'

История дизайна,науки и техники

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Тема 3 Русский Модерн, его основные направления. Промышленные выставки в России. Модерн в рекламной графике. История дизайна, науки и техники Семестр/модуль 5 072500.62 Дизайн. Профиль Дизайн среды ИСТД, кафедра Дизайна Доцент Иванова Ольга Гениевна История дизайна,науки и техники


Слайд 1

2 Особенности возникновения дизайна в России. Русский модерн – поиски стиля. Участие России в промышленных выставках. Художественно-промышленное образование в России в конце XIX- начале XXвека. Строгановское училище. СПГХПА им. А. Л. Штиглица История плаката на рубеже XIX –XX вв. Модерн в рекламной графике. Неорусский стиль в российской рекламе. Стиль модерн в российской рекламе. Коммерческая реклама в России. Ключевые понятия


Слайд 2

Рисунок Строительство новых железных дорог спровоцировало бум мосто-строительства. В России первый постоянный чугунный мост был сооружен через Неву в Петербурге в 1850 г. Решетчатые металлические конструкции типа ферм оказали сильное влияние на стилистику раннего конструктивизма. В те годы в мировой науке отсутствовала единая теория ферм. Инженеры варьировали комбинации конструктивных систем — арочные фермы, коробчатые, консольные. Каждый патентовал свой тип решетчатых конструкций. 3 Особенности возникновения дизайна в России Бум мостостроительства Г. Кривошеин. Мост в Санкт-Петербурге, 1911


Слайд 3

Шухов Владимир Григорьевич (1853-1939), замечательный конструктор, выдающийся инженер, которого уже при жизни называли российским Эдисоном. На Всероссийской промышленной выставке в 1896 Нижнем Новгороде фирма А. Бари по проектам Шухова построила павильоны с висячими покрытиями. Пресса тех лет отмечала, что интерьеры павильонов, где были применены висячие сетчатые конструкции, поражают своим необычным пространством и освещенностью. 4 Особенности возникновения дизайна в России В.Г. Шухов. Павильон нижегородской ярмарки 1896 г


Слайд 4

В 1895 году Шухов подает заявку на сетчатые покрытия. Ему принадлежат конструкции арочных покрытий московских магазинов ГУМ и Петровский пассаж, гостиницы «Метрополь», дебаркадера Киевского вокзала в Москве и др. По принципу сетчатых конструкций Шухов разработал конструкцию сетчатой башни гиперболоидного типа (от математического термина «гипербола») и широко использовал такое конструктивное решение в водонапорных башнях, опорах линий электропередач, мачт военных кораблей. 5 Особенности возникновения дизайна в России В.Г. Шухов. Конструкции из арочных покрытий В.Г.Шухов. Конструкции арочных покрытий московских магазинов ГУМ В. Шухов. Гиперболоидная сетчатая водонапорная башня системы построенная на XVI Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде


Слайд 5

Дальнейшей модификацией идеи сетчатых гиперболоидных конструкций стала конструкция радиобашни на Шаболовке (г. Москва), построенной в 1919— 1922 годах. Первоначальный проект высотой 350 м (9 гиперболоидов) из-за дефицита металла был заменен на 152-метровый вариант (6 гиперболоидов). Первоначальный вариант был бы в 6 раз легче Эйфелевой башни, превышая ее высоту на 50 м. 6 Особенности возникновения дизайна в России В.Г. Шухов. Радиобашня на Шаболовке В.Г. Шухов. Башня радиостанции имени Коминтерна на Шаболовке в Москве. 1922


Слайд 6

7 На Нижегородской ярмарке 1896 г. впервые были выставлены экспонаты, которые можно отнести только к промышленному искусству. Выполненные талантливыми мастерами при участии ведущих русских художников того времени — М.А. Врубеля, А.Я. Головина, К.А. Коровина, братьев A.M. и В.М. Васнецовых и многих других, они свидетельствовали о появлении нового стиля, отличавшегося ярко выраженным национальным колоритом. Неорусский стиль — стилевое направление, национально-романтическая ветвь русского модерна, направление или творчество мастеров, основанное на использовании традиций русского национального искусства. С понятием русский, русская традиция, национальная самобытность вплоть до начала XX века связывается отечественная, отличная от западноевропейской художественная традиция, отражающая своеобразие истоков русской культуры. Русский модерн - поиски стиля. Нерусский стиль, использование традиций русского национального искусства


Слайд 7

В 1875 г. Московское губернское земство обследует кустарные промыслы. В Москве создается Кустарный музей — как музей образцов. Русский вариант «Движения искусств и ремесел», связанный с традиционными народными промыслами, был продиктован желанием занять освободившихся крестьян культурной деятельностью. Так возникли Абрамцевские мастерские, прославившиеся прежде всего своей резьбой по дереву и майоликой. 8 Русский модерн - поиски стиля Возникновение Абрамцевских мастерских Усадьба Абрамцево под Москвой


Слайд 8

В столярной мастерской в Абрамцево мастерили шкафчики, полочки, стулья, пользуясь народными орнаментами и технологией резьбы, основанной на выемке трехгранных углублений (трехгранно-выемчатая резьба). Изделия Абрамцевских мастерских — мебель, рамки для фотографий, шкатулки, образцы обивочных тканей — продавались в Москве в магазине «Русские работы», интерьер которого был выполнен по рисункам Врубеля. 9 Русский модерн - поиски стиля Работы столярной мастерской в Абрамцево Изделия изготовленные в Абрамцевских мастерских


Слайд 9

Поленова Елена Дмитриевна (1850-1898), русская художница, мастер декоративного дизайна, одна из основоположниц стиля модерн в русском искусстве. В принадлежащих Поленовой более ста проектах предметов мебели и прикладного искусства смело комбинируются детали и элементы, взятые из разных реальных прототипов или собственноручно сочиненных вариаций. 10 Русский модерн - поиски стиля Е.Д. Поленова Изделия, выполненные по эскизам Поленовой


Слайд 10

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926), художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте. С годами его все более увлекают поиски национально-исторической самобытности в искусстве, — те поиски, что приводят к рождению особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. 11 Русский модерн - поиски стиля В.М. Васнецов Интерьеры гостиной дома В.М. Васнецова


Слайд 11

Принципы «русского стиля» В.М. Васнецов развивал также в области архитектуры и дизайна. По его эскизам были возведены: Абрамцевская церковь (1881— 1882), которая была первой в ряду проектов и построек, в которых неорусский стиль воплотился столь ярко. Избушка на курьих ножках (1883) в с. Абрамцево, стилизованная под древнерусскую старину. Фасад Третьяковской галереи (1906) в Москве. 12 Русский модерн - поиски стиля В. М. Васнецов. Принципы «русского стиля» в архитектуре Постройки, выполненные по эскизам В.М. Васнецова


Слайд 12

Малютин Сергей Васильевич (1859-1937), русский художник, самобытный мастер русского модерна. Выполненные по его эскизам предметы мебели, изразцы, ковры, шкафы, буфеты, рамы для зеркал буквально насыщены сказочными мотивами. Но особенного своеобразия его творческая манера достигла при оформлении детских книг. С именем Малютина связано появление на свет «матрешки». Токарь сделать образец, а Малютин его расписал в своем ярком «сказочном» стиле. 13 Русский модерн - поиски стиля С.В. Малютин Работы С.В. Малютина


Слайд 13

Опыты по возрождению утраченной культуры народных ремесел, воплощаемой новыми художественными средствами, были подхвачены участниками других «колоний» художников — в Талашкине под Смоленском, в имении княгини М. К. Тенишевой. 14 Русский модерн - поиски стиля «Колония» художников в Талашкине Работы, выполненные в Талашкине. С.В.Малютин «Теремок», 1901-1902 гг.


Слайд 14

В продукции мастерских в Талашкино, выполнявшейся мастерами по эскизам профессиональных художников и своим, традиции русского народного искусства сочетались с чертами стиля «модерн». 15 Русский модерн - поиски стиля Талашкино. Возрождение художественных ремесел Работы, выполненные в Талашкино


Слайд 15

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) Живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства, театральный художник, книжный иллюстратор, архитектор. С 1890 г. более десяти лет Врубель осуществлял художественное руководство абрамцевской керамической мастерской, создал блюда, вазы, декоративную скульптуру. Он создает серию своеобразных скульптур-майолик на сказочные темы: «Лель», «Волхова», «Купава». 16 Русский модерн - поиски стиля М.А. Врубель Работы, выполненные по эскизам М.А. Врубеля


Слайд 16

17 Русский модерн - поиски стиля М.А. Врубель. «Принцесса Грёза» По эскизу Врубеля и при его участии в 1896-1903 гг. на фасаде здания гостиницы «Метрополь» выполнено из майоликовых изразцов мозаичное панно «Принцесса Грёза»


Слайд 17

Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) живописец, график, художник театра, теоретик и историк искусства, художественный критик. С именем Бенуа связано возникновение в 1898 г. объединения «Мир искусства», одним из основателей которого он явился. Вся многогранная деятельность Бенуа была, по сути, посвящена одной цели: прославлению отечественного искусства в Европе и завоеванию для него достойного места в общеевропейском художественном процессе. 18 Русский модерн - поиски стиля А.Н. Бенуа А. Н. Бенуа. Эскизы декораций к спектаклям


Слайд 18

19 В архитектуре русского модерна можно выделить три основные ветви: национально-романтическая; (1880-е гг. Первые постройки в стиле модерн) интернационально-декоративная; Рационалистическая (первое десятилетие ХХ века). Эти три ветви в 1900-е гг. существовали параллельно. Русский модерн - поиски стиля. Архитектура. Три ветви русского модерна


Слайд 19

Федор Осипович Шехтель (1859-1926) – русский архитектор. Его творчество - наиболее яркое явление русского модерна. Этап готической стилизации у Шехтеля присутствовал в постройках нередко в буквальных цитатах, например, в московских особняках З.Т. Морозовой на Спиридоновке и А.В. Морозова во Введенском переулке. Шехтель обыгрывает скульптурно ту же идею доминанты лестницы в композиции пространства, которую реализовал В. Орта в особняке Тасселя в Брюсселе в 1893 г. 20 Русский модерн - поиски стиля Ф.О. Шехтель Ф.О. Шехтель. Особняк З.Т. Морозовой на Спиридоновке, фасад, вестибюль, конец XIX в


Слайд 20

В неорусском стиле Шехтелем был выполнен проект павильонов Ярославского вокзала в Москве (1902), причем определенное влияние на его решение оказала деятельность художников Абрамцевского кружка, в частности В.М. Васнецова, которого он называл своим учителем. Архитектурно-художественный образ вокзала воспроизводил «бы­линный дух» старины с помощью синтеза традиционных и новаторских компо­зиционных приемов и средств. 21 Русский модерн - поиски стиля Ф.О. Шехтель. Неорусский стиль. Ярославский вокзал в Москве Ф.О. Шехтель. Ярославский вокзал в Москве,1902


Слайд 21

Среди построек Шехтеля интернационально-декоративной ветви русского модерна, имевшей, в основном, франко-бельгийские и венские корни, наиболее принципиальной, совершенной и этапной с точки зрения его развития является здание особняка С.П. Рябушинского в Москве. 22 Русский модерн - поиски стиля Ф.О. Шехтель. Интерационально-декоративный стиль. Особняк Рябушинского в Москве Ф.О.Шехтель, особняк С.П. Рябушинского в Москве 1900-1902 гг. Ф. О. Шехтель Особняк Рябушинского. Фрагмент фасада


Слайд 22

23 Русский модерн - поиски стиля Ф.О. Шехтель. Особняк Рябушинского в Москве. Интерьеры. Ф. О. Шехтель. Особняк Рябушинского. Парадная лестница,1900-1902 гг.


Слайд 23

Рационалистические черты творчества Ф.О. Шехтеля особенно проявились в архитектуре построенных им в Москве конторских и производственных зданий. Строгость и рациональная упорядоченность архитектурного формообразования этих зданий одновременно привносили в творческий процесс моменты системности и нормативности, которые изначально были присущи принципам классицизма. 24 Особенности возникновения дизайна в России Ф.О. Шехтель. Рационалистичекий модерн Ф.О. Шехтель. Типография «Утро России», 1907


Слайд 24

Среди архитекторов московского модерна наибольший вклад в развитие этого стиля кроме Ф.О. Шехтеля внесли также и другие архитекторы. Относительная стилистическая однородность модерна, как определяющего направления в российской архитектуре рубежа XIX — XX вв., проявилась, в первую очередь, в творчестве Л.Н. Кекушева (1862 — 1919), родоначальника его интернационально-декоративной ветви, который оставался верен этому стилю в течение всего его десятилетнего существования в России. 25 Русский модерн - поиски стиля Л.Н. Кекушев. Московский модерн Л.Н. Кекушев. Дом Кекушева на Остоженке, 1901


Слайд 25

Распространение модерна в жилых интерьерах России реализовывалось не только деятельностью профессиональных архитекторов и художников, но и самими потребителями, обставлявшими свои квартиры и загородные дома по собственному вкусу из тех выполненных в «новом стиле» предметов. В Петербурге на фабрике Р.Ф. Мельцера, торговый дом «Мельцер Ф. и К» изготавливалась легкая, удобная и довольно дорогая мебель из светлых пород дерева. 26 Русский модерн - поиски стиля Интерьеры. Фабрика Ф.Ф.Мельцера Мебель фабрики Ф.Ф. Мельцера 1990-е


Слайд 26

27 В начале XX в. прошли две выставки, решавшие общую задачу — показать широкому зрителю возможности нового стиля в создании интерьера. Первая — «Архитектура и художественные ремесела нового стиля» — состоялась в Москве в декабре 1902 г. Вторая выставка — «Современное искусство» — открылась в январе 1903 г. в Петербурге в снятом на время помещении на Большой Морской. Предполагалось, что поистине необыкновенно красивое убранство комнат явится блестящим сюрпризом и ошеломит публику, даст толчок вкусу, чуть ли не создаст новую эру. Устроителям хотелось повторить опыт Макинтоша по созданию интерьеров. И все-таки это были скорее декорации, чем реальные жилые комнаты. «Нужен архитектор, который превратил бы сказочный замок в жилую комнату» — таковы были некоторые отзывы. Русский модерн - поиски стиля. Интерьеры. Выставки интерьера начала XX века


Слайд 27

Неорусский архитектурный стиль стал доминирующим в русских павильонах всех всемирных выставок. Первыми выставочными архитекторами и дизайнерами русских павильонов стали архитекторы В.А. Гартман и И.П. Ропет. 28 Участие России в промышленных выставках Неорусский стиль в архитектуре павильонов на международных выставках В.А.Гартман. Морской отдел русского павильона в Вене, 1887 И. П. Ропет. Павильон России на всемирной выставке в Париже, 1878


Слайд 28

Заметными вехами русской выставочной архитектуры стали павильон русского прикладного искусства на Всемирной выставке в Париже 1900 года (художник К.А. Коровин и архитектор И.Е. Бондаренко) и павильон русского отдела на Всемирной выставке в Глазго (1901) архитектора Ф.О. Шехтеля. 29 Участие России в промышленных выставках Павильон Ф.О. Шехтеля в Глазго 1901 г Ф.О. Шехтель. Павильон русского отдела на Всемирной выставке в Глазго, 1901


Слайд 29

Особой популярностью пользовалась Нижегородская ежегодная ярмарка, на территории которой устраивалась и промышленно-художественная выставка. В Нижнем Новгороде, Петербурге и Киеве с 1902 по 1913 гг. с развитием архитектурного стиля модерн регулярно устраивались всероссийские кустарные выставки, в экспозициях которых демонстрировалось и украинское народное искусство: ткачество, вышивка, резьба по дереву, керамика. 30 Участие России в промышленных выставках Павильон Нижегородской ярмарки 1906 г Павильон нижегородской ярмарки,1906


Слайд 30

После поездки в Париж в 1822 г. граф С. Г. Строганов обращается к минист­ру духовных дел и народного просвещения А.Н. Голицыну с просьбой ознакомить императора Александра I со своим предложением о со­здании школы. Школа открылась в Москве и получила название «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам». В 1873 г. училище получает статус «центрального», а в 1892-м переезжает в здание на Рождественке. В 1901 г. в связи с 75-летием училищу был присвоен статус Императорского. 31 Художественно-промышленное образование в России в конце XIX- начале XXвека Строгановское училище Здание Строгановского училища на Рождественке 1892-1930 гг.


Слайд 31

В 1864 году в училище основывается «Художественно-промышленный музей». Изучение характерных орнаментальных стилей лежало в основе проектно-художественного образования в училище. Качество вещи, стиль и мастерство всегда оставались в поле зрения С.Г. Строганова. Его школа — лишь необходимый начальный этап, позволяющий хотя бы части ремесленного сословия применить навыки рисования к «механическим работам», т.е. за счет воспитания вкуса, чувства пропорций и формы улучшить внешний вид и качество вещи. 32 Художественно-промышленное образование в России в конце XIX- начале XXвека Музей Строгановского училища Стенды с проектами рисунков для текстиля, выполненные учащимися Строгановского училища


Слайд 32

В1876 году в Петрограде на средства, пожертвованные банкиром и промышленником бароном Александром Людвиговичем Штиглицом (1814-1884) по рескрипту Александра II было основано Центральное училище технического рисования для лиц обоего пола, вместе с богатым художественно-промышленным музеем и отлично оборудованной библиотекой. 33 Художественно-промышленное образование в России в конце XIX- начале XXвека СПГХПА им. А. Л. Штиглица


Слайд 33

Наиболее интенсивно искусство плаката развивалось во Франции. Широкое поле для экспериментирования и самовыражения, предоставляемого техническими (полиграфическими) возможностями плаката, привлекло к искусству плаката ряд крупных личностей. «Отцом» рекламного плаката в современном его виде считается француз Жюль Шере (1836-1932), график и декоратор сцены, основавший в 1866 г. небольшую литографию в Париже, создавший между 1860-1900 гг. более 2000 плакатов. 34 История плаката на рубеже XIX – XX вв. Модерн в рекламной графике. Жюль Шере Ж. Шере, Пантомима света, 1892 Ж. Шере, Театрофон, 1890


Слайд 34

Художник и график Пьер Боннар (1867—1947) буквально ворвался в художественный мир с плакатом 1891 года «France — Champagne» («Французское шампанское»). Работы Боннара прекрасно передают дух времени, атмосферу эпохи конца ХIX в. Он работает над силуэтом, умеет извлечь из линии и пятна максимум выразительности, остро схватывая характер явления. 35 История плаката на рубеже XIX – XX вв. Модерн в рекламной графике. Пьер Боннар Пьер Боннар, «Французское шампанское», 1891


Слайд 35

Недостягаемыми образцами рекламного искусства стали афиши парижских кабаре, созданные великим А. Тулуз-Лотреком в 90-х годах Х1Х века. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901), французский живописец, рисовальщик, литограф. под сильным влиянием которого находился Пьер Боннар, также увлекся литографией. 36 История плаката на рубеже XIX – XX вв. Модерн в рекламной графике. Анри Тулуз-Лотрек А. Тулуз-Лотрек, «Мулен руж», 1889


Слайд 36

Тулуз-Лотрек одним из первых серьезно занялся созданием афиш, он поднял жанр рекламного плаката до уровня высокого искусства. Для его афиш характерна мгновенная узнаваемость героев при общности средств выражения, используемых художником, и их индивидуальная характерность, а также присутствие элементов гротеска, порой карикатурности. 37 История плаката на рубеже XIX – XX вв. Модерн в рекламной графике. А. Тулуз-Лотрек. «Японский диван» А. Тулуз-Лотрек, «Японский диван», 1892-1893


Слайд 37

Имя австрийского художника Густава Климта (1862-1918) неразрывно связано со стилем модерн. 38 История плаката на рубеже XIX – XX вв. Модерн в рекламной графике. Густав Климт Г. Климн. Плакат к первой выставке Сецессиона,1898


Слайд 38

Подлинным проводником нового течения — модерна — в массы стал чешский художник и график Альфонс Мария Муха (1860-1939). Причина невероятной популярности Мухи заключалась в том, что он уловил самую суть Нового искусства и дополнил его своими неповторимыми чертами. Асимметрия и экзотика, парадоксальность и иррационализм — кредо модерна. Муха довел это разнообразие и утонченность форм до абсолюта. 39 История плаката на рубеже XIX – XX вв. Модерн в рекламной графике. Альфонс Муха А. Муха, Транспортные услуги, 1902


Слайд 39

В глубинах модерна на стыке веков зреет понимание, что орнамент не обяза­тельно должен пробуждать «натуралистические ассоциации». Утверждение при­надлежит, как это ни странно на первый взгляд, Анри ван де Велде, одному из теоретиков и практиков модерна. 40 История плаката на рубеже XIX – XX вв. Модерн в рекламной графике. Анри Ван де Вельде Анри ван де Вельде, рекламный плакат «Tropon», 1899


Слайд 40

Среди авторов модерна был и всемирно известный архитектор и дизайнер, основатель Школы Глазго англичанин - Чарльз Ренни Макинтош. 41 История плаката на рубеже XIX – XX вв. Модерн в рекламной графике. Чарльз Ренни Макинтош Ч.Р. Макинтош, рекламный плакат Шотландского музыкального ревю, 1896


Слайд 41

Еще одно выдающееся имя в истории "модерн-рекламы" - английский график Обри Бердслей (1872 -1898). Обри Бердслей работал в жанре малой рекламной полиграфии и создал макеты рекламных листовок к журналам и альманахам, объявлений о новых книгах, обложки каталогов книжных аукционов, пригласительных билетов на великосветские мероприятия. 42 История плаката на рубеже XIX – XX вв. Модерн в рекламной графике. Обри Бердслей О. Бердсей, «Желтая книга»


Слайд 42

В российской прикладной графике — плакате условно можно выделить три направления: - неорусский стиль; - стиль модерн; - коммерческая реклама. От живописца Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926) ведет свою родословную фольклорная тематика - неорусский стиль прикладной графики. 43 История плаката на рубеже XIX – XX вв. Неорусский стиль в российской рекламе. В. М. Васнецов В. Васнецов, меню торжественного обеда


Слайд 43

Иван Яковлевич Билибин (1876- 1942), создатель стилизаторского направления в оформлении русских сказок, названного его именем (особенные графические приемы, почерпнутые из русского лубка, современного ему французского и японского искусства. 44 История плаката на рубеже XIX – XX вв. Неорусский стиль в российской рекламе. И. Я. Билибин И. Я. Билибин, реклама книг «Былина» и «Вольга», 1903


Слайд 44

В графическом рекламном дизайне в стиле модерн работали очень многие художники. Особого упоминания заслуживает использование принципов модерна для создания упаковки и этикеток. Поскольку стиль был рассчитан в первую очередь на привнесение красоты в повседневную жизнь, именно образцы оберток мыла, ярлыков, фантиков свидетельствуют сегодня о том, насколько удалось решить эту задачу художникам-дизайнерам. 45 История плаката на рубеже XIX – XX вв. Стиль модерн в российской рекламе Упаковки для конфет, начало 1900-х


Слайд 45

В начале XX века плакат и другие полиграфические формы рекламы становятся объектами довольно массового художественного про­ектирования, началом формирования специфического изобразительного языка и приемов его реализации. В товарной коммерческой рекламе есть примеры очень удачного применения эстетики модерна. 46 История плаката на рубеже XIX – XX вв. Коммерческая реклама в России Рекламные плакаты «А.М.Жуков. Мыло» и товарный знак «А.М. Жуков», неизвестные художники, 1900-е гг.


×

HTML:





Ссылка: