'

Человеко-компьютерное взаимодействие и юзабилити-инженерия: современное состояние в РФ

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Человеко-компьютерное взаимодействие и юзабилити-инженерия: современное состояние в РФ Иван Бурмистров RusCHI


Слайд 1

Предпосылки возникновения и развития исследований по ЧКВ Раннее использование компьютеров пользователи – компьютерные специалисты выполнение программ в пакетном режиме Эпоха персональных и встроенных компьютеров пользователи – неспециалисты интерактивное выполнение программ Интернет-революция


Слайд 2

Человеко-компьютерное взаимодействие (ЧКВ) Human-computer interaction (HCI) Определение: ЧКВ – междисциплинарная область исследований и разработок, ориентированная на дизайн, оценку и реализацию предназначенных для использования человеком интерактивных компьютерных систем и изучение связанных с этим феноменов


Слайд 3

ЧКВ и другие дисциплины компьютерная наука (computer science) компьютерная графика человеческий фактор / эргономика когнитивная психология организационная психология этнография социология промышленный дизайн


Слайд 4

Предмет ЧКВ Контекст использования компьютеров социальные и организационные аспекты человеческого труда; взаимная адаптация человека и компьютера Характеристики человека переработка информации человеком; языки, коммуникация, взаимодействие; эргономика Пользовательский интерфейс устройства ввода/вывода; организация диалога; компьютерная графика Процесс разработки ПО анализ требований; полевые исследования; концептуальный и детальный дизайн; прототипы; тестирование


Слайд 5

Юзабилити Центральная концепция ЧКВ – юзабилити Юзабилити («юзабильность») – свойство, качество программного продукта Пришло на смену «рыхлому» конструкту «дружественность пользователю» (user friendliness) Юзабилити-инженерия (usability engineering)


Слайд 6

Определение юзабилити Стандарт ISO 9241-11 Юзабилити – степень эффективности, продуктивности и субъективной удовлетворённости, с которыми продукт может быть использован определёнными пользователями в конкретном контексте использования для достижения заданных целей


Слайд 7

Критерии юзабилити Основные эффективность (результативность) – точность и полнота, с которой пользователи достигают своих целей продуктивность (производительность) – затрачиваемые ресурсы, скорость, безошибочность удовлетворённость – отсутствие неудобств и позитивное отношение к продукту Дополнительные скорость обучения скорость восстановления навыков безопасность


Слайд 8

Соотношение между ЧКВ и ЮИ ЧКВ – более теоретическая область, ориентированная на выработку общих принципов и методов Юзабилити-инженерия (ЮИ) – более практическая область, ориентированная непосредственно на разработку программных продуктов ЧКВ – научная дисциплина, ЮИ – инженерная дисциплина


Слайд 9

Близкие области / «синонимы» человеческий фактор в компьютерных системах (human factors in computing systems) когнитивная эргономика (CE) информационная архитектура (IA) дизайн взаимодействия (IxD) дизайн, центрированный на пользователе (user-centered design, UCD) целе-ориентированный дизайн (goal-oriented/directed design) user experience (UX)


Слайд 10

Теоретический базис ЧКВ На первоначальном этапе – когнитивная психология К середине 90-х обозначается кризис Контекстные методы Этнография Теория деятельности


Слайд 11

Международные организации и конференции ACM SIGCHI (Special Interest Group on Computer-Human Interaction of the Association for Computer Machinery) CHI, CSCW, IUI, DIS UPA (Usability Professionals Association) UPA Conference IFIP TC13: Human-Computer Interaction Interact


Слайд 12

История ЧКВ/юзабилити в РФ 1991 – первый международный семинар 1992-96 – серия ежегодных конференций «East-West Conference on Human-Computer Interaction»; труды EWHCI издаются Springer Verlag 1993 – MosCHI, российское отделение ACM SIGCHI 1996 – западные организаторы отказываются от проведения конференций в РФ на неопределённый срок; MosCHI фактически прекращает свою деятельность


Слайд 13

Два периода ЧКВ / юзабилити-движения в РФ «Академический» – 1991-96 «Индустриальный» – с 1997 по настоящее время


Слайд 14

Новейшая история: «Индустриальный период» 1997 – создание юзабилити-подразделения Фондовой биржи РТС 1999 – вебсайт и форум usability.ru 2001 – 1-й Юзабилити-семинар 15 семинаров за период 2001-04 2004 – официальная регистрация RusCHI в качестве российского отделения ACM SIGCHI (sigchi.ru) 23 семинара в 2004-2010 4 конференции в рамках Всемирного для юзабилити в 2006-2009


Слайд 15

Наука Фрагментарность, маргинальность исследований «Мейнстримные» исследования: Лаборатория психологии труда МГУ: прерывания и ЧКВ (А. Б. Леонова) Лаборатория психологии интеллектуальной деятельности и информатизации МГУ: психология интернета (А. Е. Войскунский) Лаборатория психологии труда ИП РАН: анализ движений глаз для оценки операторской деятельности (А. Н. Костин) Обнинский институт атомной энергетики: эргономическое обеспечение проектирования и эксплуатации атомных станций (А. Н. Анохин)


Слайд 16

Образование Университетские курсы «ЧКВ», «Человеко-машинное взаимодействие», «Разработка пользовательского интерфейса», «Эргономика программных и аппаратных средств»: СПбГУ (Факультет психологии) Новосибирский государственный технический университет (Факультет прикладной математики и информатики) МарГТУ (Факультет информатики и вычислительной техники) МИРЭА Институт эргономики и социально-экономических технологий (Тверь) Академия Натальи Нестеровой (Факультет информационных технологий)


Слайд 17

Учебники Акчурин Э. (2008) Человеко-машинное взаимодействие Логунова О. С., Ячиков И. М., Ильина Е. А. (2006) Человеко-машинное взаимодействие: теория и практика Магазанник В. Д. (2007) Человеко-компьютерное взаимодействие


Слайд 18

Сферы занятости юзабилити-специалистов Специализированные компании: Usethics, UIDesign Group и др. Юзабилити-подразделения в компаниях, разрабатывающих ПО Компании, занимающиеся веб-дизайном


Слайд 19

Должностные обязанности Определение требований к системе: проведение полевых исследований, анализ деятельности пользователя Концептуальный и детальный дизайн пользовательского интерфейса (ПИ) Разработка и тестирование прототипов на пользователях Юзабилити-тестирование ПИ Экспертная оценка ПИ


Слайд 20

Проблемы Крен в сторону практической работы в ущерб научной базе Отсутствие университетской специализации Малое число преподавателей и читаемых учебных курсов Превышение спроса над предложением на рынке труда Отсутствие профессиональных стандартов и сертификации Профанирование специальности


Слайд 21

Спасибо за внимание! Контакт: Иван Бурмистров Ivan@interUX.com


×

HTML:





Ссылка: