'

Пособие для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Департамент образования г.Москвы Юго-Восточное окружное управление образования Государственное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №339 Тема № 2 «Духовная жизнь общества» Составитель: Аксенова В.В. Редакторы: Мирошина Е.В., Соловьева О.В. Москва 2010 Пособие для подготовки к ЕГЭ по обществознанию


Слайд 1

Составитель: Аксенова Виктория Валентиновна учитель высшей кв. категории, «Почетный работник общего образования», медаль «100 лет профсоюзам». Методическое пособие для подготовки к выпускному экзамену по обществознанию в форме ЕГЭ. Методическое пособие включает материал школьного курса «Обществознание», который проверяется на едином государственном экзамене. Анализ результатов ЕГЭ применительно к выполнению экзаменуемыми заданий разного уровня сложности ежегодно показывает, что наибольшую трудность представляют задания, проверяющие усвоение общих теоретических знаний. Прослеживаются трудности в выполнении заданий, связанных с оперированием понятиями высокого уровня теоретического обобщения. Работе по преодолению существующих недостатков и посвящено данное пособие. Структура пособия соответствует Стандарту среднего (полного) образования по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания – контрольно – измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ. В пособии представлены следующие разделы курса: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право», которые составляют ядро содержания обществоведческого образования, проверяемое в рамках ЕГЭ. Это усиливает практическую направленность пособия. Компактная и наглядная форма изложения, большое количество схем и таблиц способствует лучшему пониманию и запоминанию теоретического материала. Словарь обществоведческих терминов и коллекция афоризмов завершают каждую тему. Пособие представлено в виде отдельных слайдов, объединенных в тематические презентации, т.о. методическое пособие может быть расположено как на бумажных носителях, так и на дисках. Работа отпечатана в типографии ГОУ СОШ № 339. Дизайн, корректор: Соловьева О.В. Печатник: Курандина Е.В. Адрес: 109443, г.Москва, ул.Зеленодольская, д. 33, к.2.тел/факс: 172-59-60, e-mail: sch339@list.ru, http: sch339.ru   ©Аксенова В.В.. ©ГОУ СОШ № 339 2


Слайд 2

ТЕМА № 4. «ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА». ОГЛАВЛЕНИЕ. 4.1 Культура и духовная жизнь. (11 слайдов) 4.1.1/4.1.2/4.1.3/4.1.4/4.1.5/4.1.6/4.1.7/4.1.8/4.1.9/4.1.10/4.1.11/ стр.4-14 4.2. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная.(3 слайда) 4.2.1/4.2.2/4.2.3/ стр.14-16 4.3. Доминирующая культура: субкультура и контркультура.(7 слайдов) 4.3.1/4.3.2/4.3.3/4.3.4/4.3.5/4.3.6/4.3.7/ стр.17-23 4.4. Средства массовой информации. (4 слайда) 4.4.1/4.4.2/4.4.3/4.4.4/ стр.24-27 4.5. Искусство: формы и основные направления.(7 слайдов) 4.5.1/4.5.2/4.5.3/4.5.4/4.5.5/4.5.6/4.5.7/ стр.28-34 4.6. Наука.(4 слайда) 4.6.1/4.6.2/4.6.3/4.6.4/ стр.35-38 4.7. Образование и самообразование.(6 слайдов) 4.7.1/4.7.2/4.7.3/4.7.4/4.7.5/4.7.6/ стр.39-44 4.8. Религия как феномен культуры.(9 слайдов) 4.8.1/4.8.2/4.8.3/4.8.4/4.8.5/4.8.6/4.8.7/4.8.8/4.8.9/ стр.45-53 4.9. Мораль, ее категории.(6 слайдов) 4.9.1/4.9.2/4.9.3/4.9.4/4.9.5/4.9.6/ стр.54-59 4.10. Тенденции духовной жизни современной России.(4 слайда) 4.10.1/4.10.2/4.10.3/4.10.4/ стр.60-63 Словарь терминов стр. 64-69 Список источников. стр.70-71 3


Слайд 3

Духовная жизнь общества 4.1.1. 4.1. Духовная жизнь и культура Духовная сфера жизни общества - это область явлений и отношений, связанных с духовной культурой, к которой относят: искусство, наука, религия, мораль, обучение, пропаганда и другие виды творческой и интеллектуальной деятельности Базовые понятия: духовность духовная жизнь духовная культура Духовность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства Духовная культура  — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом Добро надо творить, зло сотворится само (Конфуций) 4


Слайд 4

4.1.2 Духовная сфера Элементы сферы являются результатом деятельности ума и чувств особенности в том, что… Элементы сферы удовлетворяют потребности души человека особенности в том, что… Потребности души: познавательная потребность нравственные потребности эстетические потребности и другие… Уровень духовных ценностей или убеждений является главенствующим в структуре человеческой личности. Это означает, что человек строит свою жизнь, исходя из своих (или чужих, принятых на веру) ценностей. Зная чью-либо систему ценностей, можно предсказать дальнейшее его поведение или реакцию в сложных ситуациях. Так например, общительный человек отреагирует депрессией на продолжительное вынужденное одиночество. У каждого человека есть свой список значимых духовных потребностей (ценностей), который с течением времени может претерпевать некоторые изменения. 5


Слайд 5

4.1.3 Духовная сфера Понятие Духовная жизнь общества Духовная жизнь человека применяется применяется Это целостная сложная система религия мораль искусство наука образование философия соответствующие учреждения соответствующая деятельность знания вера мировоззрение идеал ценностно – моральные ориентиры соответствующее поведение 6


Слайд 6

4.1.4 Человеком сделаться разом нельзя, а надо выделаться в человека Ф.М. Достоевский Что нужно развивать в себе, чтобы «выделаться» в человека? – Надо развивать свой духовный мир От духовной культуры каждого отдельного человека зависит духовная культура общества, а именно : человеческие отношения возможности развития общества облик общества Знания Вера Чувства Цели Ценности Способности Потребности Убеждения Элементы духовной жизни Религия Философия Нравственность Искусство Образование Наука Литература СМИ Основные формы духовной жизни 7


Слайд 7

4.1.5. Окружающий мир Общность Общество Культура Природа Виды Материальная культура Духовная культура Жилище Одежда Пища Производительные силы Художественные, ремесленные изделия и др. Мораль Наука Религия Искусство Определение «культура»: Цицерон, В. Даль, С. Франк, И. Ильин, Н. Лосский, Н. Бердяев, Г. Федотов 8


Слайд 8

4.1.6. Культура как… многосмысловой характер Цивилизация Искусственная характер Нормы поведения Все позитивные достижения Нормы поведения Мировоззрение Духовная культура Структурные элементы Нравственная культура Эстетическая культура (художественная) Религиозная культура Культура межнациональных отношений Политическая культура Правовая культура Научная культура 9


Слайд 9

4.1.7 Культура – от. лат. «возделывание», «культивирование» почвы человеком имело оттенок «почитания», «поклонения», т. е. некоторого культа. это все, что создано в результате человеческой деятельности та среда жизни людей, которая радикально отличается от природы возвышается над биологическими (природными) формами деятельности культура «неестественна», она – искусственна, поскольку процессы в сфере культуры не происходят сами собой, автоматически, они требуют постоянного человеческого усилия Применил римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг до н.э.) Духовная культура это духовный мир каждого человека и его деятельность по созданию духовных «продуктов» (творчество) это продукты деятельности духовные ценности обычаи научные результаты книги законы полотна художников 10


Слайд 10

4.1.8 Ценности духовной культуры: добро красота истина вера Духовную сферу жизни общества изучает Культурология Социология Культуроведение Культурогенез Культурософия изучение культуры с точки зрения ее функционирования в данной системе описание достижений той или иной культуры учение о происхождении культуры учение о смысле и возможных перспективах развития культуры 11


Слайд 11

4.1.9 Духовная сфера Понятие Духовная жизнь общества Духовная жизнь человека применяется применяется Это целостная сложная система религия мораль искусство наука образование философия соответствующие учреждения соответствующая деятельность знания вера мировоззрение идеал ценностно – моральные ориентиры соответствующее поведение 12


Слайд 12

4.1.10 Человек с помощью духовной культуры «вписывает себя в мир» Духовная культура придает смысл действиям человека, и человек становится человеком Читая роман, смотря картину, слушая музыку, человек осмысливает идеальный опыт Духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта Культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности, как отдельной личности, так и конкретного общества в целом 13


Слайд 13

4.2. Формы и разновидности культуры 4.2.1. Типы культур классифицируются по различным признакам I Этнонациональный признак Белорусская культура Китайская культура Русская культура I I Исторический признак Первобытная культура Античная культура Культура Нового времени культура I I I Уровень в системе международных отношений Национальная культура Мировая культура Религиозная культура Светская культура 14


Слайд 14

4.2.2. (Продолжение) VI Современная культура Массовый тип культуры Народный тип культуры Элитарный тип культуры возник в середине XX века связано с образованием массового производства и массового потребления культура досуга и развлечения не требует больших умственных и духовных усилий для восприятия само народное творчество (фольклор, сказки, былины) создается анонимными творцами фундамент всей культуры! высокая культура создается профессиональными творцами, привилегированной частью общества трудно для восприятия и требует специальной подготовки, умственных усилий содержит высокие достижения деятельности 15


Слайд 15

4.2.3. (Продолжение) На становление массовой культуры повлияли: Развитие СМИ, массовых коммуникаций, ТВ, радио, использование современных технологий для распространения духовных ценностей Индустриальный и коммерческий принцип производства духовных ценностей, когда наука, религия, произведения искусства выступают как предметы потребления Демократизация культуры, рост уровня образования Увеличение времени и затрат на досуг Употребляется термин: «Популярная культура» и Китч Китч – это имитация форм, предметов, связанных с массовым сознанием, с прекрасными ценностями культуры, фабрикация примитивной красивости, исходящей из «высоких» образцов Китч - подделка под высокую культуру! Культура развивается преемственность Новаторство Связь между историческими периодами, развитие культуры, наследование идеи создание нового движения вперед господствует в переходные периоды 16


Слайд 16

4.3.1. 4.3.Доминирующая культура Субкультура и контркультура Субкультура - (часть общей культуры) отдельная культура, носителями которой выступают отдельные социальные группы Субкультура – основана на системе ценностей какой-либо группы (молодежная, женская, культура Московского региона) Например, Молодежная субкультура Особенности: знаковая символика (одежда, прическа, жаргон, кумиры) общие объекты подражания особый стиль поведения своеобразные формы поведения «Субкультурный процесс» - имеет волнообразный характер 1950 – 60-е г.г. – новая романтика стиляги 1960 – 70-е г.г. - хиппи, панки, рокеры, фанаты, пацифисты (классические неформальные объединения) 1990-е г.г. – тусовки, молодежные организации 17


Слайд 17

4.3.2. Контркультура - субкультура противостоящая официальной (господствующей) культуре - абсолютизируется новаторство (абстрактная живопись, русский авангард, рок-музыка – «музыка новых левых») - становится частью культуры Антикультура - варварство, вандализм Социокультурная сфера – ведущая сфера развития общества Функции сферы: трансляционная селекционная инновационная Все культурные формы взаимосвязаны! Идеал – диалог различных культур! 18


Слайд 18

Молодежная субкультура 4.3.3. «Субкультуры» отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте» М. Брейк Молодежь не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы проведения времени Большой город создает предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально – культурных ценностях. Таким образом появляются молодежные субкультуры Факторы, предопределяющие российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности 19


Слайд 19

4.3.4. Типология молодежных субкультур I вариант Социально – правовой признак Социально – активные, с позитивной направленностью экологи охраны памятников охраны природы поисковики Социально – пассивные музыкальные фанаты спортивные фанаты Асоциальные наркоманы хиппи панки преступные группировки II вариант Направленность интересов Увлечение современной молодежной музыкой Устремление к правопорядковой деятельности Активно занимающиеся спортом Околоспортивные фанаты Философско - мистические Увлечение современной молодежной музыкой Фанаты Панки Наркоманы Охрана природы 20


Слайд 20

III вариант (по С.А. Сергееву) Романтико – эскапистские субкультуры Гедонистическо – развлекательные субкультуры Криминальные субкультуры Анархо – нигилистические субкультуры хиппи индианисты толкинисты байкеры мажоры рейверы репперы гопники «люберы» панки экстремизм VI вариант (по З.В. Сикевичу) Способ времяпрепровождения Социальная позиция Образ жизни Альтернативное творчество фанаты (спортивные, музыкальные, металлисты, нацисты, люберы экокультурные системники Рейверы Толкиенисты Байкеры 4.3.5. 21


Слайд 21

4.3.6. V вариант (не последний) Связаны с музыкой рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс – культура, эмо Социально - активные пацифисты, общества защиты истории Асоциально-настроенные группы панки, скинхеды, РНЕ, гопники, нацисты, люберы, фанаты, металлисты Мировоззрение и образ жизни готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы Группы современного искусства графиттеры, рейверы Спорт фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры Элита мажоры, рейверы 22


Слайд 22

4.3.7 V вариант (продолжение) Игры, вход в другую реальность ролевики, геймеры, толкиенисты Антикварные субкультуры битники, роккабильщики Субкультура масс, контркультура гопники, редняки Компьютеры хакеры, геймеры, юзеры Битники Гопники Хакеры Ролевики 23


Слайд 23

Средства массовой информации (СМИ) 4.4.1. СМИ мощно влияют на формирование духовных образцов (эталонов) Положительная роль СМИ Отрицательная роль СМИ дает возможность миллионам людей познакомиться с важнейшими достижениями культуры – в самых отдаленных частях планеты формирует в обществе определенные вкусы, идеи, которые носят потребительский характер формирует новые стереотипы, несовместимые с национальными традициями Культура всегда основана на традиции, а разрушение традиции ведет к разрушению культуры Средство массовой информации - организационно-технический комплекс, обеспечивающий создание, периодическую передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации c целью массовой коммуникации 24


Слайд 24

4.4.2. СМИ Совокупность всех каналов передачи информации Совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой информации печать: газеты, журналы, бюллетени, информационные листки и др. радио телевидение кинематограф видео интернет заметка интервью репортаж отчет корреспонденция комментарий обозрение беседа ток-шоу пресс-конференция анкета очерк эссе интерактивный опрос фельетон памфлет Средства массовой информации универсальны оперативны динамичны широко используют документальные и художественные формы быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества быстро и эффективно воздействуют на сознание широчайших народных масс 25


Слайд 25

4.4.3. Функции СМИ Коммуникативная Непосредственно – организаторская Культурно – образовательная Рекламно – справочная Рекреативная Установление контакта с массовой аудиторией как совокупностью субъектов с целью получения информации «Четвертая власть» в обществе Оказание влияния на мировоззренческие основы и ценностные ориентации общества, на самосознание людей, их идеалы и стремления Идеологическая Участие в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитание людей на образцах общемировой культуры Удовлетворение утилитарных запросов в связи с различными увлечениями разных слоев общества (сад, огород, туризм…) Создание условий для развлечений, снятия напряжения, получение удовольствия 26


Слайд 26

4.4.4. Средства массовой информации Склоняют общественное мнение в поддержку каких-то конкретных целей Способствуют восприятию и усвоению людьми господствующих ценностей, идеалов, установок Формируют однородную культуру, унифицируют мнения, ориентации, установки Символы Образы Сигналы Заменяют СЛОВО Согласно российским источникам, СМИ имеют следующие признаки: массовость (Применительно к законодательству российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок); периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год; принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей СМИ – основной агент производства и распределения культуры! 27


Слайд 27

Духовная жизнь общества 4.5.1. Искусство: формы и основные направления Искусство – центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей В наиболее общем смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие Термин искусство может употребляться в разных смыслах: процесс использования таланта, произведение одаренного мастера, потребление произведений искусства аудиторией, а также изучение искусства Произведениями искусства называют преднамеренную талантливую интерпретацию неограниченного множества концепций и идей с целью передать их окружающим. Они могут быть созданы специально для указанной цели или представлены изображениями и объектами. Искусство стимулирует мысли, чувства, представления и идеи через ощущения. Оно выражает идеи, принимает самые разные формы и служит многим разным целям. 28


Слайд 28

4.5.2. Теории происхождения искусства Биологизаторская теория Игровая теория Магическая теория Трудовая теория Искусство произошло из потребности привлечь внимание противоположного пола, искусство возникает из душевного, психики, конфликта Человек не растрачивает энергии в трудовой деятельности, он направляет энергию в игру Первобытный человек внедрил различные формы магий в повседневную деятельность Искусство – результат труда, шедевр 29


Слайд 29

4.5.3. Форма бытия Искусства – художественное произведение ИСКУССТВО Эстрада Фотоискусство Скульптура станковая декоративная монументальная Декоративно – прикладное искусство Литература Музыка Живопись портрет натюрморт пейзаж бытовой жанр анималистический жанр исторический жанр Жанры: Кино Балет Цирк Театр Архитектура, зодчество 30


Слайд 30

4.5.4. Специфика искусства: является образным и наглядным использует особые способы играет большую роль в процессе познания и т.д. Слово Звук Цвет и т.д. Функции искусства Общественно – преобразующая Утешительно – компенсационная Художественно – концептуальная Внушающая Воспитательная Эстетическая Познавательно – эвристическая Гедонистическая (от греч. -наслаждение) 31


Слайд 31

4.5.5. Направления в искусстве Стили в искусстве Запада Романский X - XIII Готический XIII - XVI Барокко XVI – нач. XVII Классицизм XVII Просветительский реализм XVIII Сентиментализм XVIII Рококо XVIII, Франция Романтизм конец XVIII – нач. XX Модернизм XIX - XX Реализм XIX - XX Натурализм XIX - XX 32


Слайд 32

4.5.6. Характеристика стилей в искусстве Запада 33


Слайд 33

4.5.7. Характеристика стилей в искусстве Запада (Продолжение) Реализм, XIX - XX трезвое искусство, суд над обществом. Изучаются социальные процессы в обществе, нюансы человеческой психики, описание быта; правдивое и историческое изображение жизни изображались типичные характеры Бальзак Стендаль Флобер Диккенс Теккерей Толстой Достоевский Тургенев Чехов Франция Англия Россия Натурализм, XIX - XX герой – простой человек из крестьян, бедных горожан фотография действительности без прикрас Модернизм, XIX - XX символизм импрессионизм экспрессионизм авангардизм абстракционизм футуризм кубизм отражение кризиса цивилизации безысходность, мир враждебен личности ослаблено чувство человека, гуманизма 34


Слайд 34

Духовная жизнь общества Наука. Роль и место в обществе 4.6.1. Наука - сфера человеческой деятельности, функциями которой являются выработка и систематизация объективных знаний о действительности Наука — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, и как следствие — прогнозировать С помощью научного познания становятся достижимыми явления, связи, отношения, существующие объективно, то есть независимо от воли и мнения людей Результатом научной деятельности является система знаний, формирующая научную картину мира, которая отражает законы и закономерности ,действующие в природе и в обществе, дает возможность объяснить и предсказать протекающие в них процессы и явления 35


Слайд 35

4.6.2. Особенности науки 1 Целью научного познания является исследование объективных законов и закономерностей, действующих в природе и в обществе 2 Научное знание не зависит от влияния познающего субъекта. Научное знание не может быть субъективным 3 Научное познание рационально 4 Научное знание имеет системный характер. Взаимосвязанные понятия и суждения образуют научные теории. Элементы научного знания не противоречат друг другу 5 Научное познание доказательно, то есть истина научного знания должна быть обоснована. 6 Научное знания проверяемы (верифицируемы) и воспроизводимы 7 Каждая наука имеет свой объект и предмет. Один и тот же объект может изучаться различными науками. Но каждая наука имеет свой собственный предмет 8 Имеет свой специфический язык, с помощью которого обозначаются понятия и категории 9 Наличие собственной совокупности методов исследования 36


Слайд 36

4.6.3. Метод – это способ познания объекта изучения Научные методы Философские методы Общенаучные методы Частнонаучные методы диалектический метод метафизический метод анализ синтез дедукция индукция аналогии и др. метод опросов (социологи) и др. 37


Слайд 37

4.6.4. Классификация наук Естественные науки Гуманитарные науки Абстрактные науки Науки о природе: физика химия биология и т.д. Науки об обществе: история социология политология обществознание и др. Науки об идеальных объектах, то есть объектах, созданных человеческим сознанием: математика логика и др. 38


Слайд 38

Духовная жизнь общества 4.7.1. 4.7. Образование и самообразование «Цель всех успехов в области культуры, которые служат школой человеку – применять получены знания и навыки к миру, но наиболее важный предмет в мире, к которому эти знания могут быть применены, - это человек, поскольку он есть собственная последняя цель» Кант Образование – фрагмент общесоциальной теории В социальном мире образование выполняет различные задачи: образование – есть вхождение человека в мир образование – есть постижение человеком смысла бытия образование – есть обретение человеком собственного образа образование – есть пробуждение духовности Космополитизм становится нормой человеческого существования 39


Слайд 39

4.7.2. Немецкий ученый Карл Манхейм считает: Образование формирует не человека вообще, а человека в данном обществе и для этого общества Наилучшей образовательной единицей является не индивид, а группа Цели образования в обществе неотделимы от конкретных ситуаций, и от социального строя общества Цели образования сообщаются новому поколению вместе с методами обучения 40


Слайд 40

4.7.3. Рынок труда – один из наиболее объективных критериев оценки качества Качество человека – производная от качества полученного им образования Школа должна создать благоприятные стартовые условия: психосоматические социальные интеллектуальные культурные и т.д. ..для становления: самореализующихся активных критически мыслящих ГРАЖДАН! В настоящее время интересы граждан могут не совпадать с интересами государства 41


Слайд 41

4.7.4 Образование становится универсальной ценностью (человеческим капиталом) Оценщик образования – мировой рынок, мировые культурные, экономические и другие отношения Рынок труда становится всемирным, человек – космополитом, а главной ценностью образования становится способность людей к межкультурному социальному и профессиональному взаимодействию Рейтинги знаний 15 – летних (57 стран, 1 раз в 3 года) Десятка лучших стран: 1 Финляндия (563 балла) 2 Гонконг 3 Канада 4 Тайвань 5 Эстония 6 Япония 7 Новая Зеландия 8 Австралия 9 Нидерланды 10 Лихтенштейн Россия (479 балла) и США (489 баллов) – результаты ниже среднего! 42


Слайд 42

Бакалавриат ССУЗЫ ВПУ ПУ Дошкольное образование и воспитание Структура системы образования в современной России 0 2 3 1 4 10 13 11 7 5 8 6 9 16 14 17 23 25 24 21 19 22 15 18 20 12 27 29 28 26 Возраст, год Детские ясли Детские сады Начальное образование Основное общее образование Школа Гимназия Лицей Полное среднее образование Неполное высшее образование Начальное профессиональное образование Специалисты Магистратура Аспирантура Докторантура 4 5 9 11 4 (2+2) 5 (4+1) 6 (4+2) 3 3 Сроки обучения, год 4.7.5.


Слайд 43

4.7.6. Задачи России в области образования Не допустить появления «потерянного поколения» Широко обсуждать вопросы обучения в обществе Сохранить свою идентичность Развивать альтернативное и дистанционное образование Четко сформулировать цели образования и требования к результатам Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим К.С. Станиславский 44


Слайд 44

4.8.1. 4.8. Религия как феномен культуры Религия – взгляды и представления людей, а также соответствующая деятельность, основанные на вере в сверхъестественные, прежде всего в неприродные, стоящими над миром, существа. Другие определения религии: Религия - система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия Религия - организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам. В развитых религиях – это БОГ. Религия предполагает наличие таинственной (мистической) связи между человеком и Богом, поклонение этим силам, возможность общения с ними человека Характеристика религиозного мировоззрения: делят мир на земной и потусторонний (небесный) признают бессмертие души 45


Слайд 45

4.8.2. Корни религии (почему возникла и существует религия) Социальные корни Психологические корни Гносеологические корни основа человек, часть природы и общества человек подчиняется законам их развития эти законы не в полной мере познаны людьми многие явления природы и общества непонятны и необъяснимы это делает людей несвободными, бессильными перед лицом объективных условий жизни люди не могут объяснить и предотвратить различные явления действительности (смерть, болезни, несправедливость…) человек испытывает страх, страдания, отчаяние и др. Выход люди находят в религии Пытаясь противостоять этим условиям люди находят объяснения и убежище в религии 46


Слайд 46

4.8.3. Структура религии Религиозное сознание Религиозный культ Религиозные организации Совокупность представлений, взглядов, идей, настроений, эмоций, в которых выражается отношение человека о общества к реальному существованию сверхъестественного, потустороннего мира Религиозному сознанию присуще: - вера - чувственная наглядность - созданные воображением образы - соединение отражения религиозной действительности с иллюзиями - сильная эмоциональность - специальная религиозная лексика Система утвердившихся ритуалов, обрядов, внешняя форма проявления веры К культу относят: - крестное знамение - поклоны - крестный ход - крещение - молитвы - религиозные праздники - богослужения и т.д. Средства культа: - церковная утварь - крест - икона - священные книги и т.д. Организационные формы церковь секты Религиозная организация духовенства и верующих, основанную на общности верования и религиозного культа Отколовшиеся от церкви религиозные общины, сохранившие основы верования, присущие той или иной церкви, отличающиеся некоторыми особенностями учения и культа В настоящее время существует множество различного рода религиозных верований и церковных организаций. Особое место занимают мировые религии 47


Слайд 47

4.8.4. Ранние формы религии тотемизм магия фетишизм анимизм шаманство культ предков Функции религии религиозные внерелигиозные мировоззренческая иллюзорно – компенсационная коммуникативная регулятивная интегрирующая политическая экономическая воспитательная культурно - просветительная 48


Слайд 48

4.8.5. Социальная роль религии Трансляция духовных ценностей Обретение людьми духовности Религия Тенденции Авторитарная Гуманитарная Э. Фромм считает БОГ - символ власти и силы ЧЕЛОВЕК – символ бессилия и нищеты Авторитарное подчинение, послушание, нетерпимость к инаковерующим в человеке есть божественное начало религия воспитывает добродетели человека Религии Делятся на Родоплеменные примитивные верования Национально – государственные религии Мировые религии 49


Слайд 49

4.8.6. Признаки мировых религий Огромное количество последователей во всем мире Они космополитичны (от греч. Космополит – гражданин мира) Имеют меж – и надэтнический характер Эгалитарны (обращены ко всем) Они пропагандистки активны Их отличает прозелитизм (стремление обратить всех в свою веру) Мировая религия — религиозное течение, распространившееся среди народов различных стран и континентов, то есть всемирная религия. В настоящий момент этим термином обозначаются только три течения (приведены в порядке численности последователей): христианство ислам буддизм Иудаизм, индуизм, конфуцианство, несмотря на большую численность своих последователей, являются национальными религиями. 50


Слайд 50

4.8.7 Мировые религии Основные направления 51


Слайд 51

4.8.8. Основные направления (продолжение) 52


Слайд 52

4.8.9. Нетрадиционные религиозные объединения и культы Условно делятся на группы (по Т.М. Алпеевой) Псевдохристианские секты: - «Семья любви» («Дети Бога») - «Богородицкий центр» - «Центр объединения Сан Муна» и т.д. 2. Объединения, использующие идеи восточных религий: - Общество сознания Кришны - Дзен – Буддизм 3. Оккультно – мистические: - Белое братство - Аум сенрике - Дианетика 4. Особая группа - сатанисты Неокульты объединяют идеи из различных религий и околонаучных дисциплин 53


Слайд 53

4.9. Мораль. Категории морали 4.9.1. Мораль – (от лат. Moralitas – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; лат. Mores – нравы, обычаи, поведение ) – форма общественного сознания, в котором фиксируются нормы, регулирующие отношения людей друг к другу и обществу Мораль – это регулятор поведения человека, это форма саморегуляции личности и общества с помощью представлений о добре и зле « Мораль позволяет каждому из нас быть человеком, а не животным » Мораль – один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т.д. 54


Слайд 54

4.9.2. Характеристики морали Имеет обобщенный характер, нуждается в толковании Неписанные законы, применяемые в зависимости от ситуации Мораль носит универсальный, общечеловеческий характер Мораль носит всеохватывающий (всепроникающий) характер Мораль вне – институциональна (нет чиновников и учреждений; творец морали – общество; контролирует – совесть) Гаранты соблюдения морали Внешний – общественное мнение Внутренний – совесть Мораль императивна и самодостаточна (т.е. человек должен поступать в соответствии с требованиями морали) Мораль бескорыстна Моральные нормы нигде систематически не изложены, но их знают все «Когда человек, содеяв зло, боится, что о том узнают, он еще может найти путь к добру. Когда сделав добро, человек старается, чтобы о том узнали люди, он порождает зло» Хун Цзычен 55


Слайд 55

4.9.3 Поведение человека Дает оценку Мораль Человек свободен в своем моральном выборе. Он знает, что такое добро и зло и сам выбирает между ними Учение о нравственности и морали называют этикой Этика – философское исследование сущности, целей и причин морали и нравственности Зачатки морали возникают на ранних стадиях развития человеческого общества: - человеческое стадо (община) – табу, обычаи, традиции - феодализм – сословная мораль - современность – самоопределение личности, ответственный выбор человека Основные проблемы этики: Проблема критериев добра и зла Проблема смысла жизни и назначения человека Проблема справедливости Проблема должного 56


Слайд 56

4.9.4. Критерии морали Добро Зло Мерило нравственного выбора Это точка зрения того, каким мир должен быть Высший принцип человеческого общежития Гармония мира, гармония в обществе, в человеческой душе Это то, что возвышает личность, соединяет людей Это хаос, безнравственность, разрушение личности, культур Зло – понятие нравственности, противоположное понятию добро, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение ближнему вреда, ущерба, страданий 57


Слайд 57

4.9.5. В первобытном обществе: добро то, что приносит пользу человеку (достаток, богатство) в древних религиях добро и зло воплощались в фантастических существах: одни – несут благо и свет, другие (демоны) – разрушение, горе В средние века: Не убий, не лги, не укради В буржуазную эпоху: добро – это борьба за свободу, братство, равенство Структура морали Нормы поведения Нравственные принципы Моральные качества Механизмы самоконтроля Высшие моральные ценности 1 2 3 4 5 добро – любовь к Богу Коллективизм, патриотизм, трудолюбие, альтруизм Честь, достоинство Совесть, долг Смысл жизни, счастье 58


Слайд 58

4.9.6. Правило нравственности - «Золотое правило морали» - «И как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так поступайте и Вы с ними» Функции морали Основные Гуманизирующая Объективная действительность, преобразующая в мир, адекватный самому человеку Регулятивная Регулирует отношения людей друг с другом Познавательная Выработка критериев нравственного поведения Воспитательная Приучение человека к существующим стандартам гуманности 59


Слайд 59

Духовная жизнь общества 4.10.1. Тенденции духовной жизни современной России Духовная жизнь – сложное явление современной жизни Оценка «хорошо» либо «плохо» - невозможна В духовной культуре современной России – 2 облика Облик устойчивости, гармонии, единодушия Облик перемен, конфликтов, напряженности, переменных проблем Духовное обнищание народа Массовое бескультурье Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия Достижение: Единообразие в культуре уступает место открытости и плюрализму, прекращается идеологическая цензура «Злая поросль» на почве бездуховности Стали доступны произведения русской общественной мысли: Н.О. Лосский, С.Л. Франк, В.В. Зеньковский, Н.А, Бердяев, И.А. Ильин, С,Н. Булгаков и др. 60


Слайд 60

4.10.2. (Продолжение) Облик устойчивости Облик перемен Некультурный врач – равнодушен Некультурный строитель – непрофессионален Некультурный земледелец – уродует землю Следствие некультурности Стали доступны произведения зарубежной общественной мысли: Ф. Ницше, Ж.-П. Сартр, К. Поппер и др. Стали доступны книги ранее запрещенных писателей: Н. Бабель, М. Булгаков, А. Веселый, Е. Замятин, М. Зощенко, Ю. Олеш, А. Платонов Ликвидированы библиотечные спецхраны прекратилась дискриминация представителей передовой интеллигенции (возвращено гражданство): В. Аксенов, Г. Вишневская, М. Шемякин, М. Ростропович Родной язык – засорен иноземными словами и бранью Утрачиваются промыслы Разрушаются старинные города, здания, храмы (время, климат, туристы) Гибнут произведения искусства Массовый уход квалифицированных специалистов Коммерциализация культуры Засилье западной кинопродукции Недоступность образования большому количеству населения Ч. Айтматов «Буранный полустанок», образ манкурта!!! 61


Слайд 61

4.10.3. (Продолжение) Облик устойчивости Облик перемен (продолжение) Манкурт – персонаж нарицательный, ему безразлично прошлое и будущее своего народа На место культуры приходит эрзац культура Понятие «эрзац» появилось во время Первой мировой войны в Германии. Качественные продукты стали дефицитом, и их начали заменять дешевыми аналогами. Кофе — цикорием, сливочное масло — маргарином, сахар — сахарином. Эрзац (нем. Ersatz) — заменитель чего либо, суррогат Проблемы: Количество научно исследовательских институтов, университетов, театров, библиотек ,музеев, заповедников, школ, консерваторий- сохраняется, но не увеличивается Качество духовной продукции (научные открытий, книг, кинофильмов и пр.) проблематично Возможности людей в приобщении их к ценностям культуры не у всех одинаковы. СМИ – слабо выполняют эту роль Условия для проявления и развития творческих сил, способностей, талантов каждого человека - недостаточны 62


Слайд 62

4.10.4. Приоритетные задачи в области духовной культуры Поддержка развития всех видов и жанров современной культуры и искусства Создание благоприятных условий для широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры Сохранение историко – культурного наследия России и его использования как важного фактора морально – нравственной консолидации народов страны Сохранение и развитие национальных культур народов Российской Федерации, поддержка всех форм национально-культурной самоорганизации граждан Укрепление материально-технической базы ведущих учреждений культуры Поддержка высокого престижа российской культуры за рубежом 63


Слайд 63

Словарь терминов. 1. Духовность Стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа. Духо?вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью. Духовность — традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, природе, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека. Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовность – это то, что противоречит материальности, телесности, является условием экзистенции человека и общества. Духовность – специфическое свойство жизнедеятельности человека, выражающееся в бережном отношении к себе и окружающему миру, формирующее совокупность нематериальных ценностей, характеризующихся устойчивостью к девальвации.   2.Духовная культура - это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.   3.Душа? — (в религиозных и идеалистических представлениях) нематериальное начало жизни, иногда противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека Душа? — (в старой психологии) совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека Душа? — внутренний, психический мир человека   64


Слайд 64

4.Духовный мир(Внутренний мир). Психическая реальность, организованное содержание человеческой психики, потребностно-эмоционально-информационная субстанция, вся сознательная духовная жизнь человека, источник его духовной энергии. Во внутреннем мире формируются представления и мысленные образы, среди которых за счёт самосознания может быть и образ самого внутреннего мира.   5.«Золотое правило» — общее этическое правило: поступайте по отношению к другим так, как Вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к Вам. Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».   6.Культура . Культура понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие. исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. (БСЭ) сложная, многоуровневая знаковая система, моделирующая в каждом социуме картину мира и определяющая место человека в нем. картина мира; «продукт играющего человека!» (Й.Хёйзинга) «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю.Лотман) возделывание, обработка, улучшение, совершенствование; воспитание, образование, развитие морали, этики, нравственности; развитие духовной сферы жизни, искусство, творчество; творческие достижения в некоторой частной сфере, ограниченной временем, местом, или некоторым другим общим свойством (культура Древней Руси, современная культура, поп-культура, славянская культура, массовая культура, Культура древнего Египта); 65


Слайд 65

7.Контркульту?ра — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии контркультура — это течение в рамках традиционной культуры, которое отрицает ценности традиционной культуры.Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей.   8.Мора?ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д. 9. Нау?ка — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, и, как следствие, — прогнозировать. Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты познавательной деятельности: учёных; разделение и кооперацию научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы; понятийный и категориальный аппарат; систему научной информации; а также всю сумму накопленных ранее знаний. 66


Слайд 66

10. Рели?гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты: религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.), религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую, религиозные отношения (культовые, внекультовые), религиозные организации С археологическими находками согласуется точка зрения о том, что религии предшествовал простой супранатурализм — вера в магию, сверхъестественное — дологический мистицизм.. Атеизм зарождение религии связывает с такими практиками, как фетишизм, зоолатрия, тотемизм, анимизм, культ предков, шаманизм, пантеизм. многобожие — политеизм. Иерархическая организация божественного пантеона и понимание того, что все боги суть проявления единой синкретической сущности вело к появлению единобожия — монотеизма, характерного для таких религий как зороастризм, иудаизм, христианство и ислам. С точки зрения верующих, приверженцев вышеперечисленных религий, появление их стало следствием Божественного действия. Существуют также религии без Бога (в том смысле, какой придаёт этому понятию западное религиоведение) — вера в абстрактный идеал: буддизм, джайнизм. Адепты одних религий могут классифицировать другие как языческие, еретические или сектантские. Основные функции (роли) религии Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом. Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью. 67


Слайд 67

Коммуникативная — общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности. Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей. Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования. П олитическая— лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях. Культурная — религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.) Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. Дезинтегрирующее свойство религии как правилораспространяется деструктивными последователями, нарушающими основные заповеди своей религии. Атеи?зм (от греч. ?????, безбожный) — позиция отрицания заявлений теизма, что существуют какие-либо сверхъестественные силы или существа, например, бог, боги, духи, другие нематериальные существа, или отсутствие веры в их существование. Хотя обычно предполагается, что атеисты не религиозны, некоторые религии всё же характеризуются атеистическими свойствами из-за отсутствия в них веры в персонифицированного бога (буддизм). Мировая религия — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. В настоящий момент этим термином обозначаются только три религии (приведены в порядке хронологии возникновения: буддизм христианство ислам. Национальными религиями являются.Иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, несмотря на большую численность своих последователей. 68


Слайд 68

11.Субкультура Субкульту?ра (подкульту?ра, лат. sub — под и лат. cultura - возделывание, земледелие, воспитание, почитание) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами   12.Сре?дство ма?ссовой информа?ции Сре?дство ма?ссовой информа?ции (сокращённо «СМИ», также — масс-медиа) — организационно-технический комплекс, обеспечивающий создание, периодическую передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации c целью массовой коммуникации. 13.Э?тика — (греч. ??????, от др.-греч. ???? — этос, «нрав, обычай») — философское исследование сущности, целей и причин морали и нравственности. 69


Слайд 69

Список источников. Составлено при помощи : 1 Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО РФ № 1236 от 19.05.1998) 2 Обязательный минимум содержания среднего ( полного ) общего образования по предмету (Приказ МО РФ № 56 от 30.06.1999) 3 Программа вступительных экзаменов по обществознанию (см.Примерные программы вступительных испытаний в высшие учебные заведения РФ.- М.: Минобразования России , 2000 ) 4 Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего , основного общего и среднего ( полного ) общего образования (Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 ) 5 Никитин А.Ф. Обществознание. Программы для общеобразовательных учреждений.6-11 класс. М.: Дрофа, 2007. 6 Захарова Е.Н.Примерное планирование курса обществознания для 10-11 классов. М.: «Школа-Пресс» ,2000. 7 Боголюбов Л.Н. и др. Интегративные общеобразовательные курсы. Обществознание.10-11классы.М.: Дрофа,1999. 8 Боголюбов Л.Н. ,Иванова Л.Ф., Лабезникова А.Ю. Обществознание. 10-11 класс. Профильный уровень. М.: Просвещение. 2006. 9 Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Кишенкова О.В. Обществознание. Профильный уровень.10-11 класс. М.: Просвещение.2003. 10 Сост. Тюляева Т.И. Обществознание. М.: Дрофа.,2001. 11 Салыгин Е.Н. , Салыгина Ю.Г. Обществознание. 10-11 класс .Базовый уровень. М.: Вентана-Граф, 2006. 12 Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание.10-11 класс. Базовый уровень. М.: Русское слово,2006 год. 13 Гаджиев К.С. Программа элективного курса «Введение в политологию». 14 Гусев Д.А. Программа элективного курса «Введение в философию». 15 Малышевский А.Ф. Программа элективного курса « Мир человека». М.: Просвещение, 1993. 16 Человек и общество. /Под ред. Купцова В.И.- Сборник программ «Человек и общество».МО РФ,1992. 17 Кравченко А.И. Введение в социологию. 10-11 класс. М.: Просвещение,1994. 18 Гридчина А.Г. и др. Введение в социологию. М.: Просвещение,1994. 19 Малышевский А.Ф.Введение в философию. М.: Просвещение,1994. 20 Современный мир./ Под ред.Пантелеева М.М.-«Преподавание истории в школе».1991,№3. ПРАВО 1 Козленко И.В. , Певцова Е.А. Программа среднего ( полного ) общего образования по курсу «Право. Основы правовой культуры». М.: МИОО, ОАО « Московские учебники»,2008. 2 Кашанина Т.В. Основы права.10-11 класс. Базовый уровень. М.: Вита-Пресс,2005. 3 Никитин А.Ф. Основы права.10-11 класс. Профильный уровень. М.: Дрофа, 2005. 4 Под ред. Боголюбова Л.Н. 10 класс. Профильный уровень. М.: Просвещение,2006. 5 Никитин А.Ф. Право. 10-11 класс. Базовый уровень. М.: Просвещение,2006. 6 Никитин А.Ф. Правоведение.10-11 класс. Профильный уровень. М.: Просвещение, 2003. 7 Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. В 4-х частях. М.: Русское слово,2005. 8 Быкова М.В. Программа элективного курса « Практическое право» 70


Слайд 70

9 Артуньянц Р.О., Нестерова О.Н., Фомина Е.В.Программа элективного курса «Особенности правового статуса несовершеннолетних». 10 Артуньянц Р.О., Нестерова О.Н., Фомина Е.В. Программа элективного курса «Конституционное право РФ». 11 Сухотерина М.И. Программа элективного курса «От морали к закону». 12 Терещенкова Т. С. Программы элективных курсов «Из всеобщей истории права и государства» , «Из истории права и государства России». 13 Ходаев О.К. Программы элективных курсов «Административное право» , «Семейное право для несовершеннолетних» , «Уголовное право для несовершеннолетних» , «Трудовое право для несовершеннолетних» , «Защита прав потребителей» , «Общественно-правовые основы карьеры». 14 Кожин Ю.А. Программа элективного курса «Права и ответственность ребенка по российскому законодательству». 15 Терентьева Е.В. ,Виноградова Е.В. Программа элективного курса «Юриспруденция. Введение в специальность». 16 Панюкова В.В. Программа элективного курса «Как написать эссе». 17 Цыренкова М.Г. Программа элективного курса «Основы организации исследовательской деятельности учащихся». ЭКОНОМИКА 1 Липсиц И.В., Антонова Л.В. Экономика.9-10 класс. М.: Просвещение,1993. 2 Равичев С.А., Протасевич Т.А. Экономика. 9-11 класс. М.: Просвещение,1996. 3 Любимов Л.Л. Основы экономических знаний .10-11 класс. М.: Просвещение,1993;Вита-Пресс,1997. 4 Липсиц И.В., Антонова Л.В. Программа факультатива по экономике. М.: Вита-Пресс,1995,1996. 5 Автономов В.С. Введение в экономику.10-11 класс. Базовый уровень. М.: Вита-Пресс,2005. 6 Липсиц И.В. Экономика.10-11 класс. Базовый уровень. М.: Вита-Пресс,2005. 7 Под ред. Иванова С.И. Основы экономической теории. В двух частях.10-11 класс. Профильный уровень. М.:Вита-Пресс,2003. 8 Под ред. Линькова А.Я. Экономика.10-11 класс. Профильный уровень. М.: Вита-Пресс,2006. 9 Грязнова А.Г., Думная Н.Н., Карамова О.В.и др. Экономика.10-11 класс. М.: Интеллект-Центр,2006. 71


Слайд 71

Редакторы: Мирошина Е.В., Соловьева О.В. Печатник: Курандина Е.В. Подписано в печать 18.03.2010 Отпечатано в школьной типографии ГОУ СОШ № 339, Г.Москва, ул.Зеленодальская, д.33, к.2. Тел/факс (495) 172-59-60 Телефон редакции: (499) 742-45-93 E-mail:sch339@list.ru htpp://sch339.ru


×

HTML:





Ссылка: