'

ТЕМА 9 Садово-парковое искусство Западной Европы Автор: доцент кафедры ландшафтного дизайна ВГУЭС, кандидат архитектуры КОПЬЁВА Алла Васильевна

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

ТЕМА 9 Садово-парковое искусство Западной Европы Автор: доцент кафедры ландшафтного дизайна ВГУЭС, кандидат архитектуры КОПЬЁВА Алла Васильевна


Слайд 1

Феодализм. Европейское средневековье. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 2

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Основные композиционные принципы садов Средневековья Ограниченность (образ «райского сада») Регулярность


Слайд 3

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Основные ландшафтные объекты Средневековья Монастырские сады Сады в замках Луга цветов (для устройства турниров и светских забав) «Сады любви»


Слайд 4

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Средневековые сады Западной Европы решительно уменьшились в размерах по сравнению с античностью. И назначение их изменилось. Декоративные, прогулочные сады стали большой редкостью и съежились до крохотных участков, зажатых среди мощных стен феодальных замков. Но и эти сады использовались, в основном, для разведения плодовых и лекарственных растений. Средневековые миниатюры изображают такие сады в замках, с небольшими фонтанами, у которых разговаривают, танцуют, слушают менестрелей дамы и ковалеры. К сожалению, подлинные сады средневековья не сохранились. Но некоторые из них воссозданы по старинным рисункам и описаниям. Прекрасно воссозданы в 1970-х гг. сады Крепостного дворца в Будапеште. Они лежат цепочкой в узком пространстве между крепостными стенами и стенами средневековых построек.


Слайд 5

На миниатюре Жана Фуке, иллюстрирующей акт Творения, рай изображён как огороженное, схожее со строением средневекового замка пространство. 1470-1476 гг. Национальная библиотека. Париж. Закрытый сад Миниатюра Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Закрытый сад Миниатюра


Слайд 6

Фруктовый сад. Сбор яблок. 1475-1 500 гг. Иллюстрация к сочинению Пьера де Крессена Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Закрытый сад. Мастер Молитвенников. Иллюстрация к манускрипту


Слайд 7

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 8

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Сад любви при дворе Филиппа III Доброго. Французская школа. 1431 г. Версаль. Сад во дворце. Французская школа. XV в. Музей Конде. Шантильи.


Слайд 9

Концерт у фонтана. Французская школа. 1570-1580 гг. Музей братьев Гобелен. Париж. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 10

Сады замка Амбуаз во Франции. XVI в. 1 — собор 2 — сады Сады при замках разбивали, обычно, на искусственных основаниях, на насыпном грунте. Миниатюрные замковые сады имели регулярные планы, в них выделялись утилитарные зоны и «сады удовольствий», или «райские сады». Описания Европейских средневековых садов есть в «Декамероне» Бокаччо и в «Романе о Розе» Д. Чосера Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 11

Трубадур с певцами в саду средневекового замка. Иллюстрация к немецкому переводу «Романа о Розе» Д. Чосера. XIV в. Фонтаны украшали большинство средневековых светских садов в Европе. Нередко они были большого размера, и в них купались дамы и кавалеры. Купанье и другие развлечения можно видеть на миниатюрах, сохранившихся в нескольких европейских библиотеках Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 12

Монастырские сады сохранились немного лучше. Консервативность монастырского уклада способствовала поддержанию садов и их функций в первозданном виде. Они размещались в монастырских дворах и делились по назначениям — плодовые сады, огороды, виноградники, сады цветов для церковных служб, аптекарские сады. При регулярной структуре размещались они в квадратных или прямоугольных двориках, как правило, оружейных аркадами, Многие средневековые монастыри Франции, Англии, Италии, Испании сохранили сады и традиции их формирования. Более других был распространен прием размещения сада (или «клойстера») в центре квадратного двора. На пересечении двух перпендикулярных дорожек стоял колодец или большое плодовое, а на юге апельсиновое, дерево. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 13

Схематический план бенедектинского монастыря Св. Галлена в Швейцарии. IX в. 1 — сад лекарственных растений 2 — фруктовый сад и кладбище 3 — огород 4 — монастырский дворик-сад Это один из самых ранних планов, где есть изображение квадратного монастырского сада. Типично его примыкание к боковой стороне собора и его замкнутость. В центре такого сада часто находился колодец. В Италии центральное место нередко занимало апельсиновое дерево. Сад окружали открытые аркады Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 14

Флоренция. Монастырь Сан-Лоренцо. Средневеко-вый дворик с апельси-новым деревом в центре. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Чичестер (Англия) Павильон Креста на рыночной площади. 1500 г. Украшение площадей «малыми архитектурными формами» было очень характерным для средневековой Европы. Павильон Креста, то есть навес над придорожным крестом — одна из таких «форм»


Слайд 15

Средние века были временем развития виртуозного искусства ремесленников. Среди них формировались и традиционные искусства садоводов, достигших большого совершенства в выращивании декоративных растений, в филигранной технике украшения декоративных элементов садов — фонтанов, скамей, мозаичных мощений. По всему миру рассыпаны замечательные произведения мастеров прикладного искусства. Западноевропейская средневековая художественная культура формировалась в тесных пространствах, ограниченных крепостными стенами и изолированных от окружающего мира. Замкнутость города противопоставлялась ландшафту, его пространственная структура раскрывалась только внутри. Снаружи города Западной Европы выглядели как монохромные монолитные массы, показывающие только суровые плоскости стен и башен, окруженных глубокими рвами. Миниатюрность садов средневековья перекликалась с жесткой ограниченностью других открытых пространств города. Обычными были узкие улицы, ширина которых порой не превышала полутора— двух метров. Соборные площади напоминали расширенные паперти перед входом в огромные соборы. Такими предстают перед нами средневековые Париж, Лондон, Талин, Эрфурт и многие десятки других городов. На рыночных площадях часто можно видеть красивые колодцы. Один из лучших (если не лучший) образец такого рода — «Прекрасный бассейн» на Рыночной площади Нюрнберга в Германии. Этот готический колодец был построен Г. Бехаймом в кон­це XIV в. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 16

Русский средневековый городок (по мотивам И. Билибина) Образ древнерусского города хорошо воспроизводят многие монастыри: Кирилло-Белозёрский, Соловецкий, Троице-Сергиев и другие Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 17

Иные концепции существовали в средневековой художественной культуре и, в частности, в ландшафтной архитектуре Древней Руси, находившейся на территории Восточной Европы. Другим здесь был общественный уклад, обусловивший отличную от Запада структуру расселения. На Западе, наряду со скученными укрепленными городами, существовали крепости феодалов и деревни. На Руси укрепленными были только города. Вместо замков стояли усадьбы, окруженные сельскохозяйственными угодьями. Центрами расселения были и укрепленные монастыри. Характерно, что укрепленные монастыри и города занимали значительно большую территорию, чем на Западе. В отличие от монохромности и концентрированной массы городов на Западе, русский город строился на противопоставлении яркой полихромности построек природному окружению любого времени года. Взаимоотношение город—природный ландшафт было активным, но, в то же время, природа сама входила активной составной частью и в город, и в монастырь. С предельной лаконичностью дал образ древнерусского города А.С. Пушкин: «... с златоглавыми церквами, с теремами и садами*. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 18

Московские сады в XVI в. Фрагмент «Петрова чертежа» конца XVI в. На «чертеже» отчётливо виден Государев сад на Москве-реке напротив Кремля и Аптекарский сад на Неглинке, тоже напротив кремлёвской стены. «Чертёж» говорит о существовании садов, но не даёт возможности судить об их композиции Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 19

Кремлёвский сад в Москве. XVI в. 1 — церковь Спаса на Бору 2 — Грановитая палата 3 — сады Реконструированный план показывает только примерные размеры и местоположение садов. Детали их композиции неизвестны Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 20

Сад являлся такой же непременной частью русского города, как белокаменная златоглавая церковь, пестрота каменных палат и узорная резьба деревянных теремов. Ожерелья стен щедро охватывали не только городские дома и усадьбы с их непременными огородами, но и россыпи садов на крутых откосах кремлевских холмов, маленькие церковки с кладбищами под густой сенью деревьев. Средневековая русская архитектура отличалась от западноевропейской весьма существенно. И, быть может, одним из самых интересных ее свойств была динамичность и подвижность. Европа унаследовала от Рима строительство незыблемых каменных твердынь. На Руси, вплоть до ХVI-ХVП вв., а может быть и до XVIII в., строительство каменных зданий было ограничено, преимущественно, крупными церквами и отдельными редкими дворцовыми постройками. Русь была деревянной. Любые здания можно было разобрать, перенести, вновь собрать, но легко и потерять во время очередного пожара. Наиболее устойчивыми были традиции, их переносили из сооружения в сооружение. Поэтому и об облике садов X—XIV вв. можно судить только по более поздним аналогам, да по редким летописным описаниям. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 21

Изображение сада на иконе «Богоматерь Вертоград заключённый». Худ. Никита Павловец. 1670 г. Лучшее из известных иконописных изображений русского средневекового сада. На более ранних иконах редкие изображения садов предельно условны. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 22

Возрождение в Италии Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 23

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Основные принципы ландшафтной архитектуры Ренессанса Новое обращение к античности Расширение архитектурной стороны садов Террасный характер садов, размещение балюстрад на «золотых» бровках откосов Секуляризация символико-аллегорической системы садово-паркового искусства Серьезно-учебный и ученый характер Разбивка на «зеленые кабинеты»


Слайд 24

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Сады Возрождения Сады Медичи Сад виллы Ланте Сад виллы Фарнезе Сад виллы Андобрандини Сад виллы д’Эсте Сад виллы Капраролла


Слайд 25

Эпоха Возрождения знаменовала начало нового расцвета художественной культуры в Европе. В XV в. на первый план решительно выдвигается Италия, имевшая обширные торговые связи со всем известным тогда миром. В Италии быстро начинает завоевывать позиции нарождающийся класс буржуазии. С другой стороны, здесь упрочиваются позиции католической церкви, сосредоточившей в своих руках огромные материальные и интеллектуальные богатства. Развитие ландшафтной архитектуры получает новый мощный толчок. Уделяется все большее внимание не только садово-парковому искусству, но и формированию открытых пространств города. Меценаты, представленные, с одной стороны, торгово-ремесленной аристократией, подобной знаменитому семейству Медичи, и, с другой стороны, католической церковью в лице папы Римского и его ближайшего окружения, вкладывают крупные средства в строительство вилл, окруженных садами, в благоустройство и украшение городов. Сады при дворцах и виллах логично возрождали и развивали традиции «итальянского» террасного сада, сформировавшегося еще в эпоху Древнего Рима. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 26

Для гуманиста Леона Баттисты Альберти (1404-1472), учёного, архитектора, писателя и музыканта эпохи раннего Возрождения, главной была не структура сада, а вклю­чение его в окружающий ландшафт и вид «на город, море, далёкую равнину, на хорошо знакомые холмы Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 27

Наиболее известные сады сосредоточены, преимущественно, в районах Флоренции и Рима — в провинциях Тоскана и Лация. Исключительно живописные пейзажи окрестностей двух великих городов Италии создавали благоприятное настроение для работы над произведениями садово-паркового искусства и развитию уже существовавших здесь традиций. Творческое начало в садах Возрождения, а затем и барокко, нашло богатое выражение в многообразии композиционных решений и в динамическом развитии принципов планировки ансамблей. Ранние сады Возрождения имели регулярные, но достаточно свободно решенные планы без осевых доминант. Их кульминационные центры — дворцы и виллы — не занимали непременного господствующего места, как это потом стало обычным в барочных композициях XVII—XVIII вв. Внутренняя логика плановой структуры уступила в это время место обязательным симметричным осевым композициям, свойственным периоду барокко. Сады Тосканы и Лации имели террасное построение. На террасах разбивали небольшие регулярные партеры, или боскеты. Обязательные элементы водные устройства: фонтаны, водопады, каскады, небольшие бассейны. Сады были насыщены скульптурой, малыми архитектурными формами. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 28

Простота и скромность архитектурных элементов сада раннего Возрождения постепенно вытеснялись сочной богатой пластикой позднего Возрождения, а затем и барокко. Логика раннего Возрождения хорошо выражена в саду виллы Медичи во Фьезоле — живописном древнем городке в 10 км к северу от Флоренции. Со склонов холма здесь открывается одна из лучших панорам города с куполом Санта Мария Дель Фьоре в центре. Фьезоле издавна привлекал к себе поэтов, художников, зодчих. Именно его избрал Боккаччо как место действия своего «Декамерона». И именно здесь было построено несколько вилл, лучшей из которых по праву считается вилла, построенная в 1450 г. архитектором Микелоццо. Микелоцци для знатного мецената Козимо Медичи. Композиция сада построена на свободном сочетании нескольких террас, каждая из которых имеет самостоятельное законченное решение. Сад рассчитан на постепенное восприятие, и только верхняя терраса непосредственно композиционно связана со зданием виллы, стоящей в ее торце. Вилла Медичи почти современница Генералифа, и принцип планирования обоих са­дов почти идентичен. Но сходство это носит формальный характер. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 29

Фьезоле близ Флоренции. Вилла и сад Медичи. План и разрез. Арх. Микелоццо Микелоцци. 1450 г. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Генералиф замкнут в своей ограде, давая возможность взглянуть на окружающую красоту из-за нее, не показывая при этом свой потаенный мир. Вилла Медичи не замыкается в себе, широко открываясь во внешний мир.


Слайд 30

Фьезоле. Вилла Медичи. Общий вид Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 31

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Фьезоле. Вилла Медичи.


Слайд 32

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Фьезоле. Вилла Медичи.


Слайд 33

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 XVI в. представлен во Флоренции садами Боболи при палаццо Питти, построенном знаменитым Филиппо Брунеллески для Луки Питти. Они были начаты архитектором Никколо Триболо в 1550 г., продолжены Бернардо Буонталенти в 1580-х гг. и закончены Альфонсо Париджи в XVIII в. Композицию комплекса Питти, получившей впоследствии самое широкое развитие, можно назвать классической для городской усадьбы. К знаменитому зданию Брунеллески со стороны города примыкает парадная площадь-двор, мощенная каменными квадрами. Здание как бы отделяет каменный город от живой природы. Парковый фасад выходит в сад типичным ренессансным двориком. Он полуоткрыт в парк. Над одноэтажной галереей виден стоящий над ней фонтан, а за ним, на заднем плане, поднимаются вершины деревьев. Только с уровня второго или третьего этажа палаццо почти целиком от палаццо и поэтому разворачивается наиболее выразительно. Глаз охватывает всю ее главную ось — от лужайки, окруженной свободно нарисованным каменным амфитеатром, к фонтану Нептуна, стоящему в фокусе земляного амфитеатра, и дальше к статуе Изобилия, замыкающей перспективу.


Слайд 34

Сады Боболи обладают всеми классическими элементами итальянского сада — террасным построением, системой регулярных боскетов, водоемами, фонтанами, обилием скульптуры и малых форм. После торжественного величия парадного двора и залов палаццо Питти атмосфера садов Боболи впечатляет гармонией, красотой и покоем. В конце XVI в. сады начали расширять к востоку. Бернардо Буонталенти, а за ним Альфонсо Париджи, создали новую композицию, как бы нанизанную на протяженную ось — кипарисовую аллею. Кульминацией ее стал овальный пруд с барочным островом «Изола Белла». К востоку от центральной части лежит её продолжение — обширная композиция из нескольких разнородных партеров и боскетов. Центральная ось, объединяющая их, завершается большим овальным бассейном с островом «Изола Белла» в центре. Построенные по проекту Дж. Вазари в 1570 г., они богато украшены декоративной скульптурой, характерной уже для эпохи барокко. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 35

1 — палаццо Питти 2 — амфитеатр 3 — фонтан Нептуна 4 — статуя Изобилия 5 — Бельведер Сады Боболи во Флоренции. План центральной части, арх. Триболо и Буонталенти.1550–1588 гг. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 36

Сад Боболи. План 1—здание виллы; 2—двор Аманати; 3—амфитеатр; 4—район боскетов; 5— партер; 6— бассейн с фонтаном Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 37

Сады Боболи. Вид из палаццо Питти На первом плане фонтан на крыше грота, далее амфитеатр. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 38

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Сады Боболи.


Слайд 39

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Сады Боболи.


Слайд 40

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Сады Боболи.


Слайд 41

Вилла Ланте и деревня Баньяйя. Схема генерального плана Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 42

Возрождение оставило значительное число садов в разных областях Италии. Тоскана известна, главным образом, своими светскими садами. Лация с ее столицей Римом славится садами, принадлежавшими, за редким исключением, высшему католическому духовенству. Они отличались от тосканских подчеркнутой торжественностью и богатством, особенно ярко проявившимся к концу XVI в. Признанным мастером садового искусства XVI в. был знаменитый Джакомо Виньола. Виллы с садами занимают значительное место в его творчестве, при этом общепризнанно, что некоторые из этих вилл, в первую очередь Ланте и Капрарола, принадлежат к числу лучших в наследии ландшафтной архитектуры Возрождения. Обе виллы находятся к северу от Рима — Ланте в 84 км, вблизи городка Баньяйя, Капрарола в 70 км, около городка Витербо. Ланте построена для герцога Монтальто, Капрарола — для кардинала Фарнезе. Эта вилла представляла собой, так называемый, «секретный сад» для уединенного отдыха, она стоит в 300 м от широко известного пятиугольного в плане монументального палаццо Фарнезе, одного из самых роскошных дворцов Возрождения. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 43

Несмотря на то, что сад Ланте принадлежал светскому лицу, а Капрарола — духовному, оба сада достаточно близки друг другу. Ансамбли имеют строго симметричные планы, вытянутые вдоль одной оси. Оба невелики по размерам, имеют длину около 200 м и спускаются террасами по пологим склонам. Наконец, в обеих виллах здания находятся в средней части композиций. Водный каскад в задней части сада, несущий воду в полукруглый бассейн. На заднем плане входные ворота в сад. Его главная ось открыта на всём своём протяжении. Два здания виллы фланкируют её, замыкая парадный партер и отмечая начало задней, интимной части сада. Интересно, однако, не сходство, а различия в трактовке, казалось бы, принципиально похожих композиций. Сад виллы Ланте удивительно целостен. Он начинается с большого квадратного партера с фонтаном и бассейном в центре. Два симметричных здания виллы образуют как бы пропилеи, ведущие к террасной части сада, где вдоль оси, фланкированной стриженым кустарником и высокой зеленью, развивается система небольших бассейнов, каскадов и фонтанов, выполненная с богатой выдумкой и удивительно тонким художественным чутьем. Композиция имеет отчетливое завершение в виде п-образного бассейна, фланкированного садовыми постройками на верхней, пятой террасе. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 44

Сад виллы Ланте. План и разрез.Арх. Д. Виньола. XVI в. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 45

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Сад виллы Ланте.


Слайд 46

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Сад виллы Ланте.


Слайд 47

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Сад виллы Ланте.


Слайд 48

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Вилла Фарнезе в Капрароле Схема генерального плана 1 — дворец Фарнезе 2 — Малый дворец с садом (Вилла Капрарола) Иначе построен сад Капрарола. Он начинается с фонтана и каскада. Стеснен­ный двумя подпорными стенками, поло­гий каскад приводит к другому фонтану с очень богатым пластическим решением. Полуциркульные лестницы, огибающие его, приводят к Саду Кариатид — партеру перед торжественным портиком виллы. Название Сад Кариатид происходит от 28 статуй с корзинами на головах, стоящих на подпорной стенке, окружающей партер.


Слайд 49

Вилла КапраролаПлан Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 50

Сад виллы Капрароллы. План и разрез. Арх. Д. Виньола. XVI в. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 51

Вилла Капрарола. Фрагмент Сада Кариатид перед зданием виллы Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Вилла — кульминация композиции. За ней, на верхних террасах, находится закрытая, интимная часть парка с изящным мозаичным фонтаном. Капрарола выглядит торжественнее Ланте, и, видимо, это не случайная прихоть Виньолы, а закономерность построения зданий и ансамблей для высшего католического духовенства, отличающихся от тосканских композиций подчеркнутой представительностью и богатством.


Слайд 52

Вилла Фарнезе. Капрарола. Из чаши, поддерживаемой двумя гигантами, начинает свой путь водный каскад главного сада. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 53

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Вилла Фарнезе. Капрарола.


Слайд 54

Сады виллы Фарнезе. Капрарола. XVI в. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 55

Гермы-сатиры окружают клумбу, примыкающую к лестнице. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Сады виллы Фарнезе. Капрарола. XVI в.


Слайд 56

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 В этом плане особенно интересна композиция сада виллы д'Эсте в городке Тиволи. Сад проектировал архитектор Пирро Лигорио в XVI в. для кардинала д'Эсте, перестроившего в свою виллу средневековый монастырь. Террасный сад площадью около 4 га, поднимающийся к зданию виллы на высоту около 50 м, по характеру своего плана принадлежит к позднему Возрождению. В нем еще сохраняется простота и ясность плана, в нем еще нет безусловно доминирующей главной оси, свойственной барочным композициям. Центральная ось подчеркнута, главным образом, замыкающим ее зданием виллы, в то же время две поперечные оси, идущие вдоль склона, обладают выразительностью, не уступающей центральной. Верхняя поперечная ось образована аллеей Ста фонтанов и завершена, с одной стороны, Овальным фонтаном с каскадом, падающим полукруглой стеной в овальный бассейн. На другом конце оси находится площадка со стоящими на ней миниатюрными копиями античных построек. Нижняя поперечная ось подчеркнута цепью бассейнов, ведущей к фонтану Водяной орган, в котором сложное устройство гидравлического органа создает уникальный звуковой эффект. Между этими двумя осями на главной оси размещен фонтан Драконов с мощными вертикально бьющими струями воды.


Слайд 57

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Вся гидросистема работает под естественным напором воды. На территории сада сосредоточено большое число прекрасных скульптур и парковых сооружений, возводившихся на протяжении двух столетий. Интересно, что объемно-пространственное решение и этих сооружений, и растительности сада приобрело формы барокко, наложенные на план эпохи Возрождения. Фонтанные садовые композиции виллы д'Эсте оставались уникальными и непревзойденными долгое время, вплоть до постройки фонтанов Петрово-дворца.


Слайд 58

Вилла д’Эсте в Тиволи. План и разрез. Арх. П. Лигорио. 1550 г. 1 — здание виллы 2 — аллея Ста фонтанов 3 — фонтан Овато (овальный фонтан) 4 — композиция «Торжествующий Рим» (статуя Минервы, окружённая миниатюрными изображениями римских построек) 5 — фонтан драконов 6 — фонтан «Водяной орган» и бассейны водного партера, ведущие к нему 7 — кольцо старых кипарисов Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 59

Вилла д’Эсте в Тиволи. С гравюры XVI века, выполнен-ной худ. Дюпераком Композиция зелени идеализирована и формально симметрична. В натуре важную роль играет кольцо старых высоких кипарисов в центре нижней террасы и мощная вертикальная струя фонтана Драконов, не предусмотренных в проекте Лигорио. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 На гравюре хорошо виден рельеф, сильно повышающийся к зданию виллы и влево, к северу.


Слайд 60

Вилла д'Эсте. План, Италия 1—главный вход; 2—партер; 3— фонтан; 4—здание виллы; 5—па­вильон; 6—грот; 7—каскад; 8—мо­сты; 9—верхняя терраса; 10— боскеты; 11—лестницы Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 61

Даже в богатой зрелищами Италии фонтаны виллы д'Эсте производят ошеломляющее впечатление. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Вилла д'Эсте.


Слайд 62

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Вилла д'Эсте.


Слайд 63

Вилла д’Эсте. Водный партер. В перспективе Водяной орган Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 64

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Вилла д’Эсте.


Слайд 65

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Вилла д’Эсте.


Слайд 66

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Вилла д’Эсте.


Слайд 67

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Вилла д’Эсте.


Слайд 68

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Вилла д’Эсте.


Слайд 69

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Текст слайда


Слайд 70

Вилла Альбани. План, Италия 1 — здание виллы; 2—партер с фон­таном; 3—кофейный павильон; 4—верхняя терраса; 5—нижняя тер­раса; 6—парк Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 71

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Вилла Альдобрандини. План, Италия 1—вход; 2—центральная аллея; 3— вилла; 4—терраса; 5—партер; 6— подпорная стена; 7—каскад; в—верхняя терраса; 9—лесопарко­вая часть Вилла Гарцони. План, Италия 1 — вход; 2—партер; 3—фонтаны; 4— терраса; 5—каскад


Слайд 72

Барокко в Италии Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 73

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Характерные черты садов барокко Использование разных уровней с устройством каскадов и водопадов Большая площадь садов при сохранении принципа разделения на «зеленые кабинеты» «Театрализация жизни» (использование садов для маскарадов увеселений), элемент иронии, шутливости, отдыха, курьезности Стремление к музейности и коллекционированию редких фруктов, растений, птиц Тяготение к эффектам «преодоления» материала (противостояние естественным законам) Большая чем в других стилях органичность синтеза искусств


Слайд 74

Ансамбль Ватикана формировался на протяжении нескольких столетий. Решающим были XVI и XVII века. В XVI в. построили собор Св. Петра и завершили комплекс ватиканских дворцов, добавив к Апостольскому и другим небольшим средневековым дворцам огромный Бельведерский дворец с его дворами, двор св. Дамасо и виллу Пиа с её садом. В XVII в. была построена грандиозная площадь перед собором. XX в. добавил комплекс музейных зданий и несколько второстепенных сооружений в парковой зоне. Ансамбль Ватикана строили лучшие зодчие XVI–XVII вв.: Микеланджело, Браманте, Лигорио, Бернини, Доменико Фонтана. Задуманный Брабанте единый двор, лежащий на трёх террасах, не был осуществлён. Дворец возводили долго, и в XVII в. его двор разделил на три части: Бельведерский двор, Библиотечный двор и сад Пинии с огромной нишей, построенной П. Лигорио. В нише стоит гигантская скульптура шишки пинии — сосновой шишки. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 75

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Сады Барокко Сады Вилландри (Франция) Бельведер (Вена) Сады Боболи (Италия) Шарлоттенбург (Германия)


Слайд 76

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Характерные черты садов голландского барокко Дворец не занимает центрального положения Обилие цветов по преимуществу тюльпанов


Слайд 77

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Основные черты садов Рококо Превращение иронии в шутку, развлекательности в приятность Пасторальный характер интереса к природе Наклонность к идилии, небольшим галантным празднествам Признаки обращения к неупорядоченной природе Любовь к меланхолии на фоне природы и сельской жизни Взаимосвязь интерьера и экстерьера


Слайд 78

Ватикан. Схема генерального плана 1 — Собор Св. Петра 2 — площадь собора св. Петра 3 — Апостольский дворец со двором св. Дамассо 4 — Сикстинская капелла 5–7 — Бельведерский дворец 5 — Бельведерский двор 6 — Библиотечный двор 7 — Сад шишки Пинии 8 — Апостольский сад и современные здания музеев 9 — вилла Пиа с садом Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 79

Ватикан. Дворы Бельведерского дворца. План и разрез. Арх. Д. Браманте. 1503–1513 гг. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 80

Вилла Пиа (вилла папы Пия IV или Казина Пиа) в садах Ватикана. План. 1558–1563. Арх. П. Лигорио Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 81

Вилла Пиа. Фасад извнутреннего дворика. Скульптурная декорация Рокко да Монтафиаскони Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Венеция. Площадь Сан-Джован-ни-э-Паоло. Монумент Э.Кол-леоне, ск. А. Вероккио. 1488 г.


Слайд 82

Виченца. Вилла Ротонда, арх. А. Палладио. 1552 г. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 83

Венеция. Площадь Сан-Марко и Пьяцетта Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 84

Сиена. Центр города 1 — площадь Кампо и палаццо Публико 2 — бассейн и трибуна, арх. Джакопо делла Кверчиа 1419 г. 3 — соборная площадь Площади Раннего Возрождения мастерски вписаны в средневековую структуру улиц. Узкие улицы, перекрытые арками, прерываемые лестницами, создают эффект острого контраста с организованным пространством площадей. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 85

Флоренция. Схематический план ландшафтной структуры площадей эпохи Возрождения 1 — Соборная 2 — Сеньории 3 — Палаццо Питти с садами Боболи 4 — Санта Мария Новелла 5 — Сан-Лоренцо 6 — Аннунциаты 7 — Санта Кроче 8 — Сан-Спирито 9 — Санта Мария делла Кармине Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 86

Флоренция. Площадь Аннунциаты. XV–XVII вв. 1 — Воспитательный дом, арх. Брунеллеско, 1445 г. 2 — галерея монастыря Серви ди Мариа, арх. А Сангалло и Б. д’Аньоло, 1518г. 3 — галерея церкви Сантиссимо Аннуциаты, арх. Д. Качини, 1604 г. 4 — Памятник Фердинанду I, ск. Д. Да Болонья, 1608 г. 5 — Фонтаны, ск. П. Такка, 1629 г. Во всех источниках площадь показана строго прямоугольной в плане. В действительности, как показывает аэрофотосъёмка, она имеет неправильную форму, размещение и размеры памятника и фонтанов не соответствуют идеальным схемам. Может быть именно эти отступления от идеальной геометрии и обеспечивают особое очарование ансамбля при восприятии его в натуре. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 87

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Рим. Схематический план системы улиц и площадей эпохи Барокко. Выделены улицы, проложенные в XVI–XVII вв. 1 — площадь Св. Петра с фонтанами и обелиском 2 — площадь Навона с фонтанами и обелиском 3 — площадь Фарнезе с фонтанами 4 — площадь Пантеона с фонтаном и обелиском 5 — площадь Капитолия 6 — колонна Траяна 7 — фонтан Треви 8 — площадь Колонны 9 —площадь Дель-Пополо с обелиском 10 — Испанская площадь с лестницей, фонтаном и обелиском 11 — площадь Квиринала с обелиском 12 — Колизей 13 — Латеранская площадь с обелиском 14 — площадь Санта Мария Маджоре с обелиском и колонной 15 — ворота Пиа 16 — перекрёсток Четырёх фонтановсады: А — Ватикана Б — виллы Медичи В — виллы Боргезе Г — Квиринальского дворца Д — Палантинского дворца


Слайд 88

Рим. Площадь Навона Площадь образовалась в средние века на месте древнеримского стадиона. В XVI в. Д. Бернини украсил её тремя фонтанами с обелиском в центральном из них. В середине XVII в. композиция площади была завешена церковью св. Агнессы арх. Б. Борромини Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 89

Рим. Площадь Капитолия. Арх. Макеланджело. Середина XVI в. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 90

Рим. Испанская площадь и лестница. План. Арх. П. Бернини и де Санктис. XVI–XVIII вв. 1 — обелиск 2 — фонтан «Ладья» 3 — церковь Санта Тринита деи Монти Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Первая площадь, одна сторона которой незастроена. Она широко открыта в город. Торжественный подход к ней в виде лестницы-пандуса Кордонаты существлён только на рубеже XVIII в. Ряд античных статуй, обозначающих границу открытой стороны площади, поставлен арх. Джакомо делла Порта в конце XVI в. Особенно выразительны скульптуры Диоскуров, фланкирующие Кордонату. Диоскуры Кастор и Поллукс, сыновья Юпитера, были популярными фигурами римской (а ранее греческой) мифологии, прославленными воинами. Фигурное мощение по рисунку Микеланджело осуществлено в середине XX в.


Слайд 91

Фонтан Треви. Арх. Н. Сальви. Начало XVIII в. Огромная пышная декорация заднего фасада палаццо Поли. Снабжается водой из древнеримского водопровода Аква Вирго, построенного в 19 г. до. н.э. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 92

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Текст слайда


Слайд 93

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Текст слайда


Слайд 94

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Текст слайда


Слайд 95

Характерные черты садового искусства Барокко – обилие каменных произведений на террасах : опорных стен, фонтанов, павильонов, аллегорических фигур, нимф, сатиров, богов и богинь, балюстрад, лестниц, садовых театров и туфовых ниш, сложно развитых аллей, огромных урн и другой садовой орнаментики. Основная отличительная черта Барокко заключается в смелом использовании разных уровней, в устройстве каскадов, водопадов. Создание собственной мифологии (собственных систем символов и аллегорий) чисто эстетического порядка. Статуи служили смысловой связью с природой. Кусты и деревья стриглись не столько «архитектурно» сколько живописно. Стремление к преодолению материала: подчинить растения скульптурным формам, создавать декоративные эффекты. Характерной деталью Барокко –устройство так называемых «театров». Они создавали декоративный фон. Сады Барокко часто использовались для маскарадов, театральных действий. Барокко-это первый из стилей, который довел увлечение садами почти до фантастических размеров, а затраты на устройство дворцовых садов почти сравнял с затратами на постройку самого дворца. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 96

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Текст слайда


Слайд 97

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Текст слайда


Слайд 98

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Текст слайда


Слайд 99

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Текст слайда


Слайд 100

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Текст слайда


Слайд 101

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Текст слайда


Слайд 102

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Текст слайда


Слайд 103

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Текст слайда


Слайд 104

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Текст слайда


Слайд 105

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Текст слайда


Слайд 106

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Текст слайда


Слайд 107

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Текст слайда


Слайд 108

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Текст слайда


Слайд 109

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Ансамбль Версаля


Слайд 110

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Ансамбль Версаля


Слайд 111

Классицизм XVIII–XIX веков Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 112

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Характерные черты садов классицизма Стремление к парадности Отсутствие видимых границ между отдельными участками сада Использование ровного рельефа без уступов Раскрытие видов на дворец и из дворца Осевое деление сада с широкой центральной аллеей и с симметричным построением обеих частей и по обе стороны оси


Слайд 113

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Элементы, играющие основную роль в формировании композиции садов и парков классицизма Партеры прямоугольной формы Прямоугольные площадки, боулингрины, кенкоксы Широкие аллеи Далекие перспективы Гигантские водные партеры Радиальные аллеи


Слайд 114

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Примеры лучевых композиций садов Классицизма Версаль Бадмингтон (Англия) Шенбрун (Австрия)


Слайд 115

Бат. Озеленённые площади Круг («Серкус») и Королевский полумесяц («Ройял Кренст»). 1810 г. Арх. Д. Вуд младший Название города, лежащего к востоку от Бристоля, означает «купальня» или «термы» и ведёт своё происхождение от имени древнеримского посёлка при геотермальных источниках. В XVIII–XIX вв. центр этого курортного городка украсился группой прекрасных озеленённых площадей. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 116

Потсдам. Парк Сансуси. Схема генерального плана. 1745–1864 гг. 1 — замок Сансуси с террасным садом, арх. Г. Кнобельсдорф, 1745–1747 гг. 2 — картинная галерея, арх. И. Бюринг, 1755 г. 3 — Новая камера, арх. Г. Кнобельсдорф, 1747 г. 4 — Сицилийские сады, арх. П. Леннэ, 1857 г. 5 — оранжерея 6 — Новый дворец, 1763–1769 гг., арх. И. Бюринг и др. 7 — Шарлоттенхоф, арх. П. Леннэ и К. Шинкель 8 — римские термы, арх. П. Леннэ, К. Шинкель, Л. Персиус, 1829–1835 гг. 9 — Китайский чайный дом, арх. И. Бюринг, 1757 г. Потсдам граничит с западной окраиной Берлина. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Основанный в X в., он в XVII в. стал резиденцией бранденбургских курфюрстов, а в XVIII в. — прусских королей. Именно в это время здесь и были созданы крупнейшие в Германии парковые композиции, прекрасно сохранившиеся до наших дней.Они образуют вокруг города цепь парков, включающих и знаменитый Новый сад с дворцом Цицилиенхоф, где в 1945 г. состоялась Потсдамская конференция стран антигитлеровской коалиции.


Слайд 117

Мускау-бад. Парк. План левобережной части с замком. Арх. Пюклер. 1815–1840 гг. 1 — Нижний сад и дворец 2 — город 3 — Верхний сад Мускау-бад — курортный городок с геотермальными водами. Парк имел специфический характер: им пользовались отдыхающие «на водах». Сейчас он разделён польско-немецкой границей на две части. В хорошем состоянии находится только немецкая часть парка. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 118

Бранитц. Парк. Пирамида на воде Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 119

Бранитц. Парк. План 1845 г. Арх. Г. Пюклер 1 — дворец 2 — пирамида 3 — пирамида на воде (гробница Г. Пюклера) Относительно небольшой по размеру, этот парк отличается особой изысканностью и продуманностью планировки, объёмно-пространственного решения и расстановки ключевых сооружений Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 120

Лондон. Гайд-парк и Кенсингтонские сады. План. Основаны в XVII в. Планировка XIX в. А — Кенсингтонские сады Б — Гайд-парк 1 — Кенсингтонский дворец 2 — Круглый пруд 3 — Длинный пруд 4 — пруд Серпентайн 5 — участок Хрустального дворца на Всемирной выставке 1851 г. 6 — администрация парка 7 — Мраморная арка и «Уголок ораторов» Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 121

Лондон. Гайд-парк. Пейзаж в восточной части парка Хорошо видны элементы парка (стриженные газоны, прямолинейные дорожки и группы деревьев) и принцип их компоновки. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 122

Шарлоттесвил. Усадьба Монтичелло. 90-е гг. XVIII в. Арх. Т. Джефферсон Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 123

Шарлоттесвил. Вирджинский университет. 1820-е гг. Арх. Т. Джефферсон Газон центрального двора замыкает Ротонда, в ней библиотека и аудитории. По бокам двор ограничивают 10 профессорских домов, каждый со своим пейзажным садиком, и галереи студенческих общежитий. По идее Джефферсона, ансамбль представляет собой «академическую деревню», где каждый профессор живёт в окружении своих учеников. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 124

Пригородный дом с садом для людей среднего достатка. План из трактата А. Даунинга (США). 1841 г. 1 — огород при кухне 2 — «живописный сад» 3 — цветник Проект Даунинга близок планам усадеб (или «плантаций», как их называют в южных штатах), сложившимся ещё в XVIII в. Ядром такой усадьбы был дом с овальной лужайкой перед ним. Лучшие образцы подобных композиций — Гора Вернон 1737 г. (усадьба Дж. Вашингтона на р. Потомак к югу от г. Вашингтона) и Монтичелло 1796 г. (усадьба Т. Джефферсона близ городка Шарлоттесвил к юго-западу от г. Вашингтона) Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 125

Париж. Площадь Людовика XV (площадь Согласия). Проект 1753 г. Арх. Ж.-А. Габриэль В центре — конная статуя Людовика XV работы Бушардона (снесена в 1792 г.). По периметру рвы с засеянным травой дном. В перспективе улицы Рояйяль церковь Мадлен. В XIX в. площадь претерпела ряд изменений: в центре встал обелиск, привезённый Наполеоном из Луксора, были засыпаны рвы и снесены баллюстрады, поставлены новые символические скульптуры и два фонтана. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 126

Париж. Площадь Людовика XIV Великого (Вандомская) и бульвар Мадлен. Деталь плана Тюрго. 1739 г. Площадь осуществлена по проекту арх. Ж.-А. Мансара в конце XVII в. В 1699 г. в центре её был поставлен конный монумент Людовика XIV работы Жирардона. В 1810 г. памятник заменила колонна в честь побед Наполеона (арх. Денон, Лепер и Гондуэн). Колонну снесли в 1871 г. и восстановили в 1847 г. Бульвары на месте крепостных валов были предложены арх. Булле и Блонделем в 1676 г. и осуществлены в начале XVII в. Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9


Слайд 127

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Дата начала пейзажного стиля в садоводстве 1727 год Термин «пейзажный» впервые прозвучал в Трактате Кристофера Хусси «О живописных элементах в ландшафте »


Слайд 128

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Основные черты садов Романтизма Выявление естественной стороны природного материала Исчезновение «кабинетности» Ослабление роли античной мифологии и символики Совпадение в мироощущении, настроении, движениях природы и души, уединение в садах как цель и самоцель Появление большого числа храмов, беседок, хижин, посвященным романтическим темам (Алтари любви, Дружбы, Надежды, Благодарности, Воспоминания) Значение слова, эпитафии и надписи на памятниках


Слайд 129

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Пейзажи романтических парков следуют живописи Клода Лоррена Никола Пуссена Сальватора Роза


Слайд 130

Садово-парковое искусство Западной Европы ТЕМА 9 Английские романтические пейзажные парки: Стоу Бленхейм Чатсвортс


×

HTML:





Ссылка: