'

Социокультурная природа образования, его общечеловеческий и конкретно-исторический характер Смыслы понятия «образование» и основные определения. 2. Социокультурная природа образования. 3. Основные направления в философии образования. 4. Конкретно-исторический характер образовательных систем. 5. Образование как преодоление отчуждения.

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Социокультурная природа образования, его общечеловеческий и конкретно-исторический характер Смыслы понятия «образование» и основные определения. 2. Социокультурная природа образования. 3. Основные направления в философии образования. 4. Конкретно-исторический характер образовательных систем. 5. Образование как преодоление отчуждения.


Слайд 1

http://borisovsv.webnode.com


Слайд 2


Слайд 3

Гессен … каждой философской дисциплине соответствует особый отдел педагогики в виде как бы прикладной ее части. … борьба различных педагогических течений между собою есть только отражение более глубоких философских противоречий. … изложить философские основы педагогики – значит … вскрыть заложенный в них философский смысл. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ онтология образования логика и методология образования феноменология образования аксиология образования этика образования


Слайд 4

Наторп Глубокий синтез знаний о человеке как субъекте образования способствует развитию подлинного «философского педагогического мышления», способности увидеть специфически человеческое в каждом ученике, в многообразных формах отношений к миру, в развитии способности оценивать уникальность сознания и личности в целом. … в концепциях многих известных педагогов педагогика и философия остаются одна возле другой, никак не дополняя друг друга.


Слайд 5

Философия образования – это ответ на кризис образования, кризис традиционных научных форм его осмысления и интеллектуального обеспечения, исчерпанность основной педагогической парадигмы. Объективный вектор формирования образовательной парадигмы задается современным историческим контекстом, суть которого в переходе от техногенной к антропогенной цивилизации, иными словами – к информационному (постиндустриальному) обществу.


Слайд 6

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Контекстуальное (смысл понятия выясняется благодаря его неоднократному употреблению вместе с другими, известными словами и выражениями) Образование – это достояние личности; это процесс обретения личностью своего достояния; это социальный институт, существующий для того, чтобы помогать всем гражданам обрести такое достояние. Классическое (указывает, к какому роду принадлежит объект, и дает видовое отличие) Образование как достояние личности является подсистемой индивидуальной культуры личности. Операциональное (предлагает измерительные процедуры, посредством которых можно найти значение измеряемой величины) Например, определение образования в Законе РФ «Об образовании».


Слайд 7

«Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.


Слайд 8

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем ФЗ Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.


Слайд 9

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правовое регулирование отношений в сфере образования 1) признание приоритетности образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; 4) единство образовательного пространства на территории РФ, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства; 5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования РФ с системой образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе; 6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;


Слайд 10

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; 8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития и интересам человека; 9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим ФЗ, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций; 10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями; 11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования; 12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.


Слайд 11

Образование предполагает преднамеренную передачу действительно ценного знания нравственно приемлемыми способами. Быть образованным – значит: 1) владеть неким целостным объемом знаний и представлений; 2) быть преобразованным этими знаниями и представлениями; 3) предпочитать определенные стандарты или нормы, неявно заложенные в освоенных им способах понимания мира; 4) иметь собственную познавательную позицию. Образование – это то, что остается, когда все выученное забывается. Макс фон Лауэ


Слайд 12

Объектом исследования философии образования является становление и развитие индивидуальной культуры в поле культуры сообщества. Любое взаимодействие потенциально образовательно, но на деле по-настоящему оказывают влияние только те из них, которые становятся значимыми для личности. Посредством общения с очень многими текстами, а стало быть, с людьми, их породившими или перетолковавшими, человек формирует индивидуальную культуру. «Эти стремительные взмахи рук, которыми человек отвечает на свое бедствие, и есть культура – плавательное движение. Только в таком смысле культура отвечает своему назначению – и человек спасается из своей бездны… Необходимо, чтобы все привычные средства спасения вышли из строя, и человек понял: ухватиться не за что. Лишь тогда руки снова придут в движение, спасая его». Ортега-и-Гассет


Слайд 13

Смысл любого высказывания опосредован всем контекстом культуры: сам язык неявно выражает то понимание мира (тоже во многом неявное), которое в ней содержится. Освоение строя родного языка совершается бессознательно. Бессознательно усваиваемая структура родного языка определяет способ восприятия мира и познавательный стиль. Гипотеза лингвистической относительности Сепира – Уорфа, утверждает, что различия во взглядах на реальный мир, существующие у разных народов, определяются разницей в структуре языков. Спонтанная составляющая всегда присутствует в образовании, поскольку всегда есть личный интерес и случайности жизни. Сепир Уорф


Слайд 14

Появление в истории системы образования связано с необходимостью сохранения культуры. Зарождение образовательных учреждений было связано с необходимостью организации встречи активных носителей культуры с теми, кто призван был ее унаследовать.


Слайд 15

Оригинальные тексты уходят из школьной жизни, их место занимают всякого рода толкования, комментарии, интерпретации. Дифференциация наук стимулировала предметность в преподавании, что со временем нашло свое отражение в системе педагогического образования.


Слайд 16

Образование – это особая сфера социокультурной практики, обеспечивающей передачу (трансляцию) культуры от поколения к поколению и выступающей как компонент становления личности. Это не только деятельность, направленная на достижение различных прагматических целей, т.е. развитие интеллекта, но и способность свободно выбирать такие нравственные цели, которые по необходимости одобряются всеми и могут быть в то же время целями каждого. Свобода есть субстанция духа, а дух есть результат развития логического понятия – спекулятивного единства субъективного и объективного – высшей формы человеческого знания. Достижение этой точки есть цели и завершенность всякого образования. Кант Гегель


Слайд 17

Человек разрывает с непосредственным и природным. «Взятый с этой стороны, он не бывает от природы тем, чем он должен быть», и поэтому он нуждается в образовании. Общая сущность человеческого образования состоит в том, что человек делает себя во всех отношениях духовным существом. Образование как подъем ко всеобщему является тем самым задачей человека. Эта задача требует пожертвовать ради общего особенным.


Слайд 18

Образовывать – значит, прежде всего, выставлять образец и устанавливать предписание или формировать уже имеющиеся задатки… Но это условие должно иметь своей основой веру в непререкаемое могущество неколебимого разума и его основоположений. Выступая способом человеческого существования, образование, с одной стороны, способствует утверждению субъективности, а с другой – обеспечивает возможность достижения согласия и солидарности с другими людьми. Гадамер Хайдеггер


Слайд 19

Просвещение с самого начала было обременено роковым для него стремлением к господству – к господству над природой и господству над другими людьми. Эти два типа господства взаимосвязаны, и именно они, поставив себе на службу разум, превратили его в неразумие, а свободу – в порабощение. …анимизм одушевлял предметы, индустриализм опредмечивает души… «Диалектика Просвещения» (1947) Хоркхаймер Адорно


Слайд 20

Фуко «методологической» предпосылкой гуманитарных наук было ни что иное, как прямое карательное воздействие на тело (природу) – практики инквизиции, и технологически опосредованный контроль за телом (природой) – пенитенциарные практики. «Надзирать и наказывать» (1975)


Слайд 21


Слайд 22

Образование, понятое во всей полноте его форм и смыслов, реализуется как бесконечный процесс соотнесения теоретического и практического. Мендельсон Кант «Что такое Просвещение?» Свидетельство недостатка Просвещения – это лишь частное применение разума (ограниченное профессией или должностными обязанностями). Истинное же Просвещение – это общественное (публичное) применение разума, вследствие чего происходящее может стать предметом критического переосмысления.


Слайд 23

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: Н. Винер М. Кастельс 1) Цифровые технологии; 2) Электронная микроинженерия; 3) Новые коммуникационные технологии. + Достижения в области бионаук и медицины (молекулярной биологии, генетике, биомедицине и т.д.)


Слайд 24

Строя свои отношения с информацией на новых принципах, человек информационного общества выходит на новый уровень эволюции, когда физическое и интеллектуальное развитие разделяются в пространстве-времени и перестают быть связанными между собой.


Слайд 25

С новыми информационными технологиями индивид сталкивается в самом раннем детстве, когда, еще не умея ходить, он воспринимает информационные потоки телевидения, радио, телефонов, компьютеров и т.д. ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА Для «экранного» мышления характерно сращение логического и образного, понятийного и чувственно-наглядного. «Экранная страница» – это то, что подвижно, многозначно, управляемо. Постоянно включенный диалог с экраном.


Слайд 26

Постфигуративная культура: дети учатся у своих предшественников. В такой культуре каждое изменение протекает настолько медленно и незаметно, что прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколения; прожитое ими – это схема будущего для их детей. Маргарет Мид Кофигуративная культура: и дети, и взрослые учатся у сверстников. Появление нового признается полезным и становится узаконенным, разрабатываются специальные процедуры внедрения новшеств. Префигуративная культура: взрослые учатся у своих детей. Ускорение развития приводит к тому, что на протяжении жизни одного поколения появляются новые технологии, которые взрослые вынуждены перенимать у своих детей, если хотят не отстать от жизни.


Слайд 27

Новое отношение к знанию имеет форму отношения производителей и потребителей товаров, т.е. стоимостную форму.


Слайд 28

Цель образования осталась прежней (подготовить к будущей профессиональной деятельности ), но задачи и средства изменились.


Слайд 29

Если совокупность всего материального называется в философии материей, то совокупность всего идеального называется, как правило, сознанием. Философский идеализм говорит о том, что человеческое сознание – это маленькая часть мирового сознания. Этот термин обозначает некое духовное, разумное начало, находящееся вне человека и не зависящее от него. Это мировое сознание можно назвать божественным, т.е. сознанием Бога, его также можно назвать мировым разумом или абсолютной идеей. Все материальное – это проявление, воплощение или инобытие (иная форма существования) идеального. Познание мира, представляющее собой бесконечное сознание, вполне возможно, ведь в нас представлена его частица, с помощью которой мы можем приобщиться к нему. Платон Гегель


Слайд 30

Идеализм в образовании Цель жизни и обучения – преобразовать обычного человека в человека идеального. И этот идеал достигается деятельностью Всеобщего разума. Согласно идеализму разум существует независимо от окружающей среды, но среда стимулирует его деятельность. Разум подчиняется своим собственным законам, живет собственной жизнью. Мозг – инструмент разума, его слуга, но не хозяин. Объяснить деятельность разума можно не с помощью психологических или материальных законов, а с помощью анализа его творений. Педагог пытается побудить, стимулировать деятельность разума ученика посредством собственной личности. Задача учителя состоит в том, чтобы «дать старт поезду разума». Чувства долга и ответственности, не создаются в человеке, а пробуждаются в нем. Для человека нравственность – это выбор, который подразумевает свободу.


Слайд 31

…понятия поясняются на основе представления об их возможных следствиях. …истина – это кредитный билет, который имеет силу только в определенных условиях. …познание есть инструмент успешной деятельности. Пирс Джеймс Дьюи


Слайд 32

Прагматизм в образовании Человек познает не внешний мир, а закономерности его развития. Процесс познания ограничен личным опытом индивидуума. Личный опыт ребенка составляет основу учебного процесса в школе. Посредством опыта происходит постоянная реконструкция мира во внутренней активности и реакциях, которые базируются на выборе. Выбор же диктуется определенными потребностями человека. В глубинах Я таится источник творчества, уникальность индивидуума. Внутреннее Я должно свободно выявляться. Познание – это формирование своего собственного взгляда на мир. Поскольку учение – это сугубо индивидуальный процесс, идущий в глубинах Я, то и содержание учебного материала должно определяться учеником. Поэтому в школе не должно быть деления обучения на предметы. Такое деление мешает интеграции теории и практики. Для каждого года обучения выбирается интегральная тема.


Слайд 33

Религиозная философия в образовании Маритен Постоянное и неизменное записано в тех великих книгах, которые сопровождают людей с древних времен. Их изучение – первая задача учебных заведений. Не отрицая пользу научных данных о человеке и мире, образование не может целиком на них основываться. Наука не отвечает на вопросы: что такое человек, какова его сущность и ценности. Школа слишком рациональна без духовности, а обыденная жизнь – слишком иррациональна без веры и разума. Необходим синтез веры и разума, дающий чистый духовный мир. Именно в нем следует искать источник знания, любви, жизни и свободы. Область воспитания – это «естественная мораль», которая удовлетворила бы как верующих, так и не верующих. Это моральный опыт человечества, вечные ценности, получившие отражение в работах величайших поэтов, писателей, философов.


Слайд 34

Человек потому и не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Человек – это, прежде всего, проект, который переживается субъективно. Сартр


Слайд 35

Иммануил Кант – создал трансцендентальный идеализм, написал книгу «Критика чистого разума» Студентка – прочитала русский перевод книги Канта, кое-что поняла, а большую часть – нет Но можем ли мы считать (в экзистенциальном смысле), что Кант – великий философ, а она – нет?


Слайд 36

Экзистенциализм в образовании Личность растворяется в толпе. Толпа стирает, размывает Я личности, навязывает чуждые ей стандарты и ценности. Чтобы обрести свободу, личность должна иметь свой ориентир и большой духовный потенциал. Ощущение «пограничности» существования освободит личность, даст ей возможность осознать значимость жизненного выбора. Если мы ищем истину, то мы должны обратиться к нашим собственным чувствам, нашей собственной ситуации, нашей собственной душе. Истина – это то, что уникально в конкретном существовании каждого человека. Учитель призван снабжать детей разнообразными ситуациями и создавать условия выбора. Особое внимание уделяется совершенствованию коммуникации между учащимися. Учитель должен так усовершенствовать связи между учащимися, чтобы каждая личность воспринималась и как участник общего процесса обучения, и, одновременно, признавалась ее свобода и исключительность.


Слайд 37

Каптерев В конце концов, мы учимся не для школы, а для жизни, мы в ней желаем выступать деятелями. Рутинная школьная система, постоянно смотрящая назад, а не вперед, будет плохо подготовлять к жизни, к усвоению и правильной оценке ее новых приобретений, и школа, таким образом, легко может оказаться как бы вне жизни… К настоящему времени резко обострился конфликт между утилитарным технократическим взглядом на образование (с установкой на измеримые результаты учения и требованием подготовки учеников к рынку труда), с одной стороны, и потребностью демократического общества обеспечить возможности для индивидуального развития, с другой; между признаваемой многими необходимостью личностного роста в системе образования и повсеместно распространенной установкой на трансляцию знаний; между требованием свободы учения и жесткими формальными рамками традиционной системы.


Слайд 38

характер, самоконтроль, мудрость веков, дисциплина, умственные способности, производство, тренировка ума, основные предметы рост и развитие, деятельность, интерес, свобода, потребности учащегося, целостная личность, социальное и эмоциональное согласование, школа как сообщество Во-первых, традиционное образование предназначено для стабильного социального устройства, которого давно не существует; во-вторых, ребенку навязываются стандарты, предметное содержание и методы работы взрослых, которые абсолютно чужды учащимся, находятся далеко за пределами их жизненного опыта. Джон Дьюи


Слайд 39

«Освобождение от школ» Школьная система сегодня выполняет триединую функцию, характерную для могущественных церквей. Она является хранилищем социальных мифов, средством узаконения этих мифов, и центром ритуальных действий, воспроизводящих и поддерживающих эти мифы. Иллич Школа вводит людей в «миф постоянно производимых ценностей» или «миф бесконечного потребления». Как только мы привыкаем к тому, что нам необходима школа, любая наша деятельность ставится в зависимость от других специализированных общественных институтов. Школьное знание приобретает форму упакованного, готового к употреблению товара, поэтому его эффективность в решении человеческих проблем всегда будет ограничена теми самыми технологическими рамками, для поддержания и сохранения которых оно и создается.


Слайд 40

Иллич И. «Освобождение от школ»: «Учащийся научается путать преподавание с учением, продвижение из класса в класс с образованием, диплом с компетентностью, а бойкость речи со способностью сказать что-то новое. Его воображение вышколено – в нем обслуживание занимает место цели». «Необходимо принять законы, запрещающие дискриминацию по продолжительности полученного школьного обучения». «Нехватка преподавателей практических навыков создается верой в важность лицензий. Однако лицензирование и сертификация являются формами рыночной манипуляции и вызывают доверие только у «зашколенных» людей». «Мы не сможем начать реформу образования, пока не поймем, что ритуал школьного обучения не обеспечивает ни индивидуального учения, ни социального равенства. Мы не сможем преодолеть потребительский характер нашего общества, пока не осознаем, что обязательное государственное образование с неизбежностью воспроизводит такое общество, чему бы в нем ни учили».


Слайд 41

Фрейре «Педагогика угнетенных» Сам понятийный аппарат, который приходится использовать обычным людям, предоставлен им их угнетателями. Люди говорят на языке, который закрепляет их подчиненное положение и не позволяет им размышлять о том, как по-настоящему должен жить человек. Человеческое существование не может быть безмолвным, оно также не может быть вскормлено фальшивыми словами. Существовать по-человечески значит самому называть мир и изменять его. Диалог между людьми – единственная форма общения, в которой отсутствует подавление одного человека другим. Диалог предполагает взаимность, доверие, открытость и желание совместно учиться. Всему этому противостоит монолог с его изолированностью, недоверием к человеку, наполненностью предписаниями, жесткостью и авторитарностью.


×

HTML:





Ссылка: