'

Золотые страницы Гжельской керамики

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Золотые страницы Гжельской керамики Выполнено: Артемьева Ксения, Янак Алина, Забавина Елена 9«В» класс МОУ СОШ № 22


Слайд 1

Цель. Познакомиться с особенностями промысла – Гжельская керамика.


Слайд 2

У истоков промысла Гжель - местность, расположенная на юго-востоке Московской области, включающая несколько десятков деревень и сел, жители которых были виртуозами керамического ремесла: жгли-обжигали глиняную посуду. Так основная деятельность местного населения и дала название региону. Сегодня фабрика «Объединение Гжель» - традиционный народный художественный промысел, сохранивший самобытные традиции, преемственность поколений, создавший свои современные художественно-стилевые особенности, свою художественную школу.


Слайд 3

Высококачественные гжельские глины послужили основой для широкого развития керамического производства, которое появилось на Гжельской земле в 4 в. до н. э. С тех пор прошли столетия, мастерство совершенствовалось. С 1339 года, момента первого документального свидетельства в духовной грамоте Великого князя Ивана Калиты, Гжель фигурирует как центр керамического производства в России, поставщик Царева Двора богатый высококачественным сырьем – глинами и профессиональными мастерами.


Слайд 4

Гжельские мастера находились в постоянном поиске новых технологий, форм, декора. До 14 века Гжель производила гончарную посуду, в 17 веке – «чернолощеную» керамику, «муравленую» посуду.


Слайд 5

В 18 веке к Гжели приходит слава крупного гончарного района, производящего художественную майолику. В начале 19 века в результате экспериментальных работ по созданию фарфора был получен так называемый «полуфаянс», роспись которого выполнялась синей смальтовой краской. Примечание: Майолика - Изделия с цветным пористым черепком, покрытые белой эмалью, на которую до или после обжига наносится роспись жидкими либо густыми эмалевыми красками. Под этим понятием подразумевается и керамика с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке.


Слайд 6

Развитие капитализма в России привело к промышленному кризису. Народное искусство быстро вырождалось и на рубеже 19-20 веков пришло к полному забвению. Своим новым рождением в 1940-х годах Гжельский промысел обязан ученому искусствоведу А.Б. Салтыкову, художнице Н. И. Бессарабовой и местным мастерицам Т. С. Дунашовой, Т.С. Ереминой и др. При разработке нового, современного стиля в фарфоре за идею был взят принцип сочетания белого фона с синей росписью, существовавший в начале 19 века на изделиях из полуфаянса, но используется иной современный материал- фарфор, а так же новые керамические краски - высокотемпературный подглазурный кобальт.


Слайд 7

2. Технология производства По эскизам художников опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий. Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий. 


Слайд 8

1806 год – освоен выпуск фарфора. Какой бы материал не использовали Гжельцы, образное содержание, композиционные приемы, художественно-стилевые особенности были типичны только для данного региона. Появившийся в начале 19 века фарфор отличается яркой многоцветной росписью с использованием золота, люстровых красок.


Слайд 9

Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы.


Слайд 10

Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива. Техники росписи: 1. Подглазурная роспись кобальтом. 2. Подглазурная роспись кобальтом, золото. 3. Надглазурная роспись, золото. 4. Глухой кобальт, надглазурная роспись цветными красками, золото.


Слайд 11

Ваза «Птицы»


Слайд 12

Квасник «Сказка»


Слайд 13

Десертный набор «Ягодка»


Слайд 14

Яйцо пасхальное


Слайд 15

Выводы Гжель – один из крупнейших керамических центров русской культуры. До сегодняшнего времени сохранили местные жители неповторимый облик керамический изделий, передавая из поколения в поколение мастерство, бережное отношение к драгоценному материалу, любовь к природе, которая и дала возможность родиться и расцвести гжельскому промыслу, известному с 14 века.


Слайд 16

Ресурсы: Сайт: www. russia.rin.ru Алексахин, Н.Н. Волшебная глина / Н. Н. Алексахин - М. : Изд . Агар, 2001 – 34 с. 2. Максимов, Ю. В. У истоков мастерства / Ю. В. Максимов – М. : Просвещение, 1983. 42-43, 65-67, 56 с.


×

HTML:





Ссылка: