'

Царское Село (г.Пушкин) Дворцы и парки

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Царское Село (г.Пушкин) Дворцы и парки Заочная экскурсия


Слайд 1

Становление Пушкина как поэта и гражданина произошло в Царском Селе, где он в течение шести лет учился и жил в Царскосельском лицее. Царское Село - императорская резиденция, ставшая одним из любимых мест летнего времяпровождения российских монархов — от Петра Великого до Николая II. Это дворцово-парковый ансамбль, архитектурная симфония, сочинённая зодчими, скульпторами, садоводами, художниками, строителями. Сейчас это государственный музей-заповедник.


Слайд 2

Дворцы и парки этой блистательной резиденции волнуют всех, кто хочет прикоснуться к страницам истории и ощутить атмосферу прошедших столетий. Требуется совсем немного фантазии, чтобы представить гуляющих по аллеям парков императоров и императриц, учтивых придворных, ослепительных военных в формах лейб-гусарских и лейб-кирасирских полков, яркие огни фейерверков, озаряющие ночное небо. Город Пушкин своей известностью обязан нескольким поколениям поэтов, писателей и деятелей русской культуры. Здесь жили и творили Н. М. Карамзин, И. Ф. Анненский, А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, П.И. Чайковский, М.И. Глинка, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, А.Н.Толстой и др.


Слайд 3

Императрица Екатерина ІІ Екатерина II Алексеевна - императрица Всероссийская в 1762 - 96 годах, рожденная София-Фредерика-Амалия, принцесса Ангальт-Цербстская. Высокообразованная женщина, отличалась любовью к чтению. Среди её любимых авторов Тацит, Вольтер, Бейль, Монтескье. Она являлась «философом на троне», представительницей школы «просвещённых деспотов»


Слайд 4

Экскурсия по Екатерининскому парку Царское Село знаменито своими садами, парковыми сооружениями и дворцами - Екатерининским и Александровским, давшими названия окружающим их паркам. Самый известный из них - Екатерининский парк с одноименным дворцом созданы на месте финского поместья Саари-мойс, которое Петр подарил будущей супруге Екатерине Алексеевне в 1710 году. Став императрицей, Екатерина II много времени проводила в Царском Селе, и за 34 года ее правления дворцово-парковый ансамбль достиг наивысшего расцвета. Отсюда 28 июля 1763 года она совершила торжественный въезд в Петербург после коронования на царство в Москве; здесь получала известия о победах, в честь которых устраивала балы и маскарады с пышными иллюминациями, фейерверками и музыкой; здесь императрица праздновала день своего рождения - 21 апреля; сюда, в свою любимую резиденцию, она удалялась во время болезней


Слайд 5

Экскурсия по Екатерининскому парку Строгие аллеи перед дворцом располагали к верховым прогулкам, церемонным шествиям и изысканным беседам. Перед дворцом были устроены партеры, рисунок которых выложен из песка, толченого кирпича, угля и гравия; «зеркальные» пруды, обрамленные каменными рамами. Вдоль геометрических аллей высажены деревья, подстриженные словно по линейке. Аллеи Екатерининского парка украшает целая серия античных персонажей, выполненных итальянскими скульпторами в мраморе.


Слайд 6

Экскурсия по Екатерининскому парку Коллекцию скульптуры начал собирать еще Петр I. В то время в Венеции работала группа мастеров садово-парковой скульптуры, которые поставляли свои произведения во многие европейские страны.. В 1743 году Елизавета Петровна распорядилась привезти в Царское Село из Летнего сада произведения итальянских мастеров; статуи расставили вдоль аллеи Екатерининского парка. Прекрасные мраморные скульптуры пленяли своей чувственной, чуть грубоватой красотой. «Слава», «Воинская доблесть», «Мир», «Любовь к Родине» и другие скульптуры создавали особый патриотический настрой, вдохновляя современников на героические свершения во славу Отечества. Статуя-фонтан «Молочница» — бронзовая фигурка юной девы в античной одежде — была установлена на гранитном утесе вблизи Большого озера по распоряжению императора Александра I, пожелавшего украсить этот уголок парка новыми скульптурами. А. С. Пушкин назвал ее «Царскосельской статуей», и это название осталось за ней в веках.


Слайд 7

Экскурсия по Екатерининскому парку Трогательный облик «девушки с кувшином» волновал воображение многих поэтов, и она приобрела славу поэтической музы Царского Села. Фонтан изображает Перетту из басни Лафонтена "Молочница или кувшин с молоком". Фонтан воспет А.С.Пушкиным: Урну с водой уронив об утес, ее дева разбила, Дева печально сидит, праздный держа черепок. Чудо: не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой, Дева над вечной струей, вечно печально сидит. "


Слайд 8

Экскурсия по Екатерининскому парку


Слайд 9

Экскурсия по Екатерининскому дворцу


Слайд 10

Экскурсия по Екатерининскому дворцу       Два огромных императорских дворца — Екатерининский и Александровский — были созданы в XVIII веке знаменитейшими архитекторами своего времени. Их окружают парки общей площадью свыше 300 гектаров. Центром всего ансамбля является Екатерининский дворец. Над созданием дворца начиная с 1718 года работали многие талантливые архитекторы: Ведущая роль в строительстве дворца принадлежит Б.-Ф. Растрелли. В интерьерах дворца отразились два архитектурных стиля — барокко и классицизм. Окончательно весь этот сложный художественный комплекс сложился к началу XIX века.   В роскошно оформленных залах Екатерининского дворца жили, принимали иностранных послов, устраивали парадные балы и маскарады, отмечали юбилейные даты все российские правители. Императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II проводили здесь не только летнее, но и зимнее время. Первой владелицей Царского Села была Екатерина I, в честь которой дворец получил название Екатерининского Позолоте архитектурных и скульптурных деталей фасада дворца вторило обилие золота и в его интерьерах. В Большом зале, где проходили самые значительные парадные церемонии, золоченая резьба поражала своими огромными размерами. Зеркала, наборный паркет из дорогостоящих пород цветного дерева дополняли архитектурное убранство зала.


Слайд 11

Экскурсия по Екатерининскому дворцу. Янтарная комната Вообразите комнату, полностью покрытую мозаичными панелями, собранными из кусочков янтаря разного цвета и размера, пылающими и излучающими свет - неудивительно, что Янтарная комната в Царском Селе считалась Восьмым Чудом света. Король Пруссии Фридрих Вильгельм I преподнес Комнату, как дипломатический дар Петру Великому в 1717, после того, как Петр восхитился этим чудом во время визита в Шарлоттенбург, Берлин.


Слайд 12

Экскурсия по Екатерининскому дворцу. Янтарная комната Янтарная Комната была сначала установлена в Зимнем Дворце, но в 1755 императрица Елизавета поручила архитектору Растрелли переместить ее в Екатерининский Дворец. Отдельные панели янтаря 76 гвардейцев перенесли от Санкт-Петербурга до Царского Села за шесть дней на руках.


Слайд 13

Экскурсия по Екатерининскому дворцу. Янтарная комната Во время Великой Отечественной войны (в 1942 г.) немецкие войска сняли янтарные панели и вывезли их в Кенингсбергский Художественный Музей в Калининграде. Часть Янтарной Комнаты последний раз видели на выставке в Кенингсбергском Замке, прежде, чем она была спрятана в катакомбах, а потом бесследно пропала. С этого момента начинаются загадки и вымыслы. Сегодня существует много версий о ее местонахождении. В настоящее время Янтарная комната воссоздана петербургскими мастерами-камнерезами. Группа мастеров по янтарю "Царскосельской Янтарной мастерской" работала над ней начиная с 1982. Окончание работ по восстановлению приурочено к 300-летию Петербурга и является своего рода подарком городу-юбиляру. На эти работы израсходовано 5,7 тонн янтарного сырья


Слайд 14

Экскурсия по Екатерининскому дворцу Картинный зал С янтарными мозаиками соперничала коллекция художественных полотен Картинного зала. Картинный зал служил одновременно и парадной столовой, поэтому его называли Картинной столовой комнатой. Стены зала, наряду с золоченой резьбой и зеркалами, украшали картины известных западноевропейских мастеров. 130 полотен художников XVII - начала XVIII века украшают южную и северную стены зала. Стремясь к декоративной целостности, Растрелли применил так называемую шпалерную развеску живописи, не принимая в расчет ни сюжеты картин, ни художественную их значимость, а только способность создавать определенное цветовое впечатление. Полотна голландских, фламандских, итальянских, немецких, французских художников были приобретены в 1745 году в Праге и Богемии за 12 тысяч рублей по указу Елизаветы Петровны. По желанию императрицы картины отдали в полное распоряжение архитектора Растрелли, который блестяще соединил их на двух стенах в яркий красочный ковер. Без малого 200 лет находились полотна в этом зале. В 1941 году большую часть картин успели вывезти в эвакуацию, 16 недостающих полотен подобраны после войны в фондах ленинградских музеев. Нарядный паркет из ценных пород дерева, симметрично расположенные изразцовые печи, плафон с изображением богов на Олимпе в сочетании с пышной золоченой резьбой делают зал одним из самых парадных интерьеров дворца.


Слайд 15

Экскурсия по Екатерининскому дворцу Б одних залах по воскресным дням после обедни императрица принимала от своей свиты поздравления, в других - «жаловала к руке». При этом ритуалы поведения так же, как и одежда придворных, были строго регламентированы. По вечерам в гостиных дворца играли в карты и шахматы, устраивали концерты и театральные представления . Часто во дворец приглашались оперные и балетные труппы, которые выступали со спектаклями в различных интерьерах.


Слайд 16

Экскурсия по Екатерининскому дворцу Придворная жизнь дворца в XVIII веке была наполнена постоянными праздниками.  Парадные обеды и разнообразные «вечерние кушанья» занимали значительное место в парадном быту двора XVIII века. Столы заставлялись огромными серебряными вазами, пирамидами из кондитерских изделий, украшениями из фарфора и сахара, привозившегося тогда из далеких стран. Посредине стола обычно сооружались фонтаны из вина, цветной воды и шампанского. Обязательным для обеденных церемоний были столы сложных фигурных форм, которые были спроектированы архитектором Б.-Ф. Растрелли. Большое значение придавалось оформлению столов. Б документах XVIII века говорится: «При парадных обедах скатерти искусно перевязывать алыми и зелеными лентами и подшпиливать булавками, а столы украшать разными фигурами».


Слайд 17

Экскурсия по Екатерининскому парку Возвратимся в Екатерининский парк. Особую роль в нём играют всевозможные водоемы, которым отдана пятая часть всей площади. Вся вода в Царское Село была приведена искусственным образом. Водовод оснастили акведуками, плотинами, каналами и подземными трубами. На всех многочисленных прудах и канальцах были созданы каскады, мосты и плотинки. Среди придворных вошли в моду прогулки по парку на лодках. Живописное Большое озеро украшают многочисленные островки, созданные искусственно. На одном из них находится «Зал на острову». Павильон использовался для концертов, для отдыха во время прогулок по Большому озеру, а также как спортивный манеж для тренировок. Во времена Екатерины II здесь играл духовой оркестр. На восточном берегу Большого озера расположены три корпуса Адмиралтейства, построенного в 1777 году В центральном здании Адмиралтейства, «Шлюпочном сарае», хранились гребные и парусные лодки, что и определило название павильона. В боковых, так называемых «птичьих», флигелях содержались черные и белые лебеди, павлины, фазаны и утки.


Слайд 18

Экскурсия по Екатерининскому парку Словно повторяя мотив радостной мелодии, звучавшей в архитектуре Большого дворца, возвышаются над деревьями роскошные парковые павильоны: Грот и Эрмитаж . Павильон «Грот» был создан фантазией архитектора Б.-Ф. Растрелли в 1750-е годы на берегу шестиугольного в то время Большого пруда. Скульптурный декор Грота посвящен прославлению водной стихии: дельфины, декоративное изображение морского бога Нептуна украшают капители колонн и дверные обрамления. Императрица Екатерины II превратила павильон в свой кабинет, куда она приходила по утрам разбирать дипломатическую почту и пить кофе, и в это время Грот стали называть «Утренней залой». Вид от Грота на озеро поражал своей живописной красотой. К 10 часам утра сюда по специальному сигналу собирались приближенные Екатерины для общего завтрака, а в теплые летние вечера здесь накрывали столы для ужина.         


Слайд 19

Экскурсия по Екатерининскому парку В XVIII веке павильон Эрмитаж был отделен от парка фигурным каналом. Золоченые статуи, лепнина, капители белоснежных колонн, которых на этом небольшом павильоне шестьдесят четыре, эффектно выступают на голубом фоне стен. На постаментах колонн, на многочисленных барельефах, резвятся амуры, прославляя радости жизни и любовь во всех ее проявлениях. Тема любви звучит и в живописных сюжетах интерьеров павильона Неистощимая на выдумки Елизавета Петровна особенно любила обедать с придворными в затейливом Эрмитаже, где в разгар балов неожиданно раздвигались полы и появлялись сервированные столы с роскошными блюдами. Столы приводились в движение специальными подъемниками, здесь же находились грифельные доски для заказа желаемого блюда. После обеда столы опускались вниз, на их место выдвигался паркет, и столовая превращалась в танцевальный зал. Своей внешней отделкой павильон напоминал дворец в миниатюре. В Эрмитаже устраивались приемы для иностранных дипломатов, здесь же проводились торжественные трапезы для членов императорской семьи и отмечались праздничные даты.


Слайд 20

Экскурсия по Екатерининскому парку        Для Екатерины II, мечтавшей жить в античном доме, был построен целый комплекс парковых сооружений, в который входила и знаменитая Камеронова галерея, где были установлены бронзовые бюсты философов, поэтов и античных героев. Камеронова галерея, напоминавшая античный храм, предназначалась для прогулок. На массивном нижнем этаже, как на пьедестале, высится легкая и грациозная колоннада второго этажа, состоящая из 44 белых колонн. На пилонах лестницы установлены гигантские бронзовые фигуры Геркулеса и Флоры. Внизу, по обеим сторонам галереи, устроены гроты в виде пологих ниш, выложенных ноздреватым туфом. В нижнем этаже галереи находились личные комнаты фрейлин Екатерины, которые жили здесь, по выражению императрицы, «как нимфы в цветах». С галереи был виден весь парк, Большое озеро, Адмиралтейство с башенками-птичниками, походившее на маленький замок, кусты и деревья, склонившиеся над водой. Замшелый серый камень, словно источенный веками, служил своеобразным пьедесталом для легкой белой колоннады. Дух древнего Рима и Греции словно витает над этим уголком Екатерининского парка, напоминая о вечности бытия и мгновенно пролетающей жизни.


Слайд 21

Экскурсия по Екатерининскому парку В южной части Большого озера, расположен Мраморный мост, замыкающий панораму Большого пруда. Он был изготовлен на Урале из разноцветного сибирского мрамора и перевезен в Царское Село, где его собирали в течение двух лет. Архитектура моста восходит к проекту знаменитого итальянского зодчего А. Палладио, который впервые соединил арочный мост с надстройкой в виде колоннады - отсюда его второе название — Палладиев. Мраморный мост — свидетельство того, как велико обаяние вечной красоты художественного наследия античности. Здесь все проникнуто верой в непреложную гармонию жизни; легкая ионическая колоннада виртуозно вписана в окружающий пейзаж, темная озерная вода отражает и удваивает четкий строй колонн. С моста открывается удивительная панорама на искусственные островки, декорированные различными мостиками, каскадами и плотниками.


Слайд 22

Экскурсия по Александровскому парку Увлечение искусством Востока, которое захватило Европу в 70-е годы XVIII века, повлияло на оформление не только дворцовых интерьеров, но и парковых построек. «Китайский каприз» завладел и Екатериной II, и в парках стали спешно строить Китайскую деревню, Китайский театр, несколько мостов. Симфония сооружений, решенных в китайском духе, объединила в одно целое композицию двух парков — Екатерининского и Александровского, постройки которых образовали единый китайский ансамбль. В первой половине 1770-х годов приступили к строительству Китайской деревни, которая должна была состоять из небольшой улицы с китайскими домиками — по четыре с каждой стороны — и восьмиугольной площади. В настоящее время нарядные расписные домики Китайской деревни используются как гостевые и жилые апартаменты. Украшением этих построек являются расписанные изогнутые крыши, декорированные драконами, дельфинами, зонтиками и другими затейливыми «китайскими» фигурами.


Слайд 23

Экскурсия по Александровскому парку Построены были также Малый и Большой Капризы — сооружения в виде искусственных гор, прорезанных арками. Большой Каприз расположили над дорогой, разделяющей Екатерининский и Александровский парки. Памятник представляет собой высокую арку с искусственной земляной насыпью, увенчанной шестигранной беседкой. Восемь мраморных колонн поддерживают кровлю, выполненную в характере китайской архитектуры.


Слайд 24

Экскурсия по Александровскому парку Четыре китайских моста, послужили связующими звеньями комплекса «китайских» построек. Большой Китайский мост в Александровском парке украсили перила, рисунок которых напоминал переплетенные ветви кораллов. На четырех гранитных тумбах были установлены скульптуры китайцев (фигуры не сохранились). С противоположной стороны парка был сооружен однопролётный каменный мост, украшенный скульптурами драконов. Четыре крылатых дракона в позе сфинкса со звериным лицом, разинутой пастью и закинутым кверху хвостом были установлены на постаментах Драконова моста. На груди у каждого из драконов — рельефное символическое украшение в виде бляхи, от которой к плечам идут две цепочки.


Слайд 25

Экскурсия по Александровскому парку С противоположной стороны Крестового канала перекинуты два моста, декорированные затейливыми портиками с причудливо раскрашенной кровлей. Использование символики искусства Востока здесь не случайно: проходя по Китайским мостикам в эту часть парка, огражденную Крестовым каналом, человек словно попадал в новый, свободный, мир, в котором ценилось не социальное происхождение, а знание природы, умение быть интересным человеком, остроумие и талант


Слайд 26

Экскурсия по Александровскому парку В той же части парка в 1828 году А. Менелас возвел еще одно парковое сооружение, значительное по размерам и интересное по замыслу. Это так называемая «Шапель». Здание имеет вид развалин готического храма. Шпили на башне со стрельчатыми порталами, высокие окна, декорированные под руины стены — все способствует мистическому настроению. Внутри часовни находилась статуя Спасителя, исполненная немецким скульптором И.-Г. Даннекером. Проникавший сквозь цветные витражи дневной свет призрачным сиянием озарял мраморные фигуры ангелов и статую Христа, стоявшую на пьедестале из красного порфира.


Слайд 27

Экскурсия по Александровскому парку        В северной части Александровского парка, на берегу искусственного пруда, в конце XVIII века был сооружен Александровский дворец.         Дворец предназначался для любимого внука Екатерины -будущего императора Александра I – и его жены, немецкой принцессы Луизы Марии Августы, получившей при крещении имя Елизаветы. Это был свадебный подарок бабушки любимому внуку. Несмотря на изысканную отделку покоев, Александр I, став императором, предпочел находиться в Екатерининском дворце, уступив Александровский дворец своему младшему брату Николаю. В царствование Николая I Александровский дворец превратился в летнюю резиденцию. Но самый значительный период времени в судьбе дворца связан с эпохой императора Николая II, родившегося в Царском Селе и в 1905 году превратившего Александровский дворец в свою постоянную резиденцию. Для императора, его жены и детей дворец стал настоящим семейным гнездом, наполненным радостными и трагическими событиями.         После того как Николай II отрекся от престола, он был арестован Временным правительством и затем вместе с семьей отправлен в Сибирь. В 1918 году в Екатеринбурге последний российский император был расстрелян вместе с женой и детьми.         Позднее в Александровском дворце был открыт музей, посвященный «быту дома Романовых».


Слайд 28

Экскурсия по Александровскому дворцу) Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в опустевшем дворце разместился штаб немецкого и испанского командования, а площадь перед колоннадой была превращена в кладбище для гитлеровских солдат. К счастью, во время боевых действий дворец почти не пострадал. Последующие перестройки советского времени раз за разом стирали подлинные остатки былого убранства Александровского дворца. Уникальные коллекции частично погибли; оставшиеся были рассредоточены по нескольким музейным собраниям. Сегодня в Александровский дворец возвращаются мемориальные предметы, судьба которых связана с жизнью дворца и его коронованных владельцев. За 200 лет существования дворец пережил многие важнейшие события отечественной истории, но в памяти поколений он всегда будет связан с трагедией последних Романовых.


Слайд 29

Экскурсия по Александровскому дворцу Император Николай I с удовольствием украшал залы своей резиденции живописью и скульптурой известных мастеров. Одним из первых российских императоров он при жизни поместил в дворцовых залах свои собственные портреты и изображения членов семьи. Эти произведения кисти художника Франца Крюгера (1797-1867) находились в Портретном зале Александровского дворца.


Слайд 30

Экскурсия по Александровскому дворцу При Николае I в резиденции было осуществлено чрезвычайно важное техническое начинание: 31 октября 1837 года в присутствии всех министров, дипломатического корпуса и при громадном стечении народа была открыта первая в России железная дорога, соединившая Царское Село и столицу империи Санкт-Петербург. Это сооружение несколько лет привлекало множество публики, желавшей прокатиться по необычной трассе. Среди новинок техники, которые регулярно появлялись в Александровском дворце, следует отметить установленный в 1843 году в кабинете Николая I первый в России электромагнитный телеграфный аппарат, соединенный со всеми публичными зданиями Санкт-Петербурга и кабинетом главноуправляющего путями сообщений.


Слайд 31

Экскурсия по Александровскому дворцу При Николае ІІ в Александровском дворце широко применялись технические изобретения: зимой из окон поступал теплый воздух, так как между рамами были установлены электрические обогреватели; помещения были телефонизированы; в 1899 году начала работать первая гидравлическая подъемная машина для связи половины императрицы с детскими комнатами во втором этаже. В 1913 году в Полукруглом зале был установлен аппарат для показа развлекательных и научно-популярных фильмов для детей императора; коллекция их была огромна - фауна и флора всего мира, география, история, портреты выдающихся государственных деятелей, пейзажи, иллюстрации к сказкам.


Слайд 32

Экскурсия по Александровскому дворцу Кленовая гостиная являлась одним из самых выразительных интерьеров русского модерна. Предметы убранства и обивка мебели в ней были выдержаны во всех оттенках зеленого цвета. Пространство этого огромного помещения было разделено на уютные уголки, и семья собиралась здесь вечерами: младшие дети играли, старшие занимались рукоделием или читали. Небольшая лестница, которая весной утопала в фиалках, левкоях и ландышах, вела на украшенную резьбой антресоль, соединявшую комнату императрицы с Парадным кабинетом императора.


Слайд 33

Экскурсия по Александровскому дворцу Во всех комнатах Александровского дворца было множество любительских фотографий, приоткрывающих для нас частный мир императорской семьи. Николай II, Александра Федоровна, дети имели свои фотоаппараты, и каждый вел фотохронику, которая донесла до нас не только мгновения их мирной, счастливой повседневной жизни, но и мрачные последние дни пребывания в Царском Селе. Февральская революция, отречение императора, арест семьи - все эти события разворачивались очень стремительно и навсегда изменили жизнь Российской империи.


Слайд 34

Источники Пушкинские места http://pushkin.niv.ru/pushkin/bio/biografiya-1/1.htm Музеи России. http://www.museum.ru/ Российский образовательный портал http://artclassic.edu.ru/ г. Пушкин (Царское Село) http://www.infoservices.com/ Царское Село. Александровский парк http://community.livejournal.com/ Сайт города Пушкин http://www.pushkin-town.net/ Из истории Царского Села http://www.ilovepetersburg.ru/ Фото Петербурга http://spbfoto.spb.ru/foto/ Вокруг света. Царское Село http://www.vokrugsveta.ru/


×

HTML:





Ссылка: