'

1.Человек.Мир.Информация

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

1.Человек.Мир.Информация Курс лекций «Философия и методология научного исследования: когнитивная модель образования в обществах знания» В.С.Меськов, С.Н.Бычков


Слайд 1

ЧЕЛОВЕК.МИР.ИНФОРМАЦИЯ 2 ЧЕЛОВЕК МИР ИНФОР- МАЦИЯ


Слайд 2

ЧЕЛОВЕК Человек есть животное двуногое без перьев (zoon dipoun, apteron) — Платон, IV в. До н.э.


Слайд 3

ЧЕЛОВЕК Человек есть социальное политическое животное (zoon politikon) — Аристотель, IV в. до н.э.


Слайд 4

ЧЕЛОВЕК «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему...» — Книга Бытия, 1, 26


Слайд 5

ЧЕЛОВЕК Млекопитающее с мягкой мочкой уха — Г.В.Ф. Гегель, 1770 – 1831


Слайд 6

ЧЕЛОВЕК Человек есть то, что он ест — Людвиг Фейербах, 1804 – 1872


Слайд 7

ЧЕЛОВЕК Животное, обладающее способностью производить орудия труда — Бенджамин Франклин, 1706 - 1790 («Употребление и создание средств труда, хотя и свойственны в зародышевой форме некоторым видам животных, составляют специфически характерную черту человеческого процесса труда, и потому Франклин определяет человека как «a toolmaking animal», как животное, делающее орудия» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 190-191)).


Слайд 8

ЧЕЛОВЕК Часто обращали и обращают внимание на то, что в 26-м стихе 1-й главы Книги Бытия говорится о намерении Бога сотворить человека по образу и подобию Божию, тогда как в стихе 27-м той же главы сказано лишь о сотворении по образу Божию: 1, 26: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему («бецалмену») и по подобию Нашему («бидмутену»)…» 1, 27: «И сотворил Бог человека по образу Своему («бецалмо»), по образу Божию («бецелем Элогим») сотворил его…»


Слайд 9

ЧЕЛОВЕК Выражение – «по образу» – обозначает разум и свободу воли, данные нам по рождению И.Дамаскин


Слайд 10

ЧЕЛОВЕК Выражение – «по подобию» – обозначает уподобление Богу через доброделание, насколько это возможно И.Дамаскин


Слайд 11

ЧЕЛОВЕК «По образу» и «по подобию» – означает одно и тоже Кирилл Александрийский


Слайд 12

ЧЕЛОВЕК Человеку врождена способность уподобляться Богу И.Дамаскин


Слайд 13

ЧЕЛОВЕК «Образ» напоминает преимущественно о даре Божьем человеку, «подобие» – о духовно-нравственной обязанности хранить этот дар и содействовать его просиянию. Это оттенки смыслов двуединого понятия Василий Великий


Слайд 14

ЧЕЛОВЕК Образ Божий – человеческая душа. Её свойства: разумность, нравственная свобода и бессмертие Григорий Богослов


Слайд 15

ЧЕЛОВЕК Образ Божий усматривается в способности творить. Бог создает из не?сущего без труда и мгновенно. Человеку для творения нужны вещество, размышления, время, труд… Человек уподобляется Творцу как образ Первообразу


Слайд 16

ЧЕЛОВЕК Бог – вечен, всемогущ, Дух вездесущий, всесвятой. Человек – бессмертная душа, хозяин природы, обладает мыслью, обладает разумом, знаниями, достигает вершин святости. Митрополит Николай


Слайд 17

ЧЕЛОВЕК В Новом Завете: образ Божий есть Христос. Он образ Бога невидимого. Богообразность есть христоообразность


Слайд 18

ЧЕЛОВЕК В Богообразности человека отображена вся Живоначальная Троица. В Троице разумеем три Ипостаси, неслитно соединенные и самостоятельные


Слайд 19

ЧЕЛОВЕК Человек в своей духовной структуре и жизни отображает внутритроичную жизнь Божества. Иоанн Дамаскин


Слайд 20

ЧЕЛОВЕК Человек как объект универсума может рассматриваться как макрообъект, микрообъект и информационный объект. Как информационный объект он обладает целостностью. Как объект когнитивной деятельности он является потенциальным (возможным) субъектом. Человек – это животное, способное создавать (творить) смыслы


Слайд 21

МИР Возьмем в качестве примера общепринятого подхода – изложение представлений о мире как картинах мира, систематизированное в работе Г.Андрейченко и В. Грачевой «Философия»


Слайд 22

МИР


Слайд 23

МИР ФКМ Соотношение Материализм мира и Идеализм человека Дуализм Диалектика Синергетика Метафизика Позитивизм и др.


Слайд 24

МИР - АТРИБУТЫ Представление об Универсуме, как о: существующем (экзистенциальность), целостном (холизм) и способным осознавать свое существование и целостность (субъектность) Атрибуты (имманентные свойства): Существование (экзистенциальность) Целостность (холизм) Субъектность


Слайд 25

МИР


Слайд 26

Метод Допущения ? Идеальные объекты (абстракции) ? Модель (идеализированные объекты, идеализации) ? Базовая методология ? Базовая Картина мира ? Ведущий способ деятельности ? Тип (характер) общественного устройства ? Практико-ориентированные модели, теории, методы и методики Метод восхождения от абстрактного к конкретному:


Слайд 27

Проклятые вопросы 3 «проклятых вопроса»: Кто я? Каков мир? Что я могу (должен) делать?


Слайд 28

КАРТИНЫ МИРА Религиозная (Бог творит мир из «ничего») Научная картина мира (доминирующая парадигма): Классическая (монизм) Неклассическая (дополнительность) Постнеклассическая (тринитарность) Картина мира частных наук / сфер деятельности Картина мира индивидуальная


Слайд 29

РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНА МИРА ЧЕЛОВЕК ? создан Богом по образу Божию (по праву рождения) и по подобию Божьему (как возможность) МИР – создан Богом «ex nihil» («из ничего») ИНФОРМАЦИЯ – в виде Божественного откровения, познание мира = познание Бога


Слайд 30

КЛАССИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА Описываемая реальность: Описание Макромира (без Субъекта) Ведущая методология: Классическая методология (методология классической науки) Воплощение в социальном устройстве: индустриальное общество Роли/функции для индивида: Человек как механизм (механические часы) – Работник


Слайд 31

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА Описываемая реальность: Описание микромира (с нормированным субъектом как Получателем, Потребителем и Наблюдателем) Ведущая методология: Неклассическая методология Воплощение в социальном устройстве: общество потребления Роли/функции для индивида: Человек как организм (Алгоритмическая модель) – Потребитель и Наблюдатель


Слайд 32

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА Описываемая реальность: Описание мира в целом Ведущая методология: Постнеклассическая методология Воплощение в социальном устройстве: Общество знания (информационное, коммуникативное, инновационное и т.д. общество) Роли/функции для индивида: Человек как Деятель, Мыслитель, Творец


Слайд 33


Слайд 34

Классическая методология микромир Неклассическая методология Постнеклассическая методология информация Картина мира Картина мира


Слайд 35

Модели Универсума


Слайд 36

ИНФОРМАЦИЯ Информация — “это обозначение содержания (сигналов), полученного из внешнего мира в процессе нашего приспосабливания к нему и приспосабливания к нему наших чувств”— Норберт Винер


Слайд 37

ИНФОРМАЦИЯ «Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» — Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»


Слайд 38

ИНФОРМАЦИЯ Информация - (от лат. informatio — разъяснение, изложение), первоначально — сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом (например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств и т.д.), а также сам процесс передачи или получения этих сведений — БСЭ


Слайд 39

ИНФОРМАЦИЯ Термин «информация» происходит от латинского — informatio , и означает «сведения, разъяснение, изложение»


Слайд 40

ИНФОРМАЦИЯ Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без потребителя говорить об информации бессмысленно


Слайд 41

ИНФОРМАЦИЯ Типы информационных процессов: получение, представления, хранение, передача и обработка информации


Слайд 42

ИНФОРМАЦИЯ Шесть основных гипотез толкования понятия информации: первая – отрицает онтологическое существование информации , так как не воспринимается ни органами чувств, ни какими-либо приборами;


Слайд 43

ИНФОРМАЦИЯ вторая – информация существует, но не в нашем физическом мире; третья – информация существует в чистом виде без каких-либо форм её представления;


Слайд 44

ИНФОРМАЦИЯ – четвертая – информация имеет материальную природу; пятая – панинформационная теория;


Слайд 45

ИНФОРМАЦИЯ шестая – информация существует только в представлении субъекта, она – субъективная реальность


Слайд 46

ИНФОРМАЦИЯ Трактовки «информации» в философских концепциях: 1. Информация – неотъемлемый атрибут материи, отраженное многообразие. 2. Информация – продукт мыслительной деятельности человека. Понятие, синонимичное «знание», «значение», «смысл».


Слайд 47

ИНФОРМАЦИЯ 3. Синоним термина «данные», то, что передается в естественных и искусственных системах. 4. Информация – интегративное понятие, в значении «смысл», если речь идет о познании, управлении и обучении; в значении – «данные».


Слайд 48

ИНФОРМАЦИЯ Квантитативный подход к определению информации Шеннон ввел понятие «информационной энтропии», выражающее меру неопределенности – произведение вероятности некоторого события на её логарифм со знаком «?»


Слайд 49

ИНФОРМАЦИЯ Информация по Шеннону определяется как приращение энтропии, т.е. то, что уменьшает энтропию ? неопределенность . Основываясь на вероятностном определении вероятности, мы неизбежно приходи м к проб леме детерминизма/индетерминизма


Слайд 50

ИНФОРМАЦИЯ Для представления проблемы «неопределенностей» Р.Эшби ввёл понятие «орг». Орг – это объект любой природы. Мн-во возможных исходных состояний орга называется – «операндами». Множество результирующих состояний оргов – «образы»


Слайд 51

ИНФОРМАЦИЯ Поведением орга называется установление соответствия между множеством операндов и множеством образов. Если каждый элемент множества образов входит в множество операндов, то преобразование называется замкнутым. Если каждому операнду соответствует точно один образ и все они различны, то это – «однозначность»


Слайд 52

ИНФОРМАЦИЯ Системой называется тройка: ?{орги}, {операнды}, {образы}?. Система называется детерминистической, если и т. е. преобразование имеет в ней замкнутое и однозначное преобразование. Если преобразование незамкнуто или неоднозначно, то система неопределённостная. Классическая наука имеет дело только с детерминистическими системами


Слайд 53

ИНФОРМАЦИЯ Одним из способов устранения неопределенностей (уменьшения энтропии) является способ вероятностных описаний. В этом подходе исходный неопределённостный орг заменяется производным от него , поведение которого рассматривается как вероятность поведения исходного


Слайд 54

ИНФОРМАЦИЯ Ясно, что для новой системы поведение становится замкнутым и однозначным, а сама она – детерминистической (пример –бросание монеты наугад)


Слайд 55

ИНФОРМАЦИЯ Наше определение: информация – идеальный объект, «то, из чего состоит» инфомир; в модели редуцируется до идеализированных объектов, являющихся познаваемыми аспектами информации (относительно субъекта): контентов, смыслов, знаний


Слайд 56

Курс лекций «Философия и методология научного исследования: когнитивная модель образования в обществах знания» В.С.Меськов, С.Н.Бычков Спасибо за внимание! Сайт курса: www.open-content.ru


×

HTML:





Ссылка: