'

Бал как ключевой мотив в русской литературе XIX века

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Бал как ключевой мотив в русской литературе XIX века


Слайд 1

«Верней нет места для признаний…» А.С. Пушкин Я выбрала тему бала как ключевого мотива в русской литературе, потому что считаю, что бал был важнейшим структурным элементом дворянского быта XIX века и, будучи отраженным в произведениях литературы этой эпохи, играл большую роль в развитии сюжета. Рассматривать значение бальных сцен я буду на примерах из романа "Евгений Онегин", "Война и мир" и пьесе "Маскарад"


Слайд 2

Говоря о бале, как о развлекательном мероприятии, можно сказать, что он настолько прочно вошел в быт дворянского общества, что уже не мог не отразиться в произведениях писателей ярчайшим способом. Зачастую, на паркете бальной залы происходили важнейшие события в жизни героев. Я считаю сцены бала, его описание, едва ли не основополагающим действием в литературных произведениях. С помощью бала легче всего ввести нового персонажа, обозначить новый поворот в действии, и подчеркнуть важность происходящих во время бала событий. Наблюдая за поведением героев на балу, можно легко отметить основные черты характера, их отношение к развлечениям, окружающим их людям; рассматривая цели с которыми тот или иной герой явился на бал, можно также определить личностные особенности героя.


Слайд 3

То есть бал, несмотря на свою внешнюю ритуализированность и искусственность человеческих отношений, играет разоблачительную роль, в первую очередь для читателя. Это является главной и важнейшей отличительной чертой бала как сюжетного элемента. Некоторые являются на бал для того, чтобы свести знакомство с нужными людьми, некоторые просто для того, чтобы пообщаться, а для других бал тяжелая обязанность, их присутствие стало традицией, третьи приходят на бал для того чтобы продемонстрировать новые наряды, и т.д. Эти нюансы сразу ненавязчиво указывают на то, какой на самом деле человек, что он собою представляет.


Слайд 4

Поэтому цель моей работы – доказать, что бал является важнейшим сюжетным элементом, реализирующий авторский замысел. Чтобы достичь поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Познакомиться с критической литературой, посвященной данной проблеме. 2. Выявить роль бала в произведениях русской литературы XIX века. 3. Сравнить мотивы бала у разных писателей, определить своеобразие каждого, их место и роль в произведении.


Слайд 5

Эти проблемы рассматривалась Юрием Михайловичем Лотманом в книге-комментарии к роману "Евгений Онегин". Он считает, что бал, танцы играют большую сюжетную роль в произведениях русской литературы, им посвящены авторские отступления. Также этот вопрос раскрыт в книге Юрия Манна "Динамика русского романтизма". Автор книги рассуждает о значении маскарада в пьесе М.Ю. Лермонтова "Маскарад". По его мнению сюжет пьесы выстроен на характерных деталях быта дворянства и именно маскарад, бал, являются опорными образами драмы, в чем я совершенно с ним согласна.


Слайд 6

Сначала Татьяна чувствует смущение, мучается, удивляется поведению Онегина, а через несколько лет происходит рокировка: уже Онегин смущен, потерян и удивлен. Мне даже кажется, что в такой "перемене мест слагаемых" есть некая ирония, ведь результат остался прежним: они не вместе. Вот так, А.С. Пушкин с помощью противопоставления двух балов сумел зеркально отобразить судьбы героев и "указать" Онегину на ошибку молодости. каждом из рассматриваемых мною произведениях бал играл чуть ли не главную роль в развитии сюжета. романе «Евгений Онегин», например присутствуют описания двух балов: на именинах у Татьяны и столичный. Сравнивая их, можно отметить, что главные герои как бы меняются местами, положениями и ощущениями.


Слайд 7

Значение бала и его элементов в романе «Евгений Онегин». эпоху Евгения Онегина бал начинался польским (полонезом), который в торжественной функции первого танца сменил менуэт. Показательно, что в "Евгении Онегине" полонез не упоминается ни разу. В Петербурге, поэт вводит нас в бальную залу в момент, когда "толпа мазуркой занята", т.е. в самый разгар праздника, чем подчеркивается модное опоздание Онегина. Но и на балу у Лариных полонез опущен, и описание праздника начинается со второго танца – вальса. С полонезом можно связать, вероятно, лишь не включенную в окончательный текст, строфу, вводящую в сцену петербургского бала в восьмой главе великую княгиню Александру Федоровну.


Слайд 8

Бал не фигурирует в "Евгении Онегине" как официально-парадное торжество, и поэтому полонез не упомянут. Показательно, что в "Войне и мире" Толстой, описывая первый бал Наташи, противопоставит, полонез, который открывает "государь, улыбаясь, и не в такт, ведя за руку хозяйку дома», второму танцу – вальсу, который становится моментом торжества Наташи. Государь же из мира повествования в этот момент исчезает. Эта противопоставленность двух обликов бала ("польский – другие танцы") определила и то, что в «Евгении Онегине» балы начинаются "не с начала", и то, что из текста исключено упоминание полонеза.


Слайд 9

торой бальный танец – вальс – Пушкин назвал "однообразный и безумный". Эпитеты эти имеют не только эмоциональный смысл. "Однообразный"- поскольку вальс состоял из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. пределение вальса как "безумного" имеет другой смысл: вальс, несмотря на всеобщее распространение, пользовался в 1820-е гг. репутацией непристойного или слишком вольного танца.


Слайд 10

Мазурка составляла центр бала и знаменовала собой его кульминацию. Старая "французская" манера исполнения мазурки требовала от кавалера легкости прыжков. Но новомодный дендизм требовал от кавалера томных, ленивых движений, подчеркивающих, что ему скучно танцевать, и он делает это против воли. Кавалер отказывался от мазурочной болтовни и во время танца угрюмо молчал. То, что Онегин "Легко мазурку танцевал«, показывает, что его дендизм и модное разочарование были в первой главе наполовину поддельными. Ради них он не мог отказаться от удовольствия попрыгать в мазурке.


Слайд 11

Котильон – вид кадрили, один из заключающих бал танцев – танцевался на мотив вальса и представлял собой танец-игру, самый непринужденный и шаловливый танец. В этом романе котильон имеет особое место и особое значение. На балу на дне рождения Татьяны, Евгений Онегин решает отомстить, разозлить Ленского и приглашает Ольгу именно на котильон. Разве может смеющаяся Ольга представить себе, что вот сейчас, принимая приглашение Онегина на последний танец – котильон, она приближает трагическую развязку, что, может, из-за этого котильона Ленский через день будет убит?


Слайд 12

Бал и маскарад в поэме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» К началу работы над "Маскарадом" Лермонтов уже достаточно изучил петербургский "свет". Карточная игра и костюмированные балы – наиболее распространенные увлечения современной Лермонтову дворянской молодежи – стали основными мотивами пьесы. На этих характерных деталях быта выстроен сюжет драмы; не менее важным вместе с тем оказалось и их символическое значение. Опорные образы лермонтовской драмы – "игра", "бал" и "маскарад"- имеют не один, а два смысловых слоя. Один слой увидеть легко, он лежит на поверхности: жизнь как бал, жизнь как маскарад. Под первичным смысловым слоем скрывается другой, более важный. Маскарад – образ не просто жизненной борьбы, но борьбы под чужой личиной, образ скрытого соперничества.


Слайд 13

пьесе "Маскарад" бал служит контекстным антонимом маскараду. Бал предполагал композицию и строгую внутреннюю организацию. Это вызывало необходимость еще одного элемента, который сыграл бы в этой системе роль "организованной дезорганизации", запланированного и предусмотренного хаоса. акую роль взял на себя маскарад. Символы и метафоры в драме "Маскарад" отражают основные конфликты эпохи. Мир – это маскарад. Мир – это карточная игра. Мир – это дуэль, поединок. Мир – это конфликт бала и маскарада, то есть случайности и закономерности.


Слайд 14

Маскарад – знак необычной естественности, откровенности, обнаружения того, что в повседневной жизни сдавлено приличием и этикетом. Маскарад – это прежде всего мир хаоса. Он противопоставлен еще одному знаку светской жизни – балу. Бал насквозь ритуализирован, он подчиняется твердым законам. Поэтому по отношению к маскараду бал – упорядоченное развлечение для светских людей. Символы и метафоры в драме "Маскарад" отражают основные конфликты эпохи. Мир – это маскарад. Мир – это карточная игра. Мир – это дуэль, поединок. Мир – это конфликт бала и маскарада, то есть случайности и закономерности.


Слайд 15

Значение первого бала Наташи Ростовой в романе «Война и мир» …это был не просто обыкновенный петербургский бал — это первый бал Наташи Ростовой, на котором мы встречаем сразу всех основных героев романа: Наташу, с ее блестящими глазами, князя Андрея и угрюмого, рассеянного Пьера. Событие это можно назвать переломным моментом в жизни Наташи. Бал очень важен для ее дальнейшей жизни. Она, побывав на этом балу, расстается со своим детством и переходит во взрослую жизнь. Именно этот бал становится решающим во взаимоотношениях между Наташей и князем Андреем, жизненные пути которых впоследствии еще не раз пересекутся.


Слайд 16

романе "Война и мир" описание бала в основном служит для характеристики главных героев. Особенно ярко автору удалось отразить внутренний мир Наташи, позволяя нам проследить за всеми ее душевными переживаниями.


Слайд 17

Характеристику Болконскому и Безухову дают Перонская, отражающая взгляды светского общества, и Наташа, через которую в данном случае Толстой выразил свое отношение к этим персонажам. Пьер для высшего света — "шут гороховый", а князь Андрей — грубиян, который "с дамами обращаться не умеет". В то же время Наташа с радостью смотрит на знакомое лицо Пьера и говорит о нем как об "очень хорошем". А в князе Андрее мы видим не только реформатора, который "с Сперанским какие-то проекты пишет", но и человека с большой душой, который сумел разглядеть в "трепещущей" Наташе огромный внутренний мир, остроту чувств, внутреннюю силу.


Слайд 18

Детально рассмотрев все три произведения, я натолкнулась на такие функциональные особенности бала в художественных произведениях: 1. С помощью бала можно наиболее эффективно и понятно описать главных героев, дать им дополнительную характеристику, чтобы подтолкнуть читателя к самостоятельным выводам. 2. В сценах описания бала легче всего выразить авторскую позицию, личное мнение автора о той или иной ситуации. 3. Именно на балу можно плавно наметить новый поворот в сюжете, изменить замысел, включить решающие сцены и события. 4. Ключевым событиям, происходящим на балу, можно задать любую эмоциональную окраску, накалить атмосферу, обозначить кульминацию. 5. Бал в XIX веке был неотъемлемым светским развлечением дворян и исключить его из сюжета означало обесцветить его, лишить "скелет" произведения важных позвонков.


Слайд 19

Сравнив темы бала у разных писателей, я могу сказать, что в описании балов (маскарадов) у всех писателей так или иначе проскальзывает одна общая черта в личном отношении к этому развлечению. Таинственность и романтичность преследующая нас в описании всех бальных сцен твердит о сути бала, не изменившейся с древних времен.


Слайд 20

Сейчас балы заменены вечеринками, дискотеками; традиции танца, проведения этого мероприятия утратились бесследно, но изменились ли люди? Танец остался танцем, любовь осталась любовью, общение – общением. Эти три главных компонента бала претерпели изменения, но вместе с тем не утратили своих главных качеств. Это сложно понять, ведь для нас - людей XXI века, представление о бале заключается лишь во внешних признаках бала: красивой музыке, пышных и богатых нарядах, дворцовых залах и в иных явлениях очаровательной старины. Но мало кто задумывается, изменились ли мысли и ощущения людей. То же чувствует современная девушка на первом к примеру торжественном приеме, что чувствовала Наташа Ростова на своем первом балу? Влияет ли время, эпоха на души людей? Это та проблема, на которую я вышла, выполнив эту работу.


×

HTML:





Ссылка: