'

Выживание в мире машин: Взгляд психолога развития на причины веры в магию в век науки

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Выживание в мире машин: Взгляд психолога развития на причины веры в магию в век науки Субботский Е.В., дпн, Ридер Университет Ланкастер, Великобритания


Слайд 1

Проблема Со времен Галилея (1564-1642) западная цивилизация развивалась “под знаком науки”. Две монотеистические религии доминирующие в Западном мире – Иудаизм и Христианство – которые боролись с верой в магию тысячелетиями, получили в науке мощного союзника. Так почему же вера в магическое до сих пор жива?


Слайд 2

Гипотеза Возможно, эта вера выживает таким же образом каким выживали мелкие млекопитающие в век динозавров: уйдя “под землю” – в глубину бессознательного. Гипотеза подлежавшая экспериментальной проверке: Первоначально вера в магическое (ВВМ) появляется у детей как как легитимная, сознательная форма верований которая сосуществует с верой в физическую причинность; позже, под давлением науки и религии, ВВМ уходит в область бессознательного.


Слайд 3

Эффект 1 Дети дошкольного возраста верят в магическую причинность в такой же степени в какой они верят в физическую причинность; эта вера проявляется как в объяснениях необычных явлений, так и в поведении. Обоснование: у детей ВВМ еще не испытала прессинга науки и религии – двух сил которые вытесняют ВВМ в бессознательное.


Слайд 4

Эффект 2 Будучи значительной частью ежедневной жизни дошкольника и младшего школьника, ВВМ способствует познавательному развитию детей Обоснование: Ранние магические верования детей получают поддержку от из социального окружения, как в форме поддержания верований детей в фольклорные магические персоны (Дед Мороз, Баба Яга, Добрая Фея), так и в форме индустрии игрушек и развлечений, книг и фильмов для детей. Эта систематическая и дорогостоящая поддержка экономически оправдана лишь в том случае если взрослые (родители, учителя, психологи) интуитивно осознают что ВВМ приносит пользу общему психическому развитию ребенка.


Слайд 5

Эффект 3 В раннем школьном возрасте, магические объяснения исчезают из суждений детей о причинах физических явлений, однако они могут быть легко реактивированы если детям продемонстрировать необъяснимые физические эффекты которые в книжках и сказках ассоциируются с магией Обоснование: в начале научного и религиозного образования, вытеснение ВВМ в подсознательное еще не завершено, и ВВМ флуктуирует между областями сознательного и подсознательного


Слайд 6

Эффект 4 При объяснении непонятных явлений которые выглядят как магические эффекты, взрослые будут склонны отрицать свою веру в магию, даже если эти эффекты воспроизводятся несколько раз и испытуемые не в состоянии объяснить их естественным способом. Обоснование: В своих вербальных суждениях, большинство взрослых стремятся быть в согласии со взглядами науки и религии.


Слайд 7

Эффект 5 Встретившись с магическим вмешательством в их жизнь, либо в форме наблюдения магических феноменов либо в форме попытки мага повлиять на их жизнь, взрослые будут сопротивляться такому вмешательству: они будут либо переинтерпретировать «магические» эффекты как обычные (когнитивная защита), либо отрицать тот факт, что магические манипуляции имеют эффект на ход их жизни (эмоциональная защита). Обоснование: современная религия ассоциирует магию с силами зла (дьяволом, оккультизмом, язычеством). Это создает у взрослых страх перед магией и включает механизм психологической защиты от магической интервенции.


Слайд 8

Эффект 6 Если психологическая защита от магической интервенции ослаблена, рациональные взрослые будут демонстривать ВВМ. Обоснование: у взрослых ВВМ не исчезает, а уходит в бессознательное. Как показано в психоанализе, когда защиты ослаблены, бессознательные мысли и верования возвращаются область сознательного.


Слайд 9

Эффект 7 В отличие от Западных образованных взрослых, необразованные жители традиционных культур будут проявлять высокий уровень веры в магию как в своих вербальных суждения, так и в практических действиях. Обоснование: в традиционных культурах ВВМ не подавляется наукой и религией и остается на уровне сознательных представлений


Слайд 10

Эффект 1. Дошкольники верят в магию Москва 1980х. Детей 4, 5 и 6 лет спрашивали могут ли игрушечные фигурки зверей превращаться в настоящих зверей. Только немногие 4-х летние сказали «да». Однако когда игрушечный лев начинал самостоятельно и без видимой причины прыгать по столу (использовались скрытые магниты), лишь немногие из детей проявили рациональное поведение (искали механизм, провода и т.п.). Большинство детей или бежали из комнаты, или пользовались «волшебной палочкой» с целью остановить превращение (Субботский, 1984). В другом опыте детей спрашивали могут ли картинки превратиться в те предметы, которые на них нарисованы под влиянием волшебных слов. Почти все дети ответили «нет», но сотавшись наедине с картинками и «волшебной шкатулкой», пытались осуществить превращение Оксфорд, 1990х. Психологи просили детей 4 и 6 лет вообразить что в пустой картонной коробке появилось существо (кролик или монстр). Оставшись наедине с коробкой, некоторые дети вели себя так как если бы в коробке действительно появилось указанное существо (Harris, Brown, Marriot, Whittal, & Harmer, 1991).


Слайд 11


Слайд 12

Эффект 2. Mагическое мышление повышает креативность детей в решении интеллектуальных проблем Дети 4 и 6 лет были разделены на экспериментальную и контрольную группы. Обоим группам показывали фрагменты из фильма о Гарри Поттере. В экспериментальной группе, показанный фильм изобиловал магическими эффектами. В котрольной группе в фильме фигурировали те же герои, но без магических эффектов. После показа, детей проводили через серию тестов на креативность (тест креативности Торренса и рисунок несуществующего животного). Дети экспериментальной группы показали значительно более высокую креативность в решении задач чем дети контрольной группы (Subbotsky, Hysted & Jones, in Subbotsky, 2010)


Слайд 13

Эффект 3. В раннем школьном возрасте, магические объяснения исчезают из суждений детей о причинах физических явлений, однако они могут быть легко реактивированы Детей 5, 6 и 9 лет, которые проявили понимание различия между подлинными магическими эффектами и фокусами, спаршивали верят ли они что подлинные магические эффекты существуют в реальном мире Тем из детей, кто утверждал что магии не существует, показывали эффект который выглядел как Энастоящая» магия (Subbotsky, 2003). Новая почтовая марка оказывалась наполовину сожженнной в пустом деревянном ящике после того, как взрослый произносил магическое заклинание с целью сжечь марку


Слайд 14

Эффект 4. Взрослые будут отрицать магические явления даже в том случае, если эти явления повторяются и рациональное объяснение отсутствует Студентам университета демонстрировалась последовательность из 4 событий, в которой материальный предмет появлялся или не появлялся в пустом деревянном ящике, который испытуемый держал в руках, в зависимости от того, произносил или нет экспериментатор магическое заклинание. Испытуемые упорно отрицали магические объяснения хотя и не смогли предложить рациональных (Subbotsky, 2010)


Слайд 15

Эффект 5.1 Встретившись с магическим феноменом, будут переинтерпретировать «магические» эффекты как обычные (когнитивная защита) В одном из исследований, испытуемым показывали «магический» эффект – объект, который испытуемые клали в пустой ящик, исчезал без следа (Subbotsky, 1996) За несколько секунд до того, как испытуемые клали объект в шкатулку, их просили выполнить отвлекающий маневр --принести из другого угла комнаты игрушку Целью эксперимента было выяснить, будут ли испытуемые неправильно воспроизводить порядок событий, помещая отвлекающее событие между помещением объекта в шкатулку и его неожиданным исчезновением. Изменяя таким образом порядок событий, испытуемый может переинтерпретировать необычное явление как обычное: в то время как он отвлекся на игрушку, экспериментор извлек предмет из шкатулки и спрятал его (когнитивная защита)


Слайд 16

Эффект 5.1 Любопытно, что у старших дошкольников когнитивная защита от магической интервенции не наблюдалась Опыт повторили с 6-, 8- и 10- летними детьми детьми в Москве. В каждой экспериментальной и контрольной группе было по 20 человек. Шестилетние запоминали правильный порядок одинаково хорошо как в экспериментальной, так и в контрольной сериях, в то время как многие 8- и 10-летки, подобно взрослым, воспроизводили порядок событий неправильно. Объяснение: у 6-летних вера в магию существует на сознательном уровне, и механизм бессознательной трансформации реальности с целью не допустить магические явления у них еще не сформировался.


Слайд 17

Эффект 5.2 Встретившись с магическим вмешательством в их жизнь на сознательном уровне, взрослые будут отрицать эффективность такого вмешательства, (эмоциональная защиту от магической интервенции, Эксперимент 1) В одном из экспериментов, испытуемым предлагали магически повысить их уровень «общей удовлетворенности жизнью». Через две недели, те испытуемые которые согласились принять магическую помощь, сообщили снижение указанного уровня, испытуемые, отказавшиеся принять магическую помощь, сообщили о значительном повышении уровня, а испытуемые контрольной группы сообщили, что уровень не изменился.


Слайд 18

Эффект 5.2 Встретившись с магическим вмешательством в их жизнь на подсознательном уровне, взрослые будут демонстрировать страх перед этим такого вмешательством, (эмоциональная защита от магической интервенции, Эксперимент 2) В другом эксперименте, магическая помощь предлагалась испытуемым с целью помочь им увидеть желаемый сон. Вместо того, чтобы видеть сны, которые они «заказали», испытуемые видели страшные сны значительно чаще, чем испытуемые контрольной группы, которым магическая помощь не предлагалась


Слайд 19

Эффект 6.1 Когда защиты ослаблены, взрослые возвращаются к магическому поведению (Эксперимент 1) Один из способов преодолеть защиты – это сделать отрицание веры в магию дорогостоящим Испытуемым демонстрировали «магический эффект» – пластиковая кредитная карточка становилась изрезанной в пустом деревянном ящике после того, как экспериментатор произносил магическое заклинание (Subbotsky, 2001). Испытуемым предлагали опустит в ящик (а) водительское удостоверение (слабый риск) или (б) руку (сильный риск), и предлагали принять решение, можно ли экспериментатору повторить заклинание В условиях сильного риска, большое число испытуемых запретили повтор заклинания и обосновали свое решение так, как если бы они действительно верили в магичское воздействие


Слайд 20

Эффект 6.2. Когда защиты ослаблены, взрослые возвращаются к магическому поведению (Эксперимент 2) В другом опыте испытуемым предлагали представить что к ним на улице подошла ведьма и предложила наложить заклинание на их будущую жизнь. Одним из испытуемых говорили что цель заклятия – сделать их здоровыми, богатыми и счастливыми на всю жизнь (позитивное заклинание), другим – что цель заклинания сделать их слугами темных сил (негативное заклинание). Пердварительные опыты показали, что испытуемые, утверждающие что они не верят в магию, реагируют на позитивное заклятие неоднозначно: половина принимает заклятие, а половина отвергает. Если утверждение испытуемых о неверии в магию истинно, то они должны в такой же пропорции принимать и отвергать негативное заклинание, цена неверия в которое намного выше, чем цена неверия в позитивное заклинание. Если же утвеждение о неверии ложно, то количество испытуемых, отвергающих негативное заклинание, должно быть выше 50%, что и оказалось в итоге.


Слайд 21

Эффект 6.3 Когда защиты ослаблены, взрослые возвращаются к магическому поведению (Эксперимент 3) Другой способ преодолеть защиты – это сделать магию объектом исследования. Исследование феноменов в которые люди, по их утверждению, не верят, не противоречит официально принятым научным взглядам, и одновременно позволяет человеку «играть» с запрещенной реальностью Если ВВМ находится в подсознании, то при прочих равных условиях, новое и необычное событие будет вызывать более сильное любопытство и исследовательское поведение если оно представлено как проявление сверхъестественного чем если оно представлено как непонятное но естественное событие (эффект «невозможное над возможным», или Н/В эффект) Испытуемым показывали необычный эффект (необъяснимое разрушение физического объекта в пустом деревянном ящике) и представляли его либо как результат магического заклинания (невозможное событие) либо как результат дистантного действия неизвестного прибора (возможное событие). Как дети, так и взрослые проявили Н/В эффект. Они намного чаще готовы были пойти на умеренный риск для того, чтобы исследовать невозможное событие, чем для того, чтобы исследовать возможное событие


Слайд 22

Эффект 7. В отличие от Западных образованных взрослых, необразованные жители традиционных культур будут проявлять высокий уровень веры в магию как в своих вербальных суждения, так и в практических действиях. Эксперименты в которых испытуемые подвергались слабому (документ под угрозой) или сильному (рука под угрозой) риску при отрицании своей веры в магию были воспроизведены в сельских районах центральной Мексики В условиях слабого риска, Мексиканцы показали более высокий уровень веры в магию как в своих вербальных суждениях, так и в действиях В услових сильного риска эта разница сохранилясь лишь на уровне вербальных суждений. На уровне реального поведения Британцы проявили веру в магическое почти в такой же степени как и Мексиканцы Слабый риск (документ) Сильный риск (рука)


Слайд 23

Старый взгляд на магические верования у современных людей Сформировался в первой половине ХХ столетия, в работах по культурной антропологии (Тэйлор, Фрэзер, Леви-Брюль) и психологии развития (Пиаже, Бюлер) Вера в магию преставляет собой устаревшую форму мышления, которая существовала в предшествующие века и существует у ребенка дошкольника сегодня, но исчезает у старших детей и взрослых


Слайд 24

Новый взгляд Современные представители западных культур не делятся на верующих и неверующих в магию. На бессознательном уровне, каждый верит в магическое, индивидуальные различия между людьми определяются лиш тем, как глубоко в бессознательном «залегает» эта вера, и насколько сильна психологическая защита от веры в магическое. Если новый взгляд верен, то это имеет серьезные последвия как для теории, так и для практики


Слайд 25

Теретические следствия Вера в магию -- не предмет древней истории, она живет в современном мире, уйдя на уровень бессознательного В мире где правит наука, вера в магическое вынуждена маскироваться, сбрасывая свою «старую кожу» (ассоциацию с магическими силами богов и духов предков) и надевая «новую кожу» (ассоциацию с силами общества, эволюции и естественного отбора) Очищенные от своего сакрального контекста и переименованные как внушаемость и конформность, уязвимость современного человека к магическим воздействиям выживает в мире который внешне полностью полагается на науу и рациональную логику.


Слайд 26

Практические приложения Как показано в психоанализе, бессознательные мысли и верования обладают энергией, и к этой энергии можно получить доступ Если подключиться к этой энергии, ее можно использовать для решения разнообразных задач


Слайд 27

Использование энергии бессознательной ВВМ для решения практических задач Энергия бессознательных ВВМ может быть использована для увеличения эффективности разного рода практик, таких как решение мыслительных задач, политический контроль над умами людей, коммерческая реклама индустрия развлечений психотерапия


Слайд 28

Использование энергии бессознательной ВВМ для улучшения мышления и восприятия у детей Мышление: демонстрация детям фильма с сильными магическими эффектами улучшает их способность к решению творческих когнитивных задач (Subbotsky, Hysted & Jones, 2009) Восприятие: демонстрация детям фильма с сильными магическими эффектами улучшает их способность к различению между фантастическими и реалистическими зрительными сюжетами (E.Slater, 2010)


Слайд 29

Использование энергии бессознательной ВВМ для повышения эффективности коммерческой рекламы Подросткам и взрослым экспонировались серии телевизионных коммерческих рекламных роликов в которых использовались либо не использовались магические эффекты. Воспроизведение содержания этих роликов оценивалось как немедленно после экспозиции, так и по прошествии 2-х недель. При непосредственно воспроизведении, магические и немагические ролики запоминались одинаково хорошо. При отсроченном же воспроизведении, взрослые запоминали ролики с магическими эффектами значительно лучше чем ролики без магичесих эффектов ( Matthews, 2010)


Слайд 30

Использование энергии бессознательной ВВМ для целей политического влияния Ранние формы политического контроля открыто полагались на магические верования людей (Frazer, 1923; Jaynes, 1976; Levy-Bruhl, 1985). Например, в древнем Египте власть фараона получала легитимность в массовой вере в божественную сущность фараона. В современных индустриальных обществах политическая власть считается результатом демократических выборов, а не магических верований. Однако психологические механизмы, на которых основано уважение к власти у современных людей, во многих чертах совпадают с теми, на которых было основано почитание богов (Malinowski, 1935; Tambiah, 1990) В демократических странах сегодня «выборы выигрываются или проигрываются в основном не за счет рациональных доводов, а за счет апелляции к ценностям и эмоциям электората, включая и подсознательные интуитивные чувства» (Westen, 2007, p. 423) Подсознательная ВВМ вполне может быть одним из таких интуитивных чувств.


Слайд 31

Использование энергии бессознательной ВВМ для целей военного и политического террора Поразительный успех камикадзе («святой ветер»)в битве за Окинаву, который определил решение США использовать ядерное оружие, показал силу веры в магическое, учитывая то, что камикадзе были добровольцы, жертвовавшие своей жизнью ради священной цели Антропологические исследования суицидального терроризма сегодня показывают, что в основе этого вида терроризма лежат «священные ценности», которые превосходят по силе своего влияния экономические и другие материалистические стимулы (Atran, Axelrod, & Davis, 2007). Осорбенно важным компонентом среди этих ценностей является религиозная вера. Было показано, что большинство Палестинских суицидальных террористов не отличались от обычных жителей своего этноса по уровню образования, благосостоянию или умственному здоровью – однако «все были глубоко религиозны, веря что их действия санкционированы священными откровениями Ислама» (Atran, 2003, p. 1537) Было бы ошибкой сводить феномен суицидального терроризма только к религиозной вере, однако вера в магическое единство с водей Бога и великую награду, которая ждет мученика после смерти, несомненно делают решение совершить акт суицидального террора


Слайд 32

Использование энергии бессознательной ВВМ в индустрии развлечений Кака показал Эффект 6.3, дети и взрослые готовы значительно чаще пойти на умеренный риск для того, чтобы исследовать сверхъестественные события, чем для того чтобы исследовать равно необъяснимые и новые н естественные явления Этот эффект объясняет необычайный коммерческий успех таких шедевров индустврии развлечений как «Гарри Поттер» Роулингс, «Властелин Колец» Толкиена, и «Аватар» Камерона. В современном мире, многие рационально настроенные взрослые поддаются искушению магии когда дело идет о развлечениях. Это искушение, несомненно, черпает свою силу в энергии бессознательной ВВМ.


Слайд 33

Заключение Из руин старого взгляда на ВВМ возникает новая дисциплина: возрастно-когнитивная наука о магическом мышлении и магических верованиях у современных людей. Эта наука уже добилась первых успехов. Потенциально, эта дисциплина мжет объединить и объяснить феномены которые до сих пор исследовались отдельно друг от друга или оставались необъясненными, такие как магические и религиозные верования, непрямые техники внушения и убеждения, некоторые техники «промывания мозгов», психологические эффекты в области чувства отвращения и страха заражения, привлекательность психоделических наркотиков, суеверия и веру в паранормальные феномены, и многие другие явления, которые используют скрытую энергию магического сознания.


Слайд 34


×

HTML:





Ссылка: