'

ТЕМА 8 Садово-парковое искусство Древнего мира Автор: доцент кафедры ландшафтного дизайна ВГУЭС, кандидат архитектуры КОПЬЁВА Алла Васильевна

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

ТЕМА 8 Садово-парковое искусство Древнего мира Автор: доцент кафедры ландшафтного дизайна ВГУЭС, кандидат архитектуры КОПЬЁВА Алла Васильевна


Слайд 1

История создания парков, садов и развития ландшафтного искусства насчитывает тысячелетия и уходит своими корнями в древние времена Египта, Вавилона, Ассирии и Китая. Имеется целый ряд описаний парков и садов в трактатах древних историков, философов, а также в произведениях писателей. Например, древнегреческий философ Платон в своем описании легендарного государства Атлантиды, якобы существовавшего 12 тыс. лет назад, указывает, что вокруг грандиозного храма Посейдона было множество садов. Многим обязано садово-парковое искусство археологам, обнаружившим интересные материалы о садах и парках древних времен. В последние годы вопросами учета и изучения памятников садово-паркового искусства занимаются различные международные организации. В рамках ООН существует Комитет по историческим садам (ИКОМОС), создана Международная федерация ландшафтных архитекторов (ИФЛА). Комитетом по историческим садам составлен перечень исторических памятников садово-паркового искусства, куда входят 1666 объектов 34 стран мира. ИКОМОС и ИФЛА организовали ряд международных симпозиумов по охране исторических памятников: в 1971 г. в Фонтенбло (Франция), в 1973 г. в Гренаде (Испания), в 1975 г. в Зейсте (Нидерланды), в 1977 г. в Кромержиже (Чехословакия), в 1979 г. в Брюгге (Бельгия), в 1983 г. в Мюнхене (ФРГ). В работе этих симпозиумов принимали участие и советские ученые. В 1977 г. ИФЛА провела в Киото совещание по охране не только отдельных памятников, но и целых исторических ландшафтов. На этом совещании было разработано следующее определение: «Исторический ландшафт есть след события или цепи событий исторического значения. Историческим ландшафтом может быть также зрительно воспринимаемое выражение определенного периода в развитии цивилизации или определенного образа жизни» Исторический очерк Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 2

Садово-парковое искусство Древнего Египта Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 3

Египет считается одной из первых стран, где возникло искусство создания садов и парков. Нил отвоевал у пустыни узкую длинную долину, где из-за наводнений можно было выращивать лишь сельскохозяйственные культуры и невозможно было создавать сады. На возвышенностях, куда Нил не доносил своих вод во время разливов, в Древнем Египте устраивали террасные сады. Орошение, а вместе с ним питание почвы было искусственное. Разветвленная сеть каналов, регулируемая плотинами, рычажными колодцами и шлюзами, доставляла воду Нила в возвышенные части страны. Об этом свидетельствуют данные археологических раскопок, барельефы на надгробных памятниках. Хотя лишь рисунки, относящиеся к периоду Нового царства, отображают плановость расположения и группировки различных растений на одном участке, т. е. сады в нашем понимании, все же изображения времен IV и V династий Древнего царства и тем более Среднего царства заставляют предполагать, что и тогда уже существовали фруктовые и виноградные сады, а также огороды. Эти более ранние рисунки изображают скорее отдельные детали работы в садах, чем общий вид участков,— садовника, поливающего землю, собирающего урожай, срывающего фрукты с деревьев, срезающего виноград, снимающего овощи или же приносящего в жертву богам плоды своей работы. Еще в Древнем царстве рядом с древесными садами разводили виноградники. В самые ранние времена для виноградных лоз устраивались сооружения в виде беседок, а именно устанавливали столбы, на которые клали поперечную балку. Но уже в Среднем царстве вместо неотесанных деревянных столбов начали устанавливать колонны, которые впоследствии (в Новом царстве) превратились в богато декорированные колоннады, обвитые виноградом (перголы). Иногда эти беседки имели куполообразную форму. В Новом царстве недостаток лесов возмещался большим количеством священных рощ. Каждые сорок две области, на которые был разделен Верхний и Нижний Египет, имели свой храм. Уже с древних времен дерево для египтян было священным, и каждый храм имел свое священное дерево, которое главным образом и культивировалось в его саду. Судя по источникам, большие храмы обладали очень крупными владениями. Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 4

Известна модель сада эпохи Среднего царства (2065—1580 г. до н. э.) у могилы крупного чиновника Мекет-Ре в некрополе Деир-эль-Бахри. Два ряда колонн, между которыми в центре сада располагается бассейн, окруженный деревьями, дают представление о нем. До нас дошли сведения, что древняя столица Фивы была богата садами. Египетский фараон Рамзес III, восхвалявший свои деяния в так называемом Харистском папирусе, записал: «Я засадил всю землю деревьями и кустами». Фараон XVIII династии Тутмос IV привез из своего третьего похода в Палестину коллекцию редких растений и приказал сделать барельеф с их изображением. По существу это было первое изображение ботанического сада. И Тутмос, и фараон Аменофис III имели контакты с Персией, и планировка персидских садов оказала существенное влияние на организацию египетских садов. Известное представление о садах Древнего Египта, в которых росли резеда, мирта, лилия, лотос, дает изображение, найденное в гробнице одного из полководцев фараона Аменофиса III в Фивах. Оно передает весь план сада как бы с птичьего полета. Это — квадратный участок земли, окруженный высокой стеной, жилой дом, расположенный в головной части сада, затеняется симметрично расположенными аллеями различных деревьев, видны окаймленные зеленью бассейны с водоплавающими птицами, всю середину сада занимает виноградник. Анализируя красивый симметричный план, тщательно продуманное чередование различных видов деревьев, изысканную форму углубленного бассейна, следует признать, что уже здесь, на пороге истории садового искусства, наблюдается высокая степень развития рационально распланированного сада. Симметрия, сочетание изящества и утилитарности— требования, которые впоследствии считались обязательными в садовом искусстве в ранние годы его развития, уже успешно применялись. Египетские сады были садами равнин, причем архитектура зданий играла второстепенную роль, а видное место в садово-парковом искусстве в силу природно-климатических условий занимала техника устройства водоемов и каналов. Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 5

Сады Древнего Египта отличает регулярный характер высокая степень рационального в планировке утилитарный характер Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 6

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Первостепенное значение в силу природно-климатических условий в садах Древнего Египта имели водоемы и каналы


Слайд 7

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Растения, характерные для садов Древнего Египта резеда мирт лилия лотос Лилия


Слайд 8

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Сад Древнего Египта. Схема планировки


Слайд 9

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Фараон Тутанхамон с женой в саду. Рельеф на крышке ларца XIV в до н.э.


Слайд 10

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Роспись гробницы. Египет. 1350 г. до н. э. Британский музей. Лондон


Слайд 11

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Роспись гробницы. Египет. 1350 г. до н. э. Британский музей. Лондон


Слайд 12

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Бассейн в саду. Роспись гробницы наместника дельты Нила. 1350 г. до н.э. Британский музей. Лондон


Слайд 13

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Сбор урожая. Роспись гробницы. Египет. 1567-1320г.


Слайд 14

Садово-парковое искусство Ассирии и Вавилона Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 15

В Ассирии и Вавилоне издавна существовала разветвленная сеть ирригационных систем, охраняемых государством, что способствовало выращиванию растений. Но археологические данные свидетельствуют о том, что искусство разведения садов зарождается в Египте гораздо раньше, чем на Востоке. Еще с древнейших времен здесь дерево считалось символом жизни. В изображениях священного дерева можно обнаружить сходство с пальмой. Примерно около 2340 г. до н. э. шумерский царь Гудеа создает виноградники и рыбные пруды, рые он окружает тростниковыми насаждениями, что можно видеть на более поздних изображениях. Однако только Тигратпаласар I, царь Ассирии, около 1100 г. до н. э. впервые упоминает о парке: «Кедры и буки, а также такие породы деревьев, которые никто из моих предшественников не разводил, привез я из завоеванных мною земель и посадил в парках моей страны. Также посадил я в ассирийских парках дорогие садовые насаждения, которых раньше не было в моей стране»1. Парки были лучшим украшением страны, вот почему они первыми подвергались уничтожению со стороны врагов. Еще раньше во время войн со странами Азии египтяне вырубали фиговые деревья и виноградные лозы. Эта вражеская месть часто встречается на Востоке. Со второй половины VIII в. до н. э. позднейшие ассирийские цари начинают не только восхвалять парки в письменах, но и изображать их на барельефах, украшающих дворцы. Все чаще встречающиеся пейзажные фоны свидетельствуют о том, что интересы изобразительного искусства больше не концентрируются исключительно на одном человеке. Изображая обычные сцены охоты, войны, пиров и возведения дворцов, художники стараются дать соответствующий пейзаж, тщательно нарисовать горы, деревья, растения. Самые ранние рисунки такого рода относятся к дворцу, построенному ассирийским царем Саргоном II. Он заложил над Ниневией, столицей Ассирии, город Дар-Шарукин, окружил его высокой стеной и одновременно разбил парк, в котором были посажены все растения хеттской флоры, а также всевозможные горные травы. Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 16

Наследник Саргона—его сын Санхериб воздвиг себе дворец в прежней столице Ассирии — Ниневии. При дворце он разбивает обширный парк, в котором высаживают различные деревья, в том числе фруктовые, а также виноград. Для полива был проведен канал, по которому в сады направлялась проточная вода. На увлажненной почве виноградники, фруктовые деревья, пряности, а также кипарисы, пальмы и др. мощно разрастались. Во время археологических раскопок были найдены следы огромного сада, выращенного вокруг храма, воздвигнутого Санхерибом на скале. Перед храмом был устроен выложенный камнями канал, от которого отходили более узкие каналы. Сохранились следы ям от деревьев. Ямы имеют круглую форму и уходят в глубь скалы на полтора метра. Вавилон был громадным городом, по площади равным многим крупным столицам современного мира. Он располагался на берегу Евфрата и, как показали раскопки 1925 г., в 90 км от столицы Ирака— Багдада. Дворец владыки Вавилона стоял на берегу Евфрата, и его лучшим украшением были «висячие сады». Это сооружение связано с именем ассирийской царицы Семирамиды (IX в. до н. э.). Уже в древние времена возникла полемика о том, следует ли приписать Семирамиде создание «висячих садов». Древнегреческий историк Диодор, опираясь при описании Вавилона на Клейтарха, утверждает, что «висячие сады» были сооружены не Семирамидой, а одним ассирийским царем для своей наложницы родом изПерсии для того, чтобы они ей напоминали горы ее родины. Историк Страбон приписывает создание «висячих садов» царю Навуходоносору, соорудившему их для своей мидийской супруги. Но в одном сходятся оба историка—Диодор и Страбон, утверждая, что длина сторон основания террас «висячих садов» равняется четырем плетрам (48 м) и что террасы были четырехугольной формы. На этом основании подымались (по Диодору) ступенчатые, кверху сужающиеся террасы «подобно театру» Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 17

Под поддерживающими террасами-сводами располагались роскошные покои, освещавшиеся верхним светом. Из этих покоев можно было попасть на террасу через проходы шириной 10 футов, устроенные в мощных подпорных стенах. Главный сад был разбит на верхней террасе, отделенной, по словам Диодора, от нижележащей, пространством высотой 50 локтей. Для удержания влаги плоская крыша состояла из искусно составленных пластов: на каменных балках укладывали слой камыша и асфальта, поверх этого клали кирпичи, смешанные с гипсом, за ними следовал свинцовый ковер, который и должен был выдержать всю неимоверную тяжесть плодородной почвы, на которой разбивали сад с высокими деревьями. Все сооружение Диодор называет горой. Описания Страбона в существенных чертах отличаются от описаний Диодора. По его мнению, плоская поверхность высокого сада поддерживалась системой арок, опиравшихся на кубы. Эти пустотелые кубы были наполнены землей, достаточной для корней самых высоких деревьев. Благодаря этому почвенный слой крыши мог быть значительно тоньше, так как он должен был питать корни более легких растений. В тексте Страбона почти ничего нет о ступенчатой форме, которой Диодор придает большое значение. В 1949 г. во французском журнале «Ревю Хорти-кол» была опубликована статья М. Рюттена и М. Лакама, подробно освещающая технику устройства и водоснабжения «висячих садов». По их данным, нижняя терраса была размером 45x40 м, вторая — 40x30 м; найденные остатки показывают, что первый этаж имел высоту 8 м, включая 2 м растительной земли, следующий—13 м при том же слое земли, и, наконец, два следующих этажа имели всего по 1 м земли. Весь ансамбль состоял из 14 сводчатых залов, размещенных по обе стороны также сводчатого коридора. Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 18

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Сады Передней Азии «висячие» сады Семирамиды сад при дворце царя Соломона в Иудее персидские «парадизы»


Слайд 19

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Растения, характерные для садов Ассирии и Вавилона роза сирень тюльпан гвоздика лилия нарцисс Лилия Роза


Слайд 20

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Нарцисс Гвоздика Сирень


Слайд 21

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Висячие сады Семирамиды


Слайд 22

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Висячие сады Семирамиды


Слайд 23

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Руины висячих садов. Дворец Навуходоносора II. Вавилон. Месопотамия


Слайд 24

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Царская охота. Каменный барельеф из дворца Саргона II. Ассирия. VIII в. до н. э.


Слайд 25

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Ворота Иштар. Вавилон. Месопотамия. VI в. до н. э.


Слайд 26

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 27

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Фрагмент стен, которые составляли ворота Иштар. Вавилон


Слайд 28

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Зиккурат в Хефете


Слайд 29

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Месопотамия


Слайд 30

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Ортостат из дворца Ашшурбанапала


Слайд 31

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 32

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Ашшурназарпал. Нимруд


Слайд 33

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Ашшурназарпал. Нимруд


Слайд 34

Садово-парковое искусство Персии Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 35

Персия. В VI в. до н. э. персидский царь Кир II завоевал все Двуречье (между Тигром и Евфратом), Мидию, Лидию, Палестину, Малую Азию, Финикию и Закавказье, в 539 г. до н. э. покорил Вавилон. В этой громадной державе—тогдашней Персии—уже в те времена начали создавать сады, которые в первый период заселяли зверями для охоты. После смерти Кира II Персией стал править Артаксеркс II. Его брат Кир-младший создал замечательный парк, получивший название «парадиз». Огромный парк, богатый дичью, располагался около гор и занимал такое пространство, что Кир мог дать в нем смотр 13-тысячной армии. Кроме смотров цари устраивали в парках большие народные празднества. Порабощенные персами народы прекрасно знали, что, восставая против персидских угнетателей, они большего оскорбления не могли им нанести и более жестокой для них мести не могли придумать, чем беспощадно опустошать сады, принадлежавшие их владыкам. Финикийцы начали свои враждебные действия против персов, приведшие к их отделению от персидского царства, с того, что они вырубили все деревья и опустошили сидонский парк, в котором царь отдыхал, когда он останавливался в Сидоне. Греки нашли повсюду в Медине и Персии чудесные парки; их размеры и красота произвели на греков неизгладимое впечатление, и они охотно верили, что все они были созданы Семирамидой. Так, они приписывали этой царице сооружение величественного парка в долине Багистана или другого парка в Хауконе, разбитого вокруг каменистого утеса, на котором возвышался загородный дворец, господствовавший над всей округой. Парки настолько доминировали в сознании их владельцев, что утрачивалось понятие о самом жилище—дворце и резиденция царя обозначалась одним словом «парадиз». В свое время Сократ поучал своих учеников, что повсюду, где ни появлялся персидский царь, он заботился о разведении садов, которые они называли «парадизами» и которые были полны всем лучшим и прекраснейшим, что могла породить земля. В садах царь проводит большую часть своего времени, если только время года это позволяет. Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 36

Ксенофонт упоминает, что Кир устроил парадиз в своей резиденции в Сарды. Посетителей восхищала красота симметрично посаженных деревьев, ее прямые аллеи, украшения сада и всевозможные благоухания, повсюду подымавшиеся навстречу гулявшим. Описывая парадизы других царей, Ксенофонт отмечает геометрическую их форму, где декоративные деревья сочетаются с фруктовыми, применение широкой системы ирригации, описывает парки для охоты, где в клетках содержались звери, выпускаемые на свободу во время охоты. Память об этом сохранилась в прекрасных барельефах с изображением раненой львицы и Ашурбанипала, убивающего льва (хранится в Британском музее). Знаменитые и до настоящего времени персидские ковры дают представление о парках и садах. Рисунки ковров позволяют судить о планировке садов. Наиболее простое решение заключается в создании двух перпендикулярных друг другу направлений, на пересечении которых стоит дворец. На коврах видно, как располагаются каналы и водоемы (уровень воды всегда выше уровня посадок, что обеспечивает орошение). Ограда садов—из кирпича. Царские сады включали легкие сооружения изящных форм. Персию недаром называют родиной царицы цветов— розы. Ее даже называли «Гюлистан» — «Сад роз». И персидские поэты Саади, Гафиз, Омар Хаям воспели розу в своих стихах. И даже персидский национальный эпос известен под названием «Гюль-Наме» — «Книга о розе». Персия — родина не только роз, но и сирени, тюльпанов, лилий, нарциссов. Столица древней Персии называлась Суза—Лилия. Персидское садовое искусство повлияло на создание садов всего Древнего Востока. Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 37

«И в зале собраний маленький садик отражался в алебастровом бассейне, в котором журчала алмазная струя, и тут всюду чувствовалась нежная и чарующая свежесть ... И растения, его составляющие, были только четырех видов; да его составляли только четыре цветка. И вот первый цветок была роза, склонившаяся на своем стебельке и совершенно одинокая, не роза простых розовых кустов, но роза необыкновенная ...— огонь радости, пышная заря, роза живая, светло-алая, бархатная, свежая. И второй цветок был тюльпан, сидящий прямо на своем стебельке и совершенно одинокий, но это не был тюльпан какого-нибудь царского цветника, но старинный тюльпан, выросший на крови дракона, тюльпан того вида, который цвел в Персии и окраска которого говорила кубку старого вина: «Я пьяню, не касаясь губ!» и пылающему очагу: «Я горю, но не сгораю!». И третий цветок был гиацинт, сидящий прямо на своем стебельке и совершенно одинокий, не гиацинт обыкновенных садов, но гиацинт— мать лилий чистейшей белизны, нежный, благоухающий, хрупкий гиацинт, который говорит лебедю, выходящему из воды: «Я белее тебя!». И четвертый цветок—была гвоздика, склонившаяся на своем стебельке и совершенно одинокая, не та вовсе гвоздика террас, которую поливают молодые девушки, но гвоздика, напоминающая раскаленный добела шар, частица восходящего солнца, флакон аромата, заключающий в себе летучую душу перца ... И ничто больше не украшало этот прохладный зал белого мрамора, за исключением этих четырех цветов вокруг бассейна. И восхищенный взор останавливался на них, не требуя ничего более». Надо отметить, что многие сады мира—в Турции, мавританские сады в Испании, сады татарских ханов в Крыму—возникли под влиянием древнего восточного садового искусства. Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 38

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Сад Шалимар. Лохара Встреча персидского принца с китайской принцессой в саду. Исламская школа. 1450 г. Гуашь. Музей декоративного искусства. Париж


Слайд 39

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Влюблённые в саду. Персидская школа. 1540-1 550 гг. Институт востоковедения. Санкт-Петербург. Мужчина в саду. Иллюстрация к книге Фирдоуси «Шах-Наме». Персия. 1590 г.


Слайд 40

Садово-парковое искусство Индии Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 41

Индия. Индийская цивилизация породила буддизм, при котором началось создание садов при монастырях. Поклонение деревьям было древним обычаем индусов. Найдено много стилизованных изображений различных растений и деревьев, одной и той же сцены: за оградой стоит дерево, а вокруг — люди с жертвенными дарами. Каждое дерево было посвящено какому-нибудь Будде. В священных индийских книгах упоминается Лумбинетский сад, который был одним из садов индусских царей. В священных текстах о таких садах-парках говорится: «Не слишком далеко и не слишком близко от города, снабжен достаточным количеством входов, легко доступен всему устремляющемуся туда народу, днем не слишком оживлен, ночью полон тишины, далекий от шума людской толпы, место уединения и одинокого размышления». Одним из наиболее известных таких парков был парк Емабана, подаренный Будде купцом Анатапинта. Китайский путешественник Фа Хиан так описывает этот парк: «Прозрачная вода прудов, роскошная зелень и множество цветов всевозможной окраски». В индийских повествованиях и легендах не говорится ни о планировке парков, ни о их цветочном оформлении, но цветы упоминаются при описании и жертвоприношений, и религиозных празднеств. Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 42

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Сады Индии Лумбинетский сад парк Емабана


Слайд 43

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Сайяд Али. Праздник в саду. 1550-1555 гг. Британский музей. Лондон


Слайд 44

Садово-парковое искусство Китая Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 45

Китай. Первые сведения о садах в этой стране, дошедшие до нас в различных письменных источниках, рисунках и других изображениях, относятся к XII в. до н. э. Речь идет о китайском владыке Чеу, создавшем один из первых парков Древнего Китая. Пришедший к власти (после Чеу) Му Уанг разбил роскошные сады с различными сооружениями. Император Цзин Хи-Хоанг за 41 год своего владычества создал грандиозный парк площадью более 1000 га и построил в нем такое же количество дворцов, какое количество княжеств он завоевал. В китайском эпосе «Книга песней» упоминается «Сад знаний», созданный императором Вэн Вангом в 1150 г. до н. э. на площади 375 га. Там же упоминается парк императора Ши Ханг-Ти. Протяженность границ парка составляла 120—130 км. В 197 г. до н. э. другой владыка У Ти создал другой грандиозный парк на площади 3000 га. Но о планировке древних китайских парков никаких более или менее достоверных сведений до нас не дошло, и судить об этой стороне китайского паркового искусства придется по примерам, в историческом аспекте более поздним. Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 46

Садово-парковое искусство Греции Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 47

Греки пришли в восторг, впервые увидев прекрасные парки восточных владык. Их культура не создала к тому времени ничего подобного, что могло бы сравниться с восточными садами. Именно в классическую эпоху эллинского народа, когда все другие области искусства бурно развивались, об искусстве садоводства известно очень мало. Трудно ожидать, чтобы раскопки дали возможность воссоздать удовлетворительную картину этого наиболее преходящего вида искусства; молчат также и свидетели — поэты, историки и художники, сохранившие нам образ восточных и египетских садов. Несколько больше света проливает гомеровская поэзия. В ней отражаются нравы и образ жизни народа, имевшего склонность заниматься обработкой садов. По Гомеру можно себе представить принадлежащее царю Алкиною поместье с прекрасным фруктовым садом, которое находилось на расстоянии человеческого голоса от города возле рощи Афины Паллады. Но Алкиной владел еще одним прекрасным садом в Шериа, который примыкал к его дворцу. Во времена Алкиноя сады быпи редкостью. Возможно, что знать гомеровского времени около своих дворцов имела такие сады, снабжавшие стол всем необходимым. Гомер упоминает о подобном саде возле дома Одиссея (Пенелопа рассказывает, что отец дал ей в приданое опытного Долия для того, чтобы он заботился о богатом деревьями саде). Священные рощи упоминаются у Гомера гораздо чаще, чем сады. Видимо, священные рощи были главным местом богопочитания, ибо, хотя в эпосе приводится и богослужение в храме, но оно по своему значению уступает богослужению в рощах. Были ли эти места культа всегда обнесены оградой, т. е. были ли они парками, еще нельзя сказать с уверенностью, так как часто они называются только рощами; достоверно лишь то, что эти алтари были окружены тенистыми деревьями (в эпосе тенистый, изобилующий деревьями). Почти всегда упоминается источник. Породы деревьев редко перечисляются, и то, в отличие от садов, это всегда не фруктовые, а лесные деревья. Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 48

Имеется немало описаний, свидетельствующих, как в гомеровскую эпоху искусно и тщательно украшались места, предназначенные дня богопочитания. Роща Афины Паллады подле поместья Алкиноя располагается близ дороги, она имеет луг, окружающий источник, у которого стоит алтарь в тени черных тополей. Описано и святилище нимф в Итаке. Вокруг была круглая роща тополей, на вершине стоял алтарь, на котором странники имели обыкновение приносить жертвы всем нимфам, ото святилище было созданием рук трех итакских граждан, которых поэт поименно называет, так сильно поразила его самая святыня. Священные рощи, имевшие во времена Гомера один лишь алтарь, с течением времени превратились в садовое окружение храмов. Постепенно в Греции все больше и больше выявлялась необходимость в создании таких мест, где юношество могло бы предаваться физическим упражнениям, хотя трудно точно установить, с какого времени начинается развитие древнегреческих гимнасиев. Оно шло одновременно с распространением гимнастических упражнений. Легче всего можно проследить зарождение и постепенный рост самого знаменитого греческого гимнасия — Академии. Кимон обеспечил Академию, до тех пор сильно страдавшую от недостатка воды, обильным орошением и превратил ее из неплодородной местности, обсаженной одними деревьями, в прекрасный парк. На тучных лугах аллеями росли тенистые тополя, ильмы и платаны. Кимон заботился также о широких проезжих дорогах и тенистых променадах. Во времена Кимона города украшают садами и парками. По его распоряжению озеленена также афинская агора. Этому стали подражать и другие города. Антедонская агора близ Фив была обрамлена двойным портиком, внутри которого посажены деревья. В эту эпоху расцвета городов повсюду разбивают красивые сады. В Спарте посреди города находилась площадь, представлявшая остров. Со всех сторон она была окружена рекой Эврипом, через которую было переброшено только два моста: на одном стояла статуя Геркулеса, на другом — Ликурга. На площади были высажены прекрасные платаны. Старый гимнасий в Коринфе находился около театра, располагавшегося близ источника, вокруг которого были воздвигнуты портики со скамьями для гуляющих в летнюю пору, следовательно, здесь также внутри портиков был сад Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 49

Гимнасии внутри городов всегда были сравнительно небольших размеров. Все четыре больших афинских гимнасия находились за городом и имели большие парки. В III столетии три гимнасия (четвертого еще не существовало) описывались как цветущие сады, со множеством деревьев и лужаек, они были местом встреч философов с их учениками и друзьями. Аристофан, принадлежавший к следующему после Кимона поколению, в своем сочинении «Облака» рисует Академию как густой парк. Гимнасии с самого начала рассматривались как публичные места для собраний: там встречались, наблюдая гимнастические упражнения, или для философских бесед. Все сцены в платоновских «Диалогах» и в сочинениях Ксенофонта разыгрываются на ландшафте гимнасий. Во времена Платона гимнасий и парки были так тесно связаны между собой, что философ требует, чтобы гимнасий строились только в обильно орошенных местах, самой природой для этой цели предназначенных. В Регии такой гимнасий был устроен в парадизе, а в Элисе вокруг гимнасия на месте сада раньше существовал дикий лес. Следует отметить, что греческое садовое искусство в своем развитии получило могучий импульс извне. Благодаря завоевательным походам Александра Македонского вся Азия с ее высокоразвитым садовым искусством была сразу включена в греческую культуру. Еще прежде некоторые греки с восхищением говорили о прекрасных парках восточных владык. Малоазийские греки, живя бок о бок с персами и другими восточными народами, намного опередили метрополию в своей любви к садам и в умении их разводить. После Персидской войны интерес к восточным садам должен был возрасти и в самой Греции. Ксенофонт описывает встречавшиеся ему во время похода персидские парадизы с вполне определенным намерением дать своим землякам образец, которому они должны были и могли подражать. Александр Македонский особенно любил охотиться в парках покоренных им народов. В Индии нашел он обнесенные стенами рощи и леса, обильно орошенные, наполненные благородной дичью. Со специально устроенных вышек он стрелял даже львов. На обратном пути из Индии Александр украсил все войско венками из плюща. Карпалию, которому Александр доверил наблюдение за парками, долго не удавалось привить там плющ, несмотря на то что ему очень везло в акклиматизации других греческих растений: даже такие деревья, как липу, а после многих усилий и самшит он туда пересадил. Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 50

К влиянию Востока прибавилось еще одно обстоятельство, способствовавшее развитию садового искусства в Греции,— это рост больших греческих городов. Всевозраставшая отчужденность от сельского образа жизни заставляла многих богатых людей переносить сельскую природу в город и, следовательно, увеличивать размеры и количество садов. Правда, и прежде это не было чуждо грекам, но теперь это движение приняло совершенно иные размеры. В Александрии публичные и царские сады занимали четвертую часть городской территории. Как внутригородские, так и загородные сады были все связаны между собой. Антиохия еще больше, чем Александрия, славилась своими прекрасными садами. Город был распланирован следующим образом: главная улица представляла собой непрерывный портик, к одной стороне которого прилегали дома, а по другой тянулись сады вплоть до самого подножия горы. Они были украшены беседками и фонтанами, которые, однако, не строились вверх по склону горы, «для того чтобы не испортить впечатления правильности». Подобно восточным владыкам, правитель Сицилии решал все свои дела в саду. Но даже на воде он не хотел терять минуты этого удовольствия. Построив громадный корабль, долженствовавший, очевидно, служить символом его величия, он разбил на нем сад. Корабль был построен коринфским мастером Архаисом, а Архимед применил самые значительные свои изобретения. На верхней палубе соразмерно величию корабля были устроены гимнасий и дорожки для гулянья. Гимнасий имел цветочные гряды и другие растения, огороженные свинцовыми полосами, на дорожках были устроены тенистые беседки из плюща и виноградных лоз, корни которых находили питание в земле, насыпанной в свинцовые кадки. Надо признать, что здесь на ограниченном пространстве корабля удалось создать настоящий маленький шедевр. Греческий садовод нашел применение всем составным частям сада. На цветочных грядках, устроенных в свинцовых ящиках, могли, понятно, расти только цветы и кустарники с неглубоко сидящими корнями. Плющ и виноградные лозы, корни которых уходят значительно глубже, были посажены в высоких ящиках. Перголы, образуемые этими ползучими растениями, создавали недостающую на корабле тень. Два великолепно убранных садовых павильона и один рыбный пруд дополняют картину этого сада и придают ему живописный вид. Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 51

Новое в садах Греции по сравнению с Египтом — их террасообразное, уступчатое решение, более свободная композиция, декоративность, нагромождение зеленых масс, обилие украшений, витые лестницы. На террасах—посадки больших деревьев, цветы и фонтаны, приводимые в действие сложными гидравлическими машинами. Что же касается собственно планировки парков, то до нас не дошло ни одного сколько-нибудь полного описания или плана, но можно ясно представить, что в основу их не могло быть положено отвлеченное геометрическое построение, и парк рос и развивался, как живой организм, связанный с окружением и прежде всего с человеком. Сады и парки, по-видимому, состояли из рощ, живописно расположенных и гармонирующих с соседними горными уступами. Для полноты характеристики уместно вспомнить слова Аристотеля, сводящего все основные принципы градостроительства к положению: город должен строиться так, чтобы обеспечить людям безопасность и в то же время делать их счастливыми. С этих позиций создание и города, и парка должно рассматриваться не только как комплекс чисто технических вопросов, но и как художественная проблема в высоком смысле этого слова. После падения городов-государств и раздела наследия Александра Македонского центр культурной, экономической и политической жизни переносится на Восток (III — II вв. до н. э.). На греческом Востоке развивается строительство многих новых городов, возводимых по заранее намеченным планам. Город членится правильной сетью прямоугольных кварталов. Широко развертывается строительство общественных зданий, садов и парков. Последние приобретают особое значение, тем более что общественная жизнь населения протекает большей частью на открытом воздухе Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 52

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Основные ландшафтные объекты Древней Греции священные рощи сады Академии агоры гимнасии


Слайд 53

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Отличительные черты садов Древней Греции террасное, уступчатое решение свободная композиция декоративность нагромождение зеленых масс обилие украшений и витых лестниц композиционное единство планировочного решения


Слайд 54

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Сады эллинистического периода отличают регулярные принципы планировки обилие зелени в городах


Слайд 55

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Афины. Акрополь


Слайд 56

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Афины. Акрополь


Слайд 57

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Афины. Акрополь. Пиргос с храмом Ники Аптерос


Слайд 58

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Афины. Акрополь. Пиргос с храмом Ники Аптерос


Слайд 59

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Афины. Акрополь. Капитель дорической колонны и антаблемент Парфенона


Слайд 60

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Афины. Акрополь. Парфенон


Слайд 61

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Афины. Акрополь. Ионический фриз (зоофор) на западной стороне Парфенона


Слайд 62

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Афины. Акрополь. Ионический фриз (зоофор) на восточной стене Парфенона


Слайд 63

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Афины. Акрополь. Капитель и портик Эрехтейона


Слайд 64

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Афины. Акрополь. Эрехтейон. Коры


Слайд 65

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Афины. Акрополь. Эрехтейон


Слайд 66

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Афины. Акрополь. Пропиллеи


Слайд 67

Садово-парковое искусство Рима Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 68

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Макет Рима, выполненный архитектором Итало Джисмонди (1933-1937 гг.)


Слайд 69

Городские парки Рима Сады устраивались не только при виллах, но и в самом городе, и особенное внимание их устройству впервые уделили Август и Агриппа (I в. до н. э.). Именно при Августе старый Рим с его узенькими и грязными улицами превращается в нарядный город, соперничающий с прославленными эллинистическими центрами, и одним из его украшений становятся как раз сады, доступ в которые открыт для всех горожан. При этом городские парки Рима носили парадный и официозный характер, с особенным вниманием к государственным идеям августовского правления. В портике Европы, например, была выставлена карта всех дорог Римской империи, долженствовавшая внушать посетителям мысль о величии и мощи Рима, сады изобиловали шедеврами греческого искусства, вывезенными римскими полководцами из покоренных городов, и, украшая парки, они вместе с тем свидетельствовали о славе военачальников. Впервые сад в портике эллинистического типа устроил при своем театре, сооруженном по образцу театра в греческом городе Митилене, Помпей в 55 году до н. э. Его примеру последовали позднее Август и его помощник и друг Агриппа. Самыми прославленными портиками, связанными с их именами, были портики Ливии и Европы. В портике Ливии (назван так по имени супруги Августа) аллеи осеняла единственная, мощно разросшаяся, виноградная лоза, а портик Европы со статуей этой мифологической героини, похищенной, согласно легенде, Юпитером, превратившимся в быка, был аранжирован в согласии с мифологическим сценарием, как это часто делалось и на италийских виллах. Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 70

Главный зеленый район садов располагался при Августе на Марсовом поле, подле терм Агриппы. Их окружали парки со знаменитым стоколонным портиком; эти парки воспроизводили в какой-то степени восточный парадиз с его излюбленной темой охоты. Среди деревьев стояли статуи животных, и в их числе прославленный умирающий лев, работы Лисиппа, вывезенный Агриппой с Лампсака. Сами термы напоминали греческий гимнасий, с одним существенным нововведением: обилием текущей и сверкающей на открытом воздухе воды. Здесь были искусственно прорытый канал Еврип и бассейн с холодной водой, их питал проведенный Агриппой с Сабинских гор акведук — тот самый, из которого до сих пор получает свою прозрачно-голубую холодную воду прославленный фонтан современного Рима — фонтан Треви. Именно Марсово поле, как об этом свидетельствуют римские поэты, было любимым местом встреч и любовных свиданий. Но уже при Нероне (60-е гг. н. э.) таким местом встреч становятся сады при грандиозных императорских термах — термах Нерона, а впоследствии Тита и Траяна. Эти термы с их многочисленными помещениями для горячих бань, холодных купаний, массажа, специальными залами для женщин, с библиотеками, местами для встреч и бесед, окружаются садами. Эти сады аранжируются по типу садов при виллах, садовыми мотивами, как на виллах, полны и стенные росписи термальных помещений. Вокруг бассейнов с холодной водой стены расписываются иллюзорными картинами садов, вазами, цветами и птицами, изображениями нимф и сатиров. Так в термах — этих виллах римского плебса, где горожане проводили большую часть дня, создавалась атмосфера италийской виллы с ее садом и декорацией сада. Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 71

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 . Храм богини Весты и парк. Рим


Слайд 72

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Джованни Антонио Содома. Фреска виллы Фарнезина. XV в. Фрагмент.


Слайд 73

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Рим. Развалины Форума. В восточной части Форума – Новая базилика (с тремя арками, каждая из которых высотой в 24 м)


Слайд 74

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Римский Форум в 200 г. н.э.


Слайд 75

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Форум Траяна


Слайд 76

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Форум Юлия в наши дни


Слайд 77

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Форум. Рим


Слайд 78

Вилла Адриана Интенсивное строительство императорских дворцов и вилл началось, когда император стал полновластным монархом и перестал считаться первым среди равных, как это было при Августе. Август жил еще в сравнительно скромном доме на Палатине, Домициан уже выстроил себе целый дворец с ипподромом и несколькими перистилями. В центре одного из них был бассейн с храмиком посередине, к которому можно было попасть по перекидному мосту. Но самый грандиозный дворцовый комплекс был сооружен для Нерона — Золотой Дом. Он занимал почти весь Эсквилин и часть Палатина. Перед дворцом стояла колоссальная статуя императора в образе бога Солнца. Главный фасад выходил на озеро, засыпанное впоследствии для постройки Колизея. Новое божество Солнца (Нерон был приобщен к культу восточного Солярного бога Митры) устроило себе как бы священный участок, какие были в древности вокруг храмов. В центре его возвышался дворец с залом, увенчанным куполом, вращавшимся вслед движению солнца по небу, а обширный сад воспроизводил восточные парадизы. По описанию Светония, вокруг озера, которое должно было изображать море, были выстроены виллы с виноградниками, лугами и пасущимися стадами. Сельские участки при виллах были у Плиния и Горация, а само соединение изысканного парка с огородом и плодовым садом (как позднее в Трианоне) существовало в Риме и до Нерона, но в его садах это сочетание получило грандиозное по масштабам воплощение. И уникальным примером грандиозной императорской виллы была прославленная вилла императора Адриана. Она была предназначена для зимнего времени — Адриан не любил Рим и предпочитал, по возможности, жить на старости лет в благословенном климате Тиволи. Он много путешествовал и провел вне Рима целых 11 лет, посетив множество провинций. Это было вызвано тем, что именно во II веке н. э. роль провинций в Римской империи стала особенно значительной и Адриан хотел теснее объединить их вокруг Рима, создав монолитное государство, могущее противостоять воинственным и непокорным варварским племенам. Идея единства эллинистической и римской культуры нашла отражение и в архитектурных постройках его виллы, и в самом характере подбора памятников искусства, собранных здесь в небывалых до этого в Риме количествах. Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 79

Вилла Адриана, как и дворец Нерона, занимала обширную площадь в 300 га и была расположена в живописной местности, где римляне издавна строили свои виллы. Ее архитектурные ансамбли были созданы по проектам самого Адриана, увлекавшегося не только философией, но и архитектурой и живописью. Постройки его виллы поражают посетителей и сейчас своей смелой фанта­зией: обширные залы соседствуют здесь с редкими для Рима купольными помещениями восточного типа, с башнями, откуда открываются разнообразные виды, с библиотеками, театрами, храмиками, с уединенной виллой посредине озера, со множеством помещений для гостей, стражи и слуг. Много путешествовавший Адриан, поклонник греческого искусства и Востока, любивший Антиохию и Александрию, пожелал окружить себя на вилле архитектурными постройками, имитировавшими виденное им в Греции и Египте. Об Афинах напоминал «пестрый портик», рядом с ним была проложена аллея, окруженная деревьями, за которы­ми развертывались специально аранжированные пейзажи. Были тут Ликей и Академия с площадками и экседрами, башня Тимона, возвышавшаяся в Афинах около Академии, даже долина Темпе с ручьем Пенеем, напоминавшая прославленную достопримечательность Фессалии. Специально для представлений были предназначены греческий и римский театры, для концертов — небольшой одеон. Грандиозные Большие и Малые Термы с бассейнами и залами располагались недалеко от Канопа, построенного на берегах специально прорытого капала. Свое название Каноп получил от египетского городка, находившегося вблизи Александрии и связанного с ней каналом. Каноп славился святилищем и оракулом бога Сераписа и своими пышными празднествами, для Адриана же он был особенно памятен тем, что недалеко от него в Ниле утонул любимый им юноша Антиной, пожертвовав жизнью во имя благополучия императора, исполняя предписание Оракула. После смерти его обожествили, а на месте его гибели в Египте выстроили целый город, назвав его в честь Антиноя. Громадное число статуй и бюстов юноши было найдено в Новое время в различных городах империи, и многие из них сохранились до наших дней. Статуя Антиноя стояла и в Канопе на вилле, а на южном конце канала возвышался храм Сераписа и Антиноя. В нишах по берегам канала стояли египетские статуи, а в портиках нашли знаменитого крокодила из зеленого камня с широко разинутой пастью, и ныне украшающего восстановленный сейчас канал. Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 80

Вода обильно струилась из ниш, она бежала и в многочисленных залах дворца, из углублений в стенах и фонтанов, даря прохладу и внося повсюду журчание струй и движение. Сама же статуя Антиноя, главного божества виллы Адриана, стоявшая в, Канопе, хотя и была создана по канонам классического греческого искусства, но несла на себе необычную для этого искусства печать меланхолии. Меланхолическое настроение господствовало и в самом Канопе, с его темной водой канала, строго черневшими нишами, с их египетскими статуями из мрачного базальта с ликами, исполненными таинственной значительности. Это настроение овладевает и сейчас всеми посетителями этой части виллы. Весь ее стиль можно определить как своеобразное римское Барокко. Вилла удивляет и потрясает, в ней собрано огромное количество произведений искусства: статуй, бюстов, ваз, канде­лябров, статуэток животных, гемм.. Но, вероятно, в этом проявилось и его стремление представить на своей вилле все многообразие искусства, создать мир искусства, поражающий своими контрастами, где красота соседствовала с уродством, изящество — с тяжеловесной роскошью. Свойственное всем владельцам вилл увлечение искусством, объяснявшееся, как уже говорилось, глубокими мировоззренческими причинами, носило у Адриана гипертрофированный характер. Стремление поразить и удивить посетителей, свойственное отчасти всем хозяевам вилл, проявляется в Тиволи с необычайной силой. Трудно судить сейчас об особенностях садов на вилле Адриана. Во всяком случае залы были украшены стенной живописью с традиционными садовыми мотивами, окна многих помещений открывались в сады. Но одну важнейшую особенность взаимоотношений виллы с миром природы может и сейчас заметить и оценить всякий кто побывает на ней. Как разнообразны и причудливы ее постройки и сказочно богато собрание памятников искусства, так же многообразны и прекрасные окрестности, открывающиеся с ее многочисленных террас, лестниц и башенок. О том, что римляне этого времени были тонкими ценителями пейзажных перспектив, свидетельствуют письма Плиния, стихотворения Стация и эпиграммы Марциала. Сам Адриан — любитель грандиозных зрелищ, специально поднимался на Этну, чтобы полюбоваться оттуда восходом солнца. Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 81

Восходы и закаты необычайно красочны и сейчас в Тиволи. Природа Италии, как заметил еще М.Д. Добужинский, чрезвычайно театральна. С разных площадок виллы открываются виды на Кампанию, на розовые и синие Сабинские горы, на очертания Латинских, на широкую равнину и далекое блистающее море. И в наши дни здесь расстилаются луга с цветами, белеют виллы, стоят старые деревья, увитые. виноградом, и столетние маслины причудливой формы. Сама природа как бы поддерживает здесь то разнообразие, которое приняло на вилле характер Барокко, свойственный, в это время и поэзии, и искусству. Подводя итоги, нужно сказать, что римские сады были одним из примечательнейших явлений древней культуры. Они воздействовали на разнообразные чувства, пробуждая в человеке художника изысканной аранжировкой растений, сочетанием красок, пейзажными перспективами, музыкой воды и ветра, поэзией дали. Они способствовали обогащению и гуманизации римской культуры, возникнув и окончательно сформировавшись тогда, когда неизмеримо вырос интерес к интеллектуальным занятиям и просвещенному досугу. Но надо помнить, это на них лежит и глубокая печать языческого мировоззрения: культ богов природы и дионисийская атмосфера, царившая в садах, придавали им то могучее очарование, связанное с идеей бессмертия, которое было безвозвратно утрачено в парках Нового времени, и язык античного сада не может быть поэтому понят без глубокого проникновения в самый мир античной культуры, раскрывающийся в философии, поэзии и изобразительном искусстве Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8


Слайд 82

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Статуя императора Адриана из храма Аполлона в Кирене, в Ливии


Слайд 83

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Колоссальная статуя из полированного гранита изображает любимца Адриана Антиноя в образе египетского божества, ибо он погиб в этой земле при таинственных обстоятельствах в 130 г. н. э. До наших дней дошло около 500 изображений Антиноя, что вдвое превышает число изображений самого Адриана


Слайд 84

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Вилла Адриана в Тиволи. Италия


Слайд 85

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Вилла Адриана в Тиволи. Италия


Слайд 86

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Руины виллы Адриана в Тиволи. Италия


Слайд 87

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Вилла Адриана в Тиволи. Италия


Слайд 88

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Вилла Адриана в Тиволи (поместье в Тибуре). Италия


Слайд 89

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Вилла Адриана в Тиволи. Италия


Слайд 90

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Вилла Адриана в Тиволи. Италия


Слайд 91

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Вилла Адриана в Тиволи. Италия


Слайд 92

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Вилла Адриана в Тиволи. Италия. Бани


Слайд 93

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Комнаты для гостей в имении Адриана


Слайд 94

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Помимо того, что Адриан был искуссным воином, атлетом и охотником, обладал крепким телосложением, он был еще и любителем прекрасного и постоянно окружал себя произведениями искусства. Эта полихромная мозаика II века н.э. с изображением голубей, пьющих из большой чаши, украшала виллу императора в Тибуре (ныне Тиволи)


Слайд 95

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 В центре большой мозаики изображены пленные берберы (коренные жители Северной Африки в эпоху расцвета Империи), закованные в цепи. Рим никогда не покорил берберов окончательно. Но одному из них – Септимию Северу – суждено было стать римским императром в 193 г. н.э.


Слайд 96

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Основные принципы ландшафтной архитектуры Древнего Рима сохранение эллинистических четких регулярных принципов планировки отсутствие выраженного композиционного единства


Слайд 97

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Основные архитектурные элементы ландшафтных объектов Древнего Рима прямые аллеи фонтаны нимфеи портики


Слайд 98

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Ландшафтные составляющие частного римского дома атриум перистиль виридарий


Слайд 99

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Дом Венеры в Помпеях Дом Фавна в Помпеях


Слайд 100

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Рим. Мозаичный пол в жилом доме


Слайд 101

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 3-х ярусный акведук в Южной Франции


Слайд 102

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Шести пролетный мост в Испании


Слайд 103

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Остатки римской дороги в Англии


Слайд 104

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Адрианов вал в Англии


Слайд 105

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Рельеф колонны Траяна, изображающий подъемный кран


Слайд 106

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Рельеф колонны Траяна


Слайд 107

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Часть рельефа Траянской колонны


Слайд 108

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Колизей


Слайд 109

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Статуя императора Марка Аврелия


Слайд 110

Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8 Рим. Фрагменты гигантской статуи императора Константина


×

HTML:





Ссылка: