная белгородская поэзия является одним из самых надежных инструментов духовного возрождения в нашем регионе. А сам уровень духовной культуры зависит от качества поэтического языка. Ведь именно современная нам поэзия, вследствие ее перенятой от классиков образностью и эмоциональностью, является наиболее полным отражением действительности, зеркалом душевного состояния народа. Оценивая поэтические вкусы современных читателей Белгорья можно определить грани общественного сознания, современные идеалы. Даже можем бросить дерзкий взгляд в будущее и предположить пути дальнейшего развития литературы и культуры в нашей области. Жаль, нет машины времени, и мы не можем убедиться в правильности наших прогнозов. Но если бы можно было заглянуть вперед на несколько сотен лет, я думаю, что список классиков точно бы пополнился именем нашего современника, белгородца – Виталия Николаевича Волобуева. Читателей приятно удивляет в творчестве Волобуева, то, что у него практически нет неудавшихся экспериментов. Интуитивно ли, по праву таланта ли, он сразу действует верно, без балласта. Не одно его произведение: стихотворное, литературоведческое и философское не разочаровало отсутствием свежей мысли. В его творческой работе нет произведений ниже однажды установленного автором самим себе высочайшего уровня. Могло ли появиться такое качество без влияния, без преемственности от русской классики? Однозначно нет! Он словно впитал опыт прошедших поэтических поколений.


Слайд 8

Кто-то из современных авторов пишет лучше, кто-то хуже, в результате все причастные к этому процессу делают одно большое дело, состоя на службе божественного (то есть непостижимого) — искусства поэзии. Никакие старания не проходят напрасно, результат есть всегда. Ведь кто знает, чей пусть маленький, но подлинный золотой самородок увидит на своем лотке старатель-время? Говорят, — поэтом нужно родиться. Это означает иметь талант, врождённый поэтический вкус. Понять и принять роль, судьбу и участь поэта. На мой взгляд, все это в полной мере относится к В.Н. Волобуеву. Он известен в совершенно разных ипостасях. Для одних Волобуев —философ, имеющий собственную мировоззренческую концепцию, свою точку зрения на извечные вопросы бытия; для других — это нежный лирик, для третьих — член Союза писателей. Однако феномен Волобуева в том, что несмотря на такие разные точки зрения, его заслуженное место, авторитет в литературе бесспорно признан всеми теми, кто в разной степени причастен к современному литературному процессу на Белгородчине, не говоря уже о читателях и почитателях его творчества. Родившись поэтом, Виталий Волобуев тем самым получил дар познавательного виденья, которым не замедлил воспользоваться. Говорят, что действие этого дара похоже на то, как будто видишь впереди себя путь, постоянно разворачивающийся перспективой, в которой открываются тебе всё новые картины мира. Способность такого виденья создаёт удивительную гармонию человека в пути. Родиться поэтом — значит принадлежать этому пути, никогда не отрекаясь от своего предназначения. Волобуев — это прежде всего поэт, а уж потом всё прочее. Именно поэтому, он как поэт правдив в жизни и творчестве перед самим собой и перед людьми. Искренность его творчества — зеркально-естественная, проникновенная, животворная, волнующая, исцеляющая, как у Н.Гумилева:


Слайд 9

У меня не живут цветы, Красотой их на миг я обманут, Постоят день-другой и завянут, У меня не живут цветы. Да и птицы здесь не живут, Только хохлятся скорбно и глухо, А наутро — комочек из пуха... Даже птицы здесь не живут. Н.Гумилев Я не стал холодней - это осень колдует, Навевая тоску, отбирая тепло, Не сердись на нее и плохого не думай - Кроме лета, поверь, ничего не прошло, Что светило в разлуке невидимым светом, Согревало вдали, берегло от молвы. Посмотри, как тепло, затаенное летом, Превращается в пламя осенней листвы. В.Волобуев.


Слайд 10

Лаконизм и энергия выражения, одновременно непосредственная доверительность роднит стиль некоторых произведений с произведениями А.Ахматовой. Подобная манера диктуется напряженностью эмоций и оставляет впечатление благородной душевной сдержанности.   РАЗЛУКА Вечерний и наклонный Передо мною путь. Вчера еще, влюбленный, Молил: "Не позабудь". А нынче только ветры Да крики пастухов, Взволнованные кедры У чистых родников.   А.Ахматова Этот ветер не напрасно Две недели в окна бил, Он свидетель беспристрастный, Как порыв души прекрасный Я в слова переводил. Этот ветер знает точно, Как в былые вечера Недописанные строчки Умирали после точки, Не доживши до утра. В.Волобуев


Слайд 11

Именно искренность поэзии Волобуева — простое для одних и совершенно недоступное для других авторов душевное качество, оживляет его стихи. Открытость, внешняя простота и глубоко психологичное, чувственное содержание выделяют автора как уникальную, самобытную личность, органично, неразделимо связанную с самим его поэтическим творчеством как у И.Бродского. Одиночество Когда теряет равновесие твое сознание усталое, когда ступеньки этой лестницы уходят из под ног, как палуба, когда плюет на человечество твое ночное одиночество, --  ты можешь размышлять о вечности и сомневаться в непорочности идей, гипотез, восприятия произведения искусства, и - кстати - самого зачатия Мадонной сына Иисуса.  И.Бродский Дай мне уйти в одиночество, Я устаю от забот, Дикого берега хочется, Где паутина щекочется, И ежевика растет. В зарослях темных ольховника Тайный найду островок, Стану неловким садовником, Или нежнейшим любовником Колких кустов-недотрог. Выкрашу губы неладною Черною ягодой злой, В чащу зайду непролазную, И одиночество праздновать Буду в тиши нежилой.  В.Волобуев


Слайд 12

В стихах Виталия Николаевича есть различные типы лиризма. Первый тип - конкретизирующий внешний мир, но закрывающий от него своё «я». Второй – объединяющий свое «я» и окружающую реальность в единое целое. Стихи «бунинского типа» насыщены большим количеством деталей, примет времени, бытовых подробностей – сродни хорошему кино. Но поэзия Волобуева «кинематографична» не только поэтому. Он – превосходный «оператор» и «звукооформитель»; он может точнейшим образом передать фактуру предмета или пейзажа, игру светотени, особенность звука? Как И. Бунин.


Слайд 13

  Стихи «фетовского» типа кажутся статичными, созерцательными: вёсны и лета, закаты и восходы, звёзды и грёзы, акварельная прозрачность, щемящее чувство.


Слайд 14

Мы встречаем в произведениях талантливого белгородца и «некрасовскую» гражданственность, но без «державинской» громогласности.


Слайд 15

Мне кажется, что Виталий Николаевич один из самых музыкальных современных белгородских поэтов: его строки всегда великолепно интонированы. Их легко запомнить и продекламировать, но трудно пересказывать и интерпретировать. Это совершенно «толстовское» качество. (Попробуйте пересказать своими словами, или заменить хоть одно слово в «Детских рассказах» Л.Толстого – ничего не выйдет). Лишенные избыточности они настолько гармоничны, что на слух воспринимаются даже будто наделенные музыкальной гармонией. Свобода ритма и музыкально- мелодическое звучание сродни творчеству поэзии символиста – К. Бальмонта:


Слайд 16

Возможно, что своей яркой самобытностью Волобуев обязан, прежде всего тем, что он родился и вырос в деревне и по сути своей поэт деревенский, народный, знающий и чувствующий деревню в её первозданности, природной мудрости, естественной красоте. Волобуев — поэт, понимающий деревню, так, как знали и понимали её во все века люди, чей творческий путь навсегда стал частью нашей духовной культуры, как С.Есенин:


Слайд 17

Читаешь волобуевские деревенские этюды – нахлынули «воспоминания». Но откуда? Ведь я сам никогда не жил и редко бывал в деревне? Но почему появляется такая иллюзия, что это про твое родное, знаемое? Думаю, в стихах поэты, намного прозорливее, чем люди в обычной жизни. В стихах есть что-то гипнотическое, пророческое. Тема Родины, любви к родной природе всегда присутствовала в произведениях великих русских поэтов, таких, как: Г. Державин, М.Лермонтов, К.Симонов, А.Твардовский, многие другие. Творчество Виталия Волобуева так же неразрывно связано с его малой родиной; местом, где он родился, где впервые осознал себя поэтом. Свой творческий путь начал ещё со школьной скамьи. Писал много, легко и естественно просто. Дождь идет, и я иду, Сочиняю на ходу. Капли прыгают в руке, В каждой капле — по строке! Пройдёт время до той поры, когда Виталий осознает себя поэтом. Он принимает свой поэтический дар не только как знак избранности, но и как ответственную личностную позицию. Однако высокая степень органичности поэта не позволяют ему в точности определить: решает ли он стать поэтом или это сама муза делает его своим избранником, посланцем добра и света. Для самого Волобуева второе кажется более верным, чем первое. Зачастую, когда человек уже выбрал путь, он всё равно неизбежно испытывает определённые сомнения, колебания, трудности самоидентификации, здесь же, всё несколько иначе. Несмотря на существующее противоречие извечного «Быть или не быть», отголоски которого слышны в поэзии Волобуева, он всегда выбирал это ясное как белый день слово — БЫТЬ! И я судьбы такой не променяю На жизнь иную, в духоте столиц, Здесь каждую травинку понимаю И вижу небо в зеркале криниц. И вижу лишь единственно возможной Свою судьбу в дороге полевой, Да в васильке в канаве придорожной, Да в чьей-то песне там, над головой.


Слайд 18

«Чья-то песня» над головой звучала и звала; и, внимая этой небесной, возвышенной музыке, поэт невольно отрывался от земли, а заодно от жизни простого сельского труженика. Его стихи, полные тонкого чувствования родной природы, глубокого понимания человеческой души, полные созерцательности и проникновенности возносили поэта над полями, где грохотал его трактор, туда, откуда, радуясь весеннему небу, лилась звонкая песня жаворонка. Зальется ли где жаворонок, Комбайны ли где зашумят… «Песня жаворонка» — первая, увидевшая свет книга поэта. В ней уже звучит главный аккорд всего творчества Волобуева — душевные переживания человека, обречённого судьбою на долгое странствие в поисках однажды утраченного блаженного мира. Первые стихи Волобуева наполнены ожиданием этого пути, ведущего к неизбежным переменам в жизни поэта. Верится, верится, верится — Жизнь моя скоро изменится, Кроме больших перемен, Мной ничего так не ценится. Ожидание пути; начало пути; путь… Каждый человек проходит эти этапы в своей жизни. И от этого никак нельзя ни уменьшить, ни увеличить великого значения жизни каждого человека, потому что невозможно ничем измерить глубину и силу его переживаний на этом пути и у каждого человека они свои собственные. И так же, как у каждого из нас в душе живёт светлый и чистый живительный путеводный родник, в душе поэта живёт, раскинувшись среди полей, его зелёный полустанок. Книга стихов «Зелёный полустанок» — новый этап в творчестве поэта, раскрывающий новые грани его таланта. В этот период жизни Виталий разрывается между городом и селом. В городе друзья, работа, а в селе продолжала жить его душа.


Слайд 19

Привет, зеленый полустанок, Среди распахнутых полей, К тебе, издерганный, усталый, Я возвращаюсь поскорей.   И вот — калитка, дуб старинный, Скамейка с формулой любви, Сажусь — и путь окончен длинный, И воробьи кричат — живи!   В то время ещё было достаточно просто вернуться, чтобы «путь окончить длинный», можно предположить, что непосредственная связь с духовным истоком в то время ещё не была утрачена навсегда. Пройдут годы, до той поры, когда поэт, окончательно оторвавшись, устремится в иную жизнь. Нельзя сказать, плохо это или хорошо — это неизбежно, так же, как, рождаясь, ребёнок неизбежно покидает материнскую обитель, получает автономию и утрачивает связь с чем-то самым родным, близким, самым необходимым. Тем, что потом переносится на окружающую нас природу, в лоне которой продолжается существование, для того, чтобы снова уйти и жить уже в людской обители, сохранив в себе то первородное чувство любви, которое изначально дадено нам от Бога. Уже позднее поэт полностью осознаёт и переживает дорогое утраченное, безвозвратно ушедшее, до боли любимое своё родное село, образ которого живёт в его сердце как самый прекрасный из миров. Я приеду, села не узнаю, Поброжу между каменных стен, Провожу милых ласточек стаю И уеду отсюда совсем… Разочарование, которое испытывает поэт, сопоставляя идеальный мир своей души реальному миру, естественно и объяснимо. Он приезжает, казалось бы, туда, откуда происходит его фантастический мир, но увы… Поэт понимает, что село уже не то, да и, самое главное, что он сам теперь другой. Обратно дороги нет, и действительно это так, но чудесный, тёплый, желанный сказочный мир, который внешне так похож на этот (в нём ласточки такие же милые), ждёт где там впереди, за гранью возможного, излучая таинственный блуждающий свет.


Слайд 20

Книга стихов «Блуждающий свет» своим названием и содержанием символизирует очередной этап осознания себя поэтом, переосмысление собственной судьбы, жизненного пути и творческого поиска. Иду без опаски, торю новый след, На необъяснимый блуждающий свет.   Быть может, он видим лишь мне одному, Но путь доверяю я только ему. Кто светит, не знаю, но выбора нет — Иду на неясный блуждающий свет. В жизни каждого человека бывает период утраты твёрдой почвы, потери ориентиров. Куда выведет неясный блуждающий свет? А может быть действительно это лучше, чем совсем ничего. И если выбора нет - остаётся верить. Поэт верил, что свет выведет туда, где его ждёт дорогая сердцу обитель. Вера позволила ему быть правдивым с самим собой и с читателем. И это значит, что он уже не стремится к внешней красивости стиха, не пренебрегает своим истоком, своей природой. Волобуев — поэт деревенский и в этом его уникальность. Уникальность его ещё и в том, что он, в отличие от многих, не бежит деревни, не чурается своих исконно-народных корней. И хотя, вероятно, всё же были такие периоды в творчестве поэта, когда он пытался уйти от деревни, в частности, это заметно по сборнику стихов «Блуждающий свет», в дальнейшем поэт уже сознательно видит себя народным, деревенским поэтом. Стихи Виталия Волобуева порой удивительно гармоничны, порой как бы нарочито непричёсанные, их нельзя назвать гладкими. Они, как правило, лишены искусственного лоска: строк, отточенных в угоду традиционной поэтической «красивости». Его стихи похожи скорее на дикорастущее растение, которое и просто и естественно, но оно, в отличие от его искусственных, внешне красивых подобий — живое, оно дышит, растёт, в нём очарование жизни, и потому всегда волнующий, глубокий, не всегда сразу открывающийся читателю смысл. Виталий Волобуев — поэт, сумевший сформировать собственное, индивидуальное философское отношение к жизни, сумевший вместить в себя всё многообразие мира, человек принимающий, понимающий и любящий многообразие проявлений жизни. Отсюда и всё многообразие его поэзии. Это и великолепные картины природы, едва уловимые, но наполняющие жизнь, состояния любящей, страдающей и радующейся человеческой души, это философские, мудрые стихи-размышления (впрочем, стихи Волобуева всегда философичны).


Слайд 21

Но по-настоящему душа поэта раскрывается там, где речь заходит о его малой родине, а если говорить точнее — о том ключевом переживании в его жизни, Культурно-психологическая проблема отрыва человека от своих природных корней, самого смысла жизни существовала всегда. Задача поэта — вернуть человечеству утраченный смысл жизни, вернуть радость существования, воссоздав в своём творчестве новый идеальный мир, где вновь все гармонично. Парадокс заключается в том, что чем выше духовная организация человека, тем он чувствительнее и острее переживает подобные кризисы, связанные с неизбежным прогрессом от материального преобразования мира. Виталий Волобуев сумел воссоздать такую реальность, жить в ней и с радостью предложить её всем ищущим в наше стремительное время духовной опоры. Когда я все это обдумывал, какая-то важная, не до конца ясная мысль возникла у меня. Так много поэтов, много хороших стихов. Так чем же МНЕ так важен именно этот автор? Перечитав некоторые его стихи, я понял главное: своим творчеством Волобуев не создаёт новые ценности, он возвращает утраченные. Нет ничего более радостного, если находишь потерянную, пусть не дорогую, но милую сердцу вещь. А тут нам возвращают нас. Нас самих самим себе! Так вот почему самые проникновенные стихи автора — это стихи об утраченном, но до боли близком, любимом. Любовью, созерцанием, невыразимой болью, и, наконец, грустной, по-деревенски наивной иронией и надеждой наполнены его стихи о сорняках: Эх, сорняки, вы, мои сорняки, Эх, васильки полевые! Вы, да ромашки, что солнцу близки, Эх вы, такие-сякие! Будет вам горькую долю терпеть, Будет вам скромно таиться, Мой огород вам доверен теперь, Мой палисад и криница. Все заселяйте, я так проживу, Я уж косить вас не стану, Выйду под утро, да кинусь в траву, В дождь из росы и тумана. И никому вас в обиду не дам, Вы ли виной недороду, Травка-муравка, лопух-лебеда, Цвет моего огорода? Стихотворение эмоционально очень сильное и это связано, прежде всего, с тем, что здесь личные и очень личные переживания поэта. Всякий настоящий поэт как личность неформальная, чувствует себя заброшенным, одиноким, время от времени ненужным никому. И лишь принятие себя в такой сложной роли, прощение себя, признание того, что всё-таки он, возможно, также любим кем-то, как им любимы и милы эти сорняки, спасает поэта в этом кризисном переживании.


Слайд 22

В этом, казалось бы, простом стихотворении — вся судьба, вся гамма чувств, начиная от начального незамысловатого чувства заброшенности своей крестьянской доли, где усматривается отношение к самому себе с точки зрения самого же себя, но в позиции обычного человека от земли (первое четверостишие «Эх, вы такие сякие»), постепенно утверждаясь в осознанности своего выбора и принятия новой своей участи открыто: «Будет вам горькую долю терпеть…» А это означает, что поэт, самоотождествляемый с сорной травой, мучается, страдает (терпит), находясь в состоянии неопределённости своего предназначения. Кто он — действительно избранный, поэт, или рядовой землепашец, чего в нём больше? И дальше, в итоге, он всё-таки отдаёт свою душу, свою судьбу, жизнь — поэзии. Стихи его, опять же с точки зрения его как опытного земледельца — помеха, сорняк — вещь ненужная, но он отдаёт им самое ценное, самое дорогое, что у него есть свою душу: «… мой огород вам доверен теперь, мой палисад и криница…» Поэт стоит перед сложным выбором: дорогое сердцу крестьянство или стихи и нелегко, но выбирает… стихи, относясь к ним, как чужим детям, внезапно поселившимся у него в доме, принимает их с любовью к новому и грустью по утерянному старому: «Вы заселяйте, я так проживу, Я уж косить вас не стану…» И наконец, эмоциональная вершина стихотворения: «Выйду под утро, да кинусь в траву, В дождь из росы и тумана». В этих строчках поэт выражает всю боль утраты, перерождения, после чего он уже окончательно выбирает новый путь, иррационально утверждая, что причина всех его жизненных неурядиц (недорода) вовсе не стихи (Вы ли виной недороду?) и дальше уже иронично признаёт, что вместо того чтобы заниматься растениеводством, «выращивает» стихи, которые, вместо картошки и помидор, (возможно!) и есть цвет огорода поэта-земледельца. Ироничность — ещё одна особенность поэзии Волобуева. Это касается особенно тех стихов, в которых он изображает сильное переживание: страсть, одиночество, тоску. И всякое подобное стихотворение, связанное с сильными эмоциональными состояниями, как бы непроизвольно, невзначай завершается или предваряется ироничным отношением к силе этих эмоций, к безысходности самой ситуации. Как будто поэт заранее знает, что всё это закончится и будет другая история, а эта именно, которая его пугает, мучает, беспокоит — она мимолётна, преходяща. Обладая чутким, понимающим сердцем, Виталий с ранних, ещё бессознательных лет впитал в своё сердце и печальную, и радостную долю русской деревни. Отсюда способность необыкновенно тонко предавать душевное состояние, связанное с жизнью, близкой к природе. Различные состояния души удивительно созвучны бесконечно многообразным состояниям природы. Эти ассоциации способны вызывать настоящие глубокие человеческие чувства, делая читателя сопричастным душе поэта. Переживать вместе с ним состояния пронзительно тихой грусти, созерцательной задумчивости, огромной нежности ко всему, что мы храним в себе и что называем родиной.


Слайд 23

Клоками рваными все небо Заволокло. Поля не разодеты хлебом — Ушло тепло. У речки холодно и зябко — Рябит вода. И мать моя у старой хатки Стоит одна. Душа поэта исполнена любовью к родному краю, где каждый колосок, каждая птаха — это часть его сердца, его боль и радость. В этом стихотворении слова «И мать моя у старой хатки стоит одна» являются отражением — противовесом другой, предваряющей части стихотворения (описания осенней увядающей природы), усиливая её до крайне возможной точки, попадающей прямиком в самый центр сердца каждого человека. Мир природы в поэзии Виталия Волобуева открывается в своём гармоничном, первозданном единении с человеком, его душой. Что означает это единение? Это означает, что поэт видит внешний, природный мир как продолжение мира духовного, потому как человек воспринимает не всё, а лишь то, с чем сообразна его внутренняя природа. Не всем дано понять и принять это, особенно в наш машинный век, когда продолжением внутреннего мира человека видится скорее машина и действительно человеческое восприятие поглощено взаимодействием с миром машин. Немногие всерьёз задумываются, что именно составляет их внутреннее духовное содержание. На самом деле, если и существует бессмертие души, то унесём мы с собой в будущую вечную жизнь лишь то, что наполняет и составляет её, душу, в нашей земной жизни. С чем человек действительно хотел бы отправиться в вечность? Какие ценности хотел бы унести с собой, если учесть, что они не могут быть материальными? Ответ и сложен и прост — истинная ценность то, что дорого сердцу. Всё что дорого сердцу, требует заботы и внимания, бережного отношения — ведь это самое дорогое, что есть у человека — его душа. Отсюда такое бережное отношение Виталия Волобуева к родной природе. Здравствуй, родимое поле, Милой земли лоскуток, Трав молодое раздолье, Старый заросший мосток. Здравствуй, тихоня-речушка, Мой вам привет, камыши, Где затаились лягушки В летней полдневной тиши…


Слайд 24

В своих стихах поэт одушевляет и наполняет эмоциональным содержанием всё, что связано с деревенской природой. Скошенное поле, брошенное поле — Срезали колосья, отняли детей. Здесь эмоциональный образ земли-матери проникает в душу читателя естественно и гармонично. Одушевленность природы в творчестве поэта следствие того, что природа — часть его души, впрочем, не только его, но и каждого из нас. И потому деревенская природа также одинока и несчастна без человека, как и он без неё. Брошено жилище, буйствует бурьян, Ветер в трубах свищет, ищет поселян.… Если назначение человеческой жизни состоит в том, чтобы уберечь душу, сохранить способность любить, радоваться и сострадать, сохранить и преумножить то, что дорого сердцу, что составляет наш внутренний духовный опыт — бесценное сокровище, делающее нас людьми, если это так, то поэт — пророк света, указующий нам путь туда, где жизнь наша наполняется своим высоким смыслом. Восприятие красоты природы, основанное на врождённой любви, открывает для взрослеющего человека красоту женщины. Однако и в последующей взрослой жизни человек не отделяет образы природы от образа своей любимой. В поэзии Волобуева природное происхождение любви к женщине проявляется особенно ярко и метафорично. Например, в одном из его стихотворений сборника «Блуждающий свет» романтический образ незнакомки сливается воедино с природной стихией и становится стихией самой: Ах, эта женщина не мимо Меня, унылого, прошла, Она меня заполонила, Как половодье унесла. В другом стихотворении — рассерженная женщина также неотделима от угрожающей стихии половодья. Что с рекою сотворилось — У порога уж вода, Ты ли, что ли, рассердилась, Не дождавшись, как всегда? Можно сказать, что чувства, которые испытывает поэт к женщине, столь же многообразны как выделяемые им явления и образы природы. Это может быть и дождь и метель, река, осень, расцветающая вишня… И вот — навстречу вышла, Как много лет назад. Так расцветает вишня И оживает сад.


Слайд 25

Восхищает восприятие поэтом мира сквозь призму любви, которая трансформируется в другие чувства и предстает во множестве оттенков чувств и настроений. Поэзия Волобуева светлая. Если даже и грусть, то это светлая, тёплая грусть, если это боль, то слёзы очищения и возрождения. Не ночь, день — его стихия. И если он говорит о чём-то тёмном или чёрном, то лишь для того, чтобы с большей силой выразить свет. Свет в творчестве Волобуева, также как и белый цвет, символичен и означает чистоту, дух, высь, мужское начало, точку совершенного равновесия, истину. Самая волшебная творчества Волобуева уходит своими истоками в драгоценные мгновения детства. Это те стихи, которые наполнены радужным сиянием крыльев стрекоз, голубою прохладой речной воды, чем-то ослепительно ярким и невыразимо волнующим. Благодаря именно этим стихам Виталий Волобуев видится нам прежде всего поэтом светло-магическим. Будет небо изнеженно-синим, Будто век не видало грозы, И на пятки мои на босые, Прилетят две больших стрекозы. Просто и непостижимо. Две стрекозы… По одной на каждую пятку… Что это, если не сами ангелы-хранители в разворачивающемся действе своего магического ритуала спасения души? Будет… Небо… Синим… Да, будет… Всё будет… Что это, если не молитва? И потому невозможно оторваться от этих строк: будет, всё будет… Они прилетят… Обязательно. Состояние передаётся как беспрерывно развивающийся, бесконечно волнующий процесс погружения в таинство бытия. Солнечность поэзии Волобуева открывает нам светлый мир радости и счастья, где небо нежно-синее не ведает гроз, где долгожданное лето никогда и ничем не может быть омрачено. Век бы жил минуты этой ради — Утро, солнце, счастье впереди… И если сияет весеннее солнце, И сердце дрожит от предчувствия лета…  


Слайд 26

Без всякого сомнения, этот мир - детство; первые, яркие переживания которого есть и были источником творчества как такового. А сейчас, мы можем отчётливо себе представить этого белокурого, с вьющейся шевелюрой деревенского мальчугана, пропадающего целое лето на речке. Оттуда эти фантастические существа, похожие на сказочных эльфов. Стрекозы… Дыхание рая… Они, сами по себе горячие, лёгкие, весёлые, играющие, символизируют собой некую святую благодать, и вот оно недостижимое, непостижимое, близкое, понятное, пронзительное, несбыточное, лёгкое, воздушное, мучительное, радостное, лучезарное, возвышенное, ослепительное, бесконечное, невыразимое… Вот оно… И стрекозы летали над тихой водой, Нашу лодку за лист принимая, И, садясь на раскрытую солнцу ладонь, Приносили дыхание рая. Так и плыть бы по этой густой тишине, И катать на ладонях стрекоз, И качаться на тихой случайной волне Вдалеке от ветров и от гроз. Незаурядный ум, способность мыслить философскими категориями, понимание сути душевной жизни и ещё что-то фантастически глубокое и непостижимое в сочетании с поэтическим даром Виталия Волобуева рождают, несмотря на кажущуюся порой простоту, необыкновенно сложные, в своей способности смыслового и чувственного саморазвития, стихи, растущие прямо из земли кряжистой ветвью вьющейся и расплетающейся какими-то непостижимыми путями туда, где солнечный свет дарит её изумрудным влажным побегам живительное тепло. Сам Виталий Волобуев в своих заметках о произведениях А. Маршалла размышлял: «Редеют ряды романтиков. Современные Дон-Кихоты смешны и нелепы. Жизнь общества становится жёстче и рациональнее. Прагматизм стал одним из главных принципов нынешнего человека. И всё же в современной поэзии есть неисправимые оптимисты, романтики от Бога. В каждом человеческом сердце существует солнечная половина и она-то не дает человечеству погибнуть». Это же самое можно отнести и к самому автору. Именно первичность чувства красоты, открывающаяся человеку, родившемуся и выросшему среди природы, и даёт на всю жизнь чувство радости и наслаждения любым жизненным проявлениям.


Слайд 27

Романтизм раннего Горького и одновременно реализм в художественном творчестве создают особую атмосферу оптимизма, Солнечность таланта Виталия Николаевича делает его близким по духу с классиком мировой литературы, шотландским поэтом Робертом Бёрнсом. Ведь Бернс, как и В.Волобуев был пахарем, крестьянином и именно близость к материальному миру рождает такой романтический и одновременно оптимистический взгляд на мир. В его художественных произведениях отсутствуют нарочитые душевные переживания, назидательные рассуждения о добре и зле. Но от этого не появляется ощущение мелкости, неважности того, о чем рассказывается. Все восполняется богатейшими выразительно-изобразительными средствами, с избытком заменяющие излишние рассуждения. Читая стихи, мы незаметно для себя стали видеть мир уже не своими глазами, а глазами самого втора. Это лучший способ поделиться своим мировоззрением. Новизна этого взгляда, необычного для нас ракурса раздвигает наши собственные горизонты, позволяет нам самим расти. Очень хочется сказать спасибо автору за то, что он не уводит нас в дебри психологии. Ведь очень важно не принять готовые суждения, а заставить себя проделать трудную работу души. Ненадуманные переживания идут фоном, который незримо проникает к нам прямо в душу, минуя рациональный мозг. Именно такие стих надо читать в некоторые переломные моменты жизни… Возможно, поэзия будущего в значительной степени будет синтетической, эклектичной. Возможно, даже нам, еще ненаписанное будет казаться слишком новаторским, авангардным. Но по-новому – не значит хуже. Это значит – по-другому! Язык – пластичен и изменяем во времени. Старославянский и современный разговорный русский язык, так же как литературные произведения различных эпох различаются разительно. Иностранцу они даже могут показаться не родственными. Но противостоять прогрессу языка, литературы, стихотворного творчества невозможно. Нужно ли нам опасаться за будущее поэзии? Нет! При бережном отношении к великому русскому языку, преемственности богатейших художественных классических традиций изменившаяся, но не изменившая духовности поэзия будущего будет восприниматься очень гармонично.  


Слайд 28

Литературоведческие, публицистические философские произведения В.Н.Волобуева. Рассказы.   Ища веры... Для вечной правды названья нет... Братья Карамазовы. Размышления по прочтении романа Смысл жизни Ленин. В поисках истины Соловьиный сад Блока Солнечная лира Роберта Бёрнса Батюшков. Средь вечных скорбей и недуг... Байрон. Жизнь и судьба – Политическая и бытовая комедия в Греции и Риме – Общечеловеческое и классовое в искусстве Гоголь. Правдивые истории из жизни классика. Г. В. Плеханов. Забытые истины. Ленин и Горький. Два взгляда. Реализм и романтика Алана Маршалла, Если вспомнить... Из опыта мемуаров. Социализм. Утопия или наука? Социализм. Экономика и государство. Гоголь. Загадка старосветских помещиков, Пушкин. Воспоминание. Первый урок - рассказы, Кино - рассказы, Ложный вызов - рассказы, Встреча - рассказы. Анюта - рассказы, Сила любви - рассказы, Соперник - рассказы,


Слайд 29

Стихотворные тематические сборники   Летний венок сонетов (15) Разлуки и встречи 2006 (34) Разлуки и встречи 2006 продолжение (27) Переводы (10) Не вошедшее в книги (23) Венки сонетов (4) Печальный снег (58) Посиделки 2001 (35) Посиделки 2001 Мой неприметный хуторок (20) Блуждающий свет 1996 (40) Зеленый полустанок 1995 (36) Песня жаворонка 1983 (35) Песня жаворонка 1983 продолжение (32) Литература, использованные материалы.   «Быть поэтом» Валерий Сергиенко – публикация на сайте управления культуры белгородской области (http://www.belkult.ru/info/st_7_43). «Для меня действительность замечательна» Виталий Волобуев, публикация на сайте ПРОЗА.ru (http://www.proza.ru/2009/10/05/306) Альфонсов В.Н. «Нам слово нужно для жизни». Эткинд Е.Г. «Разговор о стихах» Сайт СТИХИ.RU – национальный сервер современной поэзии (www.stihi.ru) Сайт КЛАССИКА.RU- библиотека русской литературы (www.klassika.ru)  


×

HTML:





Ссылка: