'

Рукотворное Чудо (тюбетейка и калфак)

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Рукотворное Чудо (тюбетейка и калфак) Работу выполнила Ученица 5 А класса Алиева Лиана Руководитель проекта: Бондаренко Л.Д.


Слайд 1

Цель работы – изучить историю происхождение названия тюбетейки, узнать о разновидностях головного убора тюбетейки и калфака, выяснить значение узоров и цветовой гаммы, познакомиться с технологией пошива тюбетейки. Для достижения цели поставлены следующие задачи: Определить источники информации, которые помогут выяснить происхождение слова «тюбетейка». 2. Изучить историю создания национальных головных уборов. 3. Исследовать технологическую последовательность изготовления тюбетейки.


Слайд 2

Тюбетейка тат. Т?б?т?й, каз. Топы или Та?ия, туркм. Tahya, уйг. Dopa — круглая или квадратная, островерхая или плоская, мужская или женская легкая шапочка, надеваемая прямо на голову; получила название от тюркского слова тобе/тюбе, означающего верх, вершину. В некоторых тюркских языках называется такыя. каляпуш такыя


Слайд 3

Таджикская тюбетейка – куляб. Татарская тюбетейка - каляпуш. Узбекская тюбетейка - дуппи или калпок. Туркменская тюбетейка – тахья. Казахская тюбетейка – топы


Слайд 4

полусферическая квадратная Формы тюбетеек разнообразны: низкие, высокие, остроконечные и с плоской верхушкой, с кистью и без нее, в форме цилиндра. Существуют несколько видов тюбетеек-такыя: полусферической формы и квадратные.


Слайд 5

Тюбетейки различаются по половозрастным признакам: мужские, женские, детские; формам, материалу, орнаментальному убранству (узорные вышивки), знакам художественной символики..


Слайд 6

Мужские головные уборы делились на домашние (нижние) и выходные (верхние). К нижним относится тюбетейка (т?б?т?й) - небольшая шапочка, надеваемая на макушку, поверх которой надевали всевозможные верхние головные уборы: чалма (ритуальный убор), войлочные шляпы (тула эшл?п?), матерчатые и меховые шапки (б?рек).


Слайд 7

Самым распространенным девичьим убором являлся калфак. Его закрепляли на голове с помощью специальной повязки украшения (ука-чачак), а конусообразный конец вместе с кисточками откидывали назад или набок. У замужних женщин они были более сложные и разнообразные и, в отличие от девичьих, они обязательно должны были закрывать не только голову, но и плечи, шею и спину татарки. Татарская семья 19 век.


Слайд 8

С конца XVIII до начала XX века форма, размеры, орнаментация калфаков, постоянно изменялись. Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфачки с вышивкой, надеваемые на всю голову. Затем появляются большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахромой, свисающей до самых плеч.


Слайд 9

К середине XIX века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжелые кисти и бахрома. Такие калфачки носились под платком или шалью. Маленькие калфачки в наши дни популярны лишь на сцене. Очень полюбились калфаки типа тюбетеек - такыя, поверх которых также можно носить шаль или платок.


Слайд 10

Узор тюбетейки – это не только характерный художественный рисунок, но и оберег. Рисунок, расположенный сверху тюбетейки, означает солнце, узоры по бокам – «ширози» – от сглаза. Волнообразный круговой замкнутый узор означал годовой круговорот, бесконечность жизни, пожелание долголетия Плетеная "веревочка" - союз, содружество, брачные узы. Растительный орнамент - символ жизни земной, благодарность Создателю за красоту и щедрость природы.


Слайд 11

Цвет головного убора всегда имел большое значение. Цвет тюбетейки – насыщенного черного оттенка, изображает бездну вселенной, которая сопоставима с черной дырок. На узбекских тюбетейках орнамент не что иное, как изображение трехмесячного эмбриона. По Исламской версии именно в этот период создание в чреве матери получает душу и его можно назвать живым существом.


Слайд 12

Так, зеленый цвет означал бессмертие, красный — мужество, синий — удачу, желтый считался застывшим солнечным светом, приносящим удачу. Белый цвет – это цвет паломников, совершающих хадж в Мекку. Многие вернувшиеся из хаджа мусульмане начинают носить белые тюбетейки и привозят их в подарок своим близким и знакомым, чтобы и их коснулась благость священной Мекки.


Слайд 13

Один из самых древних симметричный орнамент с центральным крупным цветком принято считать упрощенным изображением древа жизни, символа жизни на земле, связи с ушедшими в мир иной предками и небесными покровителями. Это пожелание здоровья и плодородия, основной узор для женских калфаков – как говорили, «во лбу звезда горит».


Слайд 14

Вышивают тюбетейки шелком, золотой или серебряной канителью, бусами, блестками, камнями, бисером, стеклярусом, жемчугом. Для вышивки нити окрашивали в разные цвета. Черную краску изготовляли из кожуры граната на травильном растворе железа, чернильных орешков, фисташек или цветков мальвы. Красную краску получали из марены и щитовки-кошениля, желтую — из цветка испарак или из цветков растения тухмак, голубую и синюю — из индиго.


Слайд 15

Расшивают цветочными мотивами: цветами ирис, гвоздика, тюльпан, петушиный гребешок, цветок яблони. А среди плодов — изображение граната, вишни и черешни, миндаля и перца и др. Вышиванием занимались самые одаренные художницы каламкаш или чизмакаш.


Слайд 16

Вывод. Появление разнообразных узоров и цветовой гаммы головных уборов связывают с географическим положением проживания народов, с особенностями национальной культуры. Головные уборы демонстрировали возрастное, семейное, социально-имущественное положение человека на протяжении длительного исторического периода. Тюбетейка – это головной убор не только представителей мусульманства, но и людей других религий. В 21 веке тюбетейка стала всенациональным и всевозрастным головным убором, мода на который никогда не пройдет.


×

HTML:





Ссылка: