'

Человек есть тайна. Её надо разгадывать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Человек есть тайна. Её надо разгадывать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф.М.Достоевский.


Слайд 1

Некогда считалось, что душа может покинуть человека и переселиться в его изображение. Люди верили в волшебство, способное даровать им вечную жизнь. Но такое волшебство существует . Это …


Слайд 2

искусство


Слайд 3

Несколько тысячелетий назад скульптор-египтянин изваял лик царицы Нефертити. В искусстве был создан новый образ человека; подчеркивались главным образом, милосердие и благость, мягкая красота, одухотворенность. Скульптурный портрет Нефертити работы Тутмеса. Раскрашенный известняк. 1-я четверть 14 в. до н. э. Античное собрание Берлинских национальных музеев.


Слайд 4

500 лет назад… Леонардо да Винчи. «Мона Лиза». Лувр, Париж . «Джоконда» кисти Леонардо считается воплощением высшего мастерства и тайны живописи. Загадочная, полупечальная, полувосторженная улыбка, тенью скользнувшая по губам молодой женщины, «лунный» пейзаж на втором плане, гармония и спокойствие всего облика создают образ поэтичный и счастливый, таинственный и прекрасный.


Слайд 5

Рембранд 300 лет назад создал свои портреты. И среди них – портрет его матери.


Слайд 6

В своих портретах художники удержали этих людей от забвения, от исчезновения, они останутся с нами и теми, кто будет жить после нас.


Слайд 7

Из словаря. ПОРТРЕТ (франц. portrait), изображение или описание человека или группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир человека, создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи. Есть предположение, что слово происходит от латинского глагола, обозначающего – «извлекать на поверхность, обнаруживать, выявлять.


Слайд 8

Тема урока: «Подготовка к домашнему сочинению «Сравнительная характеристика двух портретов А.С.Пушкина, созданных замечательными русскими художниками России 19 века.»


Слайд 9

Цели урока: Научиться давать сравнительную характеристику на примере двух портретов А.С.Пушкину, используя художественные средства языка; Учиться на текстах современных искусствоведов; Расширить кругозор, обратившись к творчеству великих мастеров прошлого, к шедеврам живописи 19 века; Воспитывать чувства прекрасного;


Слайд 10

Л.Н.Толстой, наблюдая за работой живописца, пишущего портрет, заметил, что он с каждым штрихом не столько добавляет необходимое, сколько «откидывает ненужное, выявляя самое особенное в наружности изображаемого человека и в натуре его»


Слайд 11

Портреты писателей – это портреты самых дорогих наших собеседников, помогающих нам познавать самих себя , законы и тайны человеческого общения, дружбы, любви, указывающих великие идеалы, открывающих глубокий смысл таких слов, как свобода, справедливость отечество, мир. Хороший портрет имеет свою судьбу, свою историю. В нем сходятся , соединяются жизнь и судьба того, кто изображен, и того, кто изобразил.


Слайд 12

Выдающийся мастер русского изобразительного искусства романтизма, получивший особую известность как замечательный портретист – это О.А.Кипренский. Незаконный сын помещика А. С. Дьяконова, записанный в семью его крепостного человека А. К. Швальбе. Получив вольную, учился в Петербургской Академии художеств (1788-1803) у Г. И. Угрюмова и Г.-Ф. Дуаена. Жил и работал в Москве (1809), Твери (1811), Петербурге (с 1812), в 1816-22 и с 1828 — в Риме и Неаполе.


Слайд 13

Орест Адамович Кипренский (1782-1836) Сходство с оригиналом подтвердил отец поэта: «Лучший портрет моего сына есть тот, который написан Кипренским…» Портрет был написан летом 1827 г. по заказу его друга А.А.Дельвига. Пушкину он очень понравился, это отношение выражено в дружеском послании «Кипренскому» (июнь 1827г.)


Слайд 14

«Кипренскому»(июнь 1827г.) Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз,- И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит…


Слайд 15

Задания: Рассмотрите портрет. Как удалось художнику реализовать свой замысел? Муза (на заднем плане)была нарисована позже по просьбе А.А.Дельвига. Как вы думаете, с какой целью? Соответствует ли эта дополнительная деталь замыслу художника? Прочтите два описания портрета искусствоведов. Что в них общего? Какие используют эпитеты? Попробуйте найти свои слова для описания Пушкина.


Слайд 16

Текст №1 «Пушкин изображен в состоянии глубокой сосредоточенности. Взгляд поэта чист и серьезен, поза спокойна. Через плечо его перекинут плащ. Весь облик его лишен черт обыденности. Внутренняя сосредоточенность подчеркивается многозначительным жестом скрещенных на груди рук, ясностью и равновесием простой композиции портрета. В изгибе плотно сомкнутых губ Пушкина есть оттенок горечи, которому вторит выражение глаз, чуть печальных…»


Слайд 17

Текст №2 «На смуглом лице читается вдохновение, созревающая поэтическая мысль. Взгляд поэта глубок, но в то же время слегка рассеян… Рот напряженно сжат. И горький изгиб губ, как и некоторая настороженность во взоре показывает невысказанную тревогу».


Слайд 18

СоученикомО.А.Кипренского по академии художеств, одним из самых значительных портретистов первой половины 19 века был –В.А.Тропинин, крепостной сначала графа А.С.Миниха, затем И.Моркова. Учился в Петербургской Академии художеств, где сблизился с О. А. Кипренским и А. Г. Варнеком. У Моркова был на положении крепостного живописца, обязанного одновременно выполнять хозяйственные поручения помещика. Лишь в 1823 был окончательно освобожден от крепостной зависимости. Получил звание академика, но, отказавшись от карьеры в Петербурге, в 1824 поселился в Москве.


Слайд 19

Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) Из оценки современников: «Сходство с подлинником поразительное…хотя…не смог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта.» Пушкин заказал этот портрет для друга – С.А.Соболевского и подарил ему в золоченой раме. Портрет был создан зимой 1826-1827 гг.(т.е. чуть раньше, чем работ Кипренского). Живя в Москве, поэт позировал художнику. Соболевский хотел видеть друга «неприпомаженным»,а в домашнем халате, растрепанным, с заветным мистическим перстнем на пальце.


Слайд 20

Задания: Сравните два описания портрета Тропинина, сделанные современными искусствоведами. Какое отражает вашу точку зрения?


Слайд 21

Текст №1 «Пушкин изображен сидящим, в естественной и непринужденной позе. Правая рука, на которой видны два перстня, положена на столик с раскрытой книгой…Он одет в просторный домашний халат с синими отворотами, а шея повязана длинным шарфом. Фон и одежда объединены общим золотисто-коричневым тоном, на котором особенно выделяется лицо, оттененное белизной отворота рубашки,- самое интенсивное красочное пятно в картине является и ее композиционным центром. Художник сумел запечатлеть высокую одухотворенность поэта.»


Слайд 22

Текст №2 Поэт изображен у стола. Его рука лежит на листах бумаги; может быть, это - рукопись. Он в халате, ворот рубашки широко распахнут, галстук повязан небрежно… Тропинин очень тонко уловил несколько самых существенных и обаятельных черт Пушкина - в этом его замечательное достоинство. В открытом, ясном и умном взгляде поэта, в его живых, чуть улыбающихся губах, спокойной позе и плавной линии плеч чувствуется большая сила духа и какая-то особенная ясность мироощущения…»


Слайд 23

План сочинения по теме: «Два портрета А.С.Пушкина» Время создания, история создания портрета. Замысел художника и его воплощение(выражение лица, взгляд, жесты, поза, одежда; композиция картины, её колорит); Отношение А.С.Пушкина или его друзей, родственников к портрету; Вывод (что сближает работы этих двух художников, в чем разнообразие каждого, ваше отношение к ним).


Слайд 24

Подведем итоги: Чтобы живопись и поэзия тронули чью- то душу, на автора и художника должно «сойти вдохновение». Где вдохновенье неподдельно, там есть поэзия. В.Г.Белинский.


×

HTML:





Ссылка: