'

История дизайна,науки и техники

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Тема 5 Создание первых организаций дизайна. Германский Веркбунд и его влияние на формирование дизайна История дизайна, науки и техники Семестр/модуль 5 072500.62 Дизайн. Профиль Дизайн среды ИСТД, кафедра Дизайна Доцент Иванова Ольга Гениевна История дизайна,науки и техники


Слайд 1

2 Начало промышленного дизайна как профессиональной деятельности в XX веке. Организация Веркбунда. Деятельность П. Беренса в компании АЭГ . Графический фирменный стиль. Ключевые понятия


Слайд 2

3 В начале XX века набирающие силу молодые немецкие монополии стремятся на мировой рынок. Бурное развитие промышленности выдвигает страну в число крупнейших развитых держав. Одновременно все усиливается упадок в архитектуре и прикладном искусстве Англии и Франции, который привел к глубокому кризису и художественного производства (1890-е). Уровень продукции германских монополий очень низок. В 1897 году Рихард Римершмид , немецкий архитектор, лидер югендстиля образовывает с коллегами «Объединенные мастерские искусства и ремесел» в Мюнхене (туда входили и промышленные предприятия). В 1898 году Карлом Шмидтом художником и мастером-мебельщиком, создается объединение художников ремесленников «Немецкие мастерские» в Дрездене. В 1899 году была заложена Дармштадтская колония, это было объединение художников-приверженцев модерна (югендстиля) имело мастерские и выставочный зал. Его называют предшественницей общины Баухауза. Начало промышленного дизайна как профессиональной деятельности в XX веке. Зарождение дизайна в Германии


Слайд 3

Приехавший из Вены Йозеф Мария Ольбрих (1867—1908), выдающийся художник-прикладник, архитектор, дизайнер австрийского модерна, с 1899 года работал для Дармштадтской колонии; где прожил до конца своих дней. Он оказал существенное влияние на формирование европейского дизайна. 4 Начало промышленного дизайна как профессиональной деятельности в XX веке. Йозеф Мария Ольбрих Й. Ольбрих. Свадебная башня в Дармштадте


Слайд 4

5 Веркбунд (нем. Werkbund от Werk — работа, производство и Bund — союз, объединение). Германский союз художественных ремесел и промышленности создан 7 октября 1907 года. Позиции художников в вопросах искусства были совершенно различны. Теодор Фишер считался мастером традиционной немецкой архитектуры; Петер Беренс начал свою деятельность как новатор формообразования, индустриальный архитектор; Иозеф Хофман был руководителем Венских мастерских, выпускавших изысканную продукцию класса "люкс»; Вильгельм Крайс был известен своими крепкими "бисмарковскими" башнями. Адольф Лоос один из первых начал в своем творчестве использовать достижения промышленности. Организация Веркбунда. Позиции художников в вопросах искусства


Слайд 5

6 Устав объединения гласил: «Целью Союза является повышение качества промышленной продукции путем совместных усилий искусства, индустрии и ремесла, а также пропаганда и всестороннее изучение этих проблем». Целью объединения было «облагородить промышленность через искусство» Организация Веркбунда. Устав объединения


Слайд 6

Герман Мутезиус (1861—1927) – инициатор создания Веркбунда, немецкий архитектор, теоретик и публицист. Идеей Мутезиуса было – «эстетическое качество как основа для экономического процветания и культурной модернизации». Деятельность Мутезиуса строилась на убеждении, что «постоянное улучшение продукции есть жизненно важный вопрос для Германии». 7 Организация Веркбунда. Герман Мутезиус Г. Мутезиус. Обложка трехтомника «Английский дом»


Слайд 7

8 Во-первых, Мутезиус начинает с реформы художественно-ремесленного образования и привлекает к участию в ней таких радикальных деятелей современной архитектуры, как Пельциг и Беренс. Во-вторых, он продолжает вести исследовательскую деятельность, публикует новые книги, в которых формулирует понятия и ценности, определившие взаимоотношения между строительным, прикладным и инженерном искусством. В-третьих, он неустанно занимается пропагандой необходимости улучшения качества промышленных изделий, критикует такое машинное производство, которое беззастенчиво использует прежние стилевые формы, равно как и декоративные мотивы “югендстиля”. Организация Веркбунда. Деятельность Г. Мутезиуса в Веркбунде


Слайд 8

Анри (Хенри) Клеменс ван де Велде (1863—1957), крупнейший бельгийский архитектор и дизайнер, теоретик и педагог. Один из организаторов Веркбунда. Его особая позиция в Веркбунде заключалась в отстаивании творческой индивидуальности художников, которые всегда будут выступать против любого предложения об установлении канона и типизации. . 9 Организация Веркбунда. Деятельность Анри ван де Вельде в Веркбунде Ван де Вельде. Особняк Отле. Холл бельэтажа в лестничном проеме, 1894


Слайд 9

10 Организация Веркбунда. Деятельность Веркбунда. Мебель Г. Мутезиус. Столовая в доме Фреденберга, 1912


Слайд 10

11 Организация Веркбунда. Деятельность Веркбунда. Посуда, полиграфия Рудольф Кох. Шрифт “Kabel” Фарфоровый сервиз, разработанный П. Беренсом для его столовой


Слайд 11

12 Организация Веркбунда. Деятельность Веркбунда. Графика Эмблема германского Веркбунда Фритц Хелмут Эмке. Плакат к выставке Веркбунда в Кельне, 1914


Слайд 12

13 Организация Веркбунда. Деятельность Веркбунда. Издание ежегодника Фотография из ежегодника Веркбунда. Витрина магазина «Тропон»


Слайд 13

С целью популяризации своего стиля движение Веркбунд проводило выставки. В 1914 г состоялась большая выставка в Кельне. 14 Организация Веркбунда. Участие Веркбунда в выставках Бруно Таут. Стеклянный павильон на выставке Немецкого Веркбунда в Кельне. Фасад и интерьер,1914


Слайд 14

Выставки и пропагандистские мероприятия Веркбунда, благодаря целенаправленному отбору экспонатов, производили сильное впечатление. 15 Организация Веркбунда. Участие Веркбунда в выставках. Кельн 1914 г Питер Беренс. Афиша выставки Веркбунда в Кельне


Слайд 15

В 1927 г в Штутгарте состоялась знаменитая выставка, посвященная жилищному строительству под названием «Жилище». Центром проведения выставки стал новый городской микрорайон «Белый двор», для проектирования которого были приглашены самые передовые архитекторы со всей Европы. 16 Организация Веркбунда. Выставка «Жилище» в Штутгарде. Архитектура Ле Корбюзье. Жилой дом в Вайсенхофе, Штутгарт, 1927


Слайд 16

17 Организация Веркбунда. Выставка «Жилище» в Штутгарде. Мебель Мис ван дер Роэ. Кресло МR по проекту Марта Стэма Л. Мис ван дер Роэ. Жилой дом в Вайсенхофедля вице-президента Веркбунда, Штутгарт, 1927


Слайд 17

18 Веркбунд открыл принципиально новый этап не только в развитии немецкого прикладного искусства и промышленности, но и впервые предложил поставить на место «одинокого творца» активное сотрудничество промышленников, художников, техников (технологов) и клиентуры (торговли). Он способствовал изменению консервативных представлений об искусстве, о его связи с промышленным производством. Веркбунд послужил своего рода мостом между югендстилем и модернизмом и своей деятельностью оказал огромное влияние на развитие немецкого промышленного дизайна. Организация Веркбунда. Значение Веркбунда для развития немецкого дизайна


Слайд 18

Петер Беренс (1868—1940) - крупнейший немецкий архитектор и дизайнер, участник Веркбунда, один из основоположников современного дизайна. Впервые разработал «фирменный стиль» предприятия. 19 Деятельность Питера Беренса в компании АЭГ. Основоположник современного дизайна П. Беренс. Тарелка П. Беренс. Пепельница


Слайд 19

Личность П. Беренса, и его творческая биография представляют пример художественной универсальности. От станковой живописи он переходит к декоративному искусству, дизайну и архитектуре, причем в каждой из этих областей творческой деятельности, которыми он занимался одновременно, П. Беренс проявил себя как художник-новатор. 20 Деятельность Питера Беренса в компании АЭГ. Пример художественной универсальности П. Беренс. «Поцелуй»


Слайд 20

После поездки в 1896 году в Италию, Беренс становится одним из основателей «Объединенного союза работников искусств и ремесел», так называемого Мюнхенского кружка. В 1899 вступает в Колонию художников в Дармштадте, где впервые обращается к архитектуре. 21 Деятельность Питера Беренса в компании АЭГ. Основатель «Объединенного союза работников искусств и ремесел» П. Беренс. Стулья


Слайд 21

Творчество Беренса одновременно лежит в русле стиля модерн и выходит за его пределы в следующую эпоху — в эпоху функционализма и геометризации форм. 22 Деятельность Питера Беренса в компании АЭГ. Работы в русле модерна П. Беренс. Лампы


Слайд 22

Архитектурные работы Беренса различных периодов характеризуются довольно широким стилистическим диапазоном. Однозначно к модерну можно отнести только его ранние постройки, в первую очередь, собственный дом в Дармштадте (1901), оборудование и отделка интерьеров которого до мельчайших деталей были выполнены им в характере югендстиля. 23 Деятельность Питера Беренса в компании АЭГ. Собственный дом в Дармштадте П. Беренс. Собственный дом в Дармштадте,1901


Слайд 23

Последующие работы Беренса отмечены большей монументальностью и классицистичностью (выставочный павильон в Ольденбурге, 1905 г., крематорий в Хагене,190б г.) Особенно, германское посольство в Петербурге, в котором «тевтонский» неоклассицизм получил свое наиболее крайнее, почти гротесковое выражение 24 Деятельность Питера Беренса в компании АЭГ. Германское посольство в Петербурге П. Беренс. Германское посольство в Петербурге, 1911


Слайд 24

В 1903 году он становится директором Художественного и ремесленного училища в Дармштадте и реформирует его. 25 Деятельность Питера Беренса в компании АЭГ. Директор художественно-ремесленного училища в Дармштадте П. Беренс. Дизайн стекла и столовых приборов


Слайд 25

В 1903—1907 гг. Беренс стал директором Школы прикладного искусства в Дюссельдорфе. 26 Деятельность Питера Беренса в компании АЭГ. Директор Школы прикладного искусства в Дюссельдорфе П. Беренс. Столовая. Выставка современного интерьера, универмаг Вертгейм, Берлин 1902


Слайд 26

В 1907 году П.Беренс открывает архитектурную мастерскую в Берлине. Сотрудниками его берлинской мастерской 1907 -1911 годов, разрабатывавшими рационалистические идеи промышленной архитектуры (в частности «Храма труда» турбинного зала АЭГ в Берлине, 1909 г.) были выдающиеся архитекторы XX века В. Гропиус, Л. Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье, которым он всегда оказывал поддержку. 27 Деятельность Питера Беренса в компании АЭГ. Открытие архитектурной мастерской в Берлине. 1907 г П.Беренс. Здание AEG В берлинском районе Веддинг, 1909


Слайд 27

Конкретной реализацией широкомасштабной общегосударственной программы Веркбунда стала деятельность Петера Беренса в концерне АЭГ Акционерное электрическое общество ( AEG, Atlgetneine Elektricitaets Gesellschaft) , объедиявшее 2810 различных предприятий. 28 Деятельность Питера Беренса в компании АЭГ. Создание культуры путем сведения вмес­те искусства и техники


Слайд 28

1907 году Петера Беренса приглашают на пост художественного директора фирмы АЭГ в качестве консультанта по вопросам архитектуры, промышленной продукции и графики. Основной задачей художественного директора было достижение стабильного экономического процветания концерна. 29 Деятельность Питера Беренса в компании АЭГ. Чайники-кипятильники АЭГ Дизайн-программа и рекламный плакат чайников-кипятильников АЭГ, 1908


Слайд 29

30 Деятельность Питера Беренса в компании АЭГ. Требования к красоте и технологичности П. Беренс. Электрические чайники: типа а) - «китайский фонарик» с восьмигранным основанием и б)- чайник каплевидной формы с круглым основанием


Слайд 30

31 Деятельность Питера Беренса в компании АЭГ. Новая эстетика электроприборов Путем варьирования объема (три вида емкости), геометрической формы, материалов корпусов обработки поверхности металла были созданы сериалы чайников


Слайд 31

Путем варьирования объема (три вида емкости), геометрической формы (две каплевидные с круглым и овальным дном и одна типа «китайского фонарика» с восьмигранным основание), материалов корпусов (латунь чистая, дополненная никелированием и омеднением), обработки поверхности металла (матовая, муаровая, рифленая-хлопьевидная) были созданы сериалы чайников. 32 Деятельность Питера Беренса в компании АЭГ. Варьирование разновидностей чайников-кипятильников Количество разновидностей чайников составляло 81 : 3 (объем) х З(форма) х З(материал) х З(фактура)


Слайд 32

33 Деятельность Питера Беренса в компании АЭГ. Электролампы АЭГ П Беренс. Дуговые электролампы АЭГ


Слайд 33

34 Деятельность Питера Беренса в компании АЭГ. Вентиляторы АЭГ П. Беренс. Серия вентиляторов АЭГ


Слайд 34

35 Деятельность Питера Беренса в компании АЭГ. Часы АЭГ П. Беренс. Часы и другие приборы АЭГ


Слайд 35

36 Деятельность Питера Беренса в компании АЭГ. Логотип АЭГ Эволюция фирменного знака АЭГ. 1896 (Франц Швехтен, 1900 (Отто Экман), 1907 (Петер Беренс) П. Беренс. Рекламный плакат, 1907


Слайд 36

Для концерна он спроектировал пять крупных промышленных зданий, и административных корпусов, в которых он стремился передать дух крупного промышленного предприятия, несколько многоквартирных жилых домов для рабочих, оборудование административных помещений. 37 Деятельность Питера Беренса в компании АЭГ. Производственные здания АЭГ П. Беренс. Здания для концерна АЭГ


Слайд 37

Наиболее известное среди них здание - Турбинный завод в Берлине, построенный в 1909 году, считающийся убедительным примером нового фабричного здания и ставший олицетворением промышленности как одной из наиболее важных составляющих современной жизни. 38 Деятельность Питера Беренса в компании АЭГ. Завод Турбин АЭГ П. Беренс. Турбинный завод АЭГ


Слайд 38

Не имеющий ничего общего с откровенной простотой проектов из стали и стекла, турбинный завод Беренса был задуман как произведение искусства, храм индустриальной мощи. 39 Деятельность Питера Беренса в компании АЭГ. Завод турбин АЭГ. Интерьеры П. Беренс. Турбинный завод АЭГ, интерьер


Слайд 39

40 Переходу Беренса от художника к промышленному дизайнеру сопутствовали его попытки теоретического осмысления роли дизайна в современном мире. В докладе «Искусство и промышленность», прочитанном в 1909 году для немецких промышленников, он подчеркнул, что «... все вещи без исключения: дуговые лампы, вентиляторы и т.д. не являются изделиями так называемого прикладного искусства. Это чисто утилитарные предметы, меньше предназначенные для украшения, чем для практических целей. Уже на этом основании, чтобы не путаться в их характере, при разговоре об их создании речь должна идти не об улучшении формы, а о сути — о хорошем пропорционировании... Через массовое производство вещей потребления, соответствующих совершенным эстетическим требованиям, со временем вполне возможно привить вкус населению» . Деятельность Питера Беренса в компании АЭГ. Доклад «Искусство и промышленность»


Слайд 40

Деятельность П.Беренса в концерне АЭГ была прервана Первой мировой войной. Выдвинутые Беренсом идеи нашли свое продолжение и развитие в послевоенной немецкой эстетике, работах Баухауза, известных архитекторов - учеников Беренса: Вальтера Гропиуса, Людвига Мис ван де Рое, Ле Корбюзье. 41 Деятельность Питера Беренса в компании АЭГ. Влияние Беренса на развитие немецкой эстетики П.Беренс. Alexanderhaus, 1929 П.Беренс. Terrassenhaus, 1926


Слайд 41

Действительно одним из первых авторов разработки фирменного стиля в промышленности был Петер Беренс. Развитие промышленности в Европе и, особенно, в Америке обусловило качественно новое отношение предпринимателей к корпоративному дизайну в предвоенные 1930-е годы, привлечение к сотрудничеству представителей новой специальности. 42 Графический фирменный стиль. Схема элементов фирменного стиля Фирменный стиль промышленной фирмы: основные элементы стиля и носители фирменного стиля


Слайд 42

43 Графический фирменный стиль. Значение товарного знака Товарный знак - как самое сильное визуальное средство, формирующее образ фирмы.


Слайд 43

Товарные знаки могут быть: -словесные; -изобразительные; -объемные; -комбинированные. Словесный товарный знак является одним из видов товарных знаков, получающих все более широкое применение. Изобразительные товарные знаки представляют собой рисунки (реалистические или абстрактные) на самые разнообразные темы. 44 Графический фирменный стиль. Виды товарных знаков Виды товарных знаков


Слайд 44

45 Графический фирменный стиль. Эволюция знака «PrudentiaI» Эволюция знака «Prudential», Англия


Слайд 45

Эволюция фирменного знака нефтяного гиганта «Шелл», Нидерланды. Характерный пример — эволюция знака от изобразительной композиции, включающей многочисленные надписи, через многочисленные упрощения и стилизации до лаконичного символа. 46 Графический фирменный стиль. Эволюция знака «Шелл» Эволюция знака «Шелл», Нидерланды


Слайд 46

47 Графический фирменный стиль. Эволюция знака «Мицубиси» Эволюция знака «Мицубиси», Япония


Слайд 47

48 Графический фирменный стиль. Эволюция эмблемы завода «Зенит» Эволюция эмблемы завода «Зенит», Россия


×

HTML:





Ссылка: