'

История дизайна,науки и техники

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Тема 6 Появление новой пространственной концепции в искусстве двадцатого века История дизайна, науки и техники Семестр/модуль 5 072500.62 Дизайн. Профиль Дизайн среды ИСТД, кафедра Дизайна Доцент Иванова Ольга Гениевна История дизайна,науки и техники


Слайд 1

2 Дизайн и европейское авангардное искусство ХХ века. Новые художественные средства выражения. Фовизм. Кубизм. Футуризм. Экспрессионизм. Абстракционизм. Дадаизм. Сюрреализм. Де Стиль и течение неопластицизм. Ключевые понятия


Слайд 2

3 В 1925 г. русский живописец, архитектор, дизайнер Эль Лисицкий в Мюнхене вместе с немецким художником-дадаистом Гансом Арпом издал книгу «Kunstism 1914—1924» — «Измы искусства». В книге на разворотах представлены 16 характерных «измов», среди них: - Фовизм - Кубизм - Футуризм - Экспрессионизм - Абстракционизм - Неопластицизм - Дадаизм Сюрреализм Конструктивизм Пуризм Симультанизм Супрематизм Веризм Дизайн и авангардное искусство ХХ века. «Измы ХХ века»


Слайд 3

4 Фовизм ( с франц. Fauve – «дикий») - одно из первых модернистских течений входит в моду во Франции, возникшее как отклик на социальный кризис в обществе. Фовизм характеризуется предельно интенсивным звучанием открытых цветов, сопоставлением контрастных хроматических плоскостей, сведением формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Своим учителем и кумиром фовисты считали голландского живописца Винсента Ван Гога. Ключевые фигуры: Анри Эмиль Бенуа Матисс (1869-1954), Морис Вламинк (1876-1958),Андре Дерен (1880-1954),Рауль Дюфи (1877-1953), Альбер Марке (1875-1947), Жорж Руо (1871-1958), Жорж Брак (1882-1963). Новые художественные средства выражения. Фовизм


Слайд 4

Главой этой школы считается Анри Матисс (1869-1954), который свершил полный разрыв с оптическим цветом. На его картине женский нос вполне мог быть зеленого цвета, если это придавало ей выразительности и композиции. 5 Новые художественные средства выражения. Фовизм. Анри Матисс, «Красная комната» А. Матисс. Красная комната, 1908


Слайд 5

6 Новые художественные средства выражения. Фовизм. Морис Вламинк Морис Вламинк. Городок Сюрен, 1909


Слайд 6

7 Новые художественные средства выражения. Фовизм. Андре Дерен Андре Дерен. Темза у Лондонского моста, 1900


Слайд 7

8 Новые художественные средства выражения. Фовизм. Рауль Дюфи Рауль Дюфи. Гавань для яхт, 1924


Слайд 8

9 Кубизм (фр. - cubisme, от cube - куб) – одно из наиболее значительных направлений модернизма, возник в 1907-1908 гг. в Европе. Для творчества кубистов было характерно разграничение объектов изображения на плоскости и дальнейшее сочетание, чередование этих плоскостей, с точки зрения кубистов необходимые для наиболее полного отображения окружающей действительности. Ключевые фигуры: художники: П. Пикассо, Ж. Брак, X. Грис, писатели: Г, Аполлинер. Г. Стайн и др. Для кубизма характерны три периода развития: Сезанновский –1907-1909 гг.; Аналитический –1907-1912 гг; Синтетический –1912-1914 гг. Новые художественные средства выражения. Кубизм


Слайд 9

Жорж Брак (1882-1963). Начало творчества художника связано с фовизмом. После знакомства с Пикассо он вышел из группы фовистов и создал художественный метод, который лег в основу кубизма. Брак получил большую известность благодаря своим изящным декоративным композициям. 10 Новые художественные средства выражения. Кубизм. Жорж Брак Ж. Брак. Эстак, 1908


Слайд 10

Пабло Пикассо (1881-1973)- выдающийся художник ХХ века, живописец, рисовальщик, скульптор, гравер, керамист, писатель – один из основателей кубизма. 11 Новые художественные средства выражения. Кубизм. Пабло Пикассо П. Пикассо. Авиньонские девушки, 1907 П. Пикассо. Герника, 1937


Слайд 11

Сезанновский период кубизма, (1907-1909 гг.) Картины первого, сезанновского периода , сложившегося под влиянием африканской скульптуры и работ Сезанна отличают мощные объёмы, которые как бы укладываются на холст. Цвет усиливает объём 12 Новые художественные средства выражения. Кубизм. Три периода развития, сезанновский период Ж. Брак. Новый замок в Ла Рош Гюйон, 1908


Слайд 12

Аналитический период кубизма: (называемый также стереометрическим или объемным (1910-1912 гг.) В это время происходит сенсационное преобразование художественной реальности, невиданное доселе – разложение формы. Предмет дробится на мелкие грани, которые чётко отделяются друг от друга, предметная форма как бы расплывается на холсте, цвета как такового практически нет. 13 Новые художественные средства выражения. Кубизм. Три периода развития, аналитический период Ж. Брак. Женщина с мандолиной, 1910 П. Пикассо. Три женщины, 1909


Слайд 13

«Синтетический» период кубизма (1912-1914 гг) Картины превращаются в красочные, плоскостные панно формы становятся более декоративными, в рисунок вводятся буквенные трафареты и различные наклейки, образующие коллажи. 14 Новые художественные средства выражения. Кубизм. Три периода развития, синтетический период П. Пикассо. Столик в кафе (Бутылка перно), 1912


Слайд 14

Хуан Грис испанский декоратор, живописец иллюстратор, скульптор. В 1913 году он создает натюрморты в стиле синтетического кубизма, отказавшись от монохромности. Подражая Ж.Браку и П.Пикассо он использовал прием коллажа – аппликации из газетных вырезок, кусочков обоев или разбитого стекла. 15 Новые художественные средства выражения. Кубизм. Хуан Грис Х. Грис. Рюмки, газета и бутылки вина, 1913


Слайд 15

Кубический стиль получил широкое распространение не только в живописи, но и в архитектуре, где он трактовался как способ очищения и обновления сооружений. В Праге группа художников и дизайнеров в 1911 году вдохновленная произведениями венского Сецессиона а также скульптурой и живописью кубистов образовало важное, хотя и недолго существовавшее течение под названием Чешский кубизм. 16 Новые художественные средства выражения Кубизм в архитектуре. Чешский кубизм Здания в стиле кубизма. Чехия, Прага, 1910 -1914гг


Слайд 16

17 Футуризм (от лат. «футурум» - «будущее»). Течение сложилось в самом начале ХХ века – в 1909 году, в Италии. Для футуризма характерны: В искусстве - преобладают динамичные абстрактные формы, созданные под влиянием новейших достижений техники, скорости, шума в современных городах. В графическом дизайне - новые формы макетов, отказ от традиционных правил размещения текста В архитектуре - грубые, необработанные поверхности, динамичные формы Ключевые фигуры: Филлипо Томмазо Маринетти (1876-1944), Джакомо Балла (1871-1958), Антонио Сант-Элиа (1888-1916) Фортунато Деперо (1892-1960), Умберто Боччони (1882-1916) Новые художественные средства выражения. Футуризм


Слайд 17

Умберто Боччони (1882-1916) – итальянский художник скульптор, представитель футуризма. Считается главным идейным теоретиком футуристического направления. 18 Новые художественные средства выражения. Футуризм. Умберто Боччони У. Боччони. Уникальные формы непрерывности в пространстве, 1913


Слайд 18

Джакомо Балла был первым дизайнером, воплотившим футуристские теории в жизнь в декоративных искусствах. Принцип динамики (программное требование футуристической эстетики) художник передавал через движение отвлеченных траекторий, а не путем дробления фигур, как это делали большинство футуристов. 19 Новые художественные средства выражения. Футуризм. Джакомо Балла Джакомо Балла .Скорость автомобиля + свет, 1913


Слайд 19

вслед за Джакомо Балла в этом же стиле начал работать дизайнер и художник Фортунато Деперо. В графическом дизайне футуристы рассматривали процесс создания книги как символ машинной эры. Они использовали современные материалы и технологии, как, например, в знаменитой Depero Futurista («Книге с гвоздями») Фортунато Деперо, 1927 г. Она была скреплена двумя алюминиевыми болтами - подлинный манифест машинной эры. 20 Новые художественные средства выражения. Футуризм. Фортунато Деперо Фортунато Деперо. Depero Futurista («Книга с гвоздями»), 1927


Слайд 20

Маринетти Филиппо Томмазо (1876-1944) - итальянский поэт и писатель; основоположник, вождь и теоретик футуризма. Автор основополагающих манифестов футуризма. Футуристическую живопись отличал динамизм, абстрактные геометрические формы, в дизайне книг футуристы отрицали традиционный макет и создавали собственные правила размещения текста. 21 Новые художественные средства выражения. Футуризм. Филиппо Томазо Маринетти Ф.Т. Маринетти. Обложка книги


Слайд 21

В России художники подчеркивали свою независимость от запада и стояли на позициях «кубофутуризма». Русский живописец Аристарх Лентулов являлся организатором общества «Бубновый валет»В 1910г. Под этим знаменем собралась вся передовая русская живопись. 22 Новые художественные средства выражения. Футуризм. Русский кубо-футуризм, Аристарх Лентулов А. Лентулов. Церковь в Сонцедаре


Слайд 22

Попытки внедрить непосредственно в область архитектуры принципы футуризма принадлежат итальянскому архитектору Антонио Сант'Элиа (1888-1916) Знаменитый манифест Manifesto dell'architettura futurista (Манифест архитектуры футуризма) был опубликован архитектором в августе 1914. А. Сант'Элиа представлял себе современный город в виде сложной механизированной и электрифицированной системы. Динамичные стремительные формы его архитектуры ничем не украшались, а необработанные поверхности казались грубыми. 23 Новые художественные средства выражения. Футуризм в архитектуре, Антонио Сант'Элиа, Новый город Антонио Сант'Элиа. «Новый город», 1914


Слайд 23

24 Экспрессионизм (от лат. Expression- «выражение»)- движение зародилось в Германии и является одним из самых противоречивых явлений авангардного искусства. Для экспрессионизма характерно: Заострение цветовых и пространственных ощущений реальности, выражение сильных эмоции, обостренное самовыражение (экспрессия). Предшественники экспрессионизма : Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Эдвард Мунк, Дж. Энсор, Ф. Ходлер. Носителем идей экспрессионизма являлась группа «Мост» (1905—1913), образованная в 1905г в Германии. Во главу новой эстетики было поставлено отрицание материалистического мировоззрения, реализма, импрессионизма и стиля модерн. Ключевые фигуры группы «Мост»: Эрнст Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуфф, Фриц Блейль, Эрик Хеккер. Новые художественные средства выражения. Экспрессионизм. Группа «Мост»


Слайд 24

Эрнст Людвиг Кирхнер (1880—1938) - главный идеолог и бессменный лидер «Моста». Именно в его творчестве новые формы искусства получили столь масштабное развитие. Кирхнер первым из художников «Моста» показал на практике, как должны выглядеть в экспрессионистском понимании цвет, линия и плоскость и как они тяготеют к перерождению друг в друга. 25 Новые художественные средства выражения. Экспрессионизм. Эрнст Людвиг Кирхнер Э.Л. Кирхнер. Автопортрет с натурщицей, 1907


Слайд 25

Макс Пехштейн (1881—1955) известен как один из ярких представителей новых художественных направлений в Европе начала ХХ века. В отличие от остальных участников «Моста», он был сторонником контактов с фовистами . Считал декоративную выразительность, т. е. возможность выражения своих эмоций средствами искусства, одним из основополагающих приемов экспрессионистской живописи. 26 Новые художественные средства выражения. Экспрессионизм. Макс Пехштейн М. Пехштейн. Луг в Морицбурге, 1910


Слайд 26

27 Наиболее полную и характерную форму экспрессионизм обрел после 1090 года, когда была создана Новая ассоциация художников, объединившаяся вокруг альманаха «Синий всадник». Для экспрессионизма этого периода характерно: уход от фигуративного к беспредметному искусству под влиянием различных течений французского авангарда. Искусство, продиктованное чувством должно было раскрыть трансцендентную сущность вещей (по ту сторону их зримой внешности). Ключевые фигуры объединения «Синий всадник»: Кандинский Василий Васильевич(1866-1944), Алексей фон Явленский, Франц Марк, Август Маке, Марианна Веревкина, Пауль Клее. Новые художественные средства выражения. Экспрессионизм. Альманах «Синий всадник»


Слайд 27

Марк Франц (1880-1916) был знаком с широким кругом передовых живописцев различных направлений. Создавал удивительные композиции, которые предавали полное слияние изображаемого животного и природного ландшафта. После знакомства с В. Кандинским в 1911 году его работы становятся схематичнее, абстрактнее и постепенно переходят в полные абстракции. 28 Новые художественные средства выражения. Экспрессионизм. Марк Франц Ф.Марк. Коровы в желто-красно-зеленых тонах, 1912


Слайд 28

Многие из выдающихся художников прошли через увлечение этим течением. Сложились различные ответвления экспрессионизма. Одни художники ушли в беспредметничество (абстракционизм), как, например, Василий Кандинский. 29 Новые художественные средства выражения. Экспрессионизм. Василий Кандинский В. Кандинский. Синий всадник


Слайд 29

Центром возникновения архитектуры экспрессионизма в 1920-х гг. становится Германия, а её ведущими мастерами: Э. Мендельсон (1887- 1953), Г. Шарун (1893-1972), Г. Пёльциг /1969-1926/, Г. Хёринг (1882-1958 гг.). Символом экспрессионизма в архитектуре стало построенное архитектором Эриком Мендельсоном в 1921 г здание астрофизической лаборатории в Потсдаме, более известное под названием «Башня Эйнштейна». 30 Новые художественные средства выражения. Экспрессионизм в архитектуре. Эрик Мендельсон Э.Медельсон. Обсерватория на горе Телеграфенберг в Потсдаме, 1921


Слайд 30

31 Абстракционизм (лат. "abstractio" – удаление, отвлечение) — зародился в 1910-1913 годах. Направление нефигуративного (беспредметного) искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Первое направление – геометрическая абстракция, основанная на правильных четко очерченных конфигурациях. В такой манере работали: Казимир Малевич, Пит Мондриан, Робер Делане. Второе направление – лирическая абстракция. Художники изображали свободно текущую форму, наполненную плывущими, пульсирующими и мерцающими цветами. Основателем этой ветви был Василий Кандинский. Новые художественные средства выражения. Абстракционизм


Слайд 31

Ранние картины Казимира Севериновича Малевича (1878-1935) написаны под сильным влиянием Гогена и фовистов. Начальный этап его творчества представляет собой вариант кубо-футуризма. В 1915 году Малевич пишет первые картины в абстрактном стиле. 32 Новые художественные средства выражения. Абстракционизм. Казимир Малевич К. Малевич. Корова и скрипка,1913


Слайд 32

Кандинский Василий Васильевич (1866-1944) считал, что искусство- дело души художника. Основатель абстракции полагал, что вибрации форм на картине отражает воздействие магических, космических сил на творческое сознание художника. 33 Новые художественные средства выражения. Абстракционизм. Василий Кандинский В.Кандинский. Москва, 1916


Слайд 33

34 Дадаизм – модернистское течение, ставшее квинтэссенцией принципа разрушения образности. Основано в 1916г. Дада – нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения. Его единственная программа – отсутствие всякой программы. Движение развивалось свободно во множестве направлений, свободное от любых социальных и эстетических ограничений. Ключевые фигуры: Марсель Дюшан (1887-1968), Франсис Пикабия (1879-1953), Тристан Тцара (1896-1963), Курт Швиттерс (1887-1948). Новые художественные средства выражения. Дадаизм


Слайд 34

35 Новые художественные средства выражения. Дадаизм. Марсель Дюшан М. Дюшан. Источник 1917 М. Дюшан. «Джоконда» Леонардо да Винчи, («L.H.O.O.Q.»), 1919 Главным вдохновителем нового течения стал Марсель Дюшан (1887-1968)- французский художник авангардист. В своем творчестве он не ограничивал себя никакими сюжетными ассоциациями.


Слайд 35

Выставляя напоказ в мастерской различные артефакты – ощетинившийся гвоздями утюг, велосипедное колесо на постаменте, собранную из подручных материалов сушилку для бутылок, М. Дюшан чувствовал себя счастливым. В 1913 г. художник Марсель Дюшан изобрел прообраз жанра инсталляции – «Ready made». Это первая акция того, что в последствии буде называться концептуальное искусство. Дюшан вырывает банальный объект из его контекста в соответствии с концепцией “готовых” (ready-made) объектов. 36 Новые художественные средства выражения. Дадаизм. Марсель Дюшан, «Reade made» М. Дюшан. Велосипедное колесо, 1913 М.Дюшан. Сушилка для бутылок ,1914


Слайд 36

Движение дадаистов почти не сказалось на промышленном дизайне или архитектуре, однако большое влияние оказало на графический дизайн и в особенности на книгоиздательство. Непревзойденных высот в создании коллажей достиг немецкий художник Курт Швиттерс – создатель одного из видов дадаистического направления - мерцизма. 37 Новые художественные средства выражения. Дадаизм. Курт Швиттерс Курт Швиттерс. Коллаж М2 439


Слайд 37

38 Сюрреализм (от французского surrealite) – т.е. искусство «сверхъестественного», «сверхреального» . Течение зародилось в 1919 году во Франции. Основатель и теоретик сюрреализма поэт – Андре Бретон, который стараясь понять механику сна, открыл на его пороге природу вдохновения. Это было абсолютно специфическое течение, производившее переворот в сознании и воображении. Особую роль в становлении сюрреализма сыграло философское учение известного австрийского психиатра Зигмунда Фрейда. Ключевые фигуры: писатель Андре Бретон (1896-1966), художник Макс Эрнст (1891-1976), художник Сальвадор Дали (1904-1988), художник, дизайнер Пол Нэш (1889-1946), фотограф, художник Ман Рэй и др. Новые художественные средства выражения. Сюрреализм


Слайд 38

Сальвадор Дали- (1904-1989) – испанский художник-сюрреалист, общепризнанный классик искусства. В начале 1930-х формируется характерный для Дали «параноико-критический метод», который сам художник объяснял как «спонтанный метод иррационального познания, основанный на критической и систематической объективации бредовых ассоциаций и интерпретаций». 39 Новые художественные средства выражения. Сюрреализм. Сальвадор Дали, «Медитация на арфе» С Дали. Медитация на арфе, 1932-1934 гг.


Слайд 39

На уровне знаков, С. Дали чаще всего использовал символику, почерпнутую из трудов швейцарского философа и психолога Карла Юнга. По Юнгу, вода и камень олицетворяют мужское и женское начало, яйцо –образ Вселенной, начало мира, птицы –образы загробного бытия, мировое дерево – конструктивную основу мироздания. 40 Новые художественные средства выражения. Сюрреализм. Сальвадор Дали, «Постоянство времени» С. Дали Постоянство времени, 1931


Слайд 40

41 В западно-европейском искусстве звеном, соединившим функционализм с искусством была деятельность группы художников и архитекторов, сформировавшейся вокруг журнала «Де Стиль» («Стиль»), основанного в голландском Лейдене выдающимся художником и архитектором Тео ван Дусбургом в 1917 году. Ключевые фигуры группы Де Стиль: Лидер-теоретик группы, художник Пит Мондриан (1872-1944) Создатель мебели, интерьеров архитектор, дизайнер Геррит Ритвелд (1888-1964) Архитектор, дизайнер Якоб Йоханн Питер Ауд (1890-1963) Скульптор Жорж Вантегерло Художник Вильмош Хусар В группу Стиль входил российский архитектор и художник Эль Лисицкий Де Стиль и течение неопластицизм. Журнал «Де Стиль»


Слайд 41

Тео ван Дусбург (1983-1931) , издатель журнала, архитектор и живописец, с самого начала создания объединения ориентировал его деятельность на комплексное проектирование предметной среды. Дусбург мечтал «поставить человека в пластическое искусство, а не перед ним». Отличительной чертой работ Дусбурга стал синтез архитектуры, живописи и дизайна. 42 Де Стиль и течение неопластицизм. Де Стиль. Тео ван Дусбург Тео ван Дусбург. Композиция, 1922 Тео ван Дусбург. Архитектоническая композиция, 1923


Слайд 42

Пит Мондриан (1872-1944) выработав доктрину искусства чистой пластики, применял ее в своей живописи. Живописная манера неопластицистов предельно ограничена, она построена на первичных противоположностях горизонталь – вертикаль, плоскость – линия, цвет – не цвет, крупное мелкое. 43 Де Стиль и течение неопластицизм. Неопластицизм. Пит Мондриан П.Мондриан. Композиция в красном, желтом и синем цвете П. Мондриан. Композиция синий с желтым 1935 г.


Слайд 43

Геррит Ритвельд (1888-1964) - Дизайнер мебели и архитектор. Г. Ритвельд был значительной фигурой в так называемом "рациональном модернизме", открыв, благодаря своим экспериментам, новые способы конструирования мебели. Красно-синий стул стал первым случаем применения принципов эстетики неопластицизма в трехмерном пространстве. 44 Де Стиль и течение неопластицизм. Неопластицизм в трехмерном пространстве. Геррит Ритвельд Г. Ритвельд. Красно-синий стул, 1917


Слайд 44

Наиболее известным архитектурным творением группы «Де Стиль» является особняк Шредера в Утрехте. Внутреннее пространство дома решено как огромная увеличенная картина. Окраска стен, пола и потолка выполнена как единая композиция из геометрических форм. В проектах зданий, мебели и интерьеров, созданных членами группы «Де Стиль», как правило, присутствовали все три уровня композиционных решений. 45 Де Стиль и течение неопластицизм. Неопластицизм в архитектуре. Особняк Шредера в Утрехте Г. Ритвельд. Особняк Шредера в Утрехте, 1924-1925 гг.


Слайд 45

«Де Стиль» повлиял на развитие дизайна и архитектуры XX в., на то, что именуется модернизмом, благодаря подробной, всесторонней отработке пространственных и формально-композиционных реше­ний. Его визуальный словарь был предельно ясным, визуальный ре­зультат — гарантированным, стилистические и формальные отличия от других направлений — предельно подчеркнутыми и очевидными. 46 Де Стиль и течение неопластицизм. Мотивы неопластицизма в работах дизайнеров Джейкоб Арабо. Часы «5 Time Zones» своей марки Jacobs&Co Ив Сен-Лоран, 1965


×

HTML:





Ссылка: