'

оружие древнего китая

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

оружие древнего китая


Слайд 1

За несколько тысячелетнюю историю развития боевых искусств китайцы придумали очень много видов оружия. Придумывали они их, естественно, не просто так, каждый из видов оружия создавался с определенной целью. Попытаемся хоть немного упорядочить это многообразие. Классическим выражением в ушу является фраза "18 видов оружия". Первоначально это действительно обозначало 18 различных видов оружия, которыми должен был владеть разносторонне развитый мастер боевых искусств. Однако постепенно число различных видов оружия возросло настолько, что стали говорить не о "18 видах оружия", а о "18 классах боевой техники". При этом под одним из видов понимали рукопашный бой, а под другими - владение древковым, лезвийным, метательным и т.п. оружием. Помимо стандартных армейских видов оружия, многие школы ушу имели свои специфические используемые для боя предметы. Примерами могут служить "лопата с полумесяцем" , "эмэйские иглы", "кисть хранителя книги жизни", "крюк петушиных когтей", "челнок", "старик преграждает лицо" (большая курительная трубка), "щипцы пяти драконов", "тарелки знаков \`цзы', \`у' и уток-мандаринок" и т.д. Кроме того, даже внутри одной разновидности можно выделить довольно сильно различающиеся между собой классы. К примеру в копьях можно выделить копья левостороннего хвата и копья правостороннего хвата, парные копья и "двуглавые змеи" (копья, у которых на каждом конце по наконечнику); если рассмотреть еще детальнее, то есть методы действий копьем, делающие упор на протыкание, вспарывание обрушивание и скольжение, а есть делающие упор на отдергивание, удар, рубку и разбивание. Еще есть такой метод применения, как "короткое использование длинного оружия". Если классифицировать по именам, то можно выделить методы действий копьем семей Ян, Луо, Юэ, Ма, Ша, Ли и Ши, а также "копье шести взаимосоответствий", "большое удивительное копье", "эмэйское копье", "волшебное летающее копье пяти крюков". Отсюда видно, что рассказ о китайском оружии - дело нелегкое, разберем только основные виды.


Слайд 2

Шест Шест - самое первое оружие. Первыми орудиями охоты были палки и камни. Позднее в восстаниях поднимали шесты в качестве знамени и рубили деревья на оружие. Шест используется как оружие наиболее широко, потому его и называют "главой ста видов оружия". Ещё существуют "трёхсекционный посох" (три палки в 67см длиной каждая соединены металлическими цепями в единое целое), "спрятанный посох" (две палки одинаковой длины соединённые железной цепью в единое целое), "дубина волчьего зуба" (на древке из твёрдого дерева с одного из концов закреплён металлический зуб длиной более 30см). Шест имеет много названий. Самое распространённое - гунь (шест), его длина - 2-2,40м. Шест длиной в 1м 65см назывался цимэйгунь ("шест до бровей"), шест в 2м 65см - гунь (шест) или чжан (посох). Если на концы шеста одеты железные обручи, то его называют бан (дубина). Деревянный шест обычно имеет вес 1,5-2,5кг, вес металлического может превышать 7,5кг. Кроме того существует дагунь (большой шест), длиною свыше 2,5м и толщиной в 6,5см, годный как для ударов так и для уколов. "Шест с зажатым ножом" - это шест, на одном из концов которого закреплён нож в 10-15см.


Слайд 3

В сравнении с другими видами оружия приемы шеста наиболее легки в освоении, и потому шест является базой для прочего оружия. Чэн Цзунъю в "Разъяснении истоков шаолиньских методов владения шестом" писал: "Во всех видах боевой подготовки для любого оружия есть чудесное использование, но нигде нет такого многообразия методов действий корпусом, руками и ногами, как в технике владения шестом. С копьём есть среднеуровневый укол, у кулака есть прямой удар - и с шестом есть прямой удар. С мечом-цзянь есть \`оседлать лошадь и разделить гриву', у кулака есть \`вытянуться на лошади' - и с шестом есть форма перешагивания меча. С плетёным щитом есть косое передвижение, в кулачных методах есть скачущий шаг - и у шеста есть форма осёдлывания лошади. В кулачных методах есть отступающий шаг вправо, с длинным японским мечом есть смотрение на меч - и с шестом есть форма разрубания горы в шаге... и так далее, всего не перечесть". Шест закладывает базу овладения другими видами оружия, его приёмы естественны и не слишком трудны. Особенностью является то, что практически все приёмы - прикладные, очень мало декоративных. Созданные Ци Цзигуаном методы действий большим шестом состоят из ударов и уколов - куда уж проще. Однако если на шест насадить наконечник - будет копье. Поэтому в приемах копья и шеста есть много общих мест. Ударяя шестом не в голову можно поразить лишь кожу и мясо, укалывая же шестом даже не имея острия можно поразить внутренние органы. Поэтому большинство приемов шеста близко к копейным, ибо это увеличивает убойную силу. У шеста хоть и два конца, но если применять им технику копья, то мощь возрастет вдвое. Если колоть концом шеста, то обе руки должны сместиться к другому концу, действуя шестом как копьем. Им можно ловко применять как уколы, так и вспарывания, оттягивания, рубящие движения. Но всё же нельзя забывать, что копьё идёт прямо, а шест - поперёк, "копьё колет по линии, шест бьёт в плоскости". При действиях шестом нужно проявлять "быстроту", существует поговорка: "шест порождает вихрь". Если шест подобно кружащемуся вихрю будет рубить, бить, возвращаться и преграждать, то сила будет убийственной. Из современных известных методов владения шестом следует отметить шаолиньские методы боя шестом, шест тигра и летящего дракона гуандунца Лэй Жэньшэна, шест Великой пустоты хунаньца Лю Цичжуна, а также распространённые на Северо-Западе Китая шест сумасшедшего и шест небесного поровнения. Классикой исследований методов действий шестом являются трактаты времён династии Мин "Канон меча" Юй Даю и "Разъяснение истоков шаолиньских методов владения шестом" Чэн Цзунъю.


Слайд 4

Меч-дао (в том числе алебарда-дадао ) Иероглифом "дао" обозначают оружие, имеющее изогнутое лезвие с однсторонней заточкой. Поэтому словом дао китайцы называют и ножи, и сабли, и даже алебарды (только в этом случае добавляется иероглиф "да" - "большой"). Японские мечи китайцы тоже называли дао. Меч-дао - это один из самых старых видов оружия в Китае. В "Исследованиях по древней истории" сказано: "Царь Суйхуан отливал металл и делал меч-дао". (Согласно легенде именно Суйхуан научил людей добывать огонь). "Истинные записи о двоице образов" гласят: "Хуан-ди сделал меч-дао". Что же такое меч-дао? В "Изысканной красоте" говорится: "название меча произносится \`дао', когда разрубаешь полностью - это и есть удар этого меча". В "Истинных записях о двоице образов" разновидности меча-дао описаны так: "Есть меч четырёх строёв, идущий от войны Чи Ю и Хуан-ди в Чжуолу; есть меч тропы, используемый в армейском строю; есть меч стенового строя, используемый на защитном валу; есть длинный меч, который держит в руках генерал. Есть меч образа, являющийся атрибутом военного министра. Он идёт со времён династии Восточная Цзинь, делается из дерева, украшается серебром, символизирует мощь, является официальным мечом". Изготавливался меч-дао так: железо многократно выжигалось, лезвие делалось из рафинированной стали, от спинки до лезвия клинок выравнивался, кончик как можно более заострялся. Рукоять делалась из твёрдого дерева, длина устанавливалась в зависимости от вида.


Слайд 5

Меч-дао - это один из наиболее повсеместно использовавшихся видов оружия. Алебардой-дадао ("большой меч") мог сражаться всадник, яодао ("поясной меч") - пехотинец, а алебарду-пудао ("простой меч") и шуаншоудай ("двуручную ленту") могли использовать и всадник, и пехотинец, причём более ловко чем копьё. Приемы владения мечом-дао включают в себя разрубание, срубание, преграждение, укол и разрезание - что проще техник копья, их легче изучать и ими легче овладевать. Поэтому в истории войн меч-дао часто использовался как генералами, так и солдатами. При династии Сун изготовление мечей-дао развилось очень сильно, они делились на два больших класса - ручные мечи (или одиночные мечи) и большие мечи. К большим мечам относились меч-кисточка, меч с алебардой, меч спрятанной луны, изогнутый меч, качающийся меч, меч клюва феникса, меч до бровей и меч ослиного уха. Японское вторжение при династии Мин привнесло японское искусство владения мечом с его проявлением мощи. Ци Цзигуан в "Новой книге записей о достижениях" пишет: "Длинный меч идёт от вторгшихся в Китай японцев. Японцы искусно перескакивают, шагнул - и уже на чжан переместился, меч длиной 5чи - вот и бьёт на 1чжан 5чи. Нашим коротким оружием ему трудно противостоять, а длинное недостаточно ловко, многие были рассечены". Хэ Лянчэнь, живший при династии Мин, потверждает: "японскому мечу требуется не более двух-трёх ударов, зачастую человек не может сопротивляться" ("Трактат о боевых порядках"). Заимствование японского меча, а особенно сделанное Ци Цзигуаном слияние воедино японских и китайских приемов, позволило технике одиночного меча сделать большой шаг вперёд. Ко времени династии Цин (1644--1911) большой меч, длинный меч (то есть японский меч) и одиночный меч стали обычным армейским оружием. Помимо них в народе были распространены летающий меч (в 23см) и малый меч (53см). К примеру в конце династии Цин в Шанхае действовал Союз Малых мечей. Меч-дао распространился по всему миру китайских боевых искусств, потому и говорят, что "меч-дао - полководец ста видов оружия". Сегодня искусство владения мечом-дао является одним из ярчайших соревновательных видов спортивного ушу. Мастер ушу Ли Циншань в более чем семидесятилетнем возрасте вращает большой железный меч в 48кг весом, что свидетельствует о немалой силе! Дадао - это длинное оружие, очень тяжелое, часто использовалось кавалеристами. Основные приемы - рубка, разрезание , поднимание , перешибание, укол, нажимание, подвеска, блок и вспарывание. При этом движение лезвия должно быть отчетливым, лишь тогда можно проявить всю мощь дадао. При действиях пудао требования те же самые. Боевые искусства не всегда были благородными видами спортивной борьбы. Они зародились в эпоху, когда велись войны, и первоначально являли собой способ выведения противника из боя без приложения больших усилий со своей стороны. Целью мастера, владевшего боевым искусством, было постараться не допустить причинения вреда себе и по возможности нанести наименьший вред противнику. Но в те времена люди были готовы на все, естественно, и на применение оружия. Использовались различные виды вооружений. Типы оружия, показанные на рисунке справа, явственно свидетельствуют о жестокости ведения боя в те времена. То, что такие миролюбивые люди, как китайцы, владели таким грозным оружием, вызывает удивление. И, вероятнее всего, эти виды оружия, как и боевые искусства, возникли в буддистских монастырях. Буддистские монахи, скорее всего, объяснили бы это необходимостью самообороны. Но обороны против кого? Конечно же, не против других миролюбивых китайцев.


Слайд 6

Возможно, оружие предполагалось использовать больше как средство устрашения, а не для ведения боевых действий. Естественно, любой агрессор дважды подумает о том, стоит ли нападать, если сталкивается с перспективой быть самому атакованным противником, вооруженным трезубцем или алебардой. С другой стороны, существовала возможность и того, что таким оружием могли овладеть преступники. Поэтому предположение, что оружие предназначалось только для самообороны, представляется неубедительным. Однако, когда мы говорим, что китайцы миролюбивы, мы не подразумеваем, что они выступают за мир любой ценой. Они не считают добродетелью агрессию, но они не считают добродетелью и презренное малодушие (трусость). И всегда готовы применить оружие для отражения вражеского нападения — а за свою историю китайцам не раз приходилось обороняться от врагов. Хотя никто, естественно, не усомнится в намерениях изготовителей вооружений и тех, кто его применял, в то же вре мя эффективность этих видов оружия весьма спорна. Например, многосекционная палка дает определенное преимущество в силе в качестве рычага, но наряду с этим явно привносит и неудобство — от нее не так-то легко быстро освободиться. А снабженная зубцами дубинка — просто слишком грубое оружие. Мечом-дао надо драться яростно и свирепо. Меч-дао тяжелее других видов короткого оружия, потому в схватке им можно делать большие разрубания, жестко блокировать. О том, как тренировать владение мечом-дао, существует поговорка: "С одним мечом-дао следи за рукой, с двумя мечами-дао следи за перемещением, с дадао следи за ртом". Одиночный меч обычно держится одной рукой, а другая рука движется согласованно с мечом. Мечом осуществляются "обматывания головы" , "оборачивания затылка", срубания, уколы, поднимания, разрезания, преграждения, пресечения, вспарывания. При этом свободная рука добавляет силы руке с мечом. Сложность, согласованность, применимость и красота движений полностью зависят от согласованности действий пустой руки. При династии Мин (1368-1644) появились методы обращения с японским мечом, ныне называемые методы обращения с мяодао ("меч в форме ростка" - так китайцы называли японский меч за его форму). В них один меч держится двумя руками. При действиях двумя мечами движения обеих рук согласуются с движениями обеих ног. Нужно чтобы руки действовали с силой, отчетливо, шаги были ловкими, верх и низ полностью согласовывались. В методах действий парными мечами очень много вращений, обматываний, опутываний. Если шаги будут неловкими и неотчетливыми, то трудно будет согласовать мечи друг с другом, трудно будет защититься. Когда профессионал смотрит на технику двух мечей, то первым делом он обращает внимание на точность.


Слайд 7


Слайд 8

Меч-цзянь Иероглифом "цзянь" в Китае обозначали прямой меч с двусторонней заточкой. Меч-цзянь - это один из древнейших видов оружия. В "Гуаньцзы" сказано: "Когда-то гора Гэлушань извергла металл. Чи Ю взял его и изготовил цзянь". Из археологических исследований известно, что бронзовый меч-цзянь существовал уже при династиях Шан и Чжоу. В эпохи "Вёсен и Осеней" и Воюющих Царств развитие искусства владения мечом шло впереди других видов оружия. В "Чжуанцзы" в главе "Отучил фехтовать" имеются такие слова о мече: "Фехтуя я, сделав ложный выпад, даю противнику как будто преимущество, но нанося удар позже его опережаю его в попадании". Упоминаемая в ""Вёснах и Осенях" княжеств У и Юэ" юэская дева является необычайным мастером владения мечом, не только знает технику меча, но и разбирается в законах действий мечом. Она говорит:


Слайд 9

"Его путь сокровенен и изменчив, его смысл тих и глубок, путь содержит врата и двери, ещё содержит инь и ян, открываешь врата и затворяешь двери, инь бурлит - ян расцветает, это путь ближнего боя, внутри переполняют цзин и шэнь, внешне демонстрируешь спокойствие и манеры, видимое подобно хорошей жене, нападение - как от тигра страшно, один человек подобен сотне , сотня подобна десяти тысячам". Искусство меча древнее, долго развивалось и искусство изготовления мечей. Вошли в историю оружейники Оу Ецзы, Гань Цзян, Моу Се, работавшие в эпоху "Вёсен и Осеней" на территории княжеств У и Юэ. В 60-е годы в Цзянлине, провинция Хубэй, был найден меч юэского князя Гоу Цзяня, прояснивший уровень оружейного дела той эпохи. Меч имеет длину более полуметра, клинок изукрашен ромбовидным орнаментом, имеется также инкрустированный синей глазурью узор, что показывает высокий уровень развития тогдашнего металлургического и кузнечного искусства. Древние мечи были трёх видов. В "Чжоуских ритуалах" об этом сказано так: Меч длиной 3чи (ок. 1м) (с рукоятью) и весом 60лянов - это высший меч, использовался воинами высшего уровня. Меч длиной 2чи 5цуней (ок. 80см) и весом 45лянов - это средний меч, использовался воинами среднего уровня. Меч длиной 2 чи (66 см) и весом 35 лянов - низший меч, использовался воинами низшего уровня. В многочисленных войнах меч-цзянь был постепенно вытеснен другими видами оружия, и со временем стал ритуальным предметом, символизируя благородство у военных и высокоэлегантность у гражданских лиц. Появилась мода на танцы с мечом. Во время войны между княжествами Чу и Хань некий Сян Чжуан танцевал с мечом во время Пира Лебединых Врат. При династии Тан за свои танцы с мечами Пэй Минь, каллиграф Чжан Сюй и поэт Ли Бо были прозваны "тремя непревзойдёнными". Позднее в искусстве обращения с мечом сформировались две манеры. Первая - это обращение с мечом с длинной кистью, ещё называемым гражданским мечом. При тренировке меч движется росчерками и извивами неописуемой красоты, кисть не должна наматываться на руку, это очень изящное зрелище. Так тренировались аристократы, ученые-конфуцианцы, гражданские чиновники и т.п. Это было уже не искусство боя, а искусство танца. Вторая манера - это обращение с мечом с короткой кистью или без кисти, ещё называемым военным мечом. Перемещения здесь живые, приёмы многоизменчивые, движения резкие, это - реально-прикладное искусство обращения с мечом. Но меч-цзянь - легкий, короткий, утонченный , слабый , им трудно противостоять в лоб более толстому оружию, лишь избегая атак, ловко используя методы действий корпусом, переходя от приема к приему и можно достичь победы. Однако какой бы ни был меч-цзянь - с длинной кистью или с короткой - его техники не похожи на внешне дикие методы меча-дао, им всегда присуща некоторая интеллигентность. Поэтому, а также из-за того, что меч-цзянь (наряду с гитарой-цинь, шахматами и книгой) входил в число четырёх драгоценностей образованного человека, родилась поговорка "меч-цзянь - красивейший из ста видов оружия".


Слайд 10


Слайд 11

Копье Копье В "Отборные жемчужины вещей и событий" есть такое место: "Копьё - деревянное древко и металлический наконечник, идёт от Хуан-ди, распространено Кунмином (прозвище знаменитого полководца Чжугэ Ляна, эпоха Троецарствия)". Копьё-цян состоит из наконечника и древка, вспомогательными элементами являются кисть и бахрома. Копья бывали различными, наконечники могли быть разного веса, поэтому у них очень много названий. При династии Мин в различных школах ушу использовались разные копья. Копьё семьи Ян имело длину около 6м, копьё семьи Ма - 3м 16см, бамбуковый шест семьи Ша - от 6м до 8м, ханькоуское копьё - 5м 30см, 5м 66см, 6м (из трактата У Шу "Записки о технике рук", династия Мин). Ко времени династии Цин длина копий постепенно уменьшилась.


Слайд 12

Копьё длиной 1м 81см называлось бусяцян ("копьё разового шага"), 2м 31см - хуацян ("цветочное копьё"), 2м 71см - чжунпинцян ("среднее горизонтальное копьё"). Кроме них ещё имелось копьё длиной в 4м, именуемое дацян ("большое копьё"), 5м 66см - даганьцзы ("большая жердь"), 6м - мао. Так они и остались до наших дней. Копьё называют князем и пронырой из-за его огромной мощи в бою, скорости атак и защит, богатства вариаций техник, зачастую делающих защиту противника безуспешной. Этот эффект неотделим от методов действий копьём, изобретённых и улучшенных мастерами разных эпох. Рассмотрим, к примеру, методы владения копьём времён династии Мин. В них входили копьё семьи Ян, копьё семьи Ма, бамбуковый шест семьи Ша , короткое копьё семьи Ли, копьё семьи Ши, эмэйское копьё, шаолиньское копьё, ханькоуское копьё (согласно "Новая книга записей о достижениях", "Трактат о боевых порядках", "Записки о технике рук"), копьё семьи Цзинь, волшебное копьё Чжан Фэя, волшебное копьё пяти знаменитостей, копьё повёрнутого прорыва, копьё повёрнутого лезвия , копьё-шило, копьё-челнок, копьё-пестик, копьё-кисточка великого спокойствия, копьё отталкивания лошадей, прорывающее копьё выковыривания лошади, фиолетово-золотой дротик, копьё земляного языка (согласно "Краткое описание Южного Заречья", гл. 8 "Общее описание оружия"). В этих методах не только применяются различные копья, есть большие различия также в технике и манере, поэтому даже в одноимённых приёмах требования к движениям зачастую сильно различаются. Это многообразие методов естественно стимулировало развитие техники, что позволило копью стать главным из восемнадцати видов оружия. Но если убрать у копья наконечник - будет шест. Поэтому в техниках копья и шеста есть много общих мест. Во многие приемы копья входят такие движения, как хлестание, удар, рубка, разбивание, более присущие всё же шесту. У Шу (династия Мин) в "Записках о технике рук" описывает методы действий копьём семьи Ма: "в основе лежит (копьё) семьи Ян, и использованы техники шеста". В той же книге описаны шаолиньские методы действий копьём, в которые также за основу взяты техники копья, и к ним добавлены техники шеста. Базовыми приемами копья являются отбив концом влево, отбив концом вправо и укол. Эти три приема выполняемые один за другим в быстрой последовательности создают впечатление непрерывной серии уколов сквозь кольцо (впечатление кольца происходит от быстрого движения наконечника по полуокружностям во время первых двух отбивов). При уколе передняя рука ослабляет хват и позволяет древку свободно скользить внутри, что дает возможность полностью использовать длину копья и колоть на очень большом расстоянии. В этом - одно из основных отличий китайских приемов действий копьем от европейских.


Слайд 13

Гибкое оружие К этой категории можно отнести многосекционные стальные хлысты-бянь, а также люсинчуй ("молот-метеор" - груз на длинной веревке), кнут, шэнбяо ("дротик на веревке" - копейное острие на конце длинной веревки), фэйчжуа ("летающие когти") и т.п. Все их объединяет наличие длинной гибкой части. Такое оружие, как многосекционный хлыст, популярно в ушу и сегодня. Они состоят из рукояти (длиной где-то в ширину ладони), нескольких стальных палочек соединенных друг с другом наподобие цепи, и конечной части (делалась либо в форме копейного острия, либо затачивалась на манер ножа). Самым стандартным является девятисекционный хлыст-цзюцзебянь, но используются также семисекционный и тринадцатисекционный. Атака осуществлялась хлещущими ударами, защита - отбивами в сторону с помощью хлеста по атакующему предмету, либо защитным вращением. Существует два типа школ боя с хлыстом: те, где большинство приемов выполняется стоя на ногах (в этом случае большинство вращений хлыстом выполняется в вертикальной плоскости), и те, где приемы проводятся в падении на землю (в этом случае большинство вращений хлыстом выполняется в горизонтальной плоскости). Шэнбяо использовался охранниками караванов, которым требовалось (в случае нападения на охраняемый груз) быстро перебить побольше нападающих на как можно более дальней дистанции. Копейное острие металось как дротик, а с помощью веревки его возвращали обратно. При этом метание происходило не из руки, а с помощью предварительного раскручивания наконечника на веревке подобно праще. Люсинчуй - это фактически кистень. Был особенно хорош для преследования убегающего противника. Гибкое оружие считается наиболее трудным для освоения, и поэтому сегодня, когда холодное оружие утратило свое значение для самообороны, владение им тренируют немногие. Самым важным элементом в освоении гибкого оружия является искусство быстрого наматывания и сматывания его на различные вовремя подставленные части тела. Это дает возможность быстро изменять радиус поражения, скорость боевой части, неожиданно изменять направление движения.


Слайд 14

Тайное оружие Под тайным оружием понимается оружие, которое носится спрятанным и применяется неожиданно для противника. Классическим китайским тайным оружием является дротик-бяо. Это слово даже дало жизнь всем терминам, связанным с охраной: охранник каравана - бяокэ, бюро по охране караванов - бяоцзюй и т.п. Дротик делался из стали, имел острие треугольной формы, длиной был около 12см и весил 100г. Дротик весом в полкилограмма назывался "золотым дротиком". Существовало два способа метания дротика - с прямого, и с обратного хвата. Другим видом тайного оружия являются рукавные стрелы-сюцзянь. Они заряжались в помещаемые в рукавах круглые трубки, в которых находился стреляющий механизм. Одно нажатие на кнопку - и стрела вылетала. Длина трубки - около 20см, длина стрелы - около 15см. Хотя эти два вида тайного оружия во многом похожи, но для применения рукавных стрелок требуется гораздо меньше силы, дальность выстрела полностью зависит от мощности пружины. Дальность же метания дротика полностью зависит от величины усилия запястья. Оба вида оружия должны точно поражать цель, потому применение дротика гораздо труднее, чем использование рукавных стрелок. Оттого и родилась поговорка "сто дней на рукавные стрелы, тысяча дней на дротики-бяо".


Слайд 15

Дробящее оружие Здесь имеются в виду булавы, молоты и палицы. В древности существовали каменные булавы, бронзовые, железные. В течение долгого исторического периода булава была одним из важнейших видов оружия, используемых в армейском строю. В "История династии Ляо" (династия Ляо была установлена племенем киданей (чжурчжэней))в разделе "Военные записи" говорится, что все кидани от 15 до 50 лет подлежали воинской повинности, были обязаны иметь боевого коня, железный доспех и комплект оружия, в который входила и булава. При династии Сун знаменитый полководец Юэ Фэй использовал булавы, "в каждом сражении сжимал в руках две булавы в восемьдесят цзиней" ("История династии Сун. Юэ Фэй"). В современных мерах сунские 80цзиней - это 95.5кг. Метательное оружие Помимо обычных для всего мира лука и стрел, в Китае довольно рано появился арбалет. Известно, что из арбалета стрелял еще Конфуций. В средние века многие тайные общества в свою боевую подготовку включали также и стрельбу из арбалета-ни.


Слайд 16

Китайский меч Процесс производства ,то есть ковка настоящего китайского меча очень сложен, но в то же время интересен. В первую очередь делается брусок. После изготовления бруска кузнец делает в нем глубокий надкол долотом и сворачивает брусок пополам, восстанавливая, таким образом, первоначальную длину. После этого стальной блок снова нагревают и обрабатывают молотом, пока верхняя и нижняя половины не сплавятся вместе, а брусок снова не станет в два раза длиннее или шире. Полученный брусок опять сворачивают пополам и нагревают его в горне. Кузнецы производят надкол долотом перед сворачиванием стального бруска. Стальной брусок помещается надколом на край наковальни и сгибается вниз ударами молота. Кузнец повторяет эту процедуру шесть раз. На каждое сворачивание уходит около тридцати минут времени, и брусок необходимо нагреть два или три раза. Ковка производится только в течение трех-четырех минут, пока раскаленная сталь из желто - белой не станет ярко-красной. Во время нагрева стали, кузнец периодически обваливает брусок в золе рисовой соломы и обливает все это жидкой глиной, после чего снова помещает в горн. Глина и зола защищают сталь от воздействия кислорода, что замедляет снижение содержания углерода в стали и окисление. В противном случае воздействие кислорода и высокой температуры вызывает слишком большую потерю углерода (сталь превращается в железо) и бесполезную потерю большего количества материала. Даже при соблюдении указаной технологии, на первом этапе ковки обычно теряется около половины исходного объема тамахаганэ. Ковка на этом этапе обычно выполняется с помощью механического молота. Кузнец двигает и поворачивает стальной блок, чтобы равномерно обработать его верхнюю и нижнюю поверхности. Механический молот всегда ударяет по наковальне в одном и том же месте. Точно так же при использовании помощников с кувалдами, мастер удостоверяется, что они бьют точно в центр наковальни - передвигается всегда только заготовка. Это делается, соображений безопасности и также позволяет кузнецу поместить под удар только требуемую часть стального бруска. Молот всегда ударяет по стали всей своей площадью, и это основное правило ковки. При ковке кузнец держит толстую связку влажной рисовой соломы перед сталью, чтобы защитить лицо от искр и крошки. Периодически он добавляет древесный уголь в ту часть горна, которая находится перед трубой кузнечных мехов. Описанная процедура из шести сворачиваний называется сита-гитаэ, или базовая ковка. В результате получается стальной брусок с габаритами 25х2х3,5 см, весящий от 1 до 1,5 килограмм. Но на этом этапе металл все еще не готов. В нем слишком много углерода, который вдобавок неравномерно распределён. Перед продолжением ковки брусок разрезают на три равные части. Двух частей будет достаточно для изготовления короткого меча, а для полного лезвия требуется четыре таких части, для чего используется одна дополнительная часть от другой партии.


Слайд 17

Не менее важные, чем количество содержания углерода, параметры это дзитэцу (качество металла) и дзихада (вид узора на боковых поверхностях лезвия). Во время ковки стальная заготовка многократно сгибается и становится похожей слоеное печенье, состоящее из наложенных друг на друга 6000 или более слоев на один сантиметр стали . Расположением этих слоев можно управлять и на хорошо отполированном лезвии они проявляются в виде четкого узора. Если в начале финальной ковки кузнец объединяет стальные блоки из разных базовых ковок, слои стали с различным содержанием углерода проявятся как контрастные линии вдоль неполированных частей изготовленного лезвия. Кузнецы часто используют этот метод, чтобы изготовлять роскошно выглядящие мечи. Что такое керамогранит и керамическая плитка 11-01-2007 Пресс-релизы Керамическая плитка - это отделочный материал, представляющий собой изделие из глины, кварцевого песка и других натуральных компонентов, обожженное в печи при высоких температурах, варьирующихся в зависимости от типа плитки.Выбор типа керамической плитки определяется предполагаемой областью его применения.Керамическая плитка является одним из самых старых строительных материалов, но, несмотря на это, до сих пор продолжает совершенствоваться и... Ступеньки к роскоши 29-01-2007 Пресс-релизы Дизайн интерьера - формы, фактуры, свет, тончайшие нюансы… В рамках одного жилого пространства может существовать несколько совершенно разных миров. Связь между этими мирами, выстроенными по вертикали, - лестница. Она может стать композиционным центром интерьера, может быть самой динамичной его частью, может оставаться неброской скромницей. Лестница может быть маршевой или причудливо изогнутой. Главное, чтобы ее ступени вели к комфорту и гармонии... Кузнец складывает четыре части одна на другую и используя нагрев и ковку сваривает их вместе. Полученная заготовка, весящая от 1,5 до 2,5 килограмм, опять проковывается и сворачивается пополам шесть или семь раз. Этот второй этап назван агэ-гитаэ, или финальная ковка. При этом опять теряется около половины исходного материала. В результате получается брусок стали весом от 0,9 до 1,6 килограмма с оптимальным содержанием углерода в районе 0,6 - 0,7 процента (мнения кузнецов на этот счёт расходятся). В то же время, ковка и сворачивания сделали распределение углерода более равномерным и способствовали вытеснению большинства примесей и шлаков. Шероховатая область в центре образуется в результате растягивания металла при сворачивании. Трещины и пустоты свидетельствуют о том, что эта сталь находится на ранней стадии ковки. Сталь на поздней стадии ковки. В области сгиба отсутствуют крупные трещины или пустоты. Не существует никаких четких стандартов относительно количества сворачиваний. Сталь считается готовой, если на сгибе она тянется равномерно и остается гладкой, без разрывов и трещин. Тщательно подбирая кусочки стали в самом начале и перед финальной ковкой, а также наблюдая за состоянием стали во время нагрева и ковки кузнец может изготовлять такую сталь, которая ему в данный момент необходима.


Слайд 18


×

HTML:





Ссылка: