'

«…старина и новизна перемешались…»

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

«…старина и новизна перемешались…» Русская культура на пороге нового времени (XVII в.)


Слайд 1

План: Что происходит в образовании? О книгопечатании. Что с накоплением знаний? Что нового в литературе? Идем в театр? Старое и новое в архитектуре. От иконы к портрету… Быт – самый устойчивый компонент жизни людей? Сделаем выводы.


Слайд 2

Что происходит в образовании? Домашнее образование. Школы при монастырях (школа в кремлевском Чудовом монастыре, открытая на средства патриаршего двора – 1650 г.). Частные учебные заведения (частная школа боярина Ртищева для молодых дворян – 1640 г.). Государственные школы (школа для обучения подьячих Приказа тайных дел – 1664 г.). Первое в России высшее учебное заведение (Славяно-греко-латинская академия.. – 1687 г.). Заиконоспасский монастырь. (Славяно-греко-латинская академия)


Слайд 3

Кустодиев «Школа в Московской Руси». Учитель был обычно один, а детей много, разных возрастов. Одни из них учили буквы и читали по складам, став на колени перед учителем. Другие уже перешли от печатных и “уставных” рукописных букв к изучению скорописи. Часть детей уходила после уроков домой, но многие родители считали полезным, чтобы дети жили при школе. Здесь они и питались - на лавке справа недаром стоит котелок с кашей. “Пожалуйте, государи, — писал из-за границы знаменитый дипломат А. Л. Ордин-Нащокин, — прикажите в домишко мое, чтоб мальчика моего дали грамоте учить попу Григорию Опимахову и жил бы он у него в дому”. Многие дворяне и купцы приглашали к своим детям домашних учителей, обычно со знанием иностранных языков.


Слайд 4

О книгопечатании. Букварь Бурцева 1633 г. А во 2 пол. XVI века всего было выпущено 20 печатных книг. Во 2 пол. XVII века Печатный двор выпустил 300 тыс. экземпляров букварей, 150 тыс. книг религиозного содержания, которые использовались в обучении. Кстати! Букварь Бурцева стоил 1 копейку и был доступен широким слоям населения. Грамматика Смотрицкого 1653 г.


Слайд 5

Уровень грамотности значительно возрос. В XVII были грамотными: В 1678 г. Население России составляло – 11,2 млн. человек. Крестьян – 85% Холопы – 2% Посадских людей – 3% другие – 4% Служилые люди (дворяне, стрельцы, пушкари, духовенство) – 6%


Слайд 6

Что с накоплением знаний?


Слайд 7

Идет процесс накопления знаний и первые попытки их теоретического осмысления. Создаются благоприятные условия для становления российской науки в последующий период.


Слайд 8

Идем в театр? Национальные традиции продолжил бродячий театр. 2. При Славяно-греко-латинской академии сложился школьный театр. 3. В 1672 г. – попытка создания профессионального театра в России – в Москве, царем Алексеем Михайловичем, создан придворный театр. (Просуществовал лишь 4 года, не оставил заметного следа в русской культуре, но способствовал расширению духовной жизни русского общества.) Гравюра из «Комедии о блудном сыне». Москва, 1685 г.


Слайд 9

Что нового в литературе? Жанры русской литературы XVII века. Историческая и бытовая повесть: «Повесть об Азовском осадном сидении» Сатира: «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче» Жития святых и жития и биографии гражданских лиц: «Житие Юлиании Лазоревской» Драматургия: библейские и исторические сюжеты. «О блудном сыне», «Малая комедия о Баязете и Тамерлане» и др. Вирши: Симеон Полоцкий «Рифмологион, или стихослов», Сильвестр Медведев Автобиографический жанр: «Житие протопопа Аввакума» Сказания: Произведения о Смуте («Сказание» Авраамия Палицина)


Слайд 10

В XVII веке появляется: первый русский библиографический труд – «Оглавление книг, кто их сложил». Автором считают С. Медведева; первая русская энциклопедия – «Полис» К. Истомина; первая рукописная газета – «Куранты». Время перемен вызвало к жизни целую когорту интересных литераторов: Симеон Полоцкий (поэзия, драматургия, публицистика); Протопоп Аввакум (яркий старообрядческий публицист); Юрий Крижанич (политологические трактаты); Авраамий Палицын (автор популярного произведения о Смуте). Авраамий Палицын


Слайд 11

В XVIIв. литература медленно освобождалось от средневековых традиций. Господствующее религиозное мировоззрение сменялось более реалистическим видением действительности. Становление сатирико-бытового и автобиографического жанров положило начало собственно художественной литературе. Появляется новая область литературного творчества – стихосложение и драматургия.


Слайд 12

Кто в Москве не бывал, тот красы не видал. (народная пословица).


Слайд 13

Старое и новое в архитектуре. Деревянное зодчество – корнями в языческой старине. Дворец Алексея Михайловича в Коломенском.


Слайд 14

Создан Приказ каменных дел (до 1619 года каменное строительство замерло - последствие Смуты). Возводятся шатровые храмы. Никон запретил возведение шатровых храмов, но строительство продолжается вдали от столицы(Ярославль, Кострома), при строительстве колоколен. Фроловская (Спасская) башня Московского Кремля. Церковь Рождества Богородицы в Путинках


Слайд 15

Теремной дворец Декор церкви Троицы в Никитниках Украшения из резного камня и изразцы («солнечные плитки») получили широкое распространение. «Каменное узорочье» Церковь Троицы в Никитниках


Слайд 16

Новый стиль – «Московское барокко». Церковь Покрова в Филях. 1690-1693 г. Успенский собор Кремля. 1475-1479 гг. Отличительные черты: многоярусность, устремленность ввысь, многоцветная богата отделка (резьба, изразцы, раскраска фасадов).


Слайд 17

Архитектура носит противоречивый, переходящий характер, ей свойственны традиционализм и новизна. ? переход от строгости и простоты к декоративности; Гражданское строительство (каменные жилые дома богатых купцов и дворян); Обмирщение зодчества (отказ от строгих церковных канонов); Творчески осваивается стилистика западноевропейской архитектуры.


Слайд 18

От иконы к портрету… В XVII веке - последний взлет фресковой живописи. Существуют следующие направления в иконописи: Годуновский стиль – следование канону. Строгановская школа – иконная миниатюра. Новое направление, в котором сливались стили, появлялись черты реализма, глубина перспективы, объемность. Деталь росписи Золотой Царицыной палаты.


Слайд 19

Икона XII века. Неизв. художник. Икона XVII века С. Ушакова. «Спас Нерукотворный» «Троица» Троица. А. Рублев. Троица. С. Ушаков. Приверженец древнего благочестия Аввакум был не доволен: «…пишут Спасов образ… лицо одутловато, уста червоныя, власы кудрявыя, руки и мышцы толсты.. Лишо бы сабли на бедре не писано .» Один из самых знаменитых живописцев – Симон Ушаков (1626-1686 гг.) – уподоблял художественный образ зеркалу, отражающему истинную красоту.


Слайд 20

Зародился жанр портретной живописи. (от лат. Persona - личность). Царь Алексей Михайлович Портрет Скопина-Шуйского Стремление к портретному сходству и пристальное внимание к внутреннему миру человека; соблюдаются естественные пропорции, объемность.


Слайд 21

Обмирщение наиболее ярко проявилось в живописи: реалистическая направленность, возрастающий интерес к человеческой личности.


Слайд 22

Мастерские Московского Кремля. Большой наряд царя Михаила Федоровича. 1613-1645 гг. Тарелка царя Алексея Михайловича с государственным гербом России. Карета. Конец XVI – нач. XVII в. XVII век. Парадное оружие.


Слайд 23

Холодное и огнестрельное оружие, изготовленное русскими оружейниками и литейщиками. XVI-XVII вв. Ткацкий станок. Деревянная посудаи издели ярусских бондарей XVI-XVII вв.


Слайд 24

Изразец. XVII в. Теремной дворец. Фрагмент интерьера. Царицыны одежды. Быт – самый устойчивый компонент жизни людей?


Слайд 25

Зипун ферязь Трапезная в боярском доме Большие новшества в княжеско-боярском быту: Каменные дома со многими комнатами и высокими потолками; Стены внутри украшали росписи и ковры, зеркала и гравюры. Стояла заграничная мебель и посуда, с потолка свешивались люстры. Бояре заводят иностранные книги, музыкальные инструменты, игрушки, в моду входит курение табака. Бояре и дворяне начинают стричь бороды, носят одежду (более скромную и удобную) на западный манер.


Слайд 26

Выводы: Переходный этап культуры от средневековья к Новому времени. Неравномерность и неоднозначность развития культуры. Борьба традиционного и светского начал. Обмирщение культуры: стремление к реализму, интерес к личности. Возникновение новых жанров и направлений. Средневековое мировоззрение начинает постепенно разрушаться. Несмотря на внутреннее своеобразие, русская культура развивалась в рамках общеевропейской. Расширялись культурные связи с Западной Европой. Основное содержание этого периода – формирование русской национальной культуры.


Слайд 27


×

HTML:





Ссылка: