'

"Как на масленой неделе..."

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

"Как на масленой неделе..."  


Слайд 1

Маслена, Масленая, Масленая неделя, Блинница, Блинщина, Блинная неделя, Блиноедка, Прожорная неделя, Объедуха, Широкая Масленица, Целовальница, Кривошейка, Боярыня-Масленица, Молочная неделя. Молочница, Масленка, Маслоед, Коляда масленая, Сырная неделя. Это все о ней - о Масленице.  


Слайд 2

Нестеренко Василий Игоревич "Масленица"  


Слайд 3

  Масленица – явление сложное и неоднозначное. Этот праздник восходит к весенним аграрным обрядам дохристианской жизни славян в период  весеннего равноденствия  -  рубежа, отделяющего зиму от весны. Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота (равноденствия), но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Она проходит в сыропустную неделю православного календаря и заканчивается Прощеным воскресеньем.  Для славян Масленица долгое время была  встречей нового года – тогда год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье.  


Слайд 4

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) "Зима. Масленичное гуляние"  


Слайд 5

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) "Масленица 1919 г."


Слайд 6

Ирина Паньковская "Масленица"


Слайд 7

Олег Авакимян "Масленица 1991 г."


Слайд 8

Весна, весна красная!  Приди, весна, с радостью, радостью,  С великою милостью:  Со льном высоким,   С корнем глубоким,   С хлебом обильным!   В русском же быту эта неделя стала самым ярким, наполненным радостью жизни праздником. Ни принятие христианства, ни изменение времени новогоднего отсчета не заставили Русь отказаться от любимого праздника - хлебосольного и разгульно-веселого, в котором словно отражалась русская натура, порой не знающая меры. Масленицу называли честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей. Говорили, что она «целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг ко дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась». В деревнях в праздновании принимали участие все жители независимо от возраста и социального положения. Неучастие в масленичном веселье осуждалось и могло повлечь за собой, по поверью, «жизнь в горькой беде». Исключение составляли только больные и немощные. К началу праздника дома все тщательно мыли и скоблили, подбеливали печи, украшали жилище своим рукоделием, готовили особые костюмы.


Слайд 9

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) "Масленица 1920 г."  


Слайд 10

Лидия Воскресенская. "Гуляния на Масленицу в Нижнем Новгороде". Доска, темпера Живописные работы Лидии Воскресенской в темперной технике выполнены с применением старинных технологий.


Слайд 11

Лидия Воскресенская "Масленица в Нижнем Новгороде"  


Слайд 12

 Апполинарий Михайлович Васнецов (1856–1933) "Всехсвятский каменный мост, Москва конца XVIIвека"


Слайд 13

Масленица - это праздник не только славян, но и народов Европы, которые когда-то исповедовали религию друидов. Славянская Масленица, французский или бельгийский Жирный вторник (Mardi-gras), английский Блинный день (Pancake day) - разные имена одного праздника,  прогоняющего зиму. Пожалуй, самое известное масленичное празднество в Европе - это знаменитый своими масками и костюмами 10-дневный Венецианский карнавал, продолжавшийся, как и положено всем масленичным праздникам, до первого дня католического Великого поста, который у католиков начинался в «Пепельную среду». В прежние времена в ночь на «Пепельную среду» сжигали в очаге или на костре все остатки скоромной пищи, чтобы они во время поста не вводили в соблазн - отсюда и название (от лат. carne vale, «прощай, мясо»).  


Слайд 14

Gian Domenico Tiepolo (1727–1804) "На карнавале в Венеции"  


Слайд 15

Wilhelm Wider (1818 - 1884) "Каранавал в Риме"


Слайд 16

Питер Брейгель Старший или “Мужицкий” (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) (около 1525/30–1569) "Битва Масленицы и Поста"  


Слайд 17

Памятна Масленица прежде всего блинами - круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.  


Слайд 18

Шаймарданов Игорь Дмитриевич (Россия, 1964) цикл "Псковская Масленица"  


Слайд 19

 Как на масленой неделе Из печи блины летели! С пылу, с жару, из печи, Все румяны, горячи! Масленица, угощай! Всем блиночков подавай. С пылу, с жару - разбирайте! Похвалить не забывайте.   Само название праздника говорит о том, что в это время ели очень много масленой пищи и в первую очередь «блинов масленых». «Блин добро не один»; «Без блина не Маслена, без пирогов не именины». Сегодня для приготовления блинов чаще всего используют пшеничную муку, тогда как настоящие русские блины делали из муки гречишной. Помимо гречневых, пекли пшенные, овсяные, манные, рисовые, картофельные блины. Очень распространены были в то время блины с припеком. В качестве припека (а не начинки!) использовались рубленые яйца, грибы, ливер, рыба.  


Слайд 20

Basile De Loose (1809 - 1895) Бельгия  


Слайд 21

Михайлов Григорий Карпович (1814-1867) "Кухарка" 1835 г.  


Слайд 22

Чалов М.Н. "Масленица"  


Слайд 23

Кроме блинов, на стол ставили оладьи, вафли разных форм, жаренное в масле тесто и любую выпечку. Золотистым жаром светились на столе мучные изделия. Тесно им было в помещении. Выносили столы на улицы и тут же пекли блины. Рядом шипели самовары, а возле них ставили холодный квас или горячий сбитень. Припасали к празднику и рыбу, и молочные продукты. Мяса не ели, так как примостилась Масленица на краю церковного поста и неделя называется «мясопустной» или «сыропустной».  


Слайд 24

Инна Широкова "Масленица"  


Слайд 25

Ирина Шурихина "Масленица"  


Слайд 26

А мы Зиму провожаем, Весну Краcную встречаем! Весну, солнышко встречаем, Всех блинами угощаем!  


Слайд 27

Т. Тарасова "Натюрморт с уральским подносом"  


Слайд 28

Краснова Нина "Масленица"


Слайд 29

Символ Солнца – златой блин! Съешь ещё, ещё один! Блинов наедайся, Солнцем наполняйся!    Масленицу в народе так любили, что придумали название для каждого из семи дней  - все они были строго расписаны, и эти правила соблюдались неукоснительно.  Понедельник - встреча Начало Узкой Масленицы. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших или клался на слуховое окошко для «душ родительских». В селах по берегам Онежского озера «блин, испеченный на Масленицу первым, убирали за икону, чтобы дожить до следующей Масленицы». В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое  носили или возили в санях по улицам.   


Слайд 30

С. Крылов "Масленица"


Слайд 31

Вторник - заигрыш Начинались уличные гулянья. Закрывали лица смешными масками, надевали костюмы. Изменялась внешность, и наступала как бы новая жизнь - веселая, радостная. В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Парни приглашали девушек прокатиться на санках, а детвора съезжала на лубяных и рогожных «катушках». Внизу их ждала ватага встречающих: летели снежки, опрокидывались санки, и со смехом все вместе падали в снег. Все имело определенный смысл: чем выше поднимется молодежь на горки, тем лучше уродятся хлеба, чем дальше сани прокатятся, тем длиннее льны вырастут, чем жарче веселье людей, тем скорее растаят снега.  


Слайд 32

Соломаткин Леонид Иванович "Масленица"  


Слайд 33

Федот Васильевич Сычков (1870-1958)  "Катание на масленицу" 1911 г.  


Слайд 34

Ольга Ларионова "Масленица"  


Слайд 35

Среда - лакомка В этот день зять приходил к теще на блины, которые она сама готовила, и для забавы зятьев созывали всех родных. В этот день теща демонстрировала расположение мужу своей дочери. А ведь раньше зятьев было по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался - была Масленица достаточно разорительным праздником для семей, богатых на дочерей. Недаром говорили: "Хоть с себя все заложи, а Масленицу проводи".  


Слайд 36

Ольга Киселева "Натюрморт сибирский" (триптих, правая часть)  


Слайд 37

 Четверг - разгул  (Разгуляй, Широкий разгул, Перелом, Широкий четверг, Разгульный четверток) С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь - звали «гостей со всех волостей». Выездные сани украшали коврами, раскладывали на них подушки в ярких наволочках. Кони вычищены, гривы расчесаны, сбруя сверкает медными бляшками, под дугой звенят колокольчики. Гости нарядные едут по родне от селения к селению, и в каждое — со своими песнями. Их ждут. Для хозяев — правило: «Что есть в печи, все на стол мечи». Столы застелены чистыми скатертями. Расставлены блюда с пирогами. Все накрыто вышитыми полотенцами. Вступают гости, начинается пир горой. «Благодарим за хлеб, за соль, за щи - спляшем, за кашу - песенку споем, а за кислое молоко выскочим высоко». Потом снова катание. На Масленицу пешему лучше не показываться, улицы городов и деревень отданы конным. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг - штурм и дальнейший захват снежного городка. Смысл широкого четверга, как и всей Масленицы - выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми.


Слайд 38

Алексей Смирнов "На Масленицу" 2009 г.  


Слайд 39

Александр Шевелев "Масленица"


Слайд 40

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) "Масленица" 1916 г.  


Слайд 41

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) "Масленица" 1919 г.


Слайд 42

 Неизвестный художник. "Санные гонки в Петровском парке" 1830-40-е гг.


Слайд 43

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) "Деревенская Масленица. Гармонист" 1916 г.  


Слайд 44

 Делабард Жерар "Вид ледяных гор во время сырныя недели" 1813 г.  


Слайд 45

Маковский Константин Егорович (1839-1915) «Народное гулянье во время Масленицы" 1869 г.  


Слайд 46

Нагорнов Владислав Анатольевич "Ярмарка на масленичной неделе" 1999 г.


Слайд 47

Пятница - тещины вечерки. Хотя тещины блинки вкусны да сладки, Но в пятницу тещ угощают зятьки. Настало время тещу уважить, и зятья приглашали их к себе в гости! В пятницу, на тещины вечерки, зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Приглашения бывали разные: почетные - когда теща со всей своей родней приглашалась к праздничному обеду, или простые - на ужин. На «тещины вечерки» существовала традиция, неуважение к которой одной из сторон могло послужить поводом к вражде между зятем и тещей: для зятевых блинов теща обязана была прислать с вечера сковороду, половник и прочую утварь, а тесть -коровье масло и гречневую крупу.  


Слайд 48

 Анна Черкашина "Масленица" 2002 г.  


Слайд 49

 Суббота -  золовкины посиделки Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Как правило, это был девичник. Невестка одаривала золовок.  


Слайд 50

Мырочкина Александра "Масленица" 1998 г.


Слайд 51

Масленичные развлечения. Кулачный бой – праздничное развлечение парней и молодых мужчин. Кулачные бои устраивались зимой, при этом предпочитали все-таки Масленицу, разгульный характер которой давал возможность мужской части деревни показать перед всеми свою удаль и молодечество. Команды составлялись по признаку социальной или территориальной общности участников. Друг с другом могли биться две деревни, жители противоположных концов одного большого села, «монастырские» крестьяне с помещичьими и т. д. Кулачные бои готовились заранее: команды сообща выбирали место для битвы, договаривались о правилах игры и количестве участников, выбирали атаманов. Кроме того, была необходима моральная и физическая подготовка бойцов. Мужики и парни парились в банях, старались больше есть мяса (на Масленицу, естественно, другую белковую пищу) и хлеба, которые, по поверью, придавали силу и смелость.


Слайд 52

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1915) "Кулачный бой на Москва-реке" 1897 г.  


Слайд 53

Апполинарий Михайлович Васнецов (1856–1933) "Старая Москва. Разъезд после кулачного боя" 1900-е гг.  


Слайд 54

Дмитрий Холин "Кулачный бой"


Слайд 55

Взятие снежного городка - военно-спортивная игра, получившая распространение во время масленичной недели в казачьих поселениях Сибири, Урала и Красноярского края, а так же в Симбирской, Пензенской и Тульской губерниях. Традиция строительства крепостей или городков из утрамбованного снега известна с начала ХVIII в. Первоначально это было развлечение служилого населения, но позже их примеру стали следовать и сельские жители. Городки возводили на открытых и доступных местах - льду рек и озер, на площадях в крупных селах и городах. В этом процессе принимали непосредственное участие как простые жители - преимущественно молодые мужчины и парни, - так и городские власти.   


Слайд 56

Василий Иванович Суриков (1848-1916) "Взятие снежного городка" 1891 г.  


Слайд 57

На территории остальных губерний России под ,,взятием городка" подразумевалась совершенно иная спортивная забава. Она состояла в доставании призов с вертикально вкопанных в землю столбов. Местом для подобных развлечений служили площадь села или ярмарки. Иногда вместо столбов вкапывали довольно тонкие прогибающиеся жерди, что, однако, нисколько не умеряло пыла желающих соревноваться в силе и ловкости парней и мужиков. Привлекательные для крестьян призы - отрезы материи на порты или рубаху, сапоги, бутылку с вином (предпочтения в разных местностях иногда существенно отличались) укрепляли на вершине такого сооружения.   


Слайд 58

В. М. Сыров "Масленица в Здемирове"  


Слайд 59

Одним из любимых масленичных развлечений (особенно в городе) было «гулянье под горами». И это не случайно, ведь главной масленичной забавой считалось катание с ледяных гор. Именно громадные горы (высотой до 12-14 метров), которые специально для этого строились, становились центрами гуляний, а уже вокруг них возникали ярмарки, ставились качели, карусели и балаганы, проводились различные увеселения. Горы строились во всех городах и крупных селах, для этого иногда отпускались деньги из казны, но чаще их возведение оплачивали купцы и балаганщики или же жители в складчину. Как правило, горы строили парно, друг против друга, так, чтобы скаты с них шли параллельно. Зачастую эти внушительные сооружения венчались башенками или беседками над площадками, с которых начинался спуск. А длина залитого спуска могла составлять 100-140 метров - было где разогнаться! Кстати, пьяных на горы не пускали. Пить не возбранялось, но только на земле, а выпить россияне всегда любили.


Слайд 60

"Адмиралтейская площадь во время Масленицы". Литография Ж. Жакотте и Обрэна с оригинала И. И. Шарлеманя. 1850-е гг.  


Слайд 61

Карл Беггров (1799-1875) « Горы на Царицыном лугу» (литография по рисунку К.Ф.Сабата, С.П.Шифляра).


Слайд 62

К. П. Беггров "Ледяные горы в Санкт-Петербурге на Масленице"  


Слайд 63

"Санкт-Петербург. Увеселительные горки и качели" - гравюра XIX века.  


Слайд 64

Центром праздничной масленичной площади были балаганы - лицо гулянья. По количеству, убранству балаганов, по именам их владельцев судили о значимости и размахе. Слово "балаган" первоначально обозначало легкую верхнюю пристройку к дому. В начале XIX столетия оно имело значение "временная, разборная торговая постройка". Применительно к театрализованным зрелищам это слово начало употребляться только со второй половины XIX века. На сценах легких временных театров выступали профессиональные актеры, любители из числа мелких чиновников, мастеровых, ремесленников, а так же цирковые артисты. 


Слайд 65

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) "Балаган"  


Слайд 66

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) "Масленица" 1919 г.


Слайд 67

Ну, а какая Масленица без Петрушечной комедии?! Случалось, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию не один раз в день.  


Слайд 68

Кириллов Владимир "Масленица" 2007 г.


Слайд 69

Судейкин Сергей Юрьевич (1882-1946) "Масленичный Петрушка"  


Слайд 70

Катание на санях – зимнее развлечение, характерное для святок, масленицы, престольных праздников.  Особенно яркими были катания на Масленицу. Они назывались «съездки», так как в них принимали участие жители всех окрестных деревень. К праздничному катанию тщательно готовились:  лошадей мыли, расчесывали им хвосты и гривы; столь же внимательно относились к упряжи; приводили в порядок сани. Молодежь обычно каталась с утра, молодожены могли выезжать в любое время по своему желанию, а семейные пары - особенно «большаки, кондовые и богатые крестьяне» - ближе к вечеру.  


Слайд 71

Грузинский Петр Николаевич "Масленица" 1889 г.  


Слайд 72

На масленой неделе парни и девушки водили хороводы. Как свидетельствовал очевидец, «мороз не мороз, а хоровод водится, поются песни до вечера. В хорошую погоду игра продолжается иногда до полночи. Хоровод расходится или, вернее, разбегается с криком, с шумом. В это время парни ловят из девок, кого им нужно, и „стоят" -  то есть ведут разговор где-нибудь в углу, под навесом, наедине, вообще делают все что им нужно. Часто во время этих „стояний" молодые люди сосватываются. Случаются и драки: двое, например, ухаживают за одной и столкнутся, а иногда отцы не позволяют девушкам „стоять" и преследуют назойливых парней».  


Слайд 73

Шаймарданов Игорь Дмитриевич (Россия, 1964) цикл "Псковская Масленица"


Слайд 74

Воскресенье – проводы   (Целовальник, Прощеный день, Прощеное воскресенье). Хороший существовал обычай: вместе с уходящей зимой отпускать все обиды, накопившиеся за год. Очистить душу, простить всех и получить прощение для себя. В каждом доме утро начиналось с того, что дети просили прощения у родителей, младшие - у старших. В знак полного примирения целовались. Потом шли в другие дома, к родным и знакомым, там повторяли обряд. Даже случайные встречные могли обратиться за прощением и получить отклик сердечной доброты. Россияне становились в этот день как бы одной большой семьей.   


Слайд 75

"Масленица. Прощеный день в крестьянской семье". Сцена из крестьянского быта второй половины XIX века. Гравюра К. Крыжановского по рисунку Н.И.Соколова.  


Слайд 76

Сизоненко Олег (Россия, 1959) "Прощеное воскресенье" 2009 г.


Слайд 77

В воскресенье проходил обряд, завершавший масленичное гулянье - сожжение чучела  Зимы или ее символические похороны. Чучело это в весенних обрядах славян называлось Мареной (Мореной, Марой), по имени богини, связанной с ритуалом умирания и воскресения природы. Проводы Масленицы, ее сожжение или символические похороны - обрядовое действие, проходившее повсеместно. Символ праздника участники масленичного поезда привозили или приносили после объезда или обхода деревни на самое высокое место в селе или же за селом. При этом все сопровождавшие громко пели, смеялись и кричали. Масленичный поезд насчитывал в иных местах несколько сот лошадей. Участники процессии (ватага) часто наряжались в маски, в соломенные колпаки и кафтаны, которые позднее так же бросали в костер. Масленица в этом поезде могла иметь различные воплощения: соломенной или деревянной куклы, снопа с нарисованным лицом, надетого на жердь, сосновой или еловой ветки, украшенной лентами, платками и бубенцами. В сожжении масленичной куклы принимало обязательное участие все население села или деревни, но главным исполнителем ритуала являлась молодежь.  


Слайд 78

Анна Виноградова "Масленица"  


Слайд 79

Анна Виноградова "Масленица"  


Слайд 80

Семен Кожин (1979 г. Россия) "Масленица. Проводы зимы. Россия ХVII век"   


Слайд 81

Страна наша огромна, и потому видоизменений обряда существовало множество. В одних местностях он бытовал в форме сожжения масленичного чучела, в других - в виде проводов-похорон. В тех местах, где не делали чучела Масленицы, обряд проводов зимы состоял в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или же, например, у реки.  Дрова, солому, обмолоченные снопы, старые смоляные бочки, корзины для костра собирали всем миром. Костер старались сделать огромным и ярким, чтобы свет был виден во всех окрестных деревнях. Бывало, что зажигали в костре колесо, которое являлось символом солнца и связывалось с приближающейся весной - его чаще всего надевали на жердь и устанавливали посреди костра. В южных губерниях чучело разрывали на части и разбрасывали их по ржаному полю, что по поверьям должно было принести хороший урожай. В знак расставания с Масленицей во многих местах с возвышенного места или берега реки скатывали горящее тележное колесо, разбрасывавшее вокруг себя снопы искр. Но везде обряд имел глубокий смысл: провожая Масленицу, люди изгоняли злое и враждебное человеку и природе - зиму и смерть, а сожжение мусора, ненужного хлама вместе с чучелом - знак освобождения себя от всего старого, дряхлого, обветшавшего, в ожидании нового, молодого, светлого, лучшего.  


Слайд 82

Апполинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) "Сжигание чучела Масленицы"  


Слайд 83

Брусилов Александр "Масленица"  1999 г.  


Слайд 84

Е. Штыров «Масленица"


Слайд 85

 Приди к нам, весна,  Со радостью!  Со великою к нам  Со милостью!  Со рожью зернистою,  Со пшеничкой золотистою,  С овсом кучерявыим,  С ячменем усатыим,  Со просом, со гречею,  С калиной-малиною,  С грушами, с яблочками, Со всякой садовинкой,  С цветами лазоревыми,  С травушкой-муравушкой. Всех с праздником!


×

HTML:





Ссылка: