'

История дизайна, науки и техники

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Тема 1 Предистория дизайна. Ремесленный дизайн с древнейших времен. Становление эстетики как науки в девятнадцатом веке. История дизайна, науки и техники Семестр/модуль 5 072500.62 Дизайн. Профиль Дизайн среды ИСТД, кафедра Дизайна Доцент Иванова Ольга Гениевна История дизайна, науки и техники


Слайд 1

2 Основные понятия и определения. Специфика дизайн-проектирования. Ретроспектива технического развития и формообразования доиндустриального общества. Научно-технический прогресс 19 века, открытия и изобретения. Машинный переворот. Первые промышленные выставки. Зарождение прототеорий дизайна. Первые этапы интеграции искусства и техники. Движение за обновление искусств и ремесел Уильяма Морриса. Ключевые понятия


Слайд 2

Канон — это и образец конечного продукта, и «стандарт» на материалы, и правила работы (технология), и эстетическая мера пронизывающая все аспекты создания вещи. 3 Основные понятия и определения Канон Вилка и нож с открытыми «ножками», Германия,XVII век Ложка и вилка. Дорожный прибор, Германия, XVII век Орнамент на рукавах народного костюма


Слайд 3

Проектирование (как оно понималось до последней трети XX века) — особый процесс, предваряющий собственно изготовление продукта и моделирующий его в знаковой форме: чертеже, макете, модели, пояснительной записке и пр. Прототип — это образец изделия сходной функции, являющийся отправной точкой для анализа и выработки проектной идеи. 4 Основные понятия и определения Проектирование. Прототип Часы солнечные универсальные, Германия, XVIII век Часы Джеймса II, ок. 1600 Дж. Роули. Модель солнечной системы, ок. 1712 Рыцарские доспехи


Слайд 4

Industrial design — индустриальный дизайн – термин, обозначающее явление, возникшее в англоязычных, а затем и в других странах на рубеже XIX и XX веков. Это было время новаторских, экспериментальных поисков в искусстве, отрицания устоявшихся традиций. 5 Основные понятия и определения Индустриальный дизайн Объекты дизайнерской проработки, 2000-е


Слайд 5

6 Дизайнерский подход к решению проектных задач характеризуется комплексным учетом широкой гаммы формообразующих факторов: обусловленных направленностью проектирования на удовлетворение утилитарных запросов потребителей-пользователей продукции. касающихся проблем конструктивного решения, технологии изготовления, применяемых материалов, комплектующих элементов с учетом экономической целесообразности. связанных с маркетингом, включающих вопросы анализа потребительского рынка, учета социальных аспектов, тенденций моды, защиты корпоративных интересов, комплексного представления продукта, его рекламы. Специфика дизайн-проектирования Формообразующие факторы


Слайд 6

7 Основные виды современного проектного дизайнерского творчества: Индустриальный дизайн Графический дизайн Компьютерный дизайн Дизайн архитектурной среды Дизайн выставочных экспозиций Дизайн одежды и аксессуаров Арт-дизайн Арт-кар Специфика дизайн-проектирования Основные виды дизайна


Слайд 7

8 Специфика дизайн-проектирования Индустриальный дизайн. Группа «А» Автомобиль Mercedes-Benz 300 SL. Откидывающийся верх двери типа «крыло чайки» по патенту Г. Триппеля, 1954


Слайд 8

Бытовые приборы, аппаратура, инвентарь. Мебель и оборудование для интерьеров. Посуда, столовые приборы. Дизайн медицинского оборудования. Дизайн для пожилых людей и инвалидов. Дизайн для спорта. Дизайн для детей. 9 Специфика дизайн-проектирования Индустриальный дизайн. Группа «Б»


Слайд 9

Книжное и плакатное оформление, решение упаковки, этикеток, разработки фирменных знаков и фирменных стилей, а также шрифтов. Дизайн визуальных коммуникаций (знаков и указателей). Дизайн заставок, рекламных роликов на телевидении. Компьютерный дизайн. 10 Специфика дизайн-проектирования Графический дизайн


Слайд 10

Внутренняя архитектурная среда - интерьеры. Внешняя архитектурная среда – ландшафтный дизайн. 11 Специфика дизайн-проектирования Дизайн архитектурной среды


Слайд 11

Дизайн выставочных экспозиций занимает место на стыке графического дизайна и дизайна архитектурной среды. 12 Специфика дизайн-проектирования Дизайн выставочных экспозиций


Слайд 12

Коллекции близкие к массовому, серийному выпуску «пред-а-порте» (pret-a-porter) Уникальные коллекции «от кутюр» (haute couture) 13 Специфика дизайн-проектирования Дизайн одежды и аксессуаров


Слайд 13

Арт-дизайн — воплощение и использование авангардных течений, появившихся на стыке декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры и собственно дизайна. Арт-кар — расписывание наружных поверхностей автомобилей. 14 Специфика дизайн-проектирования Арт- дизайн и арт-кар


Слайд 14

15 Все многообразие предметного мира условно может быть подразделено на два типа: Первый тип — те изделия, которые существовали испокон веков. В основном они служили и сегодня служат для удовлетворения извечных потребностей человека; их функция не изменилась или почти не изменилась за многие тысячелетия (ручной инструмент, посуда, мебель, одежда и т.д.). Второй тип — те, что возникли в результате изобретений и научных открытий. Чаще всего им присущи совершенно новые (средства связи, бытовая техника, новые транспортные средства и т.д.) или ранее выполнявшиеся на примитивном уровне функции. Ретроспектива технического развития и формообразования доиндустриального общества Типы изделий предметного общества


Слайд 15

Замечательными событиями было изобретение: лука и стрел (средний каменный век — около 10—5 тыс. лет до н.э.) посуды из глины и первых изделий из меди (в 8 тысячелетии до н.э. изобретение папируса (4 тыс. лет до н.э.) производства хлопчатобумажных тканей в Индии, Китае, Египте обработки серебра и золота и производства железа (Армения). бумаги (105 г.) книгопечатания - наиболее важное достижение средневековья (1440-е годы). 16 Ретроспектива технического развития и формообразования доиндустриального общества Первые изобретения Изготовление бумаги из растительного сырья, Китай, 105 год


Слайд 16

17 Схема процесса дезинтеграции воссоздания предметного мира до эпохи машинного производства Ретроспектива технического развития и формообразования доиндустриального общества Схема процесса дезинтеграции предметного мира


Слайд 17

18 В промышленной революции сегодня выделяют четыре фазы: Первая - машинный переворот, длившаяся около 120 лет: 1750—1870-е годы Вторая - энергетическая революция, ознаменовавшаяся широким применением машинного оборудования с силовыми двигателями в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в быту, занявшая 75 лет: 1870—1945 годы Третья - интеллектуально-машинная, начавшаяся с конца Второй мировой войны (1945) с создания машин для умственного труда (ЭВМ). Четвертая - нынешняя фаза, глобальная, ведущая отсчет с последнего десятилетия XX векахарактеризуется развертыванием глобальной информационной сети по всему миру. Научно-технический прогресс 19 века, открытия и изобретения. Машинный переворот. Фазы промышленной революции


Слайд 18

Великобритания раньше всех других стран Европы вступила в полосу машинного переворота (1760-е годы). Наиболее развитой отраслью производства была текстильная. Джеймс Харгривс в 1765 году изобрел механическую прядильную машину, способную прясть «без руки человека», названную в честь дочери «Дженни». 19 Научно-технический прогресс 19 века, открытия и изобретения. Машинный переворот Изобретение первой прядильной машины Дж. Харгривс. Прядильная машина «Дженни», 1765


Слайд 19

Новым источником энергии, более дешевым и надежным, стал паровой двигатель, с появлением которого принято связывать начало промышленной революции. Джеймс Уатт (1736—1819), начав с ремонта пароатмосферной машины двигателя Т. Ньюкомена в 1765 году построил свою модель. 20 Научно-технический прогресс 19 века, открытия и изобретения. Машинный переворот Изобретение парового двигателя Дж. Уатт. Паровая машина Т. Ньюкмен. Первая пароатмосферная машина, 1705


Слайд 20

Изобретателем практически пригодного паровоза признают Джорджа Стефенсона. Им же в 1818 году была построена железнодорожная линия Стоктон—Дарлингтон (61 км). Стремительное развитие железнодорожного транспорта началось с 30-х годов XIX века во многих странах. В 1834 году на Нижнетагильском заводе был построен первый русский паровоз отца и сына Черепановых. В 1837 году железная дорога связала Петербург и Царское Село («русская колея» — 1520—1524 мм). 21 Научно-технический прогресс 19 века, открытия и изобретения. Машинный переворот История изобретения паровоза Эволюция паровоза


Слайд 21

По-настоящему об его изобретении можно говорить, начиная с конструкции главного баденского лесничего барона фон Зауэрбронна Карла Вильгельма Драйса (Дрейза). Он изго­товил сидячий самокат, приводимый в движение отталкиванием ног от земли. Изобретение педального привода датируется 1853 годом, когда механик Филипп Мориц Фишер установил шатуны с педалями на переднем колесе. Датчанин Михаэль Педерсен спроектировал и запатентовал конструкцию женского велосипеда (1899) и армейского складного (1900), а также механизм переключения передач (1903). 22 Научно-технический прогресс 19 века, открытия и изобретения. Машинный переворот История изобретения велосипеда Эволюция велосипеда


Слайд 22

Датой рождения фотографии принято считать 7 января 1839 года французский художник Луи Жак Дагер представил на рассмотрение Парижской академии наук изобретение талантливого французского изобретателя Йозефа Нисефора Ньепса, способное «с помощью светового луча получать прочное изображение на серебряной пластинке в камере-обскуре. 23 Научно-технический прогресс 19 века, открытия и изобретения. Машинный переворот История изобретения фотографии Эволюция фотоаппарата Камера-обскура


Слайд 23

Создателями кинематографа (синематографа) считаются братья Луи и Огюст Люмпьер. Они создали и кинопроекционную технику для просмотра изображения на экране. 28 декабря 1895 года на бульваре Капуцинов в Париже состоялся первый публичный киносеанс. 24 Научно-технический прогресс 19 века, открытия и изобретения. Машинный переворот История изобретения кинематографа Эволюция фотоаппарата


Слайд 24

Эра швейных машин началась с Мерита Зингера, патент (1851), который совершенствовал творение Хоу. С 1850 началось массовое производство «семейных машин», ставших предметом не роскоши, а домашнего употребления. Гигантское произ­водство было развернуто в Германии, откуда они разошлись по многим странам мира, где их стали считать немецкими. 25 Научно-технический прогресс 19 века, открытия и изобретения. Машинный переворот История изобретения швейной машинки Швейная машинка Зингер, начала и конца ХХ века Г. Дрейфус. Эргономическая отработка швейной машинки Зингер, 1960


Слайд 25

Современные машинки ведут свое происхождение от конструкции Француа Ксавьера Прогена (Франция, 1833). Всемирной славой на протяжении практически всего XX века пользовалась продукция итальянской фирмы «Оливетти» благодаря прославленным дизайнерам М. Ниццоли, О. Соттсассасу, М. Беллини. 26 Научно-технический прогресс 19 века, открытия и изобретения. Машинный переворот История изобретения пишущей машинки Эволюция пишущей машинки


Слайд 26

Отцами автомобиля считают немцев Готлиба Даймлера и Карла Бенца. Карл Бенц занимался разработкой и изготовлением двигателей внутреннего сгорания с 1871 года. Готлиб Даймлер вместе с Вильгельмом Майбахом в 1882 году основал предприятие по выпуску двигателей внутреннего сгорания. 27 Научно-технический прогресс 19 века, открытия и изобретения. Машинный переворот История изобретения автомобиля Эволюция автомобиля


Слайд 27

Фонограф — первый массовый звукозаписывающий и звуковоспроизводящий переносной аппарат (1877) создал Томас Алва Эдисон . В 1888 году немецкий ученый Эмиль Берлинер продемонстрировал изобретение, названное им граммофоном Термин телеграф ввел француз Клод Шапп (1793), сконструировав устройство из системы семафоров на башнях. 28 Научно-технический прогресс 19 века, открытия и изобретения. Машинный переворот История изобретения фонографа, граммофона и телеграфа Эволюция граммофона Эволюция радиоприемника


Слайд 28

Русский ученый Александр Степанович Попов 7 мая 1895 года продемонстрировал изобретенный им первый в мире радиоприемник. Телефон как способ передачи звука на расстоянии с помощью телеграфных линий был запатентован в США Александером Грейамом Беллом в 1876г. 29 Научно-технический прогресс 19 века, открытия и изобретения. Машинный переворот История радио и телефона Эволюция телефона


Слайд 29

Официальное начало воздухоплавания связывают с подъемом в воздух надутого горячим дымом сшитого из ткани и обернутого бумагой шара (диаметр 35 м) братьев Жозефа Мишеля и Жака Этьена Монгольфье, французских бумажных фабрикантов (1783). Русский инженер Александр Федорович Можайский в 1882 г. стал автором первого фактически построенного в мире самолета «воздухоплавательного снаряда». Немецкий инженер Отто Лилиенталь в 1893—1896гг. сконструировал планеры. 30 Научно-технический прогресс 19 века, открытия и изобретения. Машинный переворот История открытий в воздухоплавании и авиации Самолеты начала ХХ века


Слайд 30

Исключительно важным событием стала Первая Всемирная промышленная выставка 1851 года в Лондоне, получившая название «великой». Главное здание выставки было возведено по проекту англичанина Джозефа Пэкстона (1803—1865), ботаника, строителя оранжерей, специалиста по устройству садов. Здание с остеклением в 81 тыс. футов было образно названо журналистами Chrystal Palace, «Хрустальный дворец». 31 Первые промышленные выставки Лондон 1851 г. Хрустальный дворец Дж. Пэкстон. Хрустальный дворец, общий вид и интерьер, 1851


Слайд 31

Рисунок Большое признание получила и была удостоена медали коллекция М. Тонета — роскошная мебель (стулья, кресла, стол, этажерка и пр.) из палисандрового дерева с латунной отделкой. Для эффективного и экономичного массового производства нужна была новая оригинальная технология, изобретение которой и стало главным, определяющим элементом дизайн-программы Тонетов. Суть ее состояла в использованш метода выгибания прогретых паром заготовок (как правило, буковых) в металлических формах-шаблонах. 32 Первые промышленные выставки Лондон 1851г. Мебель М. Тонета М. Тонет. Боппардское кресло и «улитка» из букового бруса, 1836-1840 гг.


Слайд 32

Рисунок В год празднования юбилея Французской революции в 1889 г. в Париже открылась Всемирная выставка, уже четвертая во французской столице. Ее постройки и павильоны, прежде всего Эйфелева башня инженера Гюстава Эйфеля, произвели не менее ошеломляющее впечатление, чем в свое время Хрустальный дворец в Лондоне. 33 Первые промышленные выставки Париж 1889 г. Эйфелева башня Г. Эйфель. Эйфелева башня, 1889


Слайд 33

Всемирные промышленные выставки сыграли значительную роль в становлении и развитии дизайна. На этих выставках технические изделия, подобно произведениям искусства, впервые были представлены на всеобщее обозрение как экспонаты. Здесь же выявились основные недостатки форм первых промышленных изделий, которые имитировали старые формы ручной работы с обильными украшениями и декором. Однако собранные на выставке вместе в таком большом количестве эти изделия демонстрировали безнадежно дурной вкус. 34 Первые промышленные выставки Необходимость поиска нового формообразования предметного мира Фрагмент экспозиции Всемирной выставки в Лондоне, 1851


Слайд 34

Английский государственный деятель, художник-прикладник сэр Генри Коул (1808—1882), одним из первых привлек внимание к проблемам необходимости изменения мировоззрения при переходе от ремесленного к машинному изготов­лению предметной среды жизнедеятельности человека. Джон Рёскин английский философ, писатель, теоретик искусства впервые заговорил о первостепенности утилитарного. Он проклинал машинное производство, т.к. оно, по его мнению, разрушает красоту и радость, присущие вещам, созданным руками человека. 35 Зарождение прототеорий дизайна Генри Коул. Джон Рёскин


Слайд 35

Рисунок Готфрид Земпер - немецкий архитектор и теоретик искусства. Он впервые достаточно полно рассмотрел причины, определяющие характер формы объектов в природе и в искусстве, в повседневных вещах. Земпер не был противником машинного производства, а искал новую «эстетику» в изделиях этого производства. Франц Рёло - немецкий инженер и ученый в области теории механизмов и машин. Впервые указал на связь техники с культурой. 36 Зарождение прототеорий дизайна Готфрид Земпер. Франц Рёло


Слайд 36

Художник и общественный деятель Уильям Моррис под влиянием идей Дж. Рёскина предпринял в Англии утопические попытки через движение за обновление искусств и ремесел вернуться к высокому художественному уровню ремесленного труда. Возглавленное им «Движение за обновление искусств и ремесел» возникло как реакция на происходившую индустриализацию и его последователи считали, что массовое производство приводит к ухудшению внешнего вида изделий. 37 Уильям Моррис. Обои. Флореальный мотив Первые этапы интеграции науки и техники Уильям Моррис


Слайд 37

Движение «Искусств и ремесел» оформилось как художественный стиль во второй половине 19 века в Великобритании и объединяло художников, писателей ремесленников. Одним из первых образцов архитектуры движения явился Ред-Хаус (Красный дом), построенный в 1860 году для Уильяма Морриса и его жены архитектором Джейн Филипом Уэббом и был задуман как приют романтически настроенной общины художников и ремесленников. 38 Движение за обновление искусств и ремесел Уильяма Морриса Ред-Хаус архитектора Д.Ф. Уэбба Дж. Уэбб. Красный дом У. Морриса, 1860


Слайд 38

Рисунок В 1861 году У. Моррис основал фирму «Моррис, Маршал, Фолкнер и К» , впоследствии переименованную в «Морис и К» -Работники искусства. В фирму входили также Россетти, Мэдос Браун, Берн-Джонс Уэбб, П.П. Маршалл, К.Дж. Фолкнер. Занимаясь изготовлением витражей, стенного декора, работами по металлу, производством мебели, вышивкой, фирма прилагала усилия к тому, чтобы осуществить коренную реконструкцию декоративно- прикладного искусства в стране. 39 Движение за обновление искусств и ремесел Уильяма Морриса «Моррис, Маршал, Фолкнер и К» У. Моррис, Маршал, Фолкнер и К. Мебель и предметы обстановки, 1860-1870 гг.


Слайд 39

Рисунок Мэдокс Браун создал несколько образцов самой простой «ремесленной» мебели, сугубо утилитарной и практически лишенной декора. Самыми знаменитыми образцами мебели простых форм, выпускавшейся «Моррис и К» стала серия «сассекских» стульев. 40 Движение за обновление искусств и ремесел Уильяма Морриса Серия «сассекских» стульев – образец простой мебели У. Моррис и Дж. Уэбб. Обои «Шпалеры», 1862 и кресло «сассекской» серии, 1870


Слайд 40

41 В течение нескольких десятков лет после образования фирмы «Моррис и К» в Великобритании возникло множество гильдий ремесленников. В них входили преимущественно молодые архитекторы, которые работали в рамках общепринятых направлений, но стремились возродить традиционные ремесла, соединить архитектуру и декоративные ремесла. Среди них можно выделить: Гильдию Века, Гильдию и Школу ремесел, Котсуолдскую школу, Гильдию работников искусства. Движение за обновление искусств и ремесел Уильяма Морриса Ремесленные гильдии в Великобритании


Слайд 41

Рисунок Одним из дизайнеров, утверждавших, что следует примеру Морриса, был Луис Комфорт Тиффани(1848-1933) .В 1879 году Тиффани совместно с Локвудом де Форестером, Самюэлем Колменом и Кендес Уилер создает фирму «Луис Тиффани и Ассоциация художников» а Кендес Уилер создала в Нью-Йорке свое Общество декоративных искусств, стремясь показать традиционно женские художественные промыслы не как разновидность домашнего время препровождения, а как выражение женского творческого начала, чувства формы и цвета. 42 Движение за обновление искусств и ремесел Уильяма Морриса США. К.Уилер и Л.К. Тиффани


Слайд 42

Рисунок Очень успешно воплотил идеи «Движения искусств и ремесел» Гюстав Стикли. Свой стиль или свой метод изготовления мебели Стикли назвал «структуральным». Это был строгий функциональный стиль. Эти предметы отличались простыми формами и прямыми линиями и напоминали обстановку калифорнийских миссий, откуда получил название «стиль миссии». 43 Буфет производства мастерских Гюстава Стикли, ок.1910 Движение за обновление искусств и ремесел Уильяма Морриса США. Гюстав Стикли


Слайд 43

Рисунок С не меньшим энтузиазмом применял в своей деятельности идеи «Движения искусств и ремесел» современник Стикли Элберт Хаббард. Хаббард организует комунну в которой заняты более 400 ремесленников – «ройкрофтеры» - так называли себя члены комунны. В 1901 году фирма начала выпускать строгую мебель в миссионерском стиле, сходную с продукцией «Объединенных ремесленников», и такую же простую по форме керамику и металлическую утварь, изделия из кожи. 44 Движение за обновление искусств и ремесел Уильяма Морриса США. Элберт Хаббар


Слайд 44

Рисунок Одной из основных фигур в процессе объединения идей «Движения искусств и ремесел» с идеей механизированного производства стал архитектор Фрэнк Ллойд Райт. В его постройках соблюдены некоторые важные принципы движения: Уильям Моррис требовал от художника творческой честности, предвосхитив современные принципы «верности материалу». Он утверждал, что здания должны органически вписываться в окружающую среду и необходима взаимосвязь между архитектурой здания и его интерьером. . 45 Фрэнк Ллойд Райт, здание «Роби-хауз», Чикаго, 1908 Движение за обновление искусств и ремесел Уильяма Морриса США. Ф.Л.Райт


×

HTML:





Ссылка: