'

Русская религиозная философия XIX-ХХ вв.

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Русская религиозная философия XIX-ХХ вв. Горбатов В.В.


Слайд 1

Содержание Общая характеристика Славянофилы и западники В.С.Соловьев П.А.Флоренский С.Н.Булгаков В.В.Розанов Н.А.Бердяев


Слайд 2

Общая характеристика Религиозный антропологизм Морально-нравственная проблематика Преобладание «софийного» начала над «логическим» Критическое осмысление западных культурных ценностей (рационализма, либерализма, индивидуализма и пр.) Поиск «русской идеи» Синтетичность


Слайд 3

Славянофилы А.Хомяков, И. Киреевский К.Аксаков, Ю. Самарин и др. Россия не «отсталая», она «иная» Самобытность, мессианство, панславизм Отличительные черты русской культуры: Православие Соборность Духовная цельность Близость к земле


Слайд 4

«Россия и Европа» Н.Я.Дани-левский: западная культура завершила круг своего развития и клонится к упадку


Слайд 5

Западники П.Чаадаев, В.Белинский, А.Герцен, Н.Огарев К.Кавелин и др. «Догадал же меня чорт родиться в России с умом и талантом» (А.С.Пушкин) У России (до Петра) не было истории, она может дать миру только отрицательный урок: – Лень – Невежество – Произвол – Безответственность Россия должна многому научиться у Европы: разумности, терпимости, целеустремленности Любить Россию – значит желать ей прогресса, ориентировать ее на общечелвеч. ценности


Слайд 6

В.С.Соловьев (1853-1900) Сын историка С.М.Соловьева Учился на физ.-мат. факультете Московского Университета Пережил религиозный кризис, выбросил все иконы в сад Побывал в Англии, затем в Египте, имел мистические видения Писал эзотерические стихи Никогда не был женат


Слайд 7

Метафизика «всеединства» Бог есть совершенное троичное единство: Благо-Истина-Красота БЛАГО есть единство желаемое ИСТИНА – единство объективно представляемое, т.е. идеальное КРАСОТА – единство проявленное, т.е. реальное «Абсолют осуществляет благо через истину в красоте»


Слайд 8

Софиология София – пассивно-мистическое, вечно женственное проявление Бога душа мира божественная премудрость тело Христово церковь невеста Божественного Логоса София – не отвлеченно-рассудочное, а конкретно-идеальное начало мира


Слайд 9

София София есть «любовь Любви к любви» Любовь Творца София Любовь Твари


Слайд 10

Н.Рерих «София-Премудрость»


Слайд 11

«Цельное знание»: теософия Синтез философии, науки и религии Эмпиризм занимается лишь внеш-ними предметами, рационализм – отвлеченными истинами «Они имеют значение только на основе третьего фактора – религиозного принципа»


Слайд 12

«Бог в человеке»: теургия Богочеловек есть единение Логоса и Софии, божественного единства и единства сотворенного Он и индивидуум, и универсальное существо, охватывающее все человечество посредством Бога Смысл истории – становление Бого-человечества, единение людей разных наций и религий друг с другом и с Богом


Слайд 13

Соборность «Общество есть дополненная, или расширенная личность, а личность – сжатое, или сосредоточенное общество» «Степень подчинения лица обществу должна соответствовать степени подчинения самого общества нравственному добру, без чего общественная среда никаких прав на человека не имеет» Соборность – это органическое единство, в котором свобода каждого не ограничивает, а дополняет свободу других


Слайд 14

«Всечеловечество»: теократия Развитием общества управляют три силы: центростремительная, центробежная и примиряющая Отличительная особенность русской души – «всечеловечность» Россия способна соединить Восток (цивилизацию бесчеловечного бога) и Запад (цивилизацию безбожного человека), став родиной богочеловечества Под духовной властью Римского Папы и государственной властью Российского императора


Слайд 15

П.А.Флоренский (1882-1937) Учился в университете на мат. и физ. факультетах, затем в дух. академии В 1906 арестован за пропо-ведь «Вопль крови» (по поводу казни л-та Шмидта) В 1911 г. принял сан священника После революции работал инженером-электриком В 1933 арестован В 1837 расстрелян на Соловках


Слайд 16

«Столп и утверждение истины» В отвлеченном познании Истина разбита на множество «осколочных» истин, каждая из которых неполна и однобока Не надо умножать «истины», надо искать Истину «Я не знаю, есть ли Истина, но я всем нутром ощущаю, что не могу без нее»


Слайд 17

Антиномичность рассудка Рассудок полон неразрешимых противоречий, которые не упраздняются, а лишь углубляются в процессе логических рассуждений (закон возрастания энтропии) Причина этого – расколотость бытия, познания, а также бытия и познания Истоком этого Хаоса является гордыня, «самоупор человеческого "знаю"», а противостоят ему Логос и любовь Мученичество и подвиг веры: «Верю вопреки стонам рассудка»


Слайд 18

Быть «в себе» или быть в Боге? Греховное бытие, отпавшее от Бога, ищет свою опору в самодостаточности, самотождественности Место абстрактной тавтологии «Я = Я» должен занять живое противоречие «Я есть не только Я» – знак вручения своей судьбы в руки Бога «Религия есть бытие нас в Боге и Бога в нас»


Слайд 19

«Философия имени» Божественное начало в мире раскрыватся не через понятия и категории, а через символы Символ – это «бытие, которое больше самого себя», единство означаемого и означающего Имя – материализация духовного начала, «сгусток бытия», «мистический корень, которым человек связан с иными мирами» В вещи живет имя; вещь творится именем Имена многослойны, как и само бытие


Слайд 20

София: 4-я испостась Бога «Ангел-Хранитель твари, ее душа и совесть»: Мироздание Человечество Церковь Святые Богородица Она – «заступница за Тварь перед Словом Божиим»


Слайд 21

С.Н.Булгаков (1871-1944) Родился в Орловской губ. в семье священника Учился, а затем преподавал в Московском университете Увлекался марксизмом, но перешел к идеализму В 1918 г. принял сан священника В 1922 г. выслан из России на «философском пароходе» Жил в Праге, затем в Париже Умер от рака горла


Слайд 22

От марксизма к идеализму «Христианство пробуждает личность, (...) индивидуализирует человека, указывая для него путь и цель роста; социализм его обезличивает, поскольку он обращается не к душе индивидуальности, но к ее социальной коже, сводя наличное содержание личности всецело к социальным рефлексам» Марксизм есть по сути религия, Бог которой – бесконеный прогрес производительных сил


Слайд 23

Критика теории прогресса Смысл истории в том, чтобы «унавозить собой будущую гармонию»? Бесконечный прогресс есть торжество смерти, а не жизни Жизнь каждого отдельного человека растворяется в череде бессмысленно сменяющих друг друга поколений Суть общественного развития – не бесконечное умножение материальных благ, но просветление самого материаль-ного мира и воссоединение его с Богом


Слайд 24

«Философия хозяйства» История – мучительная попытка человека упорядочить свое земное бытие, приводящая ко все большему хаосу Однако «мир не может совсем не удасться – не может совсем разложиться», ведь историей правит София Не отказ от мирского труда спасет человечество, а напротив, мудрое хозяйствование и преображение мира


Слайд 25

«Христианство и социализм» Три вида социализма: Либерально-гуманистический (мещанство) – сплошной прагматизм (средства без цели) Атеистический (марксизм) – есть идейность, но нет места для личности (цель оправдывает средства) Христианский – основан на братской любви и милосердии (цель и средства дополняют друг друга) Цель христ. социализма – создание земных условий для восхождения человека к Богу, средство – грамотная экономика


Слайд 26

В.В.Розанов (1856-1919) Родился в Костромской губ. в семье колл. секретаря Ранняя смерть родителей В гимназии – нигилист и атеист Учась в Моск. Ун-те, обратился к религии и патриархальному ультраконсерватизму Женился на бывшей подруге Достоевского, но та его бросила Вторая жена – очень преданная, хотя венчание было тайным Умер в голоде и нищете («Апокалипсис нашего времени»)


Слайд 27

«Философия русского обывателя» Бессистемность, лирика, публицистика: сборники «Опавшие листья», «Уединенное» Отсутствие четкой общественно-политической позиции: «Я, несмотря на весь свой консерватизм, люблю даже революцию – т. е. читать о ней. Все-таки картина...» Крайне субъективный, откровенный, доходящий до предельной интимности способ изложения Психологизм (преклонение перед Достоевским) Герменевтичность (первая книга – «О понимании») Физиологизм, обывательство, эстетика «домашнего очага»


Слайд 28

Пол, семья, брак «Я давно про себя решил, что «домашний очаг», «свой дом», «своя семья» есть единственно святое место на земле, единственно чистое, безгрешное место: выше Церкви, где была инквизиция, выше храмов – ибо и в храмах проливалась кровь» Половая любовь, при всей своей физиологичности, несет в себе правду бытия Пол в человеке – не функция, не орган, но всеобъемлющий принцип жизни Смерть есть феномен потери пола, кастрация мира Брак же – побеждает смерть не иносказательно, а самим фактом


Слайд 29

Критика христианской цивилизации Семья – живое и чистое, цивилизация – мертвое и грязное Святость и неколебимость семьи в Ветхом Завете и иудаизме, благословение жизни и любви в язычестве, «Домострой» «Сущность христианства определилась как поклонение смерти, как трепет и ужас, а вместе и тайное влечение к Смерти-Богу» Христианство разрушило сущностную связь человека с Богом, поставив на место жизни – смерть, на место семьи – аскезу, на место реальности – слова Культ Слова породил потоки слов, рынок слов, человека «придавило шкафом» с книгами


Слайд 30

Культ слова Христианство разрушило сущностную связь человека с Богом, поставив на место жиз-ни – смерть, на место семьи – аскезу, на место реальности – слова Культ Слова породил потоки слов, рынок слов, человека «придавило шкафом» с книгами


Слайд 31

Н.А.Бердяев (1874-1948) Родился в Киевской губ., учился в университете В 1898 арестован как социалист Увлекался марксизмом, потом метафизикой Соловьева и романами Достоевского Перешел на позиции религиозного экзистенциализма В 1922 г. выслан из России Жил в Берлине, Париже Основал журнал «Путь»


Слайд 32

«Смысл истории» История – это драма любви и свободы, развертывающаяся между Богом и Ео другим Я, которое он любит и для которого он жаждет взаимной любви «В истории действуют три силы – Бог, рок и свобода человека» Три вида свободы: Иррациональная (воля к ничто) Рациональная (воля к бытию) Творческая (воля к созиданию)


Слайд 33

Свобода Свобода не создается Богом, она уже коренится в божественном Ничто (Ungrund) Действия человека абсолютно свободны, неподвластны Богу, который не может даже их предвидеть Бог лишь помогает человеку в том, чтобы его воля становилась добром Даже присутствие Бога не разрешает духовную проблему человека: тайну смерти, вечности, любви, познания и творчества


Слайд 34

Человек и Бог Человек – существо неспокойное, больное, раздвоенное, отчужденное – но именно потому способное творить «Человек должен определять себя прежде всего в отношении к бытию, его превышающему, в отношении к Богу» Христианство открыло, что «Подлинная человечность есть богоподобное в человеке. Человечен не человек, а Бог»


Слайд 35

«Философия творчества» «Именно в творчестве человек наиболее подобен Творцу» «В творческом акте человек выходит из себя, перестает быть поглощенным собой и терзать себя» Но если человек творит без любви и без боли, то каким бы активным он ни казался, его действия уже скованы В процессе такого творчества живой акт свободы объективируется, т.е. превращается в мертвый продукт


Слайд 36

«Ложные центры» человеческого бытия Социализм Гуманизм Рационализм Теория прогресса Культ техники Коллективизм Либерализм Атеизм Дегуманизация Обезличивание Отчуждение Одиночество


Слайд 37

Русская идея «Русская идея есть идея коммюнотарности и братства» России Богом предназначено стать великим целостным единством Востока и Запада, но по своему действительному положению она представляет собой неудачную смесь Востока и Запада, дионисийского и аскетического начал Антиномии русской души: Любит свободу, а просит сильной власти Любит мир и покой, а начинает смуту Стремится к счастью, а ожидает апокалипсиса Готова всех заключить в свои объятия, а практикует националистические погромы


×

HTML:





Ссылка: