'

История дизайна,науки и техники

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Тема 2 Стиль Модерн, его социальные и эстетические противоречия. Основные региональные течения стиля Модерн История дизайна, науки и техники Семестр/модуль 5 072500.62 Дизайн. Профиль Дизайн среды ИСТД, кафедра Дизайна Доцент Иванова Ольга Гениевна История дизайна,науки и техники


Слайд 1

2 Европа и стиль модерн: «короткое замыкание». Общие признаки стиля. Региональные разновидности и стилевые направления. Ар-нуво. Либерти. Модернизмо. Югендстиль. Сецессион. Школа Глазго. Модерн в скандинавских странах. Ключевые понятия


Слайд 2

3 Модерн (франц. moderne, лат. modernus – новый, современный) – это период развития европейского искусства на рубеже XIX-XX веков, который включал различные художественные течения и школы. Модерн имеет достаточно четкие хронологические границы: от конца 1880-х годов до 1914 года (начала Первой мировой войны), оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы. Основной целью модерна стало стремление противопоставить свое творчество эклектизму предыдущего периода. Модерн вобрал в себя многообразие переплетающихся между собой течений, которые были не только различными, но часто и разнонаправленными: орнаментальное и конструктивное, «флоральное» и геометрическое, новаторское и ретроспективное, кустарное и индустриальное. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание». Определение и хронологические рамки


Слайд 3

4 Общность пластического языка модерна сложилась из ряда региональных разновидностей, стилевых направлений как творческих групп, так и отдельных художников. во Франции и Бельгии он назывался «Ар нуво»; в Англии — «Движение искусств и ремесел», а позже «новый стиль» («Modern style»); в Италии — «Либерти», по названию открытого Артуром Лезенби в 1875 г. на Риджент-стрит в Лондоне магазина «Либерти», сыгравшего большую роль в распространении этого стиля (филиал магазина был и в Италии), в Германии привился термин «Югендстиль» — так назывался журнал («Die Jugend»), в котором часто публиковались образцы новейших изделий; в Австрии и Чехии художники, архитекторы, представители прикладного искусства объединились в группу «Сецессион» («Sezession»), давшую название выставочному павильону, выстроенному по проекту Йозефа Ольбриха; в Великобритании шотландский дизайн и архитектура - «Школа Глазго», имеющая четко выраженную рационалистическую направленность; в Испании «Модернизмо» – начал свое триумфальное шествие с работ Антонио Гауди. Региональные разновидности и стилевые направления Европейские направления модерна


Слайд 4

Зарождение модерна в западноевропейских странах происходило почти одновременно, однако его родиной считается Бельгия, где были построены городские особняки, которые являются первым манифестом ар-нуво. Архитектура ар нуво в Бельгии представлена постройками Поля Анкара, Анри ван де Вельде, Виктора Орта. Германну Обристу принадлежит программное произведение модерна — ковер с изображением изогнутого стебля цветка цикламена («Удар бича», 1895). 5 Ар нуво. Бельгия. Германн Обрист. Цветок цикламекна, «Удар бича» Виктор Орта. Особняк Эйтвельд, Брюссель, 1895 Германн Обрист. «Удар бича», 1895


Слайд 5

Одним из величайших представителей ар-нуво был бельгийский архитектор Виктор Орта (1861 - 1947). Наиболее ранняя постройка, которая считается классикой ар-нуво – особняк Тасселя в Брюсселе. В. Орта включал мрамор, керамическую плитку, текстиль, обои, стекло и цветной металл деталей оборудования. Широко распространенным художественным средством в интерьерах модерна являются цветные витражи. 6 Ар нуво. Виктор Орта. Особняк Тасселя, декоративные и композиционные приемы В.Орта. Особняк Тасселя в Брюсселе, вестибюль, 1893-1895 гг. Л.К. Тиффани. Витраж особняка Тасселя в Брюсселе


Слайд 6

Характерной чертой бельгийского и европейского модерна в целом является творческая разносторонность и профессиональная эволюция его виднейших представителей, проходившая зачастую от изобразительного и декоративного искусства к архитектуре. Особенно показатель­ный пример в этом отношении представляет творчество Анри ван де Вельде (1863 — 1957), которому часто приписывают роль первооткрывателя ар-нуво. 7 Ар нуво. Анри Ван де Вельде А. ван де Вельде. Музейный зал на Выставке прикладного искусства в Дрездене, предметы интерьера,1906


Слайд 7

Во Франции архитектура ар-нуво распространялась с середины 1890-х годов под определенным влиянием соседней Бельгии. Крупнейший архитектор французского модерна Эктор Гимар (1867 — 1942). Единый формообразующий принцип, отталкивающийся от природных форм, была основополагающей и для Орта, и для Гимара, который считал, что «... параллельное и симметричное — вот чего следует избегать во всем». 8 Ар нуво. Эктор Гимар Э.Гимар. Фасад отеля «Кастель Беранже»,1898 Э.Гимар. Особняк Меззара в Париже, 1911


Слайд 8

Именно входы в метро сделали имя Э. Гимара известным во всем мире, породили термины «стиль Гимара» и «стиль метро», как варианты обозначения французского модерна. Оформление входов целиком выполнено из литого железа, покрашенного в зеленый цвет (некоторые входы, например, станции «Порт Дофин», «Абресс», «Шатле» имеют также легкую, как бы парящую кровлю из матового зеленоватого стекла). 9 Ар нуво. «Стиль Гимара» Эктор Гимар. Станция метро «Абесс», Париж, 1900


Слайд 9

Кроме Гимара в Париже наиболее значительными архитекторами модерна были Жюль Лавирот (1864 -1924) и Франц Журден (1847 -1935). Главная архитектурная реализация Франца Журдена — магазин «Самаритэн» в Париже, старое здание которого было построено в 1905 году, а новое (в соавторстве с А. Соважем) — в 1930 году. 10 Ар нуво. Франц Журден. Магазин Самаритэн Ф. Журден. Магазин Самаритэн, интерьер, 1905


Слайд 10

В городе Нанси в начале 1890-х годов местными молодыми художниками было создано «Общество декоративного искусства Лотарингии», на базе которого возникла так называемая Школа Нанси, основание которой относится к 1901 году Ее виднейшими представителями были художники по стеклу Эмиль Галле, братья Огюст и Жан-Антони Дом; дизайнеры по мебели Луи Мажорель и Эжен Валлен; скульптор и декоратор Виктор Пруве. 11 Ар нуво. Школа Нанси Работы художников Школы Нанси


Слайд 11

Модерн проявился и в стиле одежды благодаря работам известного модельера Поля Пуаре — реформатора женской моды XX в. Как никто другой, он умел устроить праздник из показа моделей. Граница между маскарадным костюмом и платьем становилась расплывчатой. Он творил моду как художественное действие, приглашая к сотрудничеству известных художников: Жоржа Лепапа, Поля Ириба, Романа Тыртоффа (Эрте), Рауля Дюфи. 12 Ар нуво. Модерн в одежде. Поль Пуаре П. Пуаре. Рисунки моделей для журналов,1912


Слайд 12

13 Влияние различных внешних факторов в гораздо большей степени, чем в других странах, определяло сложение модерна в Италии и порождало различные его варианты. Одним из таких направлений был так называемый «английский стиль» или «стиль Либерти», название которого стали использовать для обозначения итальянского модерна. В основу этого названия было взято лондонское предприятие Артура Л. Либерти, производившего мебель и предметы декоративного искусства, поставлявшиеся в Италию и там хорошо раскупавшиеся. Кроме того, часто выделяют также так называемый «флоральный стиль», близкий к франко-бельгийскому варианту ар-нуво. Стиль Либерти


Слайд 13

Наиболее значительным представителем «флорального» направления был архитектор Эрнесто Базиле (1857 — 1932), работавший одновременно как художник монументально-декоративного искусства и дизайнер. 14 Стиль Либерти. Италия. Эрнесто Базиле Э. Базиле. Гранд-отель «Вилла Игеа» в Палермо, 1899-1900 гг.


Слайд 14

15 Своеобразие архитектуры каталонского модерна в целом и его представителя – Антонио Гауди в значительной степени объясняется спецификой тысячелетнего развития испанской архитектуры, в которой соседствовали и нередко смешивались различные мотивы: западноевропейские и арабские (стили мудехар и эстило флоридо); орнаментальное богатство исламского искусства и готическая конструктивная логика; безудержная барочная пластика форм и антиклассицистическая яркость цвета. Традиционные для интернационального модерна декоративные мотивы (линия «удара бича», развевающиеся женские волосы, ирисы и т.д.) почти не встречаются, а палитра художественных приемов и используемых материалов настолько многообразна, что кажется непредсказуемой. Модернизмо. Испания, Антонио Гауди


Слайд 15

Единственный и при этом гениальный лидер архитектурного авангарда Каталонии (Испания) — Антонио Гауди-и-Корнет (1852 — 1926), воспринимающийся в настоящее время национальным героем и «гением места» — города Барселоны, где находится абсолютное большинство его построек и где он практически прожил всю жизнь. В интерьерах дома Висен (Каза Висен) сталактитовые потолки и светильники с арабскими надписями соседствуют с натуралистически изображенными расписными и рельефными листьями, цветами и птицами. 16 Модернизмо. Антонио Гауди. Каза Висен А. Гауди. Дом Висен (Каза Висен), 1883 -1888 гг.


Слайд 16

Дворец Гуэля - одно из ранних и одновременно наиболее выдающихся и показательных произведений архитектора. В конструкциях был использован железобетон, из кирпича выкладывались плоские своды. Специально для дворца Гауди спроектировал уникальную мебель, в том числе софу и туалетный столик с зеркалом, представляющие квинтэссенцию черт модерна в их самом экстремальном выражении: абсолютная асимметрия, превалирование сложных лекальных кривых и почти полное отсутствие прямых линий. 17 Модернизмо. Антонио Гауди. Дворец Гуэля А. Гауди. Дворец Гуэля, купольный зал, мебель, Барселона,1886 -1889 гг.


Слайд 17

Собор Саграда Фамилия, ставшая делом всей жизни архитектора и оставшаяся недостроенной, должна была стать символом Барселоны, наподобие готических кафедральных соборов в европейских городах. Собор Саграда Фамилиа производит впечатление огромного и величественного леса, оживляемого загадочным светом. Об этих нефах сам Гауди говорил: «Точно в лесу». Действительно, кажется, что в колоннах скрыты живительные силы, сравнимые с теми, что обеспечивают дереву рост и равновесие. 18 Модернизмо. Антонио Гауди. Саграда Фамилиа А. Гауди. Собор Саграда Фамилиа, план и фасад, интерьер, 1883 -1926 гг.


Слайд 18

Сочетание конструктивного и декоративного начал в архитектурном формообразовании просматривается почти во всех постройках Гауди, причем декоративное всегда более заметно. В интерьерах стены плавно переходят в потолок, совпадая с ним цветом и фактурой. Все архитектурные членения скруглены, традиционные архитектурные плоскости получают почти произвольную трехмерную пластику. В систему этой рукотворной пластики входит вся отделка и мебель. 19 Региональные разновидности и стилевые направления Антонио Гауди. Каза Батльо А. Гауди. Дом Батльо (Каза Батльо), фасад, мебель, 1904-1906 гг.


Слайд 19

Еще большей пластикой архитектурных форм характеризуется расположенный на противоположной стороне улицы многоквартирный жилой дом Мила («Каза Мила»), получивший прозвище «Ла Педрейра» (Каменоломня). Этот дом часто называют также самой крупной абстрактной скульптурой, так как его каменные фасады вовлечены в волнообразное движение стен и балконов, различное по своей пластике на отдельных этажах. Технические скульптуры на крыше абстрактны, экспрессивны и не имеют стилистических прототипов. 20 Модернизмо. Антонио Гауди. Каза Мила, «Ла Педрейра» А. Гауди. Дом Мила (Каза Мила), фасад, план, предметы интерьера 1904 -1906 гг.


Слайд 20

Наибольшего взаимопроникновения архитектурное, скульптурное и живописное начала творческой деятельности Антонио Гауди достигли в благоустройстве территории парка Гуэль, где они органично сочетаются с яркой средиземноморской природой, которая тщательно сохранялась при проектировании и во время строительства. 21 Модернизмо. Антонио Гауди. Парк Гуэль А. Гауди. Парк Гуэль, 1904 -1906 гг.


Слайд 21

22 Развитие югендстиля можно разделить на два периода: до 1900 г. и после 1900 г. До 1900 г. этот стиль мало чем отличался от стиля движения «Искусств и ремесел», Своим продвижением природных форм и образцов народного творчества как средства реформирования дизайна, и в конечном счете общества, с упором на цветочные мотивы - броские природные элементы После 1900 г. стиль стал более абстрактным и динамичным, на нем сказалась философия бельгийского архитектора Анри ван де Вельде, который был убежден в том, что художественное просвещение способно улучшить качество жизни и даже экономику. Югендстиль. Германия. Периоды развития стиля


Слайд 22

Югендстиль названием обязан журналу о декоративных искусствах Jugend («Юность») - журнал был основан в Мюнхене Георгом Хиртом в 1896 г., и издатели определяли его как «периодическое издание об искусстве и жизни». Дизайнеры югендстиля считали использование природных форм способом реформирования в дизайне и в социуме. Они создавали как простые предметы домашнего обихода, так и большие настенные мозаики, ювелирные изделия, изделия из стекла, архитектурные произведения. 23 Югендстиль. Журнал «Югенд». Работы дизайнеров Фриц Эрлер. Титульный лист еженедельного журнала «Югенд», август 1896 Работы дизайнеров югендстиля


Слайд 23

Как и в рамках движения «Искусств и ремесел», по всей Германии открывались мастерские прикладных искусств, где предметы домашнего обихода изготавливались с помощью традиционных технологий. 24 Югендстиль. Мастерские прикладных искусств А. Эндель. Проект театральных лож для театра Бунтеса, Берлин, 1901 А. ван де Вельде Дамское бюро, 1897


Слайд 24

Мюнхенский кружок В Мюнхене начинали свою художественную деятельность Петер Беренс, Август Эндель, Отто Экман, Бернхард Панкок, Бруно Пауль, Герман Обрист. Мюнхенский кружок тесно сотрудничал с промышленниками и ставил своей целью разработку в духе югендстиля интерьеров и всей их предметной среды. В 1896 году архитектором-самоучкой Августом Энделем было построено фотоателье «Эльвира», фасад которого с рельефом огромного стилизованного в духе модерна летящего дракона (скульптор Й. Харвиг). 25 Югендстиль. Мюнхенский кружок. Август Эндель А.Эндель Фотоателье Эльвира, Мюнхен 1896-1897 гг.


Слайд 25

Предметы, изготовленные в Дрездене, отличались менее тонкой работой и, сле­довательно, были более дешевыми, чем те, которые делались в Мюнхене, но тем не менее все же оставались недоступными для среднего обывателя. Рихард Римершмид, главный дизайнер Дрезденской мастерской, усвоил простой народный стиль, похожий на тот, которым отличались работы британских дизайнеров движения искусств и ремесел. Р. Римершмид стремился реформировать дизайн посредством стандартизации. 26 Югендстиль. Дрезденские мастерские. Рихард Римершмид Рихард Римершмид. Камерный театр в Мюнхене, верхнее фойе,1901 Рихард Римершмид. Стул,1899


Слайд 26

В 1898 году в Дармштадте была основана колония молодых художников, для которой был выделен великокняжеский парк Матильденхёэ. В этом парке проводились выставки авангардного для того времени искусства и были построены жилые дома для художников, представлявшие со всей предметно-пространственной средой их интерьеров так­же экспонаты парка. Главными участниками дармштадтской колонии, определившими ее архитектурный облик, были Петер Беренс и приехавший из Вены Йозеф Ольбрих, 27 Югендстиль. Дармштадская колония художников. Йозеф Ольбрих Й. Ольбрих. Афиша выставки, 1901 Й. Ольбрих. Свадебная башня в Дармштадте, 1908


Слайд 27

Личность П. Беренса (1868 — 1940) и его творческая биография представляют пример художественной универсальности, довольно типичной для выдающихся деятелей искусства эпохи модерна. 28 Югендстиль. Питер Беренс П. Беренс. Собственный дом в Дармштадте, интерьер, 1901


Слайд 28

Одной из ведущих стран, где стиль модерн получил всестороннее развитие и национальную окраску, была Австрия. В 1897 году группой художников и архитекторов был организован венский Сецессион — художественное объединение, провозгласившее своим девизом: «Искусство для времени, искусство должно быть свободно». Лидером объединения был Густав Климт. Штаб квартирой стало здание Сецессиона в Вене, построенное по проекту Йозефа Ольбриха в 1898 г. Там же проходили выставки членов ассоциации. 29 Сецессион. Австрия. Густав Климт – лидер Сецессиона Й. Ольбрих. Плакат Второй Венской выставки сецессиона, 1898 Здание Сецессиона, 1898


Слайд 29

Рационалистические принципы формообразования мебели характерны для австрийского модерна в целом. Строгие геометрические формы присущи ряду кресел и корпусной мебели Коломана Мозера. Особенно формально острым, рафинированным и конструктивно простым композиционным решением отмечен его деревянный стул с подлокотниками 30 Сецессион. Рационализм. Коломан Мозер. К. Мозер. Стул для санатория «Пуркерсдорф», 1902


Слайд 30

Старейшим и общепризнанным архитектурным лидером австрийского модерна был Отто Вагнер (1841 - 1919) Творческим импульсом к новаторским поискам в области архитектурного формообразования было для Вагнера строительство утилитарных сооружений «нетрадиционного» назначения, одно из них — станции венской городской железной дороги. О. Вагнера можно считать наиболее продуктивным австрийским архитектором. В Вене им было построено около пятидесяти доходных жилых домов. 31 Сецессион. Отто Вагнер –архитектурный лидер венского модерна О. Вагнер. Центральная сберкасса в Вене, 1904-1906 гг.


Слайд 31

Среди учеников О. Вагнера одним из наиболее значительных архитекторов Венского сецессиона был Йозеф Хофман (1870 - 1956), проявивший себя также как художник декоративного искусства и дизайнер широкого профиля, особенно в области проектирования мебели. 32 Сецессион. Йозеф Хофман. Рационалистические основы Й. Хофман. Кресло Kubus, «куб Хофмана», 1910


Слайд 32

В наибольшей степени антидекоративизм, отказ от какого-либо орнамента, поиск лаконичных и рациональных архитектурных форм были присущи Адольфу Лоосу (1870 - 1933) - блестящему проектировщику архитектурных деталей, осветительной арматуры, мебели, объектов дизайна и декоративного искусства, которые задумывались им в ансамбле. Лоос автор эссе «Орнамент и преступление», 1908 г. 33 Сецессион. Адольф Лоос. «Орнамент и преступление» А. Лоос. Особняк Х. и А. Моллер в Вене. Интерьер, 1927 – 1928 гг.


Слайд 33

Многие члены Сецессиона принимали участие в деятельности Венской мастерской. Мастерская была организована в 1903 году Йозефом Хоффманом и Коломаном Мозером. Члены Венской мастерской поддерживали очень высокую планку качества изделий и отказывались делать товары более доступными по цене в ущерб их качеству. 34 Сецессион. Венская мастерская. Работы Йозефа Хофмана Дагоберт Пече. Плакат для отдела моды Венской мастерской, 1920 Й. Хофман. Работы, 1900-е


Слайд 34

Под эгидой Венских мастерских были выполнены три масштабных проекта: Санаторий «Пуркерсдорф» Хофмана(1904-1906), театр кабаре «Фледермаус» (1908-1924), и дворец Стокле (1905-1911). 35 Сецессион. Венская мастерская. Театр кабаре «Фледермаус» Венская мастерская. Театр кабаре «Фледермаус», 1908-1924 гг.


Слайд 35

36 Одной из наиболее ярких национальных школ модерна, имеющих четко выраженную рационалистическую направленность, является шотландская архитектура Великобритании или Школа Глазго. Создателями этой школы и «стиля Глазго» в целом были архитекторы Чарльз Рени Макинтош, Герберт Макнейр и художницы сестры Маргарет и Френсис Макдональд, образовавшие так называемую «Группу четырех». Лидером этой группы был Чарльз Ренни Макинтош (1868 — 1928), прославившийся своими новаторскими работами в области архитектуры, оборудования интерьеров и мебельного дизайна. Школа Глазго. Шотландия


Слайд 36

В 1897 году в возрасте 29 лет Ч. Р. Макинтош выиграл конкурс на проект и строительство здания Художественной школы Глазго - самой знаменитой его постройки, которую В. Гропиус оценил как «зачинательницу прорыва в архитектуре». Пространственная сложность и материальная однородность всех компонентов интерьера библиотеки школы, прорисованных как бы «на одном дыхании». 37 Школа Глазго. Ч.Р. Макинтош. Художественная школа в Глазго Ч.Р. Макинтош. Художественная школа в Глазго, зал Совета, библиотека, 1898-1899 гг.


Слайд 37

Вторым по значимости произведением Ч. Р. Макинтоша является Хилл-хаус в Хеленсборо — дом У. Блеки, ставший воплощением композиционных принципов архитектора в области объемной архитектуры, организации пространства интерьеров и синтеза искусств. Радикальным для европейской архитектуры того времени был традиционный средневековый принцип формообразования этого дома: изнутри наружу, от решения интерьеров(тщательная прорисовка планов и разрезов. 38 Школа Глазго. Ч.Р. Макинтош. Хилл-хаус в Хеленсборо. Интерьер Ч.Р. Макинтош. Хилл-хаус в Хеленсборо, вестибюль и спальня, 1902-1903 гг.


Слайд 38

Талант архитектора позволил при реализации принципа «изнутри-наружу» достичь не только эмоционально выразительных и функционально логичных пространственных решений интерьеров, но и придать асимметричному сочетанию внешних объемов, покрытых харлингом (шотландской фактурной штукатуркой), композиционную остроту и непредсказуемость, избежав каких-либо стилистических стереотипов. 39 Школа Глазго. Ч.Р. Макинтош. Хилл-хаус в Хеленсборо. Фасад Ч.Р. Макинтош. Хилл-хаус в Хеленсборо, 1902-1903 гг.


Слайд 39

На восьмой выставке Венского сецессиона 1900 года шотландский раздел, оформленный им и «Группой четырех» в виде интерьера чайного салона, явился настоящей сенсацией и оказал влияние на творчество Й.М. Ольбриха, П. Беренса и, особенно, его друга И. Хофмана. 40 Школа Глазго. Ч.Р. Макинтош. Чайный салон и Китайская комната Ч.Р. Макинтош. Чайный салон и «Китайская комната» в чайном салоне на Ингрэм-стрит, Глазго, 1900


Слайд 40

41 Школа Глазго. Ч.Р. Макинтош. Мебель, стулья Ч.Р. Макинтош. Стулья, конец XIX - начало XX века


Слайд 41

Отдельную группу составляет «белая мебель», которую Макинтош делал для собственного жилища. В ней присутствует утонченность и сложность, скрытый символизм. 42 Школа Глазго. Ч.Р. Макинтош. «Белая мебель» Ч.Р. Макинтош. Интерьер собственной квартиры, 1906


Слайд 42

Интерьеры и мебель Ч.Р. Макинтоша очень личностны и узнаваемы. Вместе с тем они лишены какой-либо композиционной стереотипности, так как в каждом конкретном случае мастер находил новые оригинальные вариации уже апробированных композиционных приемов, демонстрируя неистощимую творческую изобретательность и избегая повторов. 43 Школа Глазго. Ч.Р. Макинтош. Интерьеры Ч.Р. Макинтош. Гостевая комната в доме Бассет-Лоук, 1919


Слайд 43

Основоположником стиля модерн был Хендрик Петрус Берлаге (1856 — 1934), впитавший от Г. Земпера и Э. Виолле-ле-Дюка, которых высоко ценил, идеи рационализма и правды, являвшихся, по его словам, «истиной и сущностью архитектуры». Наиболее значительным произведением Берлаге является здание Фондовой биржи в Амстердаме (1897 — 1903). Интерьеры биржи характеризуются четким и рациональным решением плана. 44 Модерн Голландии. Хендрик Петрус Берлаге Х.П. Берлаге. Здание Фондовой биржи в Амстердаме, 1897- 1903 гг.


Слайд 44

Общепризнанными лидерами архитектуры финского модерна являются Элиель Сааринен (1873 - 1950) и Ларе Элиель Сонк (1870 - 1956). В каменных зданиях истоком национального романтизма служили местные средневековые кре­пости и церкви, сложенные из грубо отесанных камней, тяжеловесные и простые по своим формам. 45 Модерн Финляндии. Элиэль Сааринен Э. Сааринен, Г. Гизеллиус и А. Линдгрен. Помещичий дом Суур-Мериоки близ Виипури, 1901


Слайд 45

46 В Бельгии, Франции и Италии в графическом орнаменте и объемных мотивах преобладали криволинейные контуры на основе гибких, напряженных линий. В Испании в работах Гауди палитра художественных приемов и материалов многообразна и непредсказуема, выполненные в безудержной барочной пластике его работы выходят за привычные рамки модерна. В Южной Германии в работах Ричарда Римершмидта, Августа Энделла, Петера Беренса те же криволинейные абрисы сначала стали уточняться, а затем и вовсе геометризировались до стадии формальной композиции. Ко времени «заката» стиля орнаментальность в архитектуре и дизайне начинает сходить на нет. Орнамент трансформируется в конструкцию и структуру. Наиболее отчетливо тенденция к упрощению проглядывала в Шотландии работах Школы Глазго - Чарлза Ренни Макинтоша и венского Сецессиона, где лидера этого течения - Иозефа Хофмана - называли не иначе, как «Господин Квадратль», из-за пристрастия к элементарной геометрии и квадратным формам. Особенности приемов модерна в региональных стилях и их изменения во временных рамках


×

HTML:





Ссылка: