'

Роман «Отцы и дети»

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Роман «Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев Материалы к урокам литературы в 10 классе ( часть I - ая)


Слайд 1

Главное меню: Общая характеристика произведения. Содержание глав I – XI. Содержание глав XII – XXIV а) ученики Базарова: - Аркадий Кирсанов; - Ситников и Кукшина; б) Базаров и Одинцова. Дополнительные сведения о слайд-фильме.


Слайд 2

Общая характеристика произведения


Слайд 3

Общественно-политическая борьба 60-ых г.г. XIX века Шестидесятые годы – время появления на арене общественной борьбы новой социальной силы – разночинцев-демократов, время ожесточённых идейных споров между ними и дворянами-либералами по коренным вопросам русской жизни. Накануне крестьянской реформы 1861 года общество раскалывается на два лагеря. В одном лагере – умеренные сторонники постепенных реформ, так называемые «постепеновцы», дворяне-реформисты (вне зависимости от возраста). В другом – «новые люди», разночинцы-демократы, политические радикалы. Условное наименование идейных противников – «отцы» и «дети». Тургенев ставит перед собой задачу в романе максимально объективно изобразить представителя нового поколения, выявить его сильные и слабые стороны.


Слайд 4

О романе… Произведение окончено в 1861 году, а издано в 1862-м. Действие романа начинается 20 мая 1859 года, т.е. он написан после реформы, а события показаны пореформенные: «…преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?..».


Слайд 5

Задачи автора в ходе работы над романом: 1. Создать портрет современного нигилиста, непохожего на «нигилистов» дворянского (прошлого) поколения. 2. Создать не «паспортный» портрет нигилиста, а портрет – «прогноз» современного нигилизма. Цель – рассмотреть нигилизм как опасное, болезненное поветрие, способное завести человека в тупик. Требование max! объективности автора.


Слайд 6

Заглянем в словарь: Нигилизм – одно из множества современных идейных течений, популярное среди «детей» (молодёжи), обусловленное их неприятием мировоззрения «отцов» (старшее поколение); коренное изменение точки зрения на мир, на смысл человеческого существования и традиционных жизненных ценностей. Нигилист – разночинец-демократ по происхождению, естествоис- пытатель, а не философ по убеждениям, просветитель общества. Разночинец - интеллигент, выходец из недворянских классов – мелкого чиновничества, духовенства.


Слайд 7

Художественное своеобразие романа В центре повествования – фигура Базарова. Все сюжетные нити тянутся к нему. В романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором не участвовал бы Базаров. Из 28 глав он не появляется лишь в 2-х. Умирает Базаров и заканчивается роман. Система действующих лиц выстроена так, что отношения героев с Базаровым раскрывают читателю их внутреннюю сущность, в то же время сопоставление каждого из них с Базаровым вносит какой-либо новый штрих в характер главного героя.


Слайд 8

Возникновение образа Базарова Н.А. Добролюбов Тургенев о Базарове: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного – работящ». Образ создан на основе смешения индивидуальных психологических качеств следующих людей: - Добролюбов – критик и публицист; - Павлов – провинциальный врач (знаком с Тургеневым с 1853 года), позже стал литературоведом; - Преображенский – институтский товарищ Добролюбова, один из авторов журнала «Современник».


Слайд 9

Содержание глав I - XI


Слайд 10

- Как Аркадий относится к своему отцу? Какие взаимоотношения между ними?


Слайд 11

Имение Кирсановых Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами.


Слайд 12

Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей - и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами... "Нет, - подумал Аркадий, - небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?.."


Слайд 13

Управление имением Николай Петрович Кирсанов Павел Петрович Кирсанов - Кто из братьев занимался делами по управлению имением и почему?


Слайд 14

Павел Петрович недолго присутствовал при беседе брата с управляющим, высоким и худым человеком с сладким чахоточным голосом и плутовскими глазами, который на все замечания Николая Петровича отвечал: "Помилуйте-с, известное дело-с" - и старался представить мужиков пьяницами и ворами. Недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева. Николай Петрович не унывал, но частенько вздыхал и задумывался: он чувствовал, что без денег дело не пойдет, а деньги у него почти все перевелись. Аркадий сказал правду: Павел Петрович не раз помогал своему брату; не раз, видя, как он бился и ломал себе голову, придумывая, как бы извернуться, Павел Петрович медленно подходил к окну и, засунув руки в карманы, бормотал сквозь зубы: "Mais jepuis vous donner de l'argent"* - и давал ему денег; но в этот день у него самого ничего не было, и он предпочел удалиться. Хозяйственные дрязги наводили на него тоску; притом ему постоянно казалось, что Николай Петрович, несмотря на все свое рвение и трудолюбие, не так принимается за дело, как бы следовало; хотя указать, в чем собственно ошибается Николай Петрович, он не сумел бы. "Брат не довольно практичен, - рассуждал он сам с собою, - его обманывают". Николай Петрович, напротив, был высокого мнения о практичности Павла Петровича и всегда спрашивал его совета. "Я человек мягкий, слабый, век свой провел в глуши, - говаривал он, - а ты недаром так много жил с людьми, ты их хорошо знаешь: у тебя орлиный взгляд". Павел Петрович в ответна эти слова только отворачивался, но не разуверял брата. Анализируем текст…


Слайд 15

Портретная характеристика братьев Кирсановых


Слайд 16


Слайд 17

Выводы: Николай Петрович идеалист с романтическими наклонностями, ищет счастья в любви и духовной опоры в искусстве. Слабый, но добрый, чуткий, деликатный и благородный. В отношении экономическом либеральный реформист. Доброжелателен в своём отношении к молодёжи. Павел Петрович аристократ, англоман, умеренный либерал. Человек убеждённый и честный, но явно ограниченный, так как его идеалы безнадёжно далеки от реальности. Он одинок и несчастен, потому что его стремления не сбылись, а судьба не состоялась. К молодёжи нетерпим.


Слайд 18

Заглянем в словарь: Аристократия – высший, родовитый слой дворянства (господствующего класса). Аристократ – знатный дворянин, приверженец аристократии. Англоман – страстный приверженец всего английского.


Слайд 19

Определение «нигилиста» в романе Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. (Аркадий, глава V)


Слайд 20

Что отрицает Базаров? Базаров отрицает: - «в теперешнее время» самодержавно-крепостнический строй и религию; - искусство за непрактичность; - аристократизм (как право группы); - пустословие, безделие либералов; - поверхностность; - брак (как юридические отношения); - романтику чувств ( в том числе любви); - природу; - отвлечённую теоретическую науку; - авторитеты.


Слайд 21

Антагонист Базарова Антагонист – непримиримый противник. Павел Петрович Кирсанов


Слайд 22

Отношение Базарова к аристократам - Да, стану я их баловать, этих уездных аристократов! Ведь это все самолюбивые, львиные привычки, фатство. Ну, продолжал бы свое поприще в Петербурге, коли уж такой у него склад... А впрочем, Бог с ним совсем! Я нашел довольно редкий экземпляр водяного жука, Dytiscus marginatus, знаешь? Я тебе его покажу. (глава VI) Речь зашла об одном из соседних помещиков. "Дрянь, аристократишко", -равнодушно заметил Базаров, который встречался с ним в Петербурге. - Позвольте вас спросить, - начал Павел Петрович, и губы его задрожали,- по вашим понятиям слова: "дрянь" и "аристократ" одно и то же означают? - Я сказал: "аристократишко", - проговорил Базаров, лениво отхлебывая глоток чаю. - Точно так-с: но я полагаю, что вы такого же мнения об аристократах, как и об аристократишках. (глава X)


Слайд 23

Базаров о Николае Петровиче - Твой отец добрый малый, - промолвил Базаров, - но он человек отставной, его песенка спета. Николай Петрович приник ухом... Аркадий ничего не отвечал. "Отставной человек" постоял минуты две неподвижно и медленно поплелся домой. - Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает, - продолжал между тем Базаров. - Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельное почитать. - Что бы ему дать? - спросил Аркадий. - Да, я думаю, Бюхнерово "Stoff und Kraft"* на первый случай. Отношение Евгения Базарова к отцу Аркадия снисходительно пренебрежительное. Николай Петрович раздражает нигилиста своим романтизмом и идеализмом.


Слайд 24

Программа нигилизма ( X глава)


Слайд 25

Образ Фенечки Портрет героини Но вместо Дуняши на террасу вышла сама Фенечка. Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах. Она несла большую чашку какао и, поставив ее перед Павлом Петровичем, вся застыдилась: горячая кровь разлилась алою волной под тонкою кожицей ее миловидного лица. Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти. (глава V)


Слайд 26

История жизни героини Николай Петрович познакомился с Фенечкой следующим образом. Однажды, года три тому назад, ему пришлось ночевать на постоялом дворе в отдаленном уездном городе. Его приятно поразила чистота отведенной ему комнаты, свежесть постельного белья. "Уж не немка ли здесь хозяйка?" - пришло ему на мысль; но хозяйкой оказалась русская, женщина лет пятидесяти, опрятно одетая, с благообразным умным лицом и степенною речью. Он разговорился с ней за чаем; очень она ему понравилась. Николай Петрович в то время только что переселился в новую свою усадьбу и, не желая держать при себе крепостных людей, искал наемных; хозяйка, с своей стороны, жаловалась на малое число проезжающих в городе, на тяжелые времена; он предложил ей поступить к нему в дом в качестве экономки; она согласилась. Муж у ней давно умер, оставив ей одну только дочь, Фенечку. Недели через две Арина Савишна (так звали новую экономку) прибыла вместе с дочерью в Марьино и поселилась во флигельке. Выбор Николая Петровича оказался удачным, Арина завела порядок в доме. О Фенечке, которой тогда минул уже семнадцатый год, никто не говорил, и редкий ее видел: она жила тихонько, скромненько, и только по воскресеньям Николай Петрович замечал в приходской церкви, где-нибудь в сторонке, тонкий профиль ее беленького лица. Так прошло более года.


Слайд 27

В одно утро Арина явилась к нему в кабинет и, по обыкновению, низко поклонившись, спросила его, не может ли он помочь ее дочке, которой искра из печки попала в глаз. Николай Петрович, как все домоседы, занимался лечениями даже выписал гомеопатическую аптечку. Он тотчас велел Арине привести больную. Узнав, что барин ее зовет, Фенечка очень перетрусилась, однако пошла за матерью. Николай Петрович подвел ее к окну и взял ее обеими руками за голову. Рассмотрев хорошенько ее покрасневший и воспаленный глаз, он прописал ей примочку, которую тут же сам составил, и, разорвав на части свой платок, показал ей, как надо примачивать. Фенечка выслушала его и хотела выйти. "Поцелуй же ручку у барина, глупенькая", - сказала ей Арина. Николай Петрович не дал ей своей руки и, сконфузившись, сам поцеловал ее в наклоненную голову, в пробор. Фенечкин глаз скоро выздоровел, но впечатление, произведенное ею на Николая Петровича, прошло не скоро. Ему все мерещилось это чистое, нежное, боязливо приподнятое лицо; он чувствовал под ладонями рук своих эти мягкие волосы, видел эти невинные, слегка раскрытые губы, из-за которых влажно блистали на солнце жемчужные зубки. Он начал с большим вниманием глядеть на нее в церкви, старался заговаривать с нею. Сначала она его дичилась, но понемногу стала привыкать к нему. А когда её мать неожиданно умерла от холеры, Фенечка осталась одна… Николай Петрович был такой добрый, такой скромный… Остальное досказывать нечего.


Слайд 28

Отношение к героине Николай Петрович Павел Петрович Кирсанов Кирсанов Аркадий Кирсанов Евгений Базаров


Слайд 29

Содержание глав XII - XXIV Базаров и его ученики Базаров и Одинцова


Слайд 30

Ученики Евгения Базарова Аркадий Кирсанов Пытается понять, вникнуть, гордится дружбой, внешне подражать не пытается.


Слайд 31

- Как складываются взаимоотношения между Евгением Базаровым и Аркадием Кирсановым в ходе повествования?


Слайд 32


Слайд 33

Лже-ученики Пародия, карикатура Евдоксия Кукшина Виктор Ситников


Слайд 34

Саркастическое изображение Виктора Ситникова Сын откупщика, считающий себя учеником Базарова, но презираемый им. Постоянно неуверен в себе, суетлив, что проявляется в портрете: «Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом». Глупость и поверхностность героя проявляются в полном непонимании идей и воззрений, последователем которых Ситников себя объявил: пустопорожние рассуждения о естественных науках, правах женщин, свободе мысли, славянофильстве, «современных вопросах».


Слайд 35

Отрицание только для отрицания, ради удовольствия ниспровергать и оплёвывать всё подряд: «возможность презирать и выражать своё презрение было самым приятным ощущением для Ситникова». Отсутствие представлений о самых простых вещах: заявление Ситникова, что развязная, бестолковая, пошлая Кукшина – это «замечательная натура», «передовая женщина», «высоконравственное явление». Поверхностные убеждения совершенно не соответствуют поступкам: «Ситников в особенности нападал на женщин», а , женившись, стал пресмыкаться перед своей женой только потому, что она была урождённая княжна Дурдолеосова». Удобное понимание свободы как развязности: демонстрация дурных манер как проявление свободы и независимости от предрассудков: за столом у Кукшиной Ситников «сразу успел развалиться в креслах и задрать ногу кверху».


Слайд 36

Пародийность Евдоксии Кукшиной Апломб и глупость: - самоуверенные рассуждения о том, чего не понимает; - каша в голове из различных понятий, неуместное употребление терминов: «эмбриология», «физиология»; - стремление казаться исключительно «передовой», «развитой», «прогрессисткой» и невежественность, необразованность (оценка Жорж Санд, отношение к Одинцовой) - яростное желание не отстать от моды, заставившее её объявить себя «эмансипированной»; мгновенное переключение с химии на архитектуру; - приписывание себе изобретения какой- то мастики, открытия законов архитектуры.


Слайд 37

Неестественность Кукшиной - Беспорядок среди вещей, окружающих героиню, отсутствие уюта в доме, в котором гостиная скорее походит на рабочий кабинет, где на запылённых столах разбросаны бумаги, письма, неразрезанные журналы, везде валяются окурки папирос. - Сама Кукшина наделена «маленькой и невзрачной фигуркой», в которой «не было ничего безобразного; но выражение её лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?» И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе. Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко…


Слайд 38

Дурные манеры, неряшливость - Уверенность, что дурные манеры и развязность – проявление прогрессивности и свободомыслия: «За ней водилась привычка, свойственная многим провинциальным и московским дамам, - с первого дня знакомства звать мужчин по фамилии». - Неопрятность в одежде: «На кожаном диване полулежала дама, ещё молодая, … несколько растрёпанная, в шёлковом, не совсем опрятном, платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове. Она встала с дивана и, небрежно натягивая себе на плечи бархатную шубку на пожелтелом горностаевом меху, лениво промолвила…». - Появление на балу в несуразном наряде, растрёпанной – желание шокировать, эпатировать собравшихся, заставить о себе говорить, привлечь внимание нарушением общепринятых норм. - Презрительные отзывы о местном обществе и отъезд с бала в числе последних.


Слайд 39

Отношение к лже-ученикам Базаров: «Ситниковы нам необходимы… Мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..» Позиция И.С. Тургенева: если нигилизм Базарова преувеличить, то возникнут Ситников и Кукшина. В этом трагедия Базарова, утверждавшего: «Нас не так мало, как вы полагаете».


Слайд 40

Базаров и Одинцова


Слайд 41

Образ Анны Сергеевны Одинцовой Служит для углубления психологического анализа при раскрытии характера Базарова.


Слайд 42

История жизни Анна Сергеевна Одинцова родилась от Сергея Николаевича Локтева, известного красавца, афериста и игрока, который, продержавшись и прошумев лет пятнадцать в Петербурге и в Москве, кончил тем, что проигрался в прах и принужден был поселиться в деревне, где, впрочем, скоро умер, оставив крошечное состояние двум своим дочерям, Анне - двадцати и Катерине -двенадцати лет. Мать их, из обедневшего рода князей X... скончалась в Петербурге, когда муж ее находился еще в полной силе. Положение Анны после смерти отца было очень тяжело. Блестящее воспитание, полученное ею в Петербурге, не подготовило ее к перенесению забот по хозяйству и по дому, -к глухому деревенскому житью. Она не знала никого решительно в целом околотке, и посоветоваться ей было не с кем. Отец ее старался избегать сношений с соседями; он их презирал, и они его презирали, каждый по-своему. Она, однако, не потеряла головы и немедленно выписала к себе сестру своей матери, княжну Авдотью Степановну Х...ю, злую и чванную старуху. Анна терпеливо выносила все причуды тетки, исподволь занималась воспитанием сестры и, казалось, уже примирилась с мыслию увянуть в глуши... Но судьба сулила ей другое. Ее случайно увидел некто Одинцов, очень богатый человек лет сорока шести, чудак, ипохондрик, пухлый, тяжелый и кислый, впрочем, не глупый и не злой; влюбился в нее и предложил ей руку. Она согласилась быть его женой, - а он пожил с ней лет шесть и, умирая, упрочил за ней все свое состояние. Анна Сергеевна около года после его смерти не выезжала из деревни; потом отправилась вместе с сестрой за границу, но побывала только в Германии; соскучилась и вернулась на жительство в свое любезное Никольское, отстоявшее верст сорок от города ***.


Слайд 43

Отношение к мужу… Замужество без любви, брак с человеком значительно старше её, рациональность, рассудочность решения: «она вышла за него по расчёту, хотя она, вероятно, не согласилась бы сделаться его женой, если б она не считала его за доброго человека». В результате шестилетней жизни в браке она была разочарована в супружеских отношениях: «Покойного Одинцова она едва выносила… и получила тайное отвращение ко всем мужчинам, которых представляла себе не иначе как неопрятными, тяжёлыми и вялыми, бессильно докучливыми существами». Твёрдые правила, соблюдение всех норм и приличий, принятых в обществе, но при этом отсутствие интереса к светской жизни, к обществу, равнодушие к сплетням и толкам, внутренняя свобода и самодостаточность.


Слайд 44

Портрет героини Доминирующие черты во внешности Одинцовой – красота, спокойствие, сила характера: женщина «высокого роста, в чёрном платье… Обнажённые её руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи лёгкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от её лица». Героиня естественна, не манерна, не нарочита, не кокетлива, проста в общении.


Слайд 45

Одинцова о любви и счастье… Я несчастлива оттого... что нет во мне желания, охоты жить. Вы недоверчиво на меня смотрите, вы думаете: это говорит "аристократка", которая вся в кружевах и сидит на бархатном кресле. Я и не скрываюсь: я люблю то, что вы называете комфортом, и в то же время я мало желаю жить. Примирите это противоречие как знаете. Впрочем, это все в ваших глазах романтизм. Базаров покачал головою. - Вы здоровы, независимы, богаты; чего же еще? Чего вы хотите? - Чего я хочу, - повторила Одинцова и вздохнула. - Я очень устала, я стара, мне кажется, я очень давно живу. Да, я стара, - прибавила она, тихонько натягивая концы мантильи на свои обнаженные руки. Ее глаза встретились с глазами Базарова, и она чуть-чуть покраснела. - Позади меня уже так много воспоминаний: жизнь в Петербурге, богатство, потом бедность, потом смерть отца, замужество, потом заграничная поездка, как следует… Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди передо мной - длинная, длинная дорога, а цели нет... Мне и не хочется идти. - Вы так разочарованы? - спросил Базаров. - Нет, - промолвила с расстановкой Одинцова, - но я не удовлетворена.Кажется, если б я могла сильно привязаться к чему-нибудь... - Вам хочется полюбить, - перебил Базаров, - а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастье. Одинцова принялась рассматривать рукава своей мантильи. - Разве я не могу полюбить? - промолвила она. - Едва ли! Только я напрасно назвал это несчастьем. Напротив, тот скорее достоин сожаления, с кем эта штука случается.


Слайд 46

- Почему, спровоцировав объяснение в любви, Анна Сергеевна отталкивает Базарова? Влюблена ли она? Существенные и характерные черты героини, исключающие пламенные, страстные чувства: безмятежность, умение ценить комфорт превыше всего, стремление к покою, нежелание потрясений, избалованность. Отсюда спокойный, сдержанный интерес к Базарову. Он поразил её воображение, занимал её, она много о нём думала. Ей было скучно в его отсутствие, ему она признаётся в несчастливости, неудовлетворённости жизнью. Но добившись от него признания в любви, Анна Сергеевна испытывает испуг, чувство неловкости и сознательно выбирает покой, отказывая ему во взаимности.


Слайд 47

«Испытание любовью» Встреча Базарова с Одинцовой – начало трагического поворота в судьбе героя, возникновение конфликта в душе самого Евгения.


Слайд 48

- Был ли Евгений Базаров аскетом в любви до встречи с Анной Сергеевной Одинцовой? Заглянем в словарь: Аскет – ведущий аскетический образ жизни. Аскетизм – отказ от жизненных удовольствий (строгий образ жизни) «Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью… «Нравится тебе женщина, - говаривал он, - старайся добиться толку; а нельзя – ну, не надо, отвернись – земля не клином сошлась»».


Слайд 49

Почему, «не добившись толку», Базаров не сумел отвернуться от Одинцовой? У героя возникает духовное, возвышенное, «романтическое» чувство: «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. Одним словом, Базарова поразила безнадёжная любовь. В этой любви раскрывается вся мощь натуры героя: «не рассиропился», мужественно и стойко преодолевает слабости, душевные страдания, не унижаясь, не роняя достоинства, не соглашаясь на компромисс.


Слайд 50

Чувства героев… Одинцова умна и проницательна. При встрече с Базаровым в номере гостиницы она поняла, что «он чувствовал смущение», и была этим польщена. По мере сближения с Базаровым она всё более ему симпатизирует. «Базаров ей понравился – отсутствием кокетства и самою резкостью суждений. Она видела в нём что-то новое, с чем ей не случалось встретиться, а она была любопытна». В Базарове же, напротив, проявляется внутреннее беспокойство, герой становится тревожным, раздражительным и замкнутым. Они оба боятся новых чувств и страстей, оба с отчаянным упорством будут «защищаться» от любви. Трагедия любви героев в невозможности быть до конца откровенными друг с другом, в рассудочности характера Анны Сергеевны и бескомпромиссности Базарова.


Слайд 51

- Почему Тургенев проводит своего героя через «испытание любовью»? В этом испытании убеждения Базарова выглядят несовершенными, не могут быть приняты как абсолютные. Душа героя раскалывается на две половины: отрицание духовных основ любви и при этом способность страстно и одухотворённо любить. Наивный цинизм сменяется глубоким пониманием человеческих взаимоотношений. Общий скептический настрой Базарова сохраняется, но теперь скептицизм лишён прежней уверенности. Появляются философские размышления на тему смерти и места человека в мире. Теперь Базаров смотрит на жизнь трагически.


Слайд 52

Дополнительные сведения о слайд-фильме: Источники: 1) «Русская литература XIX века. Часть I. 10 класс» Учебник для школ и классов гуманитарного профиля Под редакцией С.А. Громова Издательство «Московский Лицей», Москва, 2003 2) «Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина XIX века. 10 класс. I полугодие» И.В. Золотарёва, Т.И Михайлова Москва, ВАКО, 2002 3) «И.С. Тургенев «Отцы и дети». Подробный комментарий. Учебный материал. Интерпретации» Составитель – Е.М. Стручкова Москва АЙРИС ПРЕСС, 2006 II. Автор слайд-фильма – учитель ГОУ СОШ № 518 Вахтурова М.Н.


×

HTML:





Ссылка: