'

История дизайна, науки и техники

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Тема 16 Дизайн и архитектура на рубеже ХХ - ХХI веков. Часть 1 История дизайна, науки и техники Семестр/модуль 5 072500.62 Дизайн. Профиль Дизайн среды ИСТД, кафедра Дизайна Доцент Иванова Ольга Гениевна История дизайна, науки и техники


Слайд 1

2 Течения и направления в дизайне второй половины ХХ века. Тенденции развития. Массовое искусство. Поп-арт. Оп-арт. Итальянский радикальный дизайн. Антидизайн. Постмодернизм. Хай-тек. Постиндустриализм. Деконструктивизм. Ключевые понятия


Слайд 2

3 Практика и теория дизайна после окончания Второй мировой войны до начала 1960-х годов развивались фактически только в русле функционализма. Функционализм – общая тенденция мирового дизайна 1950-1970-х гг., проявилась в минимуме декора во внешней форме, в незаметности дизайна, в действительных, а не мнимых свойствах вещей, максимально учитывающих человеческий фактор, эргономику, удобство пользования. Термин стал использоваться и с некоторой стилевой окраской, иногда как одно из направлений интернационального стиля. Течения и направления в дизайне второй половины ХХ века. Тенденции развития. Функционализм


Слайд 3

4 Функционализм формировался и набирал силу в условиях художественно-эстетической системы модернизма, который складывался еще в начале XX века. Модернизм – совокупность авангардных творческих течений и направлений в различных видах искусства и дизайна в начале ХХ в., художественная идеология, эстетика, опирающаяся на ценности современной художественной свободы и индивидуальности. Течения и направления в дизайне второй половины ХХ века. Тенденции развития. Модернизм


Слайд 4

5 Функционализм как проявление модернизма в дизайне и архитектуре, в 1930 – е гг. ХХ в. начал ассоциироваться с понятием интернационального стиля. Интернациональный стиль – название одного из направлений модернизма, в котором сочетались функция и технология, в результате слияние дизайна с индустриализацией. По названию каталога выставки Р. Хичкока и Ф. Джонсона «Интернациональный стиль: архитектура с 1922 года», изданного директором музея современного искусства в Нью-Йорке Альфредом Г. Барром. Течения и направления в дизайне второй половины ХХ века. Тенденции развития. Интернациональный стиль


Слайд 5

6 Синонимом понятия интернационального стиля практически стал термин «хороший дизайн». «Хороший дизайн» предполагал следование «формальным, техническим и эстетическим принципам модернизма» без активного проявления личности дизайнера. Так, Дитер Рамс, один из создателей «Браун-стиля», поставил заключительным пунктом перечня признаков этого термина для промышленной продукции сентенцию: «Хороший дизайн - это, по мере возможности, минимум дизайна». Течения и направления в дизайне второй половины ХХ века. Тенденции развития. «Хороший дизайн»


Слайд 6

7 Массовую культуру социологи связывают со следующими явлениями общественной жизни: развитие средств массовой коммуникации (радио, кино, телевидение, огромные тиражи газет, журналов, дешевых «карманных» книг, грампластинок и т.д.); индустриально-коммерческий тип массового производства и распределения стандартизированных духовных благ; относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс; увеличение доли свободного времени для досуга, возрастание затрат на досуг в бюджете наиболее многочисленных слоев населения. Течения и направления в дизайне второй половины ХХ века. Тенденции развития. Массовая культура


Слайд 7

На рубеже 1940-1950-х годов появляются первые признаки нового движе­ния в искусстве. Группа художников «Независимые» (1952-1955), собиравшиеся в лондонским Институте современного искусства стали пионерами нового течения. Первым произведением поп-арта (английской ветви) признается работа члена группы Ричарда Хамильтона «Что же делает наши современные дома такими особенными, такими привлекательными?», показанная на выставке «Это завтрашний день» (1956). 8 Поп-арт. Ричард Гамильтон. Первое произведение поп-арта Ричард Хамильтон. «Что же делает наши современные дома такими особенными, такими привлекательными?»,1956


Слайд 8

Поп-арт как направление в искусстве явился непосредственным «порождением» рекламы, комиксов, моды, радикализма в дизайне. Существует связь поп-арта с дадаизмом. Дадаизм (дада) - одно из течений авангардного искусства XIX века. Один из главных (если не самый главный) вдохновитель направления - французский скульптор Марсель Дюшан (1887-1968). 9 Поп-арт. Связь поп-арта с дадаизмом М. Дюшан. Фонтан, 1917


Слайд 9

Поп-Арт (англ. pop art, сокр. от popular art общедоступное искусство), модернистское художественное течение, возникшее во 2-й половине ХХ века. Отказываясь от обычных методов живописи и скульптуры, поп-арт культивирует якобы случайное, часто парадоксальное сочетание готовых бытовых предметов. 10 Поп-арт. Popular art Джеймс Розенквист. Этюд к автопортрету Мэрилин, 1952


Слайд 10

В сфере производства и потребления товаров массового вре­мя с конца 1950-х годов стало периодом широкого распространения изделий од­норазового пользования. Своеобразным символом новой философии производства и потребления «поп» стал детский стул из ламинированного картона. Его спроектировал Петер Мурдок. 11 Поп-арт. Петер Мурдок П. Мурдок. Детское кресло из ламинированного картона с рисунком «в горох», 1963


Слайд 11

Пневматические цветные кресла Sacco (1968) Джонатана де Пас, Донато Д. Убино и Паоло Ломази - неординарные образцы изделий из поливинилхлорида. Они были легкими, удобными, красивыми и, одновременно, дешевыми, рассчитанными на непродолжительный срок «жизни». 12 Поп-арт. Мебель из поливинилхлорида. Пневматические кресла Джонатан Де Пас, Донато Д'Урбино, Паоло Ломази. Пневматическое кресло "Sacco", 1968


Слайд 12

В 1961 году состоялась выставка произведений представителей так называемой нью-йоркской школы поп-арта. Американский художественный рынок завоевали Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Том Вессельман, Джеймс Розенквист и Клас Ольденбург. В работах большинства из них заметен крен в область рекламы промышленной продукции. 13 Поп-арт. Нью-йоркская школа поп-арта Р. Лихтенштейн. Желтые и зеление мазки, 1964


Слайд 13

Знаковой фигурой американской культуры стал Энди Уорхол Уорхол, откровенно заявляя о своем жизненном кредо - делать деньги, писал: «Бизнес-арт - это следующий шаг после Искусства… делать деньги - это искусство, и работать - это искусство, а хороший бизнес - это лучшее искусство». 14 Поп-арт. Энди Уорхол Э. Уорхол, 80 двухдолларовых банкнот (лицевая и оборотная стороны), 1962


Слайд 14

Уорхол создал изображения многих знаменитостей (как из мира искусства, так и политики). Отличительными чертами его творчества были: шелкография - техника трафаретной печати на холсте или бумаге; серийность - многократное повторение изображения в одном произведени. 15 Поп-арт. Энди Уорхол. Работы Э. Уорхол. Работы 1960-1980 гг.


Слайд 15

Рой Лихтенштейн (1923-1997) - завоевал известность монументализированным изображением отдельных кадров популярных комиксов. Часть кадра или деталь расхожих образов комиксов или рекламы увеличивалась, обрамлялась и изображалась вместе со ставшей огромной типографской сеткой крупного растра (техника печати газет прошлых лет). 16 Поп-арт. Рой Лихтенштейн Р. Лихтенштейн. Эм-мейби, 1965


Слайд 16

Клас Ольденбург (род. в 1929 в Стокгольме, Швеция) - еще в годы работы ночным мойщиком посуды пришел к мысли сделать еду произведением искусства. Он изображал предметы обихода и продукты питания в необычных масштабах и материалах и в яркой раскраске. 17 Поп-арт. Клас Ольденбург К. Ольденбург. Работы 1950-1960 гг.


Слайд 17

Джордж Сегал (1924-2000) был живописцем, но обратился к скульптуре, стремясь лучше передать трехмерность и оставшись верным своим убеждениям - эмпирическому направлению в искусстве. Он искал эстетическое в создании человекоподобных муляжей, причисляя их к области изящных искусств. 18 Поп-арт. Джордж Сегал Дж. Сегал. Работы, 1965


Слайд 18

Поскольку поп-дизайн ориентировался на молодежный рынок, товары должны были быть дешевыми и по этой причине зачастую отличались низким качеством. Однако именно недолговечность таких изделий представляли собой полную противоположность бессмертной классике модернизма. 19 Поп-арт. Критерий – дешевизна товаров Р. Индиана. Бунт любви, 1968 Т. Вессельман. Курильщик 1 (Рот 12), 1967


Слайд 19

Активную роль в формообразовании интерьеров стали играть резко выделяющиеся на общем фоне предметы - артефакты, которые внесли новую струю в вещественное наполнение и определили новую стилистику среды. 20 Поп-арт. Артефакты – предметы наполнения интерьеров Да Седа, Кожаные кресла «Боксерские перчатки», Швейцария, 1978 Диван Joe, Джонатан Де Пас, Донато Д'Урбино, Паоло Ломази, 1970


Слайд 20

Распространение влияния поп-арта сопровождалось усилением культа вещей с ажиотажем вокруг постоянной новизны не только фасонов одежды, но и моделей бытовой техники (холодильников, радиоаппаратуры и пр.), автомобилей, модных ресторанов, кинофильмов, книг и других атрибутов массовой культуры. 21 Поп-арт. Культ вещей, ажиотаж новизны «Portmerion Potteries» Кофейник «Тотем», 1963 Украшен примитивными абстрактными символами в стиле поп-арт Вернер Пэнтон, Стул «Пэнтон», штабелируемый, 1959-1960 гг.


Слайд 21

Оп-Арт (англ. oр art, сокр. от optical art оптическое искусство), неоавангардистский вариант абстрактного искусства в европейской и американской живописи и графике 1940-90-х гг. Ритмические комбинации однородных геометрических фигур, линий и цвета создают иллюзию движения; декоративные эффекты используются также в прикладном и оформительском искусстве, промышленной графике, плакате. 22 Оп-арт


Слайд 22

Родоначальником и идеологом оп-арта считается Виктор Вазарели (1908-1997) - французский живописец, график Крупноформатные работы Вазарели («архитектурные интеграции») уже при его жизни становятся неотъемлемой частью дизайна интерьеров и фасадов архитектурных сооружений, декоративных решеток и ограждений. 23 Оп-арт. Виктор Вазарели В. Вазарели. Тигр, 1938; Зебры, 1950; Ограда, 1966; Интерьеры, 1976


Слайд 23

Итальянский радикальный дизайн и антидизайн. В основу проектного радикализма ими были положены три нигилистических лозунга: депрофессионализм, антидизайн и контркультура. Делалась попытка отойти от норм «высокой» культуры, сделав акцент на культуру массовую. Главными сторонни­ками радикального дизайна являлись творческие объединения: «Superstudio» (осн. 1966 г., Флоренция), «Archizoom» (осн. 1966 г., Флоренция) «UF0» (осн. 1967 г., Флоренция), «Gruppo Strum» (осн. 1963 г., Флоренция), «Gruppo 9999» (осн. 1967 г., Флоренция), «Cavart» (осн. 1973 г., Падуя) «Libidarch» (осн. 1971 г., Турин 24 Итальянский радикальный дизайн.


Слайд 24

Радикальные дизайнеры Алессандро Мендини, Этторе Соттсасс и др. стали организовывать собственные группы “Archizoom” и “Superstudio” во Флоренции в 1966г. Они предлагали экстравагантные проекты в духе поп-искусства: ироничные и одновременно с претензией на серьезность импровизации китчевого характера. В 1976 году архитектор Александро Гурьеро (род. в 1943) создает студию «Алхимия» - галерею экспериментальных работ, не предназначенных для про­мышленного производства. 25 Итальянский радикальный дизайн. А. Мендини и Э. Соттсасс и А. Гурьеро А. Мендини, софа Kodissi для студии «Алхимия», 1978


Слайд 25

В 1981 году состоялся дебют группы «Мемфис», на Мебельной ярмарке в Милане. Инициатором создания группы был Э.Соттсасс в 1980 г. Произведения группы разительно контрастировали с «хорошим вкусом», преобладавшим в дизайне модернизма, вызывая восхищение одних и возмущение других. 26 Итальянский радикальный дизайн. Группа Мемфис Э. Соттсасс. Подставка под зонтик, 1980-е


Слайд 26

Примером «дизайна без предметов» - антидизайна, т.е. дизайна поведения, является кресло «Сакко» итальянской фирмы «Дзанотта». Это кожаный мешок, набитый гранулированным пенополистеролом и легко принимающий форму, удобную для сидящего человека. 27 Итальянский радикальный дизайн. Антидизайн Пьерро Гати, Чезаре Паолини и Франко Теодоро, сиденье Sacco для фирмы «Zanotta», 1968 Туринская группа Струм. Кресло-кушетка Прато (Лужайка) из пеноуретана, 1966


Слайд 27

Непрактичность, ироничность, китч, использование насыщенных цветов, нарушение пропорций - все эти черты ярко проявились в изделиях Гвидо Дрокко и Франко Мелло: вешалка «Кактус», светильник «Креветка» и других. 28 Итальянский радикальный дизайн. Гвидо Дрокко и Франко Мелло Г. Дрокко и Ф. Медло из Studio 65, 1972; диван Бокка,1972, светильник Креветка, 1972


Слайд 28

Итальянский дизайнер Гаэтано Пеше (род. в 1939) создал серию кресел «Uр» (1969), представлявшую собой исключительно смелый для того времени технологический эксперимент. При вскрытии упаковки они начинали на глазах обретать форму и объем, повергая людей в состояние веселой жути. 29 Итальянский радикальный дизайн. Гаэтано Пеше Г. Пеше. Скульптура для сиденья, 1969 Г. Пеше. Серия пневматических кресел Up, 1969


Слайд 29

Космический стиль Тема космического шлема также была использована в формообразовании - от телевизоров фирм Японии, Англии и др. стран до головных уборов не только для детей, но и для взрослых. 30 Постмодернистские направления в дизайне. Космический стиль Телевизор Nivico 3240GM для фирмы JVC, 1970 Эдвард Манн, две фетровые шляпы из коллекции «Космическая капсула», 1965


Слайд 30

Радикальные, поистине революционные идеи, были представлены на рубеже 1960-1970-х годов Виктором Папанеком в его книге «Дизайн для реального мира Папанек справедливо писал о пороках современной цивилизации: о создании все новых видов мусора, захламляющих и уродующих пейзажи. 31 Постмодернистские направления в дизайне. Виктор Папанек Набор Уайт (посуда разового использования) Cross Paper ware, Великобритания


Слайд 31

Папанек заявил, что «промышленный дизайн в том виде, в каком мы его знаем, должен прекратить свое существование. Дизайн, задачей которого является лишь изобретение банальных «игрушек для взрослых», умопомрачительных автомобилей с поблескивающими «хвостовыми плавниками», «сексуально ориентированных» чехлов для пишущих машинок, тостеров, телефонов, компьютеров, - о таком дизайне пора забыть». 32 Постмодернистские направления в дизайне. Виктор Папанек. О таком дизайне пора забыть В. Папанек совместно со студентами. Работы


Слайд 32

Постмодернизм - художественная и культурная идеология второй половины ХХ века, призывающая к коррекции идеологии модернизма, выражающаяся в стремлении спроектировать весь мир заново, допускает в искусство, дизайн и архитектуру юмор, исторические цитаты и элементы массовой культуры. Его зарождение началось еще в 1960-х, а окончательно оформилось в начале 1980-х. Постмодернизм - возник как реакция на дизайнерский рационализм модернизма, достижениями которого это «несколько неудобочитаемых книг и непонятных объектов, бездушные произведения искусства и здания, в которых люди не хотят жить». 33 Постмодернистские направления в дизайне. Постмодернизм


Слайд 33

Архитипическими постмодернистскими объектами стали (в музеях и искусствоведческих альбомах) «чайные и кофейные пьяццы» для «Алесси» Ч. Дженкса и М. Грейвса в том числе чайник-птица, 1985. 34 Постмодернистские направления в дизайне. Чарльз Дженкс и Майкл Грейвс Майкл Грейвз, чайник-птица для «Alessi», 1985


Слайд 34

В технически сложных объектах постмодернизм присутствовал как заметные, привлекающие внимание детали и элементы. Классическим примером этого в радиотехнике является стилистика портативных мини-магнитофонов «Walkman» японской фирмы «Sony». Таковы японский «Nissan S Cargo» - жучок с очень высоким верхом полукруглой формы, который можно использовать для перевозки грузов. 35 Постмодернистские направления в дизайне. Постмодернизм в технически сложных объектах Sony мини-магнитофонов «Walkman» Nissan S Cargo, 1990


Слайд 35

Яркие цвета, декоративные элементы, гротеск и ирония, вошедшие в массовую культуру с поп-артом и другими радикальными течениями, получили развитие в работах Э. Соттсасса, групп «Студия Алхимия», «Мемфис» и быстро стали характерными для постмодернизма в целом. 36 Постмодернистские направления в дизайне. Гротеск и ирония Коллекция студии «Алхимия», 1988


Слайд 36

Постмодернистское означало то, что не лежало в русле ортодоксального модернизма с его строгими, но во многом надуманными положениями этики, эстетики, философии. 37 Постмодернистские направления в дизайне. Новая эстетика и философия Норберт Бергхоф, Майкл Ленденс и Вольфганг Ранг, кресло Frankfurter FIII для «Draenert Studio», 1985-1986 гг.


Слайд 37

Известной фигурой в движении постмодернизма считается Милтон Глейзер, создатель знаменитого логотипа «I love NY» (1973) и соучредитель студии “Pushpin” (Кнопка), выпускающей декоративные изделия в стиле постмодернизма. 38 Постмодернистские направления в дизайне. Милтон Глейзер М. Глейзер. Логотип I Love NY, 1973


Слайд 38

Термин «хай-тек» как сокращение от английского high technology - высокая технология, в своем прямом значении употребляемого для характеристики технологических процессов в высокоразвитых отраслях производства (электронике, аэрокосмической технике и др.), Хай – тек – стилевое направление в мировом дизайне и архитектуре 1970-х гг., связанное с предъявлением через форму и конструкцию изделий и сооружений совершенного качества отделки, передовых промышленных технологий, точности стыковки изделий. Отличается обилием металлических поверхностей с различной фактурой, преобладанием ахроматической гаммы изделий, контрастным сочетанием черного и белого. 39 Хай-тек


Слайд 39

Теряя игровое начало и ироничность, хай-тек стал преображаться в гармоничное формообразование объектов, создаваемых с помощью высоких технологий. Основным методом хай-тека в жилой среде вначале было использование промышленного оборудования. 40 Хай-тек. Использование промышленного оборудования в жилой среде М. Хопкинс. Студия Hoprins House, 1979


Слайд 40

Изделия, изготовленные для заводских складов (металлические стеллажи и шкафы), поликлиник и больниц (шкафчики и тумбочки из металла и стекла), светильники и различная арматура технологических линий цехов, автомобильные, самолетные и даже зубоврачебные кресла и пр. включались в бытовые интерьеры, создавая гротескный ассамбляж. 41 Хай-тек. Работы Дональд Т. Чедвик. Кресло «Аэрон» Д. Рамс. Универсальная система полок 606 для Vitsoe, 1960


Слайд 41

42 Постиндустриализм – одно из постмодернистских направлений в дизайне, возникло в Великобритании. В дизайне возникновение этого стиля означало переход от массового производства к выпуску серий товаров для конкретной, заранее определенной целевой аудитории, а также уникальных изделий. Освободившись от необходимости думать о промышленном выпуске своих изделий, дизайнеры стали использовать в работе абсолютно новый подход, допускавший полную творческую свободу. Постиндустриализм


Слайд 42

Первыми дизайнерами постиндустриализма стали Рон Арад и Том Диксон, отказавшиеся от массового производства в пользу изделий, создаваемых в одном экземпляре. 43 Постиндустриализм. Рон Арад и Том Диксон Рон Арад, кресло из закаленной стали, 1986 Том Диксон, кресло-пилон из железной проволоки, 1992


Слайд 43

Рон Арад и Том Диксон создавали «грубые и готовые артефакты», которые были сознательно отдалены от точности стандартизированных изделий массового производства. 44 Постиндустриализм. Рон Арад и Том Диксон. Работы Рон Арад, стереопроигрыватель (единственный экземпляр),1984 Элберт Драймс, говорящая кофеварка, 1990


Слайд 44

Постиндустриализм, как направление постмодернизма с его тягой к экспериментированию и искрометной иронией, а также «полезных предметов искусства» стал абсолютно новым подходом и жанром в дизайнерской практике. 45 Постиндустриализм. Том Диксон Том Диксон, Кресло «Свежий жир», 2004


Слайд 45

46 Стиль возник в 1980-х гг. относится к дизайну, архитектуре и дизайну интерьеров. Деконструктивизм - стиль, которому присущи ломаные формы и перекрывающиеся поверхности – по контрасту с логикой и порядком, свойственным модернизму. Концепция была предложена французским философом Жаком Дерридой в конце 1960-х и нашла свое применение в стиле архитектуры и дизайна интерьеров, целью которого было демонстрация внутреннего содержания и функции объектов. Деконструктивизм


Слайд 46

В промышленном дизайне Даниел Вейл заново изобретает уже привычные объекты. Показом составных частей изделия он пошел наперекор традиционным формам и «разобрал» общепринятую логику дизайна. 47 Деконструктивизм. Даниел Вейл Даниел Вейл. Радио в пакете, 1981


Слайд 47

48 Бум рутинных покупок «по необходимости» был оставлен далеко позади новым рынком - «рынком удовольствия», рынком «эмоциональных покупок». Появлялось все больше образцов изделий, предметов быта, не предназначенных непосредственно для продажи. Их объявляли произведениями арт-дизайна и даже искусства, демонстрировали на выставках и музеях. Только после «подготовки» покупателей они шли (или не шли) в массовое производство и торговлю. Лозунгом рынка потребления становится слоган: «Превратим искусство в бизнес, а бизнес - в искусство». Дизайн рынка удовольствия


×

HTML:





Ссылка: