'

СЮЮМБИКЕ

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

СЮЮМБИКЕ Автор: Кузнецова Нэля, ученица 8 «а» класса 2012 год


Слайд 1

СЮЮМБИКЕ: Казанская царица и легендарная башня


Слайд 2

Башня Сююмбике Башня Сююмбике(тат.С?ембик? манарасы, S?yembik? manaras?) — дозорная (сторожевая)башня в Казанском кремле. Башня Сююмбике, входящая ныне в комплекс Губернаторского Дворца, — это историческая жемчужина Казанского Кремля и архитектурная эмблема Казани Башня Сююмбике также относится к «падающим» башням (как, например, Пизанская башня), так как имеет заметный наклон в северо-восточную сторону. На данный момент отклонение её шпиля от вертикали составляет 1,98 м. Башня расположена внутри Казанского кремля, в отдалении от крепостных стен, и благодаря своему положению несла функцию дозорной (сторожевой) крепостной башни. С её вершины открывается широкий вид на реки Казанку, Волгу и окрестности. Башня состоит из семи ярусов: первые три яруса в плане квадратные разновысотные четверики имеют открытые галереи-гульбища; следующие два — восьмиугольные; ещё два — гранёный кирпичный шатер - дозорная вышка; последний — зелёный шпиль, увенчанный золочённым «яблоком», на котором покоится полумесяц (до 1918 года — двуглавый орёл).


Слайд 3

Грани всех ярусов украшены лопатками или тонкими кирпичными валиками. На западном и восточном фасадах пилоны нижнего яруса имеют по 2 приставные колонны коринфского ордера, пересечённые посередине высоты «типично русскими горизонтальными валиками» Общая высота башни равна 58 метрам (34 саженям 6 футам). Как показали археолого-архитектурные исследования, проведённые в 1941—1944, 1947—1948, 1953—1954 и 1976—1978 годах, фундамент башни уходит почти на двухметровую глубину и прорезает лишь верхние слои культурных отложений Казани — первый (верхний, датируемый XX—XVIII веками) и второй (нижний, русский, датированный XVII — второй половиной XVI веков), но местами и третий (средний, казанско-ханский, первая половина XVI — вторая половина XV веков). Во втором слое находится и строительный горизонт башни, указывая на время её сооружения — не ранее второй половины XVII — начала XVIII веков. Подобные легенды хотя и включают некоторые исторические факты, однако, совершенно далеки от реальности. Их основой являются романтические легенды XIX века, отмеченные во многих тогдашних путеводителях по Казани. Тогда же среди татарского населения Казани существовала легенда о том, что в позолоченном шаре, установленном на шпиле башни, хранятся некие документы ханского периода. По просьбам татарской общины губернатор Казани приказал снять и изучить шар. Документов внутри не оказалось, однако, как утверждали очевидцы, шар был проржавевший и дырявый, что облегчало потерю документов, если они там и были.


Слайд 4

«От орла к полумесяцу» Установление двуглавого орла на башню относят к 1730 году. В 1930-х годах в связи с антирелигиозной государственной политикой полумесяц с башни был убран. . В перестроечное время (в конце 1980-х годов) по просьбам татарской общественности на вершину башни вновь установили позолоченный полумесяц.


Слайд 5

Царица Сююмбике Сююмбике? (тат. S?yembik?, С?ембик?, тюрк. С?енбик?) — правительница Казанского ханства, жена казанских ханов Джан-Али (1533—1535), Сафа-Гирея, Шах-Али, дочь ногайского бия Юсуфа и прапраправнучка основателя династии Ногайской Орды Идегея. Одна из первых мусульманок-глав государств в истории ислама.


Слайд 6

Жизнь Сююмбике Вообще казанскую царицу звали Сююн, а "Сююмбике" - "Любимой госпожой" - ее прозвал народ за то, что она пыталась вникнуть в его тяготы и, по возможности, ослабить их. Сююн была дочерью знатного ногайского бека Юсуфа и выросла в степи. В те годы у казанских ханов появилась мода - искать жен в ногайских юртах. Вся степь от Кубани до Казахстана была заселена родственниками: знатные вельможи заключали между собой династические браки. Молодые девушки с большой неохотой покидали родные степи, жизнь в каменных ханских палатах казалась им скучной, к тому же она была полна придворных интриг. Не все справлялись с такими психологическими нагрузками. Но Сююн с детства росла смышленым ребенком, со своенравным "мужским" характером.


Слайд 7

Правительница Казанского ханства Ханы на казанском престоле долго не задерживались, своей смертью практически никто не умирал: каждый из них рано или поздно становился жертвой политических интриг. Во второй трети XVI века основная борьба за власть в Казанском ханстве развернулась между московской и крымской группировками. Когда в 1549 году умер хан Сафа, наступило междувластие, как описывает "Казанский летописец", "и по смерти цареве восста брань велика в Казани..." Кто станет следующим ханом? У Сафы-Гирея было три сына: старшие Мубарак и Булюк жили в Крыму, а трехлетний Утямыш с матерью Сююн - в Казани. Ханская гвардия во главе с крымским полководцем Кучаком (Кощаком) поставила на Утямыша. О Кучаке, кстати, сохранились весьма противоречивые сведения. "Муж зело величав и свиреп", по данным русской летописи, состоял якобы в "... любви блудной со царицею..." Исследователи предположение о том, что крымский улан был фаворитом Сююн, отметают вчистую. Это все-таки не парижский двор, а казанский, где царили совсем иные нравы. К тому же известно, что царица безумно любила своего мужа Сафу-Гирея и после его смерти не переставала печалиться о нем.


Слайд 8

Но помощь Кучака она приняла. Так трехлетний Утямыш стал ханом, а Сююн регентшей при нем. Политика продолжалась такая же, как и при Сафе, - ориентация на Крым с опорой на иноземное войско. Однако регентша успела провести некоторые реформы, освободив крестьян, мелких ремесленников и торговцев от удушающих налогов, за что народ ее и прозвал "Сююмбике", а историки- "крестьянской царицей". Правила Сююмбике недолго - всего два года. Политические ветры сменились, и верх стала одерживать московская партия. Кучак пытался бежать в Крым, но был пойман. Арестовали и царицу с малолетним сыном, отправив в "почетный плен" в Москву. Народная молва интерпретировала эти события по-своему. После взятия Казани русскими войсками Сююмбике, чтобы не сдаваться захватчикам, якобы бросилась с башни, которая сегодня носит ее имя. На самом деле ее увезли в Москву еще в 1551 году, за несколько месяцев до падения столицы Казанского ханства. Источники говорят, что перед отправкой в Москву царице разрешили побывать на могиле мужа Сафы и попрощаться с народом. Какие слова говорила Сююн над надгробным камнем и какую речь держала перед казанцами, неизвестно. Однако существует фольклор, в котором представлены и "Плач Сююмбике", и ее "Прощальное слово". Слушать их без внутреннего содрогания невозможно - с таким эмоциональным надрывом они звучат... Как протекала жизнь пленницы в "почетной ссылке"? Понятно, что она не бедствовала, но морально была сильно подавлена. Сююн молила лишь об одном - отпустить ее к отцу в ногайские степи, но получила отказ. Как ни сопротивлялась и ни отбивалась, ее все же сосватали за старого и безобразного касимовского хана Шаха-Али, который благодаря поддержке Москвы воцарился на казанском престоле.


Слайд 9

Легенды Однажды Иван Грозный, прослышав о сказочной красоте царицы Сююмбике, прислал в Казань своих сватов. Гордая красавица отказала русскому царю. Тогда разгневанный Иван Грозный пришёл к стенам города с огромным войском, осадил город и сказал, что если Сююмбике не согласится выйти за него замуж, то он сотрёт Казань с лица земли. Чтобы спасти жителей Казани, Сююмбике была вынуждена согласиться выйти замуж при условии, но попросила необычный свадебный подарок – самую высокую башню ,которую русский царь за семь дней должен построить в Казани . Условия царицы были приняты и началось спешное строительство. В первый день положили первый ярус, во второй день – второй, в третий – третий.... К исходу седьмого дня башня была готова. И начался свадебный пир. Гости пировали, а казанцы грустили. Они понимали, что больше не увидят Сююмбике – добрую госпожу. Во время пира Сююмбике поднялась на самый верхний ярус башни, чтобы в последний раз посмотреть на Казань, Но, глядя на родной город, поняла, что не сможет покинуть его навсегда. Расплакалась и бросилась вниз головой. Так она погибла, не желая попасть в руки ненавистного царя. В память о своей славной дочери татарский народ назвал башню ее именем. Согласно другой легенде, не менее поэтичной, башня была специально построена царицей Сююмбике в память своего мужа Сафа-Гирея. Тело его покоилось в белокаменном мавзолее рядом с этой башней. Если верить словам очевидцев, над гробом своего мужа Сююмбике часто молилась, оплакивая его смерть и свою судьбу. Слова из фольклора «Плач Сююмбике» : ... И была та царица Казанская Так прекрасна, умна, рассудительна, Что, подобно ей, не было женщины Среди, жен всех казанских и девушек, Даже в стольной Москве нашей царственной Между жен, дочерей наших княжеских Отыскать нелегко ей соперницы...


Слайд 10

Последние годы Сююмбике У Сююмбике был сын от СафаГирея— Утямыш-Гирей, который был крещён в Москве под именем Александр Сафакиреевич. Он прожил всего 20 лет. Когда и где умерла Сююмбике, на этот счет существуют разные версии. Профессор Урманчеев их систематизировал и пришел к выводу, что наиболее вероятная дата ее смерти - 1557 год, пленнице тогда было 38 лет. В Касимове, в мавзолее Шаха-Али обнаружен неизвестный надгробный камень. Возможно, под ним и захоронена "крестьянская царица".


Слайд 11

Работы художников Прощание Сююмбике с могилой Сафа-Гирея. Худ. Н.Хазиахметов Семья царицы Сююмбике. Копия с картины XVIII века. Неизвестный художник. Булгария


Слайд 12

Сююмбике и Утямыш. Неизвестный художник


Слайд 13

В честь царицы Сююмбике были сделаны и куклы.


Слайд 14

Фотографии


×

HTML:





Ссылка: